Заповедует ли Моисеев Закон ненависть к врагам?
Иисус говорит в Нагорной проповеди: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего» (Матф.5:43).
Фраза «Вы слышали, что сказано [древним]» в Матф.5 повторяется пять раз. Иисус заявляет:
Матф.5:18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. 19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. 20 Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.
И в следующем тексте озвучивает первое упоминание рефрена с анализируемым примером:
Матф.5:21 Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.
Что с чем здесь сравнивает Иисус? С чем Он солидарен, а что критикует?
В 18 тексте Иисус энергично высказался в пользу неизменности и действительности Закона. Тогда что Он отрицает?
Исследователи высказывают несколько версий. По их мнению, здесь Иисус критикует:
1) поговорку «люби друзей и ненавидь врагов», распространенную в греко-римском мире;
2) учение кумранской общины, известной своей ненавистью к врагам Бога;
3) устную традицию книжников и фарисеев (20 текст), чье учение люди слышали в синагогах;
4) общий контекст Ветхого завета, заповедующий войны с агрессивными многобожниками.
Проанализируем эти варианты по порядку.
Тезис о ГРЕКО-РИМСКОЙ ПОГОВОРКЕ представляется наименее вероятным. Хотя Иисус в детстве жил в Египте, а большую часть жизни на севере, а Галилее, еще Исаией названной «языческой» (Ис.9:1), Его учение сориентировано на веру и культуру Израиля. Иисус заявлял, что «послан только к погибшим овцам дома Израилева» (Матф.15:24). Он только эпизодически выходит за пределы Земли Обетованной для точечных контактов с отдельными язычниками (сирофиникиянка, гадаринский одержимый, самаритянка) и быстро возвращается. Процитированная Им по другому поводу поговорка «врач, исцели сам себя» (Лук.4:23) приведена только греком Лукой. Похожие на нее мысли находятся как в языческих, так и в иудейских источниках античности (трагедии Эсхила «Прометей прикованный» и Берешит Рабба, иудейском комментарии 4-5 века н.э. на книгу Бытие).
Теория о КУМРАНЕ как источнике христианства сегодня весьма популярна, в частности, в иудейских кругах. Библия не упоминает о кумранитах / ессеях напрямую, однако общих черт у христиан с кумранитами немало, если верить тем древним авторам, которые оставили описание этой иудейской группы — Филону Иудейскому, Иосифу Флавию и Плинию Старшему.
Противоречивый образ пустыни является у евангелистов сквозной идеей. Там искушает дьявол (Матф.4:1) и бродят нечистые духи (Лук.11:24), туда выходят банды мятежников (Деян.21:38). Но там же Исаия помещает голос, взывающий о приготовлении пути Господу (Ис.40:3), и во исполнение этого пророчества там живет и проповедует Иоанн Креститель. Позже там учит и чудотворит Иисус.
Подобно кумранитам, Иоанн Креститель, Иисус и апостолы критикуют как языческое, так и иудейское сообщество, призывая превзойти их стандарты праведности. Они считают участие в храмовых обрядах недостаточным для оправдания перед Богом. Как и кумраниты, Иоанн Креститель, Иисус и апостол Павел безбрачны, бездетны и дистанцированы от денег и светских карьер. Все трое считают единоверцев настоящей духовной семьей. Их ученики делят бюджет, путешествуют вместе, часто встречаются для совместных трапез и учения.
Однако ессеям было запрещено делиться с посторонними своей верой, в то время как Креститель, Иисус и Павел изображены личностями с широкой общественной программой, стремившимися к максимальному распространению своих идей. Всемирную проповедь Евангелия Иисус видит настолько важной задачей, что без ее завершения не может окончиться история (Матф.24:14). Все трое подчеркивают, что всегда стремились действовать открыто и публично.
И главный контраргумент: ессеи культивировали ненависть к врагам и готовились к финальной битве сынов света с сынами тьмы при пришествии Мессии.
Вот цитата из Устава их общины: «Он [Бог] приказал через Моисея и через всех Своих рабов пророков, {и} чтобы любить все, 4. что Он избрал, и ненавидеть все, что Он отверг, дабы удаляться от всякого зла 5. и дабы прилепляться ко всем благим делам; и чтобы творить истину и милость, и закон 6. на земле (или: в стране) и не ходить более в закоснелости преступного сердца и развратных глаз, 7. делая всякое зло. (Следует) ввести всех самоотверженно жертвующих собой, чтобы творить законы Бога, 8. в праведный союз для объединения в совете Бога и чтобы ходить перед лицом Его непорочно, (согласно) всем 9. откровениям по срокам их свидетельств, и любить всех сынов Света, каждого 10. сообразно его жребию в совете Бога, и ненавидеть всех сынов Тьмы, каждого по его преступлению 11. (сообразно) с возмездием Бога».
В то время как Креститель проповедуемую им духовную реформу отказался сочетать с восстанием против римлян (Лук.3:10-14), а Иисус учил о любви к врагам (Матф.5). Можно было бы думать, что Новый завет не упоминает о есееях из-за их радикализма, если бы не кличка Зилот / Кананит (эти два слова на греческом и арамейском означают «ревнитель», — по Иосифу Флавию, активный борец против римского владычества) у Симона, одного из двенадцати апостолов Иисуса. Да и Павел в своих письмах часто характеризовал себя до и после уверования в Иисуса духовным ревнителем (Деян.22:3, Гал.1:14), т. е. религиозным зилотом.
Более вероятным кажется предположение, что Иисус в Матф.5 критикует учение КНИЖНИКОВ И ФАРИСЕЕВ. Ведь они прямо упомянуты в 20 тексте как те, чью праведность должны превзойти Его ученики.
Но такая версия также оставляет сомнения, если посмотреть на контекст фразы «вы слышали, что сказано древним».
Вот компоненты этой мысли:
а) современники Иисуса (народ и ученики) должны были
б) слышать, что
в) сказано
г) древним.
Одно из толкований звучит так: иудеи времен Иисуса посещали синагоги, где раввины примешивали к Писанию свои идеи, часть которых отрицал Иисус. В ряде случаев происходило именно так (Мар.7:1-13). Но это ли имеет в виду Иисус в Матф.5?
Чтобы обосновать эту мысль, обращают внимание на то, что Иисус в Матф.5 употребляет выражение «слышали, что сказано», в то время как ссылки на Писание Он обозначает словом «написано». Таким образом, слышать можно в синагоге т. н. «устную Тору» — учение фарисеев и книжников, которое они прибавляют к Божьему слову.
Но, кажется, разница между этими словами не очевидна.
СЛЫШАНИЕ может указывать и на Писание:
Иоан.12:34 Народ отвечал Ему: мы слышали из закона, что Христос пребывает вовек; как же Ты говоришь, что должно вознесену быть Сыну Человеческому? кто Этот Сын Человеческий?
Деян.8:30 Филипп подошел и, услышав, что он читает пророка Исаию, сказал: разумеешь ли, что читаешь?
Иак.5:11 Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец [оного] от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен.
Рим.10:17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
Евр.4:2 Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. [Автор сравнивает небрежение древних израильтян к словам пророков с сомнениями некоторых иудеев-христиан].
Евр.12:19 не к трубному звуку и гласу глаголов, который слышавшие просили, чтобы к ним более не было продолжаемо слово, [Речь идет о даровании Закона Израилю на Синае в пустыне].
СКАЗАНО также может обозначать текст Писания:
Лук.4:12 Иисус сказал ему в ответ: сказано: не искушай Господа Бога твоего.
Лук.24:27 И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании.
Иоан.7:38 Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой.
Иоан.7:42 Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид?
Наконец, кто такие ДРЕВНИЕ?
Евр.11:2 В ней [вере] свидетельствованы древние. [И далее идет перечисление ветхозаветных праведников].
Деян.15:21 Ибо [закон] Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу.
Лук.9:19 Они сказали в ответ: за Иоанна Крестителя, а иные за Илию; другие же [говорят], что один из древних пророков воскрес.
2Петр.2:5 и если не пощадил первого [в греческом тексте здесь употреблено то же слово «древнего», что и в Матф.5] мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир нечестивых;
Откр.12:9 И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним.
Иисус жил в традиционалистском обществе, где всякая новизна воспринималась с таким подозрением, что должна была маскироваться под старину. Инновационность казалась опасной самоуверенностью. Древность чего-либо виделась не как изношенность, отжилость, но как испытанность временем и предыдущими поколениями.
Во свете этого мог ли Иисус и Его слушатели считать «древними» авторов греко-римской поговорки или своих современников ессеев? Очень и очень вряд ли. Тем более что ряд ученых сегодня считает, что ессеи жили позднее Иисуса, — накануне разрушения Второго Храма в 70 г. н.э. до восстания Бар Кохбы в 135 г. н.э.
На титул «древних» могут, более вероятно, претендовать ветхозаветные израильтяне с Моисеем во главе и, менее вероятно, основатели традиции книжников и фарисеев.
С Моисеем понятно — от него до Иисуса более тысячи лет.
Значительная, хотя и более короткая история предполагается у движения книжников. По всей видимости, она восходит к вавилонскому плену.
Пророк Иезекииль происходит из священнического рода (Иез.1:3). Когда в плену он получает Божьи видения, то по болезни (предполагают временный паралич (Иез.4) и немоту — 3:26) не может выходить к народу, и тогда старейшины иудейские сидят в его доме перед его лицом (Иез.8:1) в ожидании откровений свыше. Это прообраз раввина, который занимается с учениками в своем доме. Пока всё логично: удаленный от Храма, священник исполняет остальные свои обязанности — учит народ (Лев.10:11).
Но вот и новости: Даниил с друзьями происходят из рода Иудина (Дан.1:6). Книга не упоминает их контакты с сыновьями Левия, но это им не мешает собираться своим кругом для молитвы, веря, что Бог будет говорить к ним (Дан.2:17-18). У Даниила есть своя копия либо доступ к книге Иеремии, и он упоминает и другие (пророческие?) книги (Дан.9:2). Таким образом, нелевиты борются за свое право и в неволе исполнять Закон, молятся вместе и изучают Слово. Без Храма значение левитов падает, и на первое место выходят общеизраильские формы благочестия: ритуальная чистота (Дан.1), молитвенная активность (Дан.2, 6), отказ от идолопоклонства (Дан.3), пост (Дан.9 и 10), мудрость как знание пророческих книг (Дан.9). Всё это черты синагоги, сеть которых формируется именно в диаспоре как некая замена Храма.
Похожий переход видим и после плена: как священники Иеремия и Иезекииль были переходным звеном, возвещая о новом завете как способе служения Богу Израилевому без земного Храма, так и здесь священник Ездра назван первым книжником, чье стремление «учить в Израиле закону и правде» (Ездр.7:10) приобретало видимые черты при поддержке государственного админресурса в лице князя Неемии с царскими письмами, деньгами и судебной системой. Здесь уже находим чтение Закона на городской площади, а не во дворе Храма (Неем.8), и борьбу за чистоту веры: дистанцирование от окрестных народов с их религиозным синкретизмом (Езд.4, Неем.13), расторжение браков с язычницами (Езд.9-10), прощение долгов единоплеменникам (Неем.5), защиту субботнего покоя (Неем.13).
Что же имеет Иисус в виду в Матф.5: Писание или фарисейское предание?
Посмотрим, опираются ли на Писание приведенные Иисусом ссылки, либо противоречат Божьему слову.
ФРАЗА ПЕРВАЯ. Матф.5:21 Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.
Это Закон так говорит, или традиция?
Исх.20:13 Не убивай.
Чис.35:24 то общество должно рассудить между убийцею и мстителем за кровь по сим постановлениям;
Видим полнейшее согласие с Писанием. Что Иисус делает с этими заповедями?
Матф.5:22 А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной. 23 Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, 24 оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. 25 Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; 26 истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.
Как видим, Иисус вместо государственного, национального измерения Моисеевых заповедей обращается к личностному измерению жизни верующего. Он призывает не гневаться напрасно, приравнивая такой гнев к убийству. Отменяет ли Его учение силовые структуры? Отнюдь. Здесь Он выносит приговор гневающемуся напрасно, осуждая его на суд синедриона и даже геенну огненную (смертную казнь?). Он не отменяет Храм и его обряды, и земные суды, даже признавая их коррумпированность.
ФРАЗА ВТОРАЯ. Матф.5:27 Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй.
Опять Декалог.
А вывод?
Матф.5:28 А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. 29 Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. 30 И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
Довольно жесткий язык. Как-то непохоже на либерализм: «вырви глаз», «отсеки руку». И опять геенна. Но здесь человеку уже предложено судить самого себя. Ясно, что если даже за мысль такое возмездие, то об отмене наказания за физическое прелюбодеяние тут речь явно не идет.
ФРАЗА ТРЕТЬЯ. Матф.5:31 Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную.
Это опять же буква Закона:
Втор.24:1 Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, 2 и она выйдет из дома его, пойдет, и выйдет за другого мужа, 3 но и сей последний муж возненавидит ее и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, или умрет сей последний муж ее, взявший ее себе в жену, — 4 то не может первый ее муж, отпустивший ее, опять взять ее себе в жену, после того как она осквернена, ибо сие есть мерзость пред Господом, и не порочь земли, которую Господь Бог твой дает тебе в удел.
Каков комментарий Иисуса?
Матф.5:32 А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.
Ничего нового Иисус здесь не добавляет. Во Втор.24 не вообще «что-нибудь противное» имеется в виду, а супружеская измена: «ганебна річ» (перевод Огиенко), «неподобающее» (РБО 2015), «позорное» (Новый русский перевод), «постыдное» (перевод Сончино), «непристойность» (New American Standard Bible), «нечистота» (King James Version). Иисус уточняет заповедь Моисея, устрожая ее.
ФРАЗА ЧЕТВЕРТАЯ. Матф.5:33 Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.
Чис.30:3 если кто даст обет Господу, или поклянется клятвою, положив зарок на душу свою, то он не должен нарушать слова своего, но должен исполнить все, что вышло из уст его.
Полнейшее согласие с Писанием. Не полное, но соответствие большинства слов в обеих цитатах.
А вывод?
Матф.5:34 А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; 35 ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; 36 ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. 37 Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.
Опять же Иисус ужесточает заповедь, данную Моисеем. Он не возражает против клятв как таковых, ведь крещение, например, является обещанием Богу доброй совести, а свадебная процедура обязательно включает в себя взаимные обязательства супругов. Люди клянутся, участвуя в судебных процедурах, принося присягу в армии, обязуясь не разглашать тех или иных профессиональных секретов, и в ряде других ситуаций.
Иисус требует однозначности (отказа от лукавства и словесных уловок) и правдивости в любых словах, не только произнесенных под судебной клятвой либо относящихся к обету перед Богом.
ФРАЗА ПЯТАЯ. Матф.5:38 Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.
Лев.24:20 перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал повреждение на [теле] человека, так и ему должно сделать.
Здесь уже полное совпадение, кроме разве что нет союза «и» между синонимичными фразами, усиливающими требование справедливого воздаяния на суде.
Вывод Иисуса?
Матф.5:39 А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; 40 и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; 41 и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. 42 Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.
Везде идет речь о личных врагах и противниках человека: ударит тебя, судиться с тобой, взять у тебя, принудит тебя, просящему у тебя, хотящего занять у тебя.
Противоречит ли Иисус заповеди о справедливом воздаянии? Нет. Уже много говорилось о том, что Иисус обращается к потерпевшей стороне судебной тяжбы. Моисей говорит судьям о обидчике, а Иисус обращается к обиженному. Как мы уже читали, Иисус не выступает против судебной системы как общественного института либо развода как явления, но показывает, что именно Его ученик в этих ситуациях может сделать лично, со своей стороны, для гармонизации общественной жизни с Божьей волей.
И что же? Не обострять личностный конфликт. Не сводить жизнь к череде судебных тяжб. Не ссориться с неприятелями по каждому поводу. Это римляне ввели правило, что имели право заставить израильтянина нести их ношу на определенное расстояние, подобно тому, как они заставили Симона из Кирены нести крест обессилевшего Иисуса. Не разрушать отношений с людьми, отказывая им в финансовой помощи, возможно, и без надежды получить долг назад (Лук.6:30).
Наконец, ШЕСТОЙ и последней ФРАЗОЙ в этом рефрене является обсуждаемые нами слова.
Матф.5:43 Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.
Бесспорно, что в этой последней фразе как минимум первая часть также является дословной ссылкой на Закон.
Лев.19:18 Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь.
И вот толкование:
Матф.5:44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, 45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. 46 Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? 47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? 48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.
Это одно из самых характерных черт учения Иисуса, одно из самых сложных для понимания и тем более применения. Ясно то, что Иисус призывает относиться к врагам асимметрично: любить в ответ на их вражду, благословлять в ответ на проклятия, благотворить в ответ на ненависть, молиться в ответа на обиды и гонения.
Однако подобные заповеди есть и у Моисея:
Исх.23:4 Если найдешь вола врага твоего, или осла его заблудившегося, приведи его к нему; 5 если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его; развьючь вместе с ним.
Моисей также отговаривает от личной вражды:
Чис.35:20 если кто толкнет кого по ненависти, или с умыслом бросит на него [что-нибудь] так, что тот умрет, 21 или по вражде ударит его рукою так, что тот умрет, то ударившего должно предать смерти: он убийца; мститель за кровь может умертвить убийцу, лишь только встретит его.
Втор.19:11 Но если кто будет врагом ближнему своему и будет подстерегать его, и восстанет на него и убьет его до смерти, и убежит в один из городов тех, 12 то старейшины города его должны послать, чтобы взять его оттуда и предать его в руки мстителя за кровь, чтоб он умер; 13 да не пощадит его глаз твой; смой с Израиля кровь невинного, и будет тебе хорошо.
Об этом же говорят и другие библейские авторы:
Прит.25:21 Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою: 22 ибо, [делая сие], ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе.
Итак, из шести поучений такого рода в Матф.5 все остальные явно опираются на Божий Закон. Иисус в основном продолжает траекторию Моисеевых заповедей, придавая им личностный характер и ужесточая их требования к человеку.
Но как быть со словами «ненавидь врага твоего»? Может, именно здесь Иисус переключился на нормы общины ессеев, зилотов или других учителей, видевших ревность по Богу в готовности сражаться с римлянами?
Исследованный нами контекст требует найти соответствие в Моисеевом Законе.
Если Иисус перефразирует в первой части заповедь о любви к ближнему из Лев.19:18, то могут ли Его слова о ненависти к врагам быть недословным обобщением ряда фрагментов из Закона на эту тему? Например:
Исх.17:13 И низложил Иисус Амалика и народ его острием меча. 14 И сказал Господь Моисею: напиши сие для памяти в книгу и внуши Иисусу, что Я совершенно изглажу память Амаликитян из поднебесной.
Чис.25:11 Финеес, сын Елеазара, сына Аарона священника, отвратил ярость Мою от сынов Израилевых, возревновав по Мне среди их, и Я не истребил сынов Израилевых в ревности Моей; 12 посему скажи: вот, Я даю ему Мой завет мира, 13 и будет он ему и потомству его по нем заветом священства вечного, за то, что он показал ревность по Боге своем и заступил сынов Израилевых. (…) 17 враждуйте с Мадианитянами, и поражайте их, 18 ибо они враждебно поступили с вами в коварстве своем, прельстив вас Фегором и Хазвою, дочерью начальника Мадиамского, сестрою своею, убитою в день поражения за Фегора.
Втор.7:16 и истребишь все народы, которые Господь, Бог твой, дает тебе: да не пощадит их глаз твой; и не служи богам их, ибо это сеть для тебя. 17 Если скажешь в сердце твоем: «народы сии многочисленнее меня; как я могу изгнать их?» 18 Не бойся их, вспомни то, что сделал Господь, Бог твой, с фараоном и всем Египтом, 19 те великие испытания, которые видели глаза твои, знамения, чудеса, и руку крепкую и мышцу высокую, с какими вывел тебя Господь, Бог твой; то же сделает Господь, Бог твой, со всеми народами, которых ты боишься; 20 и шершней нашлет Господь, Бог твой, на них, доколе не погибнут оставшиеся и скрывшиеся от лица твоего; 21 не страшись их, ибо Господь, Бог твой, среди тебя, Бог великий и страшный. 22 И будет Господь, Бог твой, изгонять пред тобою народы сии мало-помалу; не можешь ты истребить их скоро, чтобы не умножились против тебя полевые звери; 23 но предаст их тебе Господь, Бог твой, и приведет их в великое смятение, так что они погибнут; 24 и предаст царей их в руки твои, и ты истребишь имя их из поднебесной: не устоит никто против тебя, доколе не искоренишь их. 25 Кумиры богов их сожгите огнем; не пожелай взять себе серебра или золота, которое на них, дабы это не было для тебя сетью, ибо это мерзость для Господа, Бога твоего; 26 и не вноси мерзости в дом твой, дабы не подпасть заклятию, как она; отвращайся сего и гнушайся сего, ибо это заклятое.
Втор.23:3 Аммонитянин и Моавитянин не может войти в общество Господне, и десятое поколение их не может войти в общество Господне во веки, 4 потому что они не встретили вас с хлебом и водою на пути, когда вы шли из Египта, и потому что они наняли против тебя Валаама, сына Веорова, из Пефора Месопотамского, чтобы проклясть тебя; 5 но Господь, Бог твой, не восхотел слушать Валаама и обратил Господь Бог твой проклятие его в благословение тебе, ибо Господь Бог твой любит тебя. 6 Не желай им мира и благополучия во все дни твои, во веки.
Втор.25:17 Помни, как поступил с тобою Амалик на пути, когда вы шли из Египта: 18 как он встретил тебя на пути, и побил сзади тебя всех ослабевших, когда ты устал и утомился, и не побоялся он Бога; 19 итак, когда Господь Бог твой успокоит тебя от всех врагов твоих со всех сторон, на земле, которую Господь Бог твой дает тебе в удел, чтоб овладеть ею, изгладь память Амалика из поднебесной; не забудь.
Мы видим, что есть целый ряд заповедей, направленных на прежнюю агрессию, обязательство мести, негативное повседневное отношение со стороны многобожных соседей Израиля.
Как их совместить с заповедями о необходимости поднять упавшую скотину врага, вернуть ему убежавшее животное, напоить его самого водой и дать ему хлеба, не враждовать с ним и не пытаться физически сжить его со свету?
Прежде всего надо помнить, что завоевание Ханаана не носило постоянного характера. Это был уникальный акт, длившийся часть жизни одного предводителя — Иисуса Навина. Тогда Бог сражался за Израиля, а народ в ряде случаев вообще не касался врагов ни рукой, ни мечом. Так было, прежде всего, когда Господь потопил фараонову конницу в Красном море.
Расширение пределов Израиля в дальнейшем произошло уже во времена царей. Давид и Соломон увеличили территорию своего царства в три раза. Другое дело, что войны почти без исключения велись уже самими израильтянами, и всё больше чести за победы воздавалось уже не Богу, а царю. А Соломон, как известно, расширял свои владения и вовсе богопротивными методами: вопреки закону царства во Втор.17, умножал жен-язычниц, торговал конями, умножал золото в международной торговле. Всё это привело его царство к расколу и упадку.
А заповеди о ненависти имели целью выстроить дистанцию между израильтянами и язычниками. В них ненависть была ответом на предыдущие нападения, т. е. агрессивная война запрещалась в принципе. За пределы Ханаана Израиль мог выходить только для подавления сторонней агрессии, но и случае капитуляции города его нельзя было разрушать, а нужно было с дальними народами заключить мирный договор и взимать с них дань (Втор.20).
Нигде в заповедях о мести нет личностного аспекта. Здесь месть не носила личного характера, а была частью государственной идеологии и обоснования вооруженной защиты своей территории. Упомянутый в Чис.25 священник Финеес не мстил за себя — сын начальника поколения Симеонова, развлекавшийся с мадианитянкой во время излития Божьего гнева на Израиль, личные интересы Финееса не нарушал и, думается, не был его личным врагом до этого.
Бог запретил Израильскому государству заключать мирные союзы со своими ближайшими соседями, а дальние народы повелел смирять карательными походами. Если у государства нет мирных договоров и дипломатических отношений с соседями, то в лучшем случае это никем не признанное государство, в худшем это предмет всеобщей ненависти и вражды. Какими должны были быть богоугодные отношения Израиля со своими соседями?
Втор.28:10 и увидят все народы земли, что имя Господа нарицается на тебе, и убоятся тебя.
Ни о каких поцелуях и рукопожатиях речи нет. Страх — вот что ждет язычников. Или бунт — и тогда уже уничтожение.
Из перечисленных вначале текстов можно выбрать три прямых повеления: 1) враждуйте, 2) не желай мира, 3) изгладь память.
Разве нельзя их обобщить (а, похоже, вся Нагорная проповедь — это обобщения казуистического языка Торы) как повеление ненавидеть своих врагов?
Вообще, что смущает христиан в таком толковании? Ведь никто же не толкует предыдущие три фразы Иисуса в том смысле, что теперь можно убивать или не судить убийцу, прелюбодействовать, нарушать клятвы или отказаться от справедливого воздаяния на суде.
Здесь нет необходимости прибегать к «костылю» устной традиции, с которой спорит Иисус. Он в Матф.5 делает программное заявление: как именно Он собирается преподавать ТОРУ. Вот что Его интересует. Ведь все Его эти повеления «вопреки» слышанному — это же не отмена Торы, а Его традиция, Его собственное учение. Демонстрация того, как Он толкует и применяет Закон.
Иисус от государственного измерения Торы здесь переключается к личностному. Его Церковь — не государственное образование. Иисус и его апостолы не отменили суды, полицию и армию (Рим.13). Тогда что изменилось? Отделенная от государства, опирающегося на меч, Церковь призвана стать социальной лабораторией новых отношений Закона любви (1Кор.13).
Ученики Иисуса призваны не убивать не только делом, но и словом, не только физически не прелюбодействовать, но и в мыслях, не нарушать свое слово, даже если формально и не клялся, избегать силовых методов решения вопроса — тех же судебных исков, и наконец, отказаться от личной мести.
А что не так с местью? Ведь месть как таковая — неотъемлемая характеристика справедливости и черта Божьего характера. Вся книга Откровение — это описание Божьей мести Своим врагам.
Почему Иисус выступает против личной мести? Чтобы ученики могли осуществлять свою работу, минимально (а в идеале совсем не) завися от силовых структур государства. Им не нужны армия, суды и полиция, чтобы заботиться, проповедовать, исцелять, совершать чудеса. Иисус пытается вернуть человека в рай, в состояние, когда человечество (в идеале) могло бы не уничтожать себя без «узды» силовых структур (Быт.9:6), которые так легко поддаются манипулированию при помощи властных полномочий, денег и словесных уловок.
Максим Балаклицкий
Автор благодарит Игоря Куриляка, Владимира Лукина, Виталия Обревко и Дмитрия Левина за ценные консультации при написании статьи. Все ошибочные сведения и выводы принадлежат исключительно автору материала.
Комментарии (2):
Юрий Тимошенко
| Ссылка на комментарий
Все мы учимся с Божьей помощью праведной жизни в Господе. Поэтому, и молитвы друг за друга, и совместные обсуждения в поисках истины да будут постоянными спутниками нашей жизни.
Благодарю автора и всех соавторов за интересный и полезный материал. Хочу продолжить разговор о выводах и реализации заповедей Учителя в нашей жизни.
В жизни мы сталкиваемся, как с верующими людьми разных христианских конфессий, так и с язычниками, атеистами… С людьми, ведущими пассивную духовную жизнь, и с теми, кто активно практикует оккультизм, … Они враги? Духовно – да. Они – враги Богу, а значит, и нам. Как в нашей реальной жизни противостоять им (т.е. их влиянию), действующим по отношению к нам (к нашим семьям, родственникам, …), в том числе, и через общественные и государственные структуры?
Ценный акцент делает Павел в Еф.6:12: мы противостоим не братьям/сестрам по крови, а исповедуемому ими духовному злу, исходящему от «владыки мира тьмы».
Да, мы – отцы семейств и родов – несем перед нашим Богом ответственность за жизнь и за дела, какие происходят в наших семьях. И, поэтому, молимся за наших верующих и неверующих родственников, помогаем практически в разрешении жизненно важных вопросов, … Это – наш долг. Но, обращаться ли нам за помощью в гос. учреждения? Привлекать ли в помощь силовые структуры: полицию, прокуратуру, суды?..
Полностью согласен с выводом, что полный отказ от личной мести – это абсолютно христианский подход. И это не только для того, чтобы больше уделять времени духовному труду: вся наша жизнь – это духовная проповедь жизни в Господе. Но, и потому, что это – воля нашего Господа, цитируемая апостолом Павлом в Рим.12:19: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу (Божию). Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь…». Этот текст говорит о том, что Иисус берет на Себя дело отмщения. Почему? Потому, что Он – Царь справедливый и праведный (Иер.23:5), Судия истинный (Иоан.8:16), читающий, как и Отец Небесный, наши сердца и ведающий лучше любого человека, как о степени согрешения, так и о степени наказания для каждого Своего провинившегося творения.
Означает ли это, что человек, носящий имя Христа и живущий «своей» христианской жизнью, должен уходить от решений вопросов с миром в том числе и с помощью гос. органов управления, силовых структур или др.? Мы, призванные Богом в ряды народа Божьего, являемся также и гражданами своего земного народа (славу которого его царь внесет в свое время в Небесный град – Откр.21:24-26). Поэтому, если «существующие власти от Бога установлены» (Рим.13:1), то разве могут быть предосудительными наши обращения к ним ради решения вопросов, связанных со здоровьем, с судьбами и с самой жизнью тех, за кого мы несем ответственность, за кого ходатайствуем, чьи интересы отстаиваем? Призвав нас, Бог ожидает, что мы будем, как и наш Господь, открывать Его характер миру. И здесь важно не где показывать христианский подход в решении вопросов, а как христиане поступают в той или иной ситуации: когда на клевету отвечают аргументированными ответами; когда, открывая правду, осуждают ложь, ставя при этом людей (в т.ч. чиновников, судей, представителей властных структур и проч.) перед выбором – идти на сделку с совестью или поступать по справедливости, соблюдая законность? (Разве не этого желает наш Небесный Отец, являя миру Закон Жизни – см.Откр.11:19 с учетом 1Кор.16,17?)
Почему апостол Павел потребовал открытого уважительного отношения воевод, воспользовавшись своим правом римского гражданина (Деян.16:35-40)? Ради удовлетворения своего самолюбия или ради демонстрации силы Христова учения и Божьего всемогущества в нашем мире? А Матф.7:7-8 относится только к духовным дарам или к реалиям нашей жизни тоже (сколько раз я наблюдал, как люди получали то, к чему стремились в жизни; и как многие разочаровывались и терялись из-за неправильно выбранных приоритетов, когда осознавали, что достигнутые ими цели не приносят счастья…)?
Поэтому, пребывая в постоянном молитвенном общении с Небесным Отцом и Иисусом Христом, демонстрируя христианский образ жизни и постоянно помня Еф.6:12, следует решать вопросы всеми доступными способами, согласующимися с Божьими принципами межличностных отношений. И при этом всегда руководствоваться добрым напутствием апостола: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим.12:21).
Что значит быть побежденным злом? Это значит пустить в свое сердце ропот, неправедный гнев, ненависть, планы мести, … Кто переживал это состояние хоть раз, тот знает, как сложно в таких условиях сохранить здравомыслие, рассудительность и желание поиска компромиссов. И в таком состоянии очень легко уподобиться своим обидчикам, т.е. стать одним из них. (Кажется Марк Твен высказал мысль, что скандальные люди своей наглостью вызывают людей на споры и скандалы с ними, а затем втянувшихся побеждают своим профессионализмом). И этого допускать нельзя.
Что значит побеждать добром? Это, прежде всего, ощущать себя в критической ситуации не оскорбленной личностью, а, подобно Иисусу, защитником истины Бога. И, делая акцент не на отношении к себе, а на явлении обидчикам Божьего характера, праведного подхода в разрешении конкретной ситуации, включающего не только готовность пожертвовать чем-либо ради праведного разрешения вопроса, но вскрытие и обличение обмана и зла в любом его проявлении (Еф.6:10-18). Так учил и поступал наш Господь, общаясь с учениками, с простыми людьми, с религиозными и светскими чиновниками, …
Бог утвердил Закон Жизни. И как Правитель, ответственный за созданный Им мир, Он требует исполнения Его Закона от всех сотворенных Им существ – как ангелов, так и людей. Поэтому, логичнее, думаю, действия Бога квалифицировать не как месть за непослушание, а как практическую реализацию Его Закона, установленного Им ради устройства порядка и мира в среде Его творений и Гарантом которого Он, как Всевышний Владыка, выступает.
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
Юрий Тимошенко,
Спасибо за глубокие мысли.