Откуда Иисус берет цитату «ненавидь врага своего»?
Матф.5:43 Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.
Действительно ли Иисус здесь ссылается на небиблейские источники, если все Его предыдущие ссылки в стиле «вы слышали, что сказано» опираются на Писание?
Мой вопрос: если Иисус перефразирует заповедь о любви к ближнему из Лев.19:18, то может ли быть так, что Его слова о ненависти к врагам являются недословным обобщением ряда фрагментов из Закона на эту тему? Например:
Исх.17:13 И низложил Иисус Амалика и народ его острием меча.
14 И сказал Господь Моисею: напиши сие для памяти в книгу и внуши Иисусу, что Я совершенно изглажу память Амаликитян из поднебесной.
Чис.25:11 Финеес, сын Елеазара, сына Аарона священника, отвратил ярость Мою от сынов Израилевых, возревновав по Мне среди их, и Я не истребил сынов Израилевых в ревности Моей;
12 посему скажи: вот, Я даю ему Мой завет мира,
13 и будет он ему и потомству его по нем заветом священства вечного, за то, что он показал ревность по Боге своем и заступил сынов Израилевых.
17 враждуйте с Мадианитянами, и поражайте их,
18 ибо они враждебно поступили с вами в коварстве своем, прельстив вас Фегором и Хазвою, дочерью начальника Мадиамского, сестрою своею, убитою в день поражения за Фегора.
Втор.7:16 и истребишь все народы, которые Господь, Бог твой, дает тебе: да не пощадит их глаз твой; и не служи богам их, ибо это сеть для тебя.
17 Если скажешь в сердце твоем: «народы сии многочисленнее меня; как я могу изгнать их?»
18 Не бойся их, вспомни то, что сделал Господь, Бог твой, с фараоном и всем Египтом,
19 те великие испытания, которые видели глаза твои, знамения, чудеса, и руку крепкую и мышцу высокую, с какими вывел тебя Господь, Бог твой; то же сделает Господь, Бог твой, со всеми народами, которых ты боишься;
20 и шершней нашлет Господь, Бог твой, на них, доколе не погибнут оставшиеся и скрывшиеся от лица твоего;
21 не страшись их, ибо Господь, Бог твой, среди тебя, Бог великий и страшный.
22 И будет Господь, Бог твой, изгонять пред тобою народы сии мало-помалу; не можешь ты истребить их скоро, чтобы не умножились против тебя полевые звери;
23 но предаст их тебе Господь, Бог твой, и приведет их в великое смятение, так что они погибнут;
24 и предаст царей их в руки твои, и ты истребишь имя их из поднебесной: не устоит никто против тебя, доколе не искоренишь их.
25 Кумиры богов их сожгите огнем; не пожелай взять себе серебра или золота, которое на них, дабы это не было для тебя сетью, ибо это мерзость для Господа, Бога твоего;
26 и не вноси мерзости в дом твой, дабы не подпасть заклятию, как она; отвращайся сего и гнушайся сего, ибо это заклятое.
Втор.23:3 Аммонитянин и Моавитянин не может войти в общество Господне, и десятое поколение их не может войти в общество Господне во веки,
4 потому что они не встретили вас с хлебом и водою на пути, когда вы шли из Египта, и потому что они наняли против тебя Валаама, сына Веорова, из Пефора Месопотамского, чтобы проклясть тебя;
5 но Господь, Бог твой, не восхотел слушать Валаама и обратил Господь Бог твой проклятие его в благословение тебе, ибо Господь Бог твой любит тебя.
6 Не желай им мира и благополучия во все дни твои, во веки.
Втор.25:17 Помни, как поступил с тобою Амалик на пути, когда вы шли из Египта:
18 как он встретил тебя на пути, и побил сзади тебя всех ослабевших, когда ты устал и утомился, и не побоялся он Бога;
19 итак, когда Господь Бог твой успокоит тебя от всех врагов твоих со всех сторон, на земле, которую Господь Бог твой дает тебе в удел, чтоб овладеть ею, изгладь память Амалика из поднебесной; не забудь.
***
Повторю вопрос: если Иисус перефразирует заповедь о любви к ближнему из Лев.19:18, то может ли быть так, что Его слова о ненависти к врагам являются недословным обобщением ряда фрагментов из Закона на эту тему? Скажем, заповеди враждовать (в частности, с мадианитянами)? Если это казуистический язык, то пример мадианитян не следует ли распространить на всех врагов Израиля?
Спасибо за ответ.
Ответ: В Лев.19:18 о ненависти к врагам ничего не говорится, хотя первую часть Своего высказывания Христос позаимствовал именно в этом тексте. Следовательно, Христос не перефразировал этот текст, Он ссылается на другие источники. К тому же, говоря: «Вы слышали…?», Он не говорит: «Вы читали в законе?» Слышать они могли не только то, о чем написано в законе Моисея, слушали они проповеди, в которых иудейские учителя употребляли не только слова из Закона, но и традиционные свои взгляды. Считая самих себя сыновьями Авраама, а значит, выше других людей, Иудеи смотрели на всех язычников с презрением. Иудеи действительно врагов ненавидели, а врагами были все не иудеи, врагами были для них не только язычники, но даже и самаряне. Язычников они называли псами, и, как следствие, и язычники ненавидели иудеев. Вот такая вражда была между ними. Повод был для этого? Бог повелевал ненавидеть врагов? Нет, Бог так не учил, но повод был. Возьмите такой текст:
7 Ненавижу почитателей суетных идолов, но на Господа уповаю (Пс.30:7).
21 Мне ли не возненавидеть ненавидящих Тебя, Господи, и не возгнушаться восстающими на Тебя?
22 Полною ненавистью ненавижу их: враги они мне (Пс. 138:21-22).
Это слова Давида, как в первом, так и во втором тексте. Но, заявив так, Давид чувствует, что душа как-то взволнована, и на совести тревожно; и вот, не находя себе повоя, и он тут же пишет:
23 Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои;
24 и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный (Пс.138:23-24).
Но иудейские учителя, возможно, беря эти слова Давида (о полной ненависти к врагам), уже без зазрения совести не только ненавидели язычников, но и свою ненависть изливали в своих проповедях. Христос, суммируя все это, говорит:
«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». Может Иисус вообще не констатирует это как факт, а ставит риторический вопрос: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего?» Или другими словами: «Вы когда-нибудь слышали, чтобы так было сказано, чтобы ненавидеть врага? Но даже если вы что-то подобное и слышали от своих учителей, то слушайте, что скажу вам Я». И излагает им позицию Свою, это позиция и Бога по отношению к врагам.
Да, но кто-то скажет: «Так Бог уничтожал же врагов, и Своему народу повелел истреблять некоторые народы. Да, но это дело для Бога необычное, вынужденное, но никак не следствие Его ненависти. Действительно, Бог повелел им истребить семь ханаанских народов и не соединяться с ними, но для этого были особые причины; это необходимо было сделать для того, чтобы освободить место для израильского народа, а также чтобы хананеяне не стали сетью для него. Однако то, что на основании этого они сделали вывод, будто они должны ненавидеть всех своих врагов, свидетельствует об их дурном нраве. Нравственная философия язычников позволяла это. Цицерон учил: Nemini nocere nici prius lacessitum injuria — Ударь его, пока он не ударит тебя. Заметьте, как развращенное сердце человека способно извлечь для себя поддержку из слова Божьего и брать повод от заповеди для оправдания себя.
Конечно, Бог дал повеление уничтожить Амалика, да, Бог уничтожил целые города, мало того, весь мир Он уничтожил, кроме Ноя и его семьи. Разве это по ненависти к людям? Нет, из любви к остальным людям, которых Он хочет вернуть к Себе и спасти для вечности. Есть, конечно, в Священном Писании такие выражения, в которых упоминается и ярость Бога, и Его гнев; а какие слова подобрать авторам Писания, чтобы описать Божью неприязнь к беззаконию и к делающим всякую мерзость? У человека нет специальных слов, применимых к характеру Бога, поэтому приходится, описывая Божий характер, употреблять слова, которые свойственны только нам грешным людям. Но, тем не менее, авторы, применяя к Богу слова-атрибуты, применимые сугубо к человеку, пытаются подчеркнуть, что Бог ненавидит не грешника, а совершаемые им гнусные дела. А людям древности Бог повелевал:
7 Не гнушайся Идумеянином, ибо он брат твой; не гнушайся Египтянином, ибо ты был пришельцем в земле его (Втор.23:7).
Христос более ясно раскрыл волю Божью по отношению к человеку:
44 Я же говорю вам: любите врагов своих и молитесь за тех, кто преследует вас.
45 Только так вы засвидетельствуете, что являетесь детьми Отца вашего Небесного. Ведь что по Его воле солнце светит как злым, так и добрым; и дождь проливается на всех, независимо от того, почитают они Его или презирают.
46 Если вы любите тех, кто вас любит, какая в этом заслуга? Не то же самое ли делают сборщики податей?
47 И если вы приветливы только с приятелями, что в этом особенного? Даже те, кто не знает Бога, поступает так!
48 Итак, да будет любовь ваша совершенной, как совершенна любовь Отца вашего Небесного (Матф.5:44-48 перевод Серкова).
Пастор Александр Серков