Все ли болезни от лукавого?
Среди верующих людей нередко можно услышать такие слова: «За всеми болезнями стоит сатана», «Бог не может быть таким жестоким», «Бог не желает человеку зла».
С одной стороны, мы не можем не согласиться, что Бог есть любовь и Он не желает смерти грешника. С другой стороны, Он также и не бездействует, когда человек переполняет меру своих беззаконий.
Нам очень хочется получать только благо от Господа, когда мы строим свои новые взаимоотношения с Христом. Но, не вникая в Божий Закон и акцентируя свое внимание исключительно на Божьей милости (которая имеет свойство заканчиваться), мы забываем, что чистота нередко достигается в процессе тяжелой обработки, которую Господь называет наказанием.
Дьявол работает над тем, чтобы болезни постигли нас как можно скорее и как можно болезненнее. Он есть человекоубийца. Для него человеческие жизни не имеют никакого значения.
Болезни от Бога и от сатаны
В основном, целевая аудитория дьявола – это верующие, богобоязненные люди, которые служат своему Богу и своим примером спасают многие другие жизни. Его расчет на то, что вскоре верующий человек разочаруется в праведной жизни и от недостатка справедливости отойдет от служения и утратит веру.
Целевая аудитория Бога – нечестивые, отпавшие, взбунтовавшиеся люди, которые либо вообще не знали Его, либо знали, но осознанно пошли против Него, зная, чем это может закончиться.
В книге Второзаконие 30:19 написано: «Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое». Господь вправе нас предостеречь от возможного исхода событий. Право выбора остается за человеком.
Можно сказать, что болезни от сатаны приносят исключительно вред и направлены на физическую и духовную гибель человека. Они даются несправедливо.
Болезни от Бога служат как следствие пренебрежения законом, и человек несет полную ответственность за принятое решение. Они направлены на переосмысление своих поступков, после чего, если человек раскаялся, наступает фаза «возвращения блудного сына». В книге Левит 26:15-17 написано: «И если презрите Мои постановления, и если душа ваша возгнушается Моими законами, так что вы не будете исполнять всех заповедей Моих, нарушив завет Мой, — то и Я поступлю с вами так: пошлю на вас ужас, чахлость и горячку, от которых истомятся глаза и измучится душа, и будете сеять семена ваши напрасно, и враги ваши съедят их; обращу лице Мое на вас, и падете пред врагами вашими, и будут господствовать над вами неприятели ваши, и побежите, когда никто не гонится за вами».
Хочет ли Бог приносить нам страдание? Не думаю. Но это вынужденная плата за отступление. «Господь долготерпелив и велик в Своем могуществе; Господь не оставит виновных без наказания…» (Наум 1:3).
Как реагировать на такие наказания
Само по себе наказание является неприятным жизненным моментом для каждого психически здорового человека. Наказания хочется избежать, отвергнуть. Конечно, если рассматривать социальную ответственность, где нормы морали и нравов устанавливают несовершенные люди (соответственно несовершенны и нормы); где мы ответственны, и как следствие виноваты, исключительно только перед людьми, то и наказание может быть отвергнуто по объективным причинам.
Но, наряду с социальной, выступает так называемая религиозная ответственность, сущность которой заключается в несении ответственности не по человеческим нормам и стандартам, а по Божьем законам, постановлениям и уставам.
«Сын мой, не отвергай наказания Господнего и не злись на Его укор» (Притчи Соломона 3:11). Соломон понимает, что Божье наказание содействует ко благу. Оно созидает человека и дает прочувствовать всю мудрость и практичность божьего слова.
Стоит вспомнить историю Иудейского царя Иорама, записанную в книге 2-я Паралипоменон 21 главе. Он был первенцем и получил царство от своего отца Иосафата. Кроме него у отца еще было 6 сыновей: Азария, Иехиил, Захария, Азария, Михаил и Софатия. Получив власть, Иорам умертвил всех своих братьев и некоторых из князей Израилевых. После он взял себе в жены дочь царя Израильского Ахава и начал ходить их путями, неугодными Богу.
Видя безумие царя, два племени попытались выйти из-под власти Иуды и поставить своего царя. Это были Едом и Ливна. Потеряв авторитет в нескольких городах, царь пошел на них войной, собрал колесницы и ночью поразил Идумеян. Также высоты устроил он на горах Иудейских и ввел в блуждение жителей Иерусалима и духовно “соблазнил” Иудею.
Пресытившись злом Иорама, Господь посылает письмо через своего пророка Илию, где говорит: «…за то, что ты не пошел путями Иосафата, отца твоего, и путями Асы, царя Иудейского, а пошел путем царей Израильских, как вводил в блужение дом Ахавов; еще же и братьев твоих, дом отца твоего, которые лучше тебя, ты умертвил: За то, вот Господь поразит поражением великим народ твой, и сыновей твоих, и жен твоих, и все имущество твое, тебя же самого – болезнию сильною, болезнию внутренностей твоих до того, что будут выпадать внутренности твои от болезни со дня на день» (2-я Паралипоменон 21:12-15).
Как мы можем наблюдать, то Бог четко и ясно говорит Иораму, что пошлет на него болезнь и указывает четкую причину, за что и почему тот заслужил подобное отношение. Зол ли Бог? Однозначно, нет. Он справедлив и поэтому вынужден остановить масштабность развития и распространения греха во благо следующему поколению и Своему Остатку.
Книга пророка Иезекииля 28:21-24 повествует о довольно негативном пророчестве о Сидоне. Господь говорит, что произведет суд над ним и явит свою славу. В 23 стихе четко видно, что произойдет с Сидоном: «И пошлю на него моровую язву и кровопролитие на улицы его, и падут среди него убитые мечем, пожирающим его отвсюду; и узнают, что Я — Господь».
Сделал ли это Всевышний, только чтоб показать свою силу? Было ли это исключительно ради Его самопрославления? Нет. 24 стих показывает нам, что Господь делает это ради Своего народа: «И не будет он (Сидон) вперед для дома Израилева колючим терном и причиняющим боль волчцем, более всех соседей зложелательствующим ему, и узнают, что Я – Господь Бог». Сидоняне желали зла Израилю более всех остальных народов. Моровые язвы были вполне справедливым наказанием, чтобы защитить Божий народ.
Напоследок хотелось бы привести пример апостола Павла, который хорошо отображает благие Божьи намерения для спасения души. Второе послание к Коринфянам 12:7-9, демонстрирует историю Павла, где он говорит: «И чтоб я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтоб я не превозносился».
В данной ситуации болезнь Павла выступает инструментом подавления гордыни, превосходства. Верующие люди склонны гордиться и выделять себя посредством праведного образа жизни или множества знаний и учений о Христе.
Павел был не исключением. Дальше он пишет: «Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его (ангела сатаны) от меня, но Господь сказал мне: довольно тебе благодати моей, ибо сила моя совершается в немощи». Нравилась ли Павлу его болезнь? Понимал ли он ее смысл? Скорее всего — нет. Он просил об исцелении и не один раз, но Господь открыл ему свои планы, хотя он и получил отказ. Блестящие выводы делает апостол в конце своего рассказа. Он говорит: «И поэтому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова».
Выводы. Болезни бывают как от Бога, так и от дьявола. Исследуя Священное Писание и сверяя свою жизнь с ним, можно понимать их причины и источники возникновения. Господь допускает скорби исключительно для исправления характера и формирования новой, духовной личности. Божья любовь безгранична, но это не значит, что все будет безнаказанно. За свой выбор человек сам берет ответственность и несет наказание.
Богдан Нсенгимана
Комментарии (4):
гость
| Ссылка на комментарий
Исход 15:26 [26] И сказал: если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет, ибо Я Господь, целитель твой.
Богдан
| Ссылка на комментарий
Согласен, но к сожалению, это условное обетование!
Маргарита
| Ссылка на комментарий
Привет, Богдан!
Очень рада читать твои статьи! Решила написать тебе свой комментарий. Надеюсь, что дополнительная точка зрения на серьёзную тему статьи поможет тебе ещё внимательнее охватить взглядом этот вопрос.
Изучив внимательно данные тобой места Писания и добавив к ним книгу Иова можно утверждать и, думаю, нужно подчеркнуть, что у Бога всё под контролем. Без позволения Божьего сатана не может вредить человеку.
Если просто расуждать о том, что есть болезни от Бога, а есть от сатаны то может сложиться впечатление, что Бог во время «несправедливостей» нашей жизни безучасно ждёт, что мы сами сообразим, что сбились с пути.Важно обратить внимание читателя к любви и мудрости Творца,который допускает то или другое для нашго спасения. При этом Господь ни на секунду не забывает о пределах наших сил:»Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил…» 1Кор.10:13
Что касается вывода. Думаю,что не всегда можно понять причины болезней и источники их возникновения исследуя Священное Писание и сверяя свою жизнь с Ним: Ин.9:1-3, Втор.29:29
По примеру Евангелия важно направлять взгляд читающих статью на заинтересованность Бога в спасении человека! Мтф.6:26-30, Пс.22 …
Богдан
| Ссылка на комментарий
Согласен с вами,Маргарита. В книге Иова показан пример того, как Бог позволил сатане навести болезни на Иова. Но конечный результат показывает, что данные болезни не были даны просто так и оставлены без внимания. Что по поводу контроля, то я думаю так: если человек верующий и ходит перед Богом, тогда Господь печется за него и да, все под контролем. Но если человек сознательно выбирает власть сатаны, будет ли Господь защищать и контролировать жизнь в таком случае? Не будет ли это ограничение нашей воли и свободы выбора?