Десятина. Ее цель и предназначение
Первое упоминание об отделении десятой части мы находим в первой книге Пятикнижия Моисеева – Бытие. Согласно 14 главе, Авраам дал десятую часть из всего, что у него было Салимскому царю Мелхиседеку. Такой жест благодарности был ответом на благословения как непосредственно самого Авраама, так и Всевышнего Бога, который предал врагов Авраама в его руки.
Второе упоминание о десятой части мы также находим в книге Бытие 28 глава. Иаков, сын Исаака, убегая в Месопотамию от гнева своего брата Исава, заключает обет с Господом, в котором обещает давать десятую часть из всего, что ему будет даровано свыше. Но при условии, если Бог сохранит его на пути, даст хлеб и одежду, в мире возвратит его в дом своего отца и будет его Богом. Если в случае с Авраамом, отделение десятой части является разовым приношением, то в случае с Иаковом, приношение десятин приобретает постоянный характер.
Кому принадлежит десятина?
Нередко верующие люди сталкиваются с такими вопросами, как: «А кому идет моя десятина?», «Почему я должен/(-на) приносить ее именно в церковь?», «Зачем Богу нужны мои деньги?» и т.д. Действительно, если рассматривать приношение десятин как способ загладить свою вину или грех, это приобретает форму индульгенции, с которой так яро боролся М.Лютер. Еще в древнем Израиле жертва за грех и десятина имели разное предназначение и употреблялись разной группой служителей. Жертва за грех умирала за грех Израильтянина, и ее мясо могли есть только сыны Аароновы, священники. Если рассматривать исключительно контингент служителей, то десятины были предназначены для левитов. Но кому же они принадлежат? «И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу; это святыня Господня. И всякую десятину из крупного и мелкого скота, из всего, что проходит под жезлом десятое, должно посвящать Господу» (Левит 27:30;32). Данные тексты Священного Писания показывают, что десятина принадлежит Господу. Тогда почему ей пользуются левиты? «А сынам Левия, вот, Я дал в удел десятину из всего, что у Израиля, за службу их, за то, что они отправляют службы в скинии собрания» (Числа 18:21). Все десятины принадлежат Богу и Он, как проявление высшего разума и независимости, в праве распоряжаться своим имуществом и распределять его для удовлетворения различных потребностей и нужд.
Кто такие левиты?
Левиты – это отдельные представители общества сынов Израилевых, по колену Левия, сына Иакова, в обязанности которых входило обеспечение перемещения, чистоты и охраны скинии откровения, всех принадлежностей и всего что в ней находилось. Левиты должны были располагать свой стан около скинии собрания. Это обеспечивало быструю реакцию на происходящие события и давало возможность эффективно реализовывать их трудовой потенциал. В случае если кто посторонний приступал к обязанностям левитов, подобного рода действие каралось смертью. Также, левиты были избраны на служение Господу вместо всех первенцев, которые по закону должны были быть посвященными. На службу принимали строго с 25 лет для работ в скинии собрания, и свою деятельность они прекращали в 50 лет. После отстранения от работы левиты имели право помогать своим братьям содержать стражу. Для посвящения левиты проходили определенный обряд очищения.
Виды десятины. Их предназначение
Читая страницы Торы, а именно книгу Второзаконие, глава 14, мы имеем дело с Божьим постановлением об отделении десятин. В данной главе, основной базой для отделения десятины является произведение семян, которые были выращены на собственном поле. Но следует понимать, что это был не единственный источник дохода в израильском обществе. Кроме земледелия источниками дохода могли быть такие сферы как: скотоводство, фермерство, сдача в аренду недвижимости и плодородных земель, торговля. Поэтому за базу отделения десятины следует принимать совокупность всех сфер хозяйственной деятельности, которые не являются убыточными. Земледелие, в данной ситуации, выступает как наглядный пример, по которому мог легко ориентироваться любой древний человек. Как часто должна была отделяться десятина? Существует два вида десятин, которые отличаются своим целевым предназначением и субъектами их потребления.
Первая десятина – ежегодная. «Отделяй десятину от всего произведения семян твоих, которые приходят с поля твоего каждогодно.. » ( Втор. 14:22). Эта десятина предназначалась для собственного потребления пред лицом Господним, на угодном Ему месте. «И ешь пред Господом, Богом твоим, на том месте, которое изберет Он, чтобы пребывать имени Его там, десятину хлеба твоего, вина твоего и елея твоего, и первенцев крупного скота твоего и мелкого скота твоего, дабы ты научился бояться Господа, Бога твоего, во все дни» (Втор.14:23). Эту десятину никому отдавать ненужно. Все что требовалось, это установить ее размер и отнести на указанное место. В случае если она была слишком тяжела, и путь был долгим, допускался ее перевод в денежный эквивалент. После прибытия в конечную точку, за приобретенные деньги приобреталось продовольствие, которое было угодно путникам. Вкушая купленные за серебро продукты, семья веселилась и с радостью проводила свое время. Сейчас, такого места уже нет. Согласно 1 Коринфянам 6:19, место обитания и присутствия нашего Бога есть не что иное, как наше тело.
Вторая десятина отделялась раз в три года. Она была предназначена для левитов, потому что им не было удела с израильтянами, пришельцев, сирот и вдов. Таким образом, она обеспечивала социальную защиту малоимущим и нуждающимся в пропитании социальным группам людей. Как раз в данном виде десятины заложено благословение обещанное Творцом. «…и пусть едят и насыщаются, дабы благословил тебя Господь, Бог твой, во всяком деле рук твоих, которые ты будешь делать» (Втор. 14:29).
Церковь и десятины
Церковь – это то место, куда обычно приносят все пожертвования и десятины, рассчитывая на чистую совесть тех, кто в дальнейшем будет ими распоряжаться. В этом нет ничего плохого, что мы доверяем свои финансы не коммерческой организации, целью которой не является получение прибыли и материальных выгод. Церковь не является Божьим домом, хранилищем или храмом где обитает Божья слава. Пророк Малахия поднимает проблему десятин и приношений, говоря: «Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: «чем обкрадываем мы Тебя?» десятиною и приношениями. Проклятием вы прокляты, потому что вы – весь народ – обкрадываете Меня. Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф… ». Как мы видим не отделение и не приношение десятин равноценно краже. А кража это прямое нарушение восьмой заповеди. Да, безусловно, современная церковь не отождествляется с домом хранилища, но она выполняет сугубо распределительную функцию, которой занимается казначейство.
Вывод:
Десятина не является способом очищения от греха или своевольным приношением. Она лишь только отображает ваши личные взаимоотношения с Богом. Десятина выступает как целенаправленное приношение, для обеспечения малоимущих слоев населения. Церковь использует данный принцип для обеспечения богослужения и распределяет полученные средства по целевым назначениям. Отделяя десятую часть, мы возвращаем ее, прежде всего Богу. Служители и церковь занимают второстепенную роль.
Освящайтесь и будьте святы. Стройте свои личные взаимоотношения с Богом и получайте благословения! Всего наилучшего и всех благ.
Богдан Нсенгимана
Комментарии (28):
дядя Петя
| Ссылка на комментарий
Церковная десятина как добровольное пожертвования для нуждающихся, бедных, сирот и распространения Евангелия. Ибо десятина по Закону Моисея принадлежит исключительно левитам дома Израилева.
Богдан
| Ссылка на комментарий
Я не вижу в Моисеевом Законе упоминание про Евангелие или Евангелизацию. Про служение левитов — да, вдовы, сироты тоже — да. Все что поверх того, я не могу утверждать что это Божий закон.
Андрей
| Ссылка на комментарий
Где в Библии указано что церковь должна нести казначейскую функцию? Из-за централизации и администрировния церкви не ее членами, а Генеральной конференцией очень много средств из десятин уходит не на проповедь и поддержку малоимущих, а на содержание админресурса.
Евгений
| Ссылка на комментарий
Интересен в этом отношении порядок пожертвований установленный в новом завете
«Что же касается сборов для святых, то, как я указывал собраниям Гала́тии, так поступайте и вы. 2 Пусть в первый день недели каждый из вас откладывает в своём доме и сберегает, сколько позволяет ему состояние, чтобы не проводить сборов тогда, когда я приду.» (1Кр 16:1, 2)
«В первый день недели пусть каждый… откладывает из своего заработка часть денег» (1 Коринфянам 16:2, «Новый Завет в современном переводе»; )
Коринфянам предлагалось заранее обдумывать, сколько они смогут пожертвовать, и регулярно откладывать определенную сумму, чтобы, когда Павел придет, не чувствовать принуждение давать, ведь в таком случае кто-то давал бы с неохотой или под воздействием лишь эмоций. Каждый христианин сам должен был определить, сколько он даст; каждый должен был поступать так, «как он решил в своем сердце» (2 Коринфянам 9:7).
Как видим, среди последователей Христа в первом веке практиковалось добровольное дарение, а не сбор десятины
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
Евгений,
Это сегодня распространенная идея, лишающая церковь средств. Масса важных проектов загибается на корню, потому что, видите ли, христиане не нашли для Божьего дела денег. Жалость-то какая! Ремонт сделать, машину купить и на океан съездить деньги у них нет, а на благовестие не хватает.
Нуждается ли церковь сегодня в большем количестве денег для всемирной миссии, чем крохотный Израиль с его единственным Храмом?
Сколько десятин собирали в Израиле? Их было две: левитская и нелевитская, которая оставалась в закромах 12 племен и не приносилась во Святилище. asd.in.ua/archives/1188332311
Между этими десятинами были и другие различия: одну можно было обменивать, другую нет, одна шла только на левитов, другая на мирные жертвы и на социальную работу.
Как Павел понимал порядок финансирования профессиональных (не имеющих иных источников дохода) служителей?
1 Кор.9: 6 Или один я и Варнава не имеем власти не работать?
7 Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?
8 По человеческому ли только [рассуждению] я это говорю? Не то же ли говорит и закон?
9 Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог?
10 Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, [должен молотить] с надеждою получить ожидаемое.
11 Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?
12 Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову.
13 Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника?
14 Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования.
15 Но я не пользовался ничем таковым. И написал это не для того, чтобы так было для меня. Ибо для меня лучше умереть, нежели чтобы кто уничтожил похвалу мою.
Ту же схему финансирования, которая применялась к левитам, Павел применяет к живущим от благовествования.
Т.е. размер доходов христиан в размере одной (левитской) десятины теперь идет на профессиональных благовестников.
А вторая десятина — социальная — идет на «нищих» (Гал.2:10). И именно ее, называемую пожертвованиями, обсуждает Павел в приведенных Вами текстах.
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
Размер храмовой десятины также зависел от размера доходов (состояния).
2 Upon the first day of the week let every one of you lay by him in store, as God hath prospered him, that there be no gatherings when I come. KJV
2 On the first day of every week each one of you is to put aside and save, as he may prosper, so that no collections be made when I come. NASB
2 у першы дзень тыдня кожны з вас хай адкладвае ў сябе і ашчаджае, колькі дазваляе яму дастатак, каб не рабіць збораў, калі я прыйду.
2 А першого дня в тижні нехай кожен із вас відкладає собі та збирає, згідно з тим, як ведеться йому, щоб складок не робити тоді, аж коли я прийду. Огієнко
2 Пусть каждый из вас в первый день недели откладывает столько, сколько позволяет его доход, и хранит это у себя, чтобы не заниматься сборами, когда я приду. ИПБ 2015
2 Пусть каждый из вас в первый день недели [84] откладывает дома кто сколько может, в зависимости от заработанного, чтобы не надо было заниматься сборами тогда, когда я приду. РБО 2011
2 Каждую неделю, в Моцаэй-Шабат, каждый из вас пусть отложит немного денег, сколько позволяет ему его состояние, и сбережёт, чтобы, когда я приду, мне не пришлось заниматься сборами. Еврейский Новый завет
2 В первый день недели пусть каждый из вас откладывает из своего заработка часть денег и сберегает, чтобы, когда я приду, уже не нужно было собирать. Живой поток
2 В первый день недели каждый из вас пусть откладывает у себя, накопляя, что ему удастся, чтобы не было сборов тогда, когда приду, Косьянова
2 В первый день недели пусть каждый из вас откладывает из своего заработка часть денег и сберегает, чтобы, когда я приду, уже не нужно было собирать. Слово Жизни
2 В первый день каждой недели каждый из вас пусть отложит дела и сбережёт доход, какой у него есть, чтобы не было сборов в то время, когда я приду. Совр перевод
2 Першого дня тижня хай кожний з вас відкладає в себе, зберігаючи те, що лиш може дати, щоб не проводити збирання тоді, коли прийду. УБТ
2 Першого дня тижня кожний з вас хай відкладає в себе, збираючи, що може заощадити, щоб збірок не робити тоді, коли сам прийду. Хоменко
Я не вижу, чтобы Павел здесь здесь вымаливал некую милостыню с барского плеча. Это экономический язык, говорящий о том, что Павел просит их отложить часть их ДОХОДА до его прихода в Коринф.
дядя Петя
| Ссылка на комментарий
Не манипулируйте Писанием! Пасторы — не левиты. Не пасторам, а левит там принадлежит десятина по Закону Моисея. В современной церкви христиан добровольные пожертвования. Называйте вещи своими именами, без инсценуаций и передергиваний текстов. Иначе пожалуюсь на вас выше стоящему церковному руководству.
Андрей
| Ссылка на комментарий
Я ремонт не сделал и машины не имею, и на океане не был, а вижу как служителя за десятины бабушки пенсионерки разъезджают на неплохих машинах и на океан ездят, а церковные проекты финансируются почему то из дополнительных пожертвований.
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
Дядя Петя,
делайте, что хотите. А пугать тут никого не надо. Вы не КГБ. Успехов!
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
Андрей,
Вы видели финансовые сметы? Берете на себя ответственность за эти заявления?
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
Андрей,
Безусловно, везде есть нечистые на руку люди. Сыновья священника Илия были нечестивы. Но отменил ли Бог из-за этого заповедь о левитской десятине? Отнюдь.
Так и здесь. Церковь признаёт Ваше право следить за распределением Ваших средств.
Есть возможность делать целевые пожертвования и просить отчеты.
Если есть отдельные воришки, разве это повод лишить всемирную проповедь финансирования?
Андрей
| Ссылка на комментарий
А где эти сметы можно посмотреть? И где можно узнать куда и на какие важные проекты, кроме зарплат пасторам, идут десятины? Ведь у любой более-менее серьёзной фирмы, даже в Украине, существует финансовая отчетность, а в церкви деньги идут непонятно куда, а будешь интересоваться значит ты какой-то подозрительный член церкви.
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
Андрей,
Давайте по порядку. Есть Ваши обвинения. Когда я спрашиваю, на чем они основаны, есть досужие рассуждения о том, что у кого-то авто есть, а у Вас нет.
Вы просили кого-то эти отчеты Вам показать? Или вместо этого идете онлайн и публично полощете Церковь?
Начальный ответ такой: на все части Церкви, выходящие за рамки местных общин: учебные заведения, СМИ, ряд санаториев (не говорю всех, но многих), благотворительные проекты, постройка молитвенных домов очень часто дотируется вышестоящими уровнями церковной организации.
Понятно, что упомянутых Вами десятин пенсионерок (а, если не путаю, немалый процент членов церкви возвращает лишь десятину, либо не возвращает и ее) на всё это не хватает, и Церковь пытается привлечь дополнительные средства, откуда получается.
Она-то есть, конечно. Вот только черную бухгалтерию, сокрытие доходов и прочие «милые шутки» никто не отменял. Я бы не преувеличивал прозрачность постсоветского бизнеса, в частности, финансовую.
Вы это на основании своего опыта говорите? Всё может быть. Но в теории Церковь обязывается информировать. ГК выкладывает финансовую статистику всемирной Церкви на своем сайте и публикует комментарии к этим отчетам. На постсоветском пространстве финансы в разы закрытее, но и тут не всё так безнадежно. Можно обратиться в офис своей конференции, спокойно объяснить причины своего интереса и спросить, что именно они готовы из своей деятельности показать. Можно на ежемесячный пасторский отчет попроситься, — там что-то сообщают. И обязательно есть финотчет казначея конференции на съездах конференции, где избирают ее администрацию. Туда не так и сложно попасть.
Евгений
| Ссылка на комментарий
Максим, вот как Павел понимал источник своего финансирования и в целлом церкви)
Он работал, и других к этому побуждал,
«…. Он (Павел) пошёл к ним 3 и, поскольку у них было одинаковое ремесло, остановился в их доме, и они работали. Их ремеслом было изготовление палаток.» (Де 18:2, 3)
«Работая ночью и днем, чтобы никого из вас не обременять большими затратами, мы проповедовали вам Божью благую весть» (1 Фессалоникийцам 2:9).
«…. Работая ночью и днём, чтобы никого из вас не обременять большими затратами, мы проповедовали вам Божью благую весть.» (1Фс 2:9)
Хотя Павел проводил «сборы для святых», которые были в нужде, нигде в Библии мы не читаем, чтобы Павел или другие апостолы собирали средства или десятины как плату за свое служение
дядя Петя
| Ссылка на комментарий
Церковная администрация религиозных центарлизованых структур будет неистово и всячески отстаивать десятины. Иначе без них организация рассыпется, а пасторам придется идти на другую работу.
Андрей
| Ссылка на комментарий
Аминь
Андрей
| Ссылка на комментарий
Да, все на основании собственного опыта и опыта служителей, а церковь да, обязывается информировать, но в теории. При этом учебных заведений с каждым годом все больше, а служителей все меньше, сейчас 1 служитель на 4-5 церквей и вопрос в том что оказывается на служителя не хотят идти потому что маленькая зарплата, хотя насколько я знаю платят среднюю по региону (около 10 тыс.грн.) + проживание, комуналка и бензин. А зарплата оплачтвается из десятин восновном пенсионеров с пенсией 1,5 — 3 тыс.грн., вот и основная проблема закрытости финансовой информации, стыдно. И с каждым годом таких наемников становиться все больше, так как старые посвященные служителя уходят на пенсию. Вобщем, боится новое поколение администраторов церкви потерять лакомый кусочек в виде десятин и продолжает пугать паству словами из Малахии, при этом понимая что учение о десятине не есть Божьим постановлением для нашего времени, так как если член церкви будет открыто не платить десятину его даже на замичанее не поставят. Почему так страшно перейти администрации АСД на добровольные приношения? Неужели они думают что большинство членов церкви недостаточно жертвенны? Может быть если приношения будут добровольными Бог будет располагать сердца людей жервовать больше. Сейчас же многие платят так называемый церковгый налог, отдал десятину незадумываясь и спят спокойно. Все написанное взято из реальной жизни. Извините наболело.
Евгений
| Ссылка на комментарий
Библия недвусмысленно говорит, что жертвенная смерть Иисуса в 33 году н. э. «положила конец» Закону с его «заповедью — собирать… десятины», то есть как бы «стерла» его
Вот как об этом раасуждает Павел в 7 главе письма Евреям
«…Да, люди из сыновей Ле́вия, получающие священство, имеют заповедь — собирать по Закону десятины с народа…» (Евр 7:5)
«12 А с изменением священства возникает необходимость изменить и закон.» (Евр 7:12)
«18 Поэтому происходит отмена предыдущей заповеди из-за её слабости и бесполезности.» (Евр 7:18)
о какjй заповеди идет речь в 18 стихе? Как раз о той, о которй Павел рассуждает выше, о сборе десятины. Он говорит раз поменялась структура священства, значит и закон надо изменить о десятине- и делает вывод в 18 стихе- отмена предыдущей заповеди о десятине
Андрей
| Ссылка на комментарий
Евр 7:11-12: «Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, — ибо с ним сопряжен закон народа, — то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться? Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона.»
Андрею
| Ссылка на комментарий
Но вот вам сторонники десятин скажут по поводу перемены священства и закона: — пасторы как бы теперь левиты, им принадлежит десятина. Ох, доверчивые и простодушные души, готовые поверить на слову любому человеку в рясе или в галстуке с костюмом….
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
В Коринфе его обвинили в финансовой нечистоплотности. Но даже и коринфянам он объяснял, что никакой воин не служит на своем содержании. Я уже приводил этот отрывок выше.
Нигде больше мы не видим его работающим. Он везде собирал деньги на поддержку евангелистов, сам проводил сборы и посвящал время миссии, а не добыванию насущного хлеба.
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
Работал ли Иисус и другие апостолы, выйдя на духовную работу? Оба раза сыны Заведеевы пошли ловить рыбу, когда их учитель не мог проводить занятия — Иоанн был взят под стражу, а Иисус осужден и казнен. Но оба раза Иисус велел Петру оставить рыбу и ловить человеков.
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
Андрей,
Здесь нет никакой теории. Разве десятины и приношения не являются добровольными? Ведь при их отсутствии нет никаких официальных санкций членам церкви. В то же время мы видим, что большая часть членов церкви не участвует в этом служении. Если же еще и от процентов уйти, то, боюсь, что сначала загнется вся церковная инфраструктура, а потом и рядовые пасторы уволятся и пойдут работать за кусок хлеба. Вот тебе и «научите все народы».
гость Максиму
| Ссылка на комментарий
1 После сего Павел, оставив Афины, пришел в Коринф;
2 И, нашед некоторого Иудея, именем Акилу, родом Понтянина, недавно пришедшего из Италии, и Прискиллу, жену его, — потому что Клавдий повелел всем Иудеям удалиться из Рима, — пришел к ним,
3 и, по одинаковости ремесла, остался у них и работал;
ибо ремеслом их было делание палаток.
4 Во всякую же субботу он говорил в синагоге и убеждал Иудеев и Еллинов.
(Деян.18:1-4)
33 Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал:
34 сами знаете, что нуждам моим и [нуждам] бывших при мне послужили руки мои сии.
(Деян.20:33,34)
читайте внимательно.
с уважением.
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
Гость,
Мог ли вениаминитянин Саул (он же — позднее — апостол Павел) претендовать на десятины, не будучи левитом? Конечно, не мог. Поэтому понятно, почему у него была светская специальность. Но любой раввин мечтал иметь столько учеников и популярности, чтобы не работать, а жить на пожертвования. Мы знаем, что иудей Иисус оставил работу столяра, когда пошел набирать учеников в Свою школу. Встретив рыбака Симона и сборщика налогов Матфея, Иисус велел им оставить свои ремесла и посвятить свою жизнь изучению Торы. У Иисуса были богатые спонсоры из окружения царя Ирода:
От Луки 8
1 После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать,
2 и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов,
3 и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим.
Большая часть притчей Иисуса посвящена важной теме — призывам финансировать основанное Им движение.