Вопрос пастору: Как христианство перешло на воскресное Богослужение?
Владислав спрашивает: Кого все же символизирует малый рог, вышедший из одного из четырех рогов козла, описанного в книге Даниила? Это Антиох Епифан IV или Римская империя? Если римская империя, то что значит, что она вышла из одного из рогов Греческой империи?
Ответ: Здравствуйте, Владислав!
Для начала стоит отметить, что ответ на данный вопрос мы будем искать в Библии, а также обратимся к авторитетным исследователям в данной сфере. Очень важно в поиске ответа на этот вопрос учитывать контекст всей книги.
В начале 8 главы сам Даниил отмечает, что видение, которое он видит здесь связано с предыдущим (7 главы). Об этом свидетельствует фраза с 1 стиха: «видение после того, которое явилось мне прежде». А также упоминание царя и даты получения видения, что связывает 7 и 8 главы. Они написаны в период правления вавилонского царя Валтасара. Поэтому интерпретировать символы 8 главы ми будем, учитывая события 7-й, так как они расширяют и дополняют последнюю.
Когда мы сравниваем объяснения рога в этих двух главах, ми заметим, что между ними много сходств. Во-первых, это наглость и коварство (срав. 7:9,11 и 8:23,25). Во-вторых, война и преследование «святых», то есть народа Божьего (срав. 7:21 и 8:24). В-третьих, малый рог возносится против Всевышнего (срав. 7:25 и 8:11). В-четвертых, попирает истину и отменяет ежедневное служение (срав. 7:25 и 8:12). Подробное описание параллелей малого рога с 7 и 8 глав, можете найти в книге Жака Дукана «Стенание Земли» стр. 177-179. Эти события должны происходить четко в период «времени, времен и полувремени» или 1260 лет (7 глава), который есть частью временного отрезка в 2300 (8 главы). Из этого уже следует, что этим рогом не может быть Антиох Епифан, потому что он не правил столько лет и не расширил границы своего государства «к югу и к востоку, и к прекрасной стране». Тем более, что в этой фразе есть географическое указание на то откуда растёт рог – с запада. Это может быть только Римская империя, которая соответствует описанию 4 зверя с 7 главы и политической власти, которая идет после Греции. Сначала это был языческий Рим до падения в 476 году, но потом католический, когда папа объединил в своих руках религиозную и политическую власть (Е. Гиббон, «История упадка и крушения Римской империи», стр. 153).
Важно отметить, что Даниил всегда использует первоначальную схему последовательности царств, представленную истуканом во второй главе: Вавилон, Мидо-Персия, Греция и Рим. Все последующие видения согласуются с этой последовательностью. Данная глава призвана ответить на интерес Даниила к 4-му зверю и малому рогу, появившемуся из него. Как написано в Дан. 7:19,20: «19. Тогда пожелала я точного объяснения о четвертом звере…20. И о десяти рогах, которые были на голове у него, и о другом, вновь вышедшем, пред которым выпали три…». Но отличительной чертой 8 главы есть то, что не упоминается 1 и 4 зверь или первое и четвертое царство согласно истукану. Жак Дукан объясняет это тем, что автор умышленно не упоминает их, ограничившись двумя царствами. Но само собой подразумевая, что неупомянутые царства существуют (Вавилон и Рим), а рог выходит с последнего и является его продолжением.
Подводя итог можно сказать, что малый рог с восьмой главы Даниила — это Римская власть, представленная языческим, а потом католическим периодами существования.
С уважением, бакалаврант богословия Александр Самсонов.