Субботняя школа «Как толковать Писание» с Русланом Чиженко. Урок №5 Только Писание – Sola Scriptura

Протестантский принцип толкования, выраженный в словах “только Библия” (sola scriptura), часто упоминаемый и как “принцип Писания”, стал девизом Реформации. Он предполагает признание высшего авторитета Священного Писания, исключающее всякий человеческий авторитет в том, что касается веры, учения и опыта. Он основывается на признании богодухновенности Библии, ее единства, каноничности и верховного авторитета. Е. Уайт подчеркивала, что у нас не должно быть иного символа веры, кроме Божественного Писания: «Библия — наше мерило веры и послушания» (Избранные вести, с. 416). Е.Уайт подчеркивала, что в эти последние дни «У Господа есть на земле народ, для которого Библия и только Библия — мерило всех учений и основа всех реформ» (Великая борьба, с. 595).

«Адвентисты седьмого дня, никогда не признавали, что такие явления, как традиция, конфессиональные символы веры, наука, философия, внебиблейские религии, имеют авторитет, необходимый для того, чтобы определять содержание веры, учения и реформ, но обращались к Библии как высшему авторитету в этих вопросах: «Мы должны принять Слово Божье как наивысший авторитет»» Свидетельства для церкви, т.6, с. 402 (Герхард Хазел. Постигая Живое Слово Божье).

«Истинный протестантский принцип «только Библия» состоит, из внешнего и внутреннего принципа: 1) внешний принцип – вдохновенное Писание; 2) внутренний принцип – свидетельства Святого Духа. Эти два принципа, всегда должны быть вместе» (Л.Фрум. Движение предначертанное Богом, с.100).

Это высказывание указывает на то, что авторитет Священного Писания, состоит из двух важных частей: 1) Священное Писание имеет божественный авторитет, потому что через него к нам говорит Святой Дух; 2) Святой Дух для нас авторитет, потому что благодаря Его участию было написано Священное Писание.

В вопросах духовного авторитета, Дух и Слово – нераздельно связаны друг с другом. На этих отношениях или связях Духа и Писания, реформаторы и основывали свое учение о духовном авторитете.

Связь между Святым Духом и Словом. Протестанты всегда объединяли вместе служение Святого Духа со Словом – как основанием для своего авторитета. Ниже приведенные цитаты вполне подтверждают этот факт: «Наивысший Судья, разрешающий все религиозные споры, постановления Советов, мнения древних писателей, учения людей и отдельных лиц, и с приговором Которого мы должны считаться – это Святой Дух, говорящий через Священное Писание». «И тем не менее, наша полная убежденность и уверенность в непреложности истины и божественном авторитете истекает из внутренней работы Святого Духа, свидетельствующего Словом в наших сердцах» (Вестминстерское исповедание веры, 1 глава, ст. 105).

Этот сокращенный протестантский принцип: «Библия и только Библия» – совершенно не умаляет и не вытесняет действий Святого Духа над сознанием серьезных исследований Слова Божьего.

Реформаторы, в те времена, не имели в виду какого-либо проявления Духа пророчества, как это произошло в последние дни в церкви. Потому что время для такого понимания и признания еще не пришло. Это время пришло с возникновением движения Адвентистов седьмого дня.

Адвентисты седьмого дня следуют по следам реформаторов. Адвентисты седьмого дня полностью согласны с положением реформаторов. Мы всегда ссылаемся на настоящие указания Е. Уайт относительно Библии, как единственного верного основания нашей веры. Она постоянно с огромным одобрением подчеркивала верность первых реформаторов в их отвержении человеческих традиций – в вопросах библейских истин; потому что она полностью поддерживала их учение и образ действий, в этом отношении. Она также вполне разделяла их точку зрения о месте Святого Духа в познании людьми божественной истины.

Высказывания Елены Уайт о работе Святого Духа при открытии истины. Елена Уайт настойчиво утверждала необходимость работы Св. Духа в нашем понимании Слова Божьего и его применении в нашей жизни.

Обратите внимание на следующие примеры:

«Мы можем достичь понимания Слова Божьего только через освещение Того Духа, Которым это Слово было дано» (Свидетельства для церкви, т.5, с. 703).

«Без Святого Духа знание Его Слова не принесет никакой пользы человеку. Теория истины, не сопровождаемая работой Святого Духа, не обладает способностью пробудить душу или же освятить сердце… Без освещения Духа люди не сделают разницы между истиной и заблуждением, и они упадут под натиском сильнейших искушений сатаны» (Наглядные уроки Христа, с. 408-411).

«Мы обязаны понимать следующее, что Дух пророчества, – является продолжением развития работы Духа в Его полной и в высшей степени авторитетной форме» (Л. Фрум. Движение предначертанное Богом, с. 99).

Святой Дух и Слово – неотделимы. Елена Уайт, в равной степени очень определенно говорила о том, что так как Библия без освещения Св. Духом не может привести человека к истине, так и только одно действие Духа без Слова, тоже будет бессильным:

«Действие Святого Духа принижают те люди, которые, вообразив, что просвещены Им, уже не испытывают постоянной нужды в руководстве Слова Божьего» (Великая борьба, с.7).

«Чудесное просвещение Святым Духом не может быть дано вне Слова или же возместить его Собой» (Избранные вести, т.2, с. 48).

Адвентисты всегда отводят должное место работе Святого Духа как истолкователю Священного Писания. Возможно, что и не все имеют ясное представление о том, что Святой Дух должен быть соединен со Словом, как нашим основанием в доктринальных вопросах. Этот последний шаг и логичен, и здрав, и полностью отвечает учению Е. Уайт. Когда мы говорим «Библия и только Библия» является основанием веры, мы этим не исключаем просветительной работы Святого Духа.

Когда мы подчеркиваем высший авторитет Библии, мы должны помнить при этом, что само Писание отводит Духу пророчества авторитетное место и указывает на его важную миссию в последнее время.

«Адвентисты седьмого дня, считают, что Святой Дух действовал, вдохновляя труды Е.Уайт, так же как Он действовал, вдохновляя библейских пророков. По словам самой Елены Уайт, богодухновенные труды вестницы Божьей, обращенные к адвентистской Церкви, не заменяют Библию и не являются дополнением к библейскому канону. Она сама утверждает, что «Слово Божье является мерилом всякого учения и чувства». Относительно связи своих трудов с высшим авторитетом Библии она заявляет, что из-за того, что «Библии уделяется мало внимания, и Господь дает меньший свет, чтобы подвести людей к свету большему» (Литературный евангелизм, с. 125). Поскольку ее труды так же богодухновенны, как и Писание, они, как и Писание, являются светом, но не дополняют и не превосходят его. В силу этих свойств, присущих богодухновенным трудам Елены Уайт, адвентисты седьмого дня утверждают, что авторитет ее трудов превышает авторитет любых других, за исключением одного лишь Писания» (Герхард Хазел. Постигая живое Слово Божие).

Принцип «только Библия» не исключает Духа пророчества. «Церковь Адвентистов седьмого дня всегда характеризовалась полным доверием к проявлениям Духа пророчества в служении и работе Е. Уайт. Даже трудно себе представить, чтобы Адвентисты седьмого дня использовали выражение «Библия и только Библия, как основание нашей веры и жизни» и при этом исключали работу Е. Уайт в церкви. Джеймс Уайт писал в 1854 году об этом: «Положение о том, что Библия и только Библия является правилом и долгом не исключает даров, которые Бог определил для церкви. Отвергать это — означает отвергнуть и ту часть Библии, которая представляет их. Мы же говорим — у нас должна быть вся Библия, и только Библия может быть правилом веры и долга. Оставьте дары там, где им следует быть и все будет в порядке». РГ, 3 октября, 1854 г.» (Л.Фрум. Движение предначертанное Богом. с.100-101).

Иисус указывает на то, что Святой Дух, будет научать и наставлять нас, напоминать прошлое, и даже возвещать нам будущее, и все это станет возможным благодаря Духу пророчества, посредством, которого Дух Святой уже проявлял Себя в прошлом, через служение пророков и апостолов. Следовательно, Святой Дух будет все время расширять наше понимание истины и понимание, того как мы можем следовать истине в нашей жизни: «Когда же придет Дух Истины, поведет Он вас к полной истине» (Ин.16:14 – пер. Института перевода Библии в Заокском).

Вестница Господа, комментируя слова Иисуса, говорит следующее: «В Своем Слове Бог сообщил человечеству все, что необходимо знать для спасения… Тот факт, что Бог открыл Свою волю людям, вовсе не означает, что они больше не нуждаются в указаниях Святого Духа и не имеют потребности в Его постоянном присутствии. Напротив, Спаситель обещал, что Дух откроет Слово Его рабам, освятит и изъяснит его смысл и поможет использовать его в жизни. И поскольку Дух Божий вдохновил авторов Библии, невозможно, чтобы наставления Духа противоречили Слову. Дух дан не для того, чтобы заменить собой Библию, ибо Писание ясно говорит о том, что Слово Божье является мерилом всякого учения и чувства» (Великая борьба, стр. 7).

Заключение:

О чем нам говорят Слово Божие и Дух пророчества? Во-первых, мы должны понимать следующее, несмотря на то, что Бог уже открыл в Св. Писании все что нам необходимо знать для спасения, это не умаляет работу Св. Духа в том, чтобы объяснить нам смысл истин, открытых в Писании и помочь нам применить библейские принципы в практической жизни. Во-вторых, Дух Святой, вдохновивший писателей Библии на написание богодухновенного Слова, не может противоречить Сам Себе, посылая наставления расходящиеся с принципами Библии. В третьих, наставления Святого Духа, не даны для того, чтобы устранить или заменить собой Библию, но наоборот, привести жизнь верующих в гармонию с принципами Библии. И последнее, это то, что Слово Божье, остается наивысшим эталоном, или мерилом, которым следует измерять и любое учение, и жизнь, и даже Дух пророчества. Потому что, если это истинный пророческий дар, то он не может противоречить вернейшему пророческому Слову Божьему и выдержит такую проверку, когда мы хотим удостовериться «точно ли это так», подобно «благомысленным верийцам» (см. Деян.17:11).

 

Пастор Руслан Чиженко.