Субботняя школа «Как толковать Писание» с Русланом Чиженко. Урок №11 Библия как история

07-06-2020, комментария 3

Как толковать ПисаниеПамятный стих: «И сказал мне: „на две тысячи триста вечеров  и утр; и тогда святилище очистится“» (Дан.8.14).

Эрнсту Трельчу (1865 — 1923), немецкому богослову, ставшему историком и оказавшему значительное влияние на современную богословскую деятельность, приписывают классическую формулировку современной историографии: для изучения истории используется историко-критический метод, осмысляющий ее как замкнутую сферу всегда неразрывно связанных между собой причин и следствий, в которой «историк не может допустить сверхъестественного вмешательства в причинную связь как основу его работы».

При таком взгляде на историю любая форма божественной активности отрицается или считается невозможной. Библия утверждает наличие сверхъестественной деятельности Бога в истории, однако применение в историко-критическом методе принципа аналогии, требующего, чтобы все события прошлого имели аналогию или сходство с событиями настоящего, не оставляет места для таких событий, как творение, грехопадение, исход, а также для «божественной природы Иисуса и сверхъестественных событий чуда и воскресения».

Третья революция, способствовавшая кризису авторитета Библии, — это революция в философии, в значительной степени представленная в лице Иммануила Канта (1724 — 1804). Его критика чистого разума привела к крушению традиционных аргументов в пользу бытия Бога и к развитию аргументов в пользу того же бытия на основании практического разума.

Воздействие трех революций на Библию было огромным. Классическая либеральная теология рассматривала Священное Писание как книгу, составленную из древних документов, которые находятся на одном уровне с другими древними документами и которые надо истолковывать с помощью того же историко-критического метода. Библия стала чисто человеческой книгой, содержащей миф, сагу, легенду и другие литературные жанры.

Протестанский принцип толкования, выраженный в словах «только Библия»(sola scriptura), часто упоминаемый и как «принцип Писания», был девизом Реформации. Он включает в себя признание высшего авторитета непогрешимых Святых Писаний, исключая всякий человеческий авторитет в том, что касается определения «черт характера, богооткровенной сущности учения и проверки опыта». Он основывается на признании богодухновенности Библии, ее единства, каноничности и верховного авторитета (Герхард Хазел, Постигая Живое Слово Божие).

Разные школы истолкования пророчеств

В XVI веке углубленное исследование Священного Писания и истории позволило протестантским реформаторам увидеть в римско-католической папской системе пророчески предсказанную власть антихриста. Реформаторы также обнаружили, что документы и летописи, сохранившиеся со времен раннего христианства, подтверждают их открытие: ранее лидеры христианства приходили к аналогичным выводам.

Опубликовав свои взгляды, реформаторы вызвали волнение в рядах папства. Иезуитским священникам было поручено представить новое толкование истории развития христианства, которое бы отвратило от папства библейский пророческий перст.

Существуют историческая школа, футуризм, претеризм и идеализм:

1) Сторонники исторического подхода считают, что в книгах Даниила и Откровения охватывается последовательность исторических событий, начиная со времени, когда пророк записывал свои видения, и до завершения земной истории — установления Божьего царства на земле. Этот метод опирается на факт последовательного и непрерывного развития истории.

  • Футуристы создают огромный пробел в хронологической последовательности пророчеств, относя большую часть событий, описанных в книгах Даниила и Откровения, к самому концу истории человечества. Сюда включены пророчества об антихристе и 1260 днях гонений. Футуристы считают большую часть эпохи развития христианства промежуточной эрой, неким таймаутом, на время которого не было дано библейских пророчеств.
  • По теории претеристов, большинство событий, описанных в книге Откровение, уже произошли в первом веке нашей эры.
  • Идеалисты полагают, что в Откровении описывается история борьбы между добром и злом без всякого отношения к конкретным историческим событиям.

Согласно исторической школе, библейские пророчества были даны избранникам Божьим в виде поступательных параллельных видений. Каждое последующее пророческое видение позволяет по-новому взглянуть на прежнюю информацию, расширяя ее понимание. Через него либо добавляется новая информация, либо видение повторяется, но под другим углом зрения. Это именно то, что ангел-истолкователь сделал в книге пророка Даниила, в главах 2-й, 7-й и 8-й, которые мы с вами вскоре исследуем.

Исторический метод имеет наиболее длительную историю существования: он преобладал до V века нашей эры и затем был возрожден во времена протестантской Реформации, в XVI веке. Сторонники исторического метода отождествляли папство с властью небольшого рога из книги пророка Даниила, системой антихриста и зверем из книги Откровение.

Опираясь на исторический подход и отстаивая воззрения ранней христианской эпохи, протестантские реформаторы вызвали к жизни мощное движение против римско-католической церкви. Для противодействия этому два иезуитских священника предложили новые методы истолкования пророчеств — претеризм и футуризм.

Претеристское истолкование, разработанное иезуитским священником Луи де Альказаром (1554-1613 гг.), объявило антихристом римского императора Нерона. Альказар отнес пророчества книги Даниила к эпохе Маккавеев, а события, описанные в книге Откровение, — ко времени жизни апостола Иоанна. Иезуитский священник Франциско Рибера (1537-1591 гг.) разработал футуристскую школу истолкования пророчеств. Он произвольно, не опираясь на исторические факты, выделил из 9-й главы книги Даниила, содержащей пророчество о семидесяти седминах, последнюю неделю, или седмину, и поместил ее перед самым Вторым пришествием Христа. Он назвал ее последним семилетним периодом земной истории, когда произойдут ее решающие события.

Рибера отождествлял антихриста с личностью, с нечестивым правителем, который будет принят евреями и поможет им заново отстроить храм в Иерусалиме. Согласно данному истолкованию, этот нечестивый правитель в середине семилетнего периода нарушит договор, упразднит христианство и будет править миром 42 месяца. Это время будет годиной искушения, периодом великой скорби и гонений.

В 1950 году был издан комментарий на книгу Откровение, популяризировавший теорию Риберы. В то время в протестантизме все еще преобладали исторические взгляды, согласно которым антихристом считалось папство. Однако футуристское истолкование вскоре охватило почти весь протестантский мир.

Так, произведения Риберы оказали колоссальное влияние на толкования Дарби. Джон Нельсон Дарби, основатель общества «Плимутские Братья», разделил историю на семь больших периодов времени, или диспенсаций (теория диспенсационализма), и объявил, что Божественное правосудие по-разному распространялось на людей, живших в каждую из этих эпох. Согласно его учению, во время тысячелетнего царства евреи будут восстановлены в ранге народа Божьего и будут править всеми народами, живя по закону Моисея.

В свою очередь, К.И. Скоуфилд на основании произведений Дарби разработал свой комментарий. Когда «Библия Скоуфилда» и «Примечания Скоуфилда» утвердились в современных протестантских семинариях, влияние взглядов Риберы стало преобладающим. Подобно волне прилива, оно захлестнуло все наше поколение, захватив многих искренних христиан, которые не стали исследовать Писание, не пожелали самостоятельно разобраться в библейских пророчествах. В противовес тщетным попыткам истолкования пророчеств, не основанным на библейском тексте, апостол Иоанн обещает благословение тем, кто будет изучать книгу Откровение: «Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем» (Откр. 1:3). (Десять заповедей и планы антихриста, Дэнни Шелтон).

В отличие от местных и современных вестей пророческих писателей, видения Даниила и Иоанна в Откровении предлагают вселенский взгляд на историю. Следовательно, при истолковании апокалиптических видений необходимо принимать во внимание космический размах событий, которые начинаются при жизни авторов и ведут читателя к последним дням истории. Даниил не ограничивается только лишь описанием гонений на иудеев во времена Антиоха IV Епифана, а Иоанн пишет не только о злоключениях христианской Церкви при римских императорах первого века. Мы также не видим, чтобы авторы этих книг были сосредоточены только лишь на событиях последнего времени.

Системы истолкования, которые относят исполнение этих глав исключительно к прошлому (например, историко–критический метод), либо, напротив, исключительно к будущему (например, футуризм), либо видят в них не больше, чем описание вечного противостояния сил добра и зла (например, идеализм) или описание христианского века (например, амиллениализм), — неправильны, поскольку односторонне раскрывают содержание этих сочинений.

В отличие от других систем истолкования, исторический метод представляется наиболее верным герменевтическим подходом к библейским апокалипсисам, несмотря на то, что иногда он дискредитируется разноречивыми, сенсационными, умозрительными и противоречивыми толкованиями. Временные указатели помогают читателю ориентироваться подобно верстовым столбам на дороге, которая начинается во дни писателя и заканчивается в вечном Божьем Царстве. Путь, на который выводит нас исторический метод, не теряется после нескольких коротких шагов (как это бывает при историко–критическом истолковании) и не возникает из ничего (на чем настаивает футуризм), но непрерывно ведет нас вперед, порой петляя и, по всей видимости, возвращаясь назад, но в конечном счете всегда устремляясь к событиям конца (Настольная книга по теологии. Библейский комментарий АСД, Том 12).

Какая из глав Книги пророка Даниила дает наиболь­шую информацию относительно следственного суда?

Большинство обычно отвечает: восьмая. Ведь именно здесь находится решающий текст: «И сказал мне: на две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистит­ся» (Дан. 8:14).

И все же это неверный ответ. Хотя в 8-й главе содер­жатся важные сведения, она является решающей только в смысле определения даты суда. Фактически в Книге Дани­ила самая полная информация о следственном суде содер­жится в седьмой главе. Если бы мы имели в своем распо­ряжении только седьмую главу Книги Даниила, ее было бы достаточно, чтобы доказать, что суд над верующими со­вершается до Второго пришествия Христа, и мы могли бы указать приблизительное время этого суда.

Седьмая глава Книги Даниила повторяет вторую главу, только более подробно. Веками многочисленные библейские толкователи, как иудейские, так и христианские, соглашались именно с та­ким последовательным чередованием народов, представ­ленных этими зверями. Стало быть, такое толкование не является исключительно адвентистским.

Веками толкователи Библии доказывали, что неболь­шой рог, несомненно, символизирует папскую власть. И с полным правом можно сказать, что соответствие между ними полное.

Большинству адвентистов знакомо это толкование. Не вдаваясь здесь в детали (много материала содержится в самом пророчестве), сделаем краткий обзор.

  • Во-первых, власть небольшого рога вышла из языче­ского Рима. Значит, папство вышло из языческого Рима.
  • Небольшой рог появился среди десяти варварских племен, которые раздробили языческую Римскую империю. Папство появилось среди десяти племен, исторгнув три из них, как сказано об этом в 24-м стихе («уничижит трех ца­рей»).
  • Небольшой рог характеризуется как «отличный» от дру­гих небольших рогов, и, несомненно, папство — это уни­кальная власть, отличавшаяся от тех варварских племен.
  • Небольшой рог был «больше» прочих, и, определен­но, папская власть была могущественнее варварских пле­мен, иначе она не смогла бы исторгнуть три из них.
  • Власть небольшого рога «против Всевышнего будет произносить слова». Папские притязания на роль и верхо­венство папы — это и есть «слова» против Бога.
  • Власть небольшого рога будет «угнетать святых Все­вышнего», и история свидетельствует о жестокой борьбе, которую вело папство против народа Божьего.
  • Эта власть «возмечтает отменить праздничные вре­мена и закон».

Все адвентисты знакомы с многочисленными папскими притязаниями относительно изменения дня покоя с субботы на воскресенье, о чем сви­детельствует, к примеру, следующая цитата: «Католическая церковь за тысячу лет до появления протестантизма пере­несла день покоя с субботы на воскресенье авторитетом своей Божественной миссии».

В 1698 году Друэ Кресснер, британский толкователь Библии, изучавший пророчества 7-й главы Книги пророка Даниила и Книги Откровение, сделал следующие выводы:

небольшой рог в пророчестве Даниила имеет отношение к папству; к этим пророчествам необходимо применять прин­цип «день за год»; около 1800 года папство должно под­вергнуться резкому изменению. Или, по его собственным словам: «Время зверя заканчивается около 1800 года».

Точность исполнения этого пророчества объясняется, конечно, тем, что папство полностью соответствует ему. Веками протестанты единодушно применяли это пророче­ство к папству. Лютер, Цвингли, Меланхтон и все рефор­маторы в течение последующих трех веков считали, что небольшой рог в 7-й главе Книги Даниила — это папство. (Для беглого ознакомления с тем, почему протестанты при­меняют это пророчество к папству сегодня, посмотрите мою брошюру Hands Across the Gulf («Руки через пропасть»). Еще до Реформации иудейский ученый Исаак Абраванель, изу­чавший 7-ю главу Книги Даниила, писал: «Я пришел к за­ключению, что небольшой рог — это правление папы».

Молитвы, возносимые благочестивы­ми иудеями в священные дни Йом Киппура. Вот некоторые из этих молитв: «Оправдай нас на суде… О, заставь замол­чать обвинителя (сатану) и позволь защитнику занять его место… и благодаря его ходатайству провозгласи, что я прощен… О, удали беззакония спасенного народа (Израи­ля)… Он, Ветхий днями, восседает как Судья… В Книге жизни, благословения, мира и благого подкрепления да бу­дем мы воспомянуты и запечатлены Тобой».

Запечатлены! Книга жизни! Последняя возможность покаяться/Кто будет жить, а кто у мрет! День суда! Книги записей! Оправдай нас на суде! Заставь замолчать обвини­теля! Изгладь наше беззаконие!

Такая концепция Дня очищения точно соответствует тому, чему годами учили адвентисты, говоря о следствен­ном суде. Поэтому не удивительно, что суд, описанный в 7-й главе Книги Даниила, и очищение святилища, упомя­нутое в 8-й главе, схожи между собой. Это — одно и то же событие.

Интересно отметить, что до появления адвентизма иудеи веками верили в небесное святилище. Талмуд, Мидраш и другие древнееврейские источники говорили о «не­бесном святилище» и о «небесном храме». Иудеи даже ве­рили, что Михаил — это первосвященник, совершающий служение в небесном святилище и ходатайствующий за Божий народ против обвинений дьявола! В Еврейской эн­циклопедии сказано: «Раввины говорят о Михаиле (Метатроне) как о главе небесного воинства, как о первосвя­щеннике, который предлагает жертву в вышнем храме». В одном древнееврейском источнике написано: «Михаил и Самаил (сатана) стоят в присутствии Бога; сатана обви­няет, а Михаил указывает на заслуги Израиля» (1844 год. Это легко объяснить. Клиффорд Гольдштейн).

 

Пастор Руслан Чиженко.


Рубрика: Библейские исследования, Субботняя школа

Комментарии (3):

  • оскар

    |

    небольшой рог в пророчестве Даниила имеет отношение к папству; к этим пророчествам необходимо применять прин­цип «день за год»; около 1800 года папство должно под­вергнуться резкому изменению. Или, по его собственным словам: «Время зверя заканчивается около 1800 года».

    Откуда это известно?


  • оскар

    |

    Небольшой рог характеризуется как «отличный» от дру­гих небольших рогов, и, несомненно, папство — это уни­кальная власть, отличавшаяся от тех варварских племен
    То же самое.


  • mister

    |

    Согласно исторической школе, библейские пророчества были даны избранникам Божьим в виде поступательных параллельных видений. Каждое последующее пророческое видение позволяет по-новому взглянуть на прежнюю информацию, расширяя ее понимание.

    Правильно.


RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитата) - выделите курсором текст в окне комментария и нажмите одну из кнопок форматирования [B, I, Quote].
Если вы желаете исправить свой комментарий или удалить его, напишите нам в редакцию.
Ознакомьтесь с нашими правилами публикации комментариев.

© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2022
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH.
Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)

Интернет-газета "ПУТЬ"