Вопрос пастору: …хочу очень конкретно понять: что же такое ад?

Светлана спрашивает: Добрый день, дорогие братья и сестры. Волнует меня такой вопрос. Я все время считала, что ад это конечный пункт в жизни грешника. Там вечные мучения. Но, послушав размышления Ф. Понятовского и ваши ответы на письма читателей, вижу, что не права я. И вот хочу очень конкретно понять: что же такое ад? Притча о богаче и Лазаре четко повествует, что богач умер и в муках обращался к Аврааму, прося воды. Я ведь говорю людям о спасении и наказании и не хочу говорить что-то неправильно. Объясните пожалуйста…

Ответ: Приветствую, Светлана!

Ваше понимание природы ада разделяет большинство христиан в мире. Зачастую, они находят основание своим убеждениям именно в притче о богаче и Лазаре (Луки 16:19-31). Но, у такого подхода есть один большой недостаток, который кроется в жанре этого отрывка — притче. В Библии много притч, повествование которых не следует воспринимать буквально. К примеру, если основывать свои убеждения на притче о терновнике Иофама (сына Гедеона), то можно прийти к выводу:

Также притча о десяти девах демонстрирует нам, что недостаток масла в светильнике может быть основанием быть не допущенным на брачный пир (Матфея 25:1-13).

Буквальное понимание притчи о богаче и Лазаре (Луки 16:19-31) также позволяет понять:

Таким образом, мы видим, что основывая свою веру на притче, мы получаем ещё больше вопросов о природе рая и ада. Христиане верят, что Библия сама себе противоречить не может и так как она ясно говорит, что «мертвые ничего не знают» (Екклесиаст 9:5), значит в традиционном толковании притчи Иисуса Христа закралась ошибка.

Главная цель притчи о багаче и Лазаре — не показать природу ада и рая, а побудить слушателя изменить свою жизнь сегодня, потому что завтра такой возможности не будет. Также в Луки 16:14 упоминается о том, что фарисеи «были сребролюбивы, и они смеялись над Ним» (Иисусом). Таким образом мы пониманием, кого в притче мог символизировать богатый человек и кому адресовано данное поучение.

Для того, чтобы преподнести урок Своим слушателям, Иисус использует некоторые традиционные предания, которые никак не подтверждены Ветхим Заветом, однако находятся в Иудейской литературе, написанной в период после Вавилонского плена. Они, подобно многим другим традиционным верованиям-преданиям, во времена Христа стала частью Иудаизма (см. на Марка 7:7-13). В этой притче Иисус просто употребил популярное мнение, чтобы посредством него, на уровне личного понимания людей очень убедительно представить важный урок, который Он пытался насадить в умах своих слушателей.

Библия говорит: «Ибо возмездие за грех — смерть» (Римлянам 6:23) Смерть — это окончательное состояние, а не вечная жизнь (хоть и в мучениях). Когда Бог говорил первым людям «смертию умрете» (Быт. 2:17), Он имел ввиду не вечное существование в адских мучениях, а полное прекращение существования. Состояние подобное тому какими люди были до их сотворения.

Библия изображает нам милосердного Бога, любовь Которого в полной мере явлена через жертву Его Сына на кресте. В это понимание никак не возможно вписать учение о вечных адских муках. Категорически несправедливо наказание за 70-80 лет даже откровенно грешной жизни — вечная мука в адском огне. В таком свете Бог представляется нам как величайший мучитель во Вселенной. Это никак не согласовывается с общим библейским представлением о Божьем характере. Безусловно, нераскаявшиеся грешники погибнут, но это произойдет быстро, а не длительно.

Библейское понимание ада — очень ярко представлено словами великого царя Соломона: «Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости».

Подытоживая сказанное выше, хочется сказать что Иисус, произнося притчу о богаче и Лазаре, приглашает каждого обратиться к Слову, оставить свой грех и выбрать в своей жизни путь следования за  Ним. Библия сообщает нам главную весть о характере Божьем — Бог есть любовь (1-е Иоанна 4:8) и он предлагает каждому человеку вечную жизнь и спасение через Иисуса Христа.

С уважением,
Евгений Максимов, бакалаврант богословия