Субботняя школа «Как толковать Писание» с Владимиром Ярошем. Урок №12 «Анализ сложных текстов»

Если сам Петр признает, что есть трудности в понимании некоторых мест Писания (2Петр.3:15-16), то тем более не стыдно и нам научиться признавать это и для себя лично, и перед всеми публично. Петр упоминает здесь не только древние Писания, но и свежие, написанные Павлом, его современником. Дух Святой был на них в равной степени, они были апостолами, и они умеют признавать затруднения в понимании друг друга. Но это не говорит о неразрешимости этих затруднений. Это говорит о том, что некоторым сообщениям стоит уделить больше внимания, чтобы понять их смысл правильно. Возможно, на это уйдет очень много времени, а некоторые останутся неразгаданными до конца жизни. Но, слава Богу, таких мест в Писании не очень много. Основная весть Библии понятна и проста любому человеку, читающему ее, и трудные для понимания места не смогут поколебать веру, если, конечно, человек сам этого не захочет. В 2Петр.3:15-16 написано, что некоторые извращают через трудные места все Писание, основную его весть спасения, и это ведет их к погибели. Этих людей Петр назвал «невежды и неутвержденные». «Невежда» – человек непросвещенный, неученый, необразованный. Все мы в той или иной степени такие неученые, и мы должны это смиренно признавать, но эти невежды еще и «неутвержденные» (не имеющие опоры). Скорее всего эти люди не утвердились в основах библейского учения, преподанного апостолами, и, не доучившись, поспешили толковать все Писания, исходя из неверного понимания некоторых сложных текстов. Стали поспешно, не разобравшись, выстраивать на ошибочном понимании некоторых трудны мест свое, а не библейское учение. Т.е. это говорит об одной из двух крайностей: 1) полностью зависеть от традиционного толкования, без личного исследования, и 2) полное игнорирование накопленного другими опыта и знания в исследовании Писания, истории, культуры и т.д. и в полной изоляции от всего это исследовать Слово. Петр, очевидно, описывает второй случай.  Мало того, что такие исследователи могут погибнуть сами, но при имеющемся таланте оказывать сильное влияние на других, они могут многих повести к погибели вслед за собой. Это не говорит, что все они плохие люди, но это предупреждение ко всем нам быть смиренными, честными, ответственными исследователями и учителями, особенно, если за нами идут люди.  Честность и смирение взаимосвязаны. Гордость мешает честности признать свою некомпетентность, незнание, неподготовленность. Гордость не хочет потерять последователей, она упивается властью, но это ее делает неспособной учиться. Признать ошибки прошлого или настоящего своего убеждения гордым трудно. Смирение открывает большие возможности для познания нового, оно с легкостью признает свои ошибки и ограниченность. Смирение способствует обучению, и помогает оставаться честным. Честный богослов представит на рассмотрение несколько вариантов толкования сложных и спорных текстов, которые определяют разделение христианства на разные конфессии и деноминации. Богословские школы каждой из церквей расходятся между собой в понимании преимущественно сложных текстов, от которых вырастают целые учения такие, например, как: о состоянии умерших, говорение на языках, чистой и нечистой пище, о святости дня поклонения и др.  Повторюсь: честный богослов представит на рассмотрение несколько вариантов толкования сложных и спорных текстов, после этого он выскажет свою позицию и приведет для объяснения аргументы. Он также верно должен представить официальную позицию церкви в понимании таких текстов. Надо сказать, что и внутри одной деноминации может быть несколько вариантов толкования и церковь их рассматривает как равноценные в исследовательской дискуссии. Например, в комментариях Церкви АСД на 1 Кор.14 гл. приводится два адвентистских толкования на природу языков, описанных, в этом отрывке. Особенно интересно прочитать выводы в дополнительные примечания по этой главе. Также в комментариях АСД на Откр.17:10 представлены три различных толкования. Есть и много других мест, которые по-разному понимаются внутри церкви АСД, но при этом на учении церкви это не отражается. Мы должны различать текст Библии, учение церкви и мнения. Текст Библии остается одним для всех конфессий. Толкования и мнения этих текстов может различаться и формировать «непримиримые» учения этих конфессий и деноминаций. Но внутри каждой из них могут мирно уживаться с учением деноминаций различные мнения по деталям. Как писал Павел в Рим.14:1 и далее, что были и тогда в церкви различные мнения, которые не касались вопросов спасения. И Павел призывал братьев, чтобы они принимали друг друга, не смотря на различные взгляды по некоторым вопросам.

Если мы сегодня открываем при исследовании Библии для себя что-то новое, которое трудно вписывается в наши прежние представления, не стоит спешить с выводами. Это как раз тот случай, когда мы встречаем сложный текст, которому стоит уделить достаточно внимания. Библию мы читаем и исследуем. И это должно быть двумя разными занятиями. Если мы застрянем только на занятии исследования одного сложного текста и перестанем продолжать читать всю Библию, мы потерпим ущерб. Поэтому просто читать Библию по плану необходимо, чтобы панорамно видеть всю картину Слова. Когда мы каждый раз перечитываем Библию, мы обязательно встретим что-то новое. И то, что раннее казалось понятным, теперь может оказаться сложным, исходя из уже обретенных знаний, и наоборот. Сложные тесты, обнаруживаемые во время чтения, не должны останавливать наше чтение. Но если мы выпишем такой текст в специальную для этих целей тетрадь, мы вернемся к нему, когда посвящаем время среди недели не для чтения, а для исследования. Чтению и исследованию лучше отводить отдельное время. Для интеллектуальной работы, лучше выбирать часы, когда наш мозг наиболее продуктивен. У большинства людей это обычно утренние часы, после ночного отдыха, но есть и исключения. Доктор Даниел Дуда, например, предпочитает для исследования ночь.

Что мы делаем с трудным местом? Как мы уже отмечали в прежних уроках субботней школы, контекст – то, на что мы прежде всего должны обращать свое внимание. Ближайший контекст имеет преимущество. Текст за тестом мы разбираем отрывок, прописываем его парафразом, т.е. другими словами, сохраняя мысль как мы его понимаем. Находим ключевые слова. Смотрим другие переводы, используем приложения с номерами Стронга, если не владеем языком оригинала. После того, как мы хорошо поработали над самим текстом или отрывком, берем библейские словари и комментарии и, поработав с ними, записываем свои выводы. Если они вас не удовлетворяют, работа продолжается. Возможно, вы найдете ответы через время. Может, через еще большее время ответы будут другими. Это процесс исследования. Он требует умственных усилий, но этим он и интересен. Не забываем так же всякий раз обращаться за помощью к Богу в молитве, тем самым признавая свою ограниченность и полную зависимость от Бога в понимании Его Слова.

Я помню, как доктор Дуда сказал, что у него сейчас больше вопросов, чем, когда он был начинающим молодым учителем субботней школы. Когда он поступал в семинарию, ему казалось, что он знает ответы на все вопросы. Но теперь, когда выучился на доктора, он имеет много вопросов без ответов. Это говорит о смирении ученного как сказал старый Сократ: «Чем больше я знаю, тем больше я понимаю, что ничего не знаю» и «Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого».

Этапы процесса образования (по Дуде): 1) я не осознаю, что я не знаю, не умею; 2) Я осознаю, что этого не знаю, не умею 3) Я осознаю, что теперь знаю и умею 4) Я не осознаю, что умею и знаю (это уже во мне, автоматически применяется); после этого процесс повторяется снова с первого этапа.

Но в отличие от Сократа верующие могут сказать, что наверняка знают одно – это то, что они спасены во Христе. И это есть основное знание, к которому должен стремиться каждый. Познавать Бога – это бесконечный, но интересный путь. Этим и привлекает к себе вечность.

Пастор Владимир Ярош