Зачем апостолы посещали Храм, если после Голгофы храмовое служение было упразднено (Матф.23:38)?

05-07-2020, комментариев 13

Лук.24:44 И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах.

45 Тогда отверз им ум к уразумению Писаний.

46 И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день,

47 и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима.

48 Вы же свидетели сему.

49 И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше.

50 И вывел их вон [из города] до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их.

51 И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо.

52 Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью.

53 И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь.

Та же мысль о необходимости апостолам оставаться в Иерусалиме (т.е. в Храме) продолжается Лукой в книге Деяния:

Деян.1:1 Первую книгу написал я [к тебе], Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала

2 до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал,

3 которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием.

4 И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня,

5 ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.

6 Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?

7 Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти,

8 но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.

9 Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их.

10 И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде

11 и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.

12 Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути.

13 И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, [брат] Иакова.

Не отлучайтесь, в Иерусалима начнется ваше свидетельство.

Есть большая дискуссия насчет того, где же именно на апостолов сошел Дух, если в одной «комнатке для паломников» постоянно находилось 120 разнополых людей. Когда они стали пророчествовать, об этом услышали тысячи ПОКЛОНЯЮЩИХСЯ В ХРАМЕ ПАЛОМНИКОВ ИЗ РАЗНЫХ НАРОДОВ. Тут же Петр начал объяснять происшедшее, и из слышавшего его множества только крестившися было 3000 человек. Я так понимаю, что такое количество людей в современном Харькове (полуторамиллионном мегаполисе 21 века!) может поместиться: 1) на площади Свободы, 2) во Дворце спорта, 3) на стадионе «Металлист», 4) где-то в поле за городом.

Никакой комнатки для паломников, которую Иисус арендовал для тайной (!) Вечери с 12-ю, для такой толпищи не хватило бы.

Есть только одно место в тогдашнем Иерусалиме, где апостолы бы постоянно встречались для богослужений и где их могли услышать тысячи паломников — в притворе Соломоновом (Деян.3:11, 5:12) во Дворе язычников Иерусалимского Храма.

У всех верующих в Бога Авраама, Исаака и Иакова — неважно, принимавших мессианство Иисуса из Назарета или нет — в 1 веке было одно общепризнанное Писание. То, к которому их отсылал Иисус — Закон, Пророки и Псалмы (Лук.24:44). И основой этого канона был Закон Моисеев. В Законе земное Святилище показывается главной, центральной деталью и инструментом миссии народа Божьего. Тора показывает, что Бог призвал Авраама, привел Иакова в Египет и вывел из Египта израильский народ, чтобы те построили Ему Святилище, чтобы Всевышний мог обитать («жить по соседству») со Своим народом:

Исх.25:8 И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их;

Скиния и позднее Храм совершенно справедливо виделись важнейшей ценностью веры в Бога Авраама наряду с самой Торой. Хула на Моисея и на Храм была основанием для судебного обвинения для Иисуса (Матф.26:60-61), Стефана (Деян.6:14) и Павла (Деян.21:28).

Евр.9:8 [Сим] Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния.

Здесь Павел показывает, что нельзя ожидать от людей, что они устремят свои взоры в Небесное Святилище, пока у них есть Святилище земное.

У апостолов были все основания продолжать приходить в Храм. Туда приходили сотни тысяч паломников (Иосиф Флавий утверждает, что до миллиона за раз). Там учили Иисус и другие раввины, и там было совершенно логично предложить проповедь о мессианстве Иисуса. Вся вера в Бога Авраама вращалась вокруг Храма, а в рассеянии — за пределами земли Израилевой — вокруг синагоги как некоего филиала Храма, который был прочно с Храмом связан.

Книга Деяния показывает, что после Голгофы Храм исполнил массу задач. Образ жизни первого поколения верующих в Иисуса ничем не отличался от остальных иудеев. Они ни телесно, ни видом, ни поведением не отличались. Отцы церкви сокрушенно сообщают, что христиане продолжали посещать синагоги до конца 4 века н.э. Что уже говорить об учениках Иисуса, описанных в Библии. Они продолжали соблюдать все предписания Торы, слыли ревнителями Закона, соблюдали праздники, приносили обеты назорейства и финансово поддерживали других назореев (такой поступок весьма одобрялся в среде благочестивых иудеев).

Это потом, спустя многие десятилетия, ситуация начала меняться, И ДАЛЕКО НЕ ВО ВСЁМ В ЛУЧШУЮ СТОРОНУ, важно помнить. Не только Церковь порвала с иудаизмом, но и начала активно двигаться на сближение с языческим Римом, превращаясь в пророческого «зверя» (Дан.7, Откр.13).

Уже первые документы ранней церкви ПРЕДПОЛАГАЮТ, ПОСТУЛИРУЮТ бессмертие души. Первые явные антисемитские выпады со стороны христиан из язычников, искавших «рулить» в Церкви, датируются началом 2 века — всего несколькими десятилетиями после смерти апостола Иоанна.

Вытесняя иудеев из церкви, бывшие язычники вытесняли знание Торы. И понятно, что наскоро подготовленные богословы из их среды не были готовы к особой ситуации, вызванной Голгофой. Открыв Библию, эти богословы начали строить Церковь по модели Древнего Израиля. И получилась Церковь-Империя с царем, первосвященником, Храмом (царским собором), где литургия строилась по модели жертвоприношений. Вы же, думаю, знаете, что в руках католического священника на евхаристии хлеб и вино становятся РЕАЛЬНЫМИ телом и кровью Христа? Т.е. каждый раз во время мессы Иисус как бы приносит Себя в жертву.

Как библейская вера не мыслила себя без земного Храма, так и Церковь не мыслит себя без храма. Для миллионов христиан Церковь = Храм, Церковь и есть Храм. А затем Храм (здание с батюшкой, совершающим ритуалы) вытесняет общину как таковую и в ней в принципе не нуждается. Есть архитектурная оболочка, там батюшка, который будет там служить, зайдешь ты туда или нет.

И после этого мы ожидаем, что православные славяне будут мыслить христианство без храма? Так для них только храм и существует зачастую. Большинство их ни Библии не читали никогда, ни со священником близко не общались, ни опыта общинной жизни не имеют. Для них религия сосредоточена в храме, как звери в зоопарке, вода в бассейне и ученики в школе.

Чтобы адвентисты (и ряд других конфессий) вообще попытались поставить вопрос о роли храма в христианстве, понадобились Возрождение и Реформация — светское и евангельское преодоление Церкви-Империи. И когда храмы стали валить либо из них уходить, тогда только те же адвентисты смогли заметить в Библии учение о Небесном Святилище. Так что эта идея нам всем на вырост. Тут у ряда членов нашей общины вопросы на третьем десятке церковного стажа еще другие стоят: есть ли Бог, зачем Библию читать, что не так в колдовстве, почему бы («для смеха», как они говорят) не почитать сразу после Вечери пресвитеру ГОРОСКОПЧИК, как быть с учебой детей в субботу…

Для огромного количества по крайней мере постсоветских адвентистов их собрания — по-прежнему «храмы». Их молитвенные дома — «храмы».

Вообще идея духовного Вавилона — это попытка воссоздать библейский Израиль в церковном масштабе. Именно так! Никогда церковь, насколько мне известно, не видела в язычестве ценности, которую надо сознательно сохранять. Это язычество дольше всего сохранялось не на уровне церковной и земной знати, а на уровне темного народа, занимающегося сельским хозяйством. Те же Платон и Аристотель виделись как оазисы мудрости, которые отцам церкви бы хотелось оставить как часть христианского наследия.

Философское (научное) мышление греков Западная церковь ценила (в отличие от православия, рано сознательно отвергшего разум в пользу мистики). Именно научное мышление позволило создать важные образцы рационального богословия, которым бравирует протестантизм. К слову сказать, протестантская (и та же адвентистская) проповедь никогда не имела серьезного успеха в православной среде, потому что православный ум не верит Библии и рациональные доказательства всерьез не принимает во внимание.

Догмат о Церкви как Новом Израиле составляет сердцевину веры чуть ли не большинства христиан, не прошедших глубокую школу изучения и следования именно Библии, а не словам батюшек — неважно, какой конфессии. В том же адвентизме полно людей, в силу разных факторов поменявших православие на адвентизм, но не поменявших ни тип мышления и веры, ни образ жизни. Они вместо православного попа верят попу адвентистскому. И никогда не имели опыта извлечения смысла из Библии в результате ее личного изучения. Такое чтение — трудный и опасный путь.

Храмовое служение не потеряло смысл после Голгофы. В том и соль, что земной Храм являлся тенью Небесного. И что христиане оторваны от реальности земного Храма (именно библейского, а не его церковных карикатур!), ощутимо мешает серьезно воспринимать и понимать библейское учение в целом и книгу Откровение в частности.

Максим Балаклицкий


Рубрика: Библейские исследования, История Церкви, Образ жизни

Комментарии (13):

  • Юрий Тимошенко

    |

    Храмовое служение не потеряло смысл после Голгофы. В том и соль, что земной Храм являлся тенью Небесного. И то, что христиане оторваны от реальности земного Храма (именно библейского, а не его церковных карикатур!), ощутимо мешает серьезно воспринимать и понимать библейское учение в целом и книгу Откровение в частности.

    Аминь. «… широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; 14 потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их», Матф.7:13,14; «Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла», Матф.25:3.

    «Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его» (Лук.6:40).

    Тело Христа – это Церковь, после вознесения Господнего продолжающая жить жизнью своего Учителя. Может я и не прав, но мне видится, что «мрачное средневековье», пролившее кровь многих святых, является отражением Голгофы и истинной победой святых (Тела Христова) над грехом мира, о чем и говорится в Откр.12:11. И последовавшее за этим завершение 2300-летнего периода ознаменовалось очищением святилища: Жертва Христа и Кровь Нового Завета пробудили к святой и праведной жизни тысячи и миллионы Его последователей, своей жизнью и смертью доказавших свою верность Божьему Слову, и кровь которых, наряду с Кровью Господа, омыла жертвенник на Небесах (Откр.6:9-11).

    Мы живем в прекрасное время благодати, когда с очищенных от всякой неправды небес нам посылается с Божьей любовью и Духом Истины все необходимое для нашего духовного становления и победы над ложью и грехом мира: шаг за шагом Господь открывает нам истинный смысл Его пророчеств и откровений; помогает Своим духом организовывать жизнь наших семей (прежде всего) и общества в целом в соответствии с Его святыми Заповедями (о чем мы просим в наших ежедневных молитвах); открывает перспективы будущего и дает силы переносить жизненные трудности настоящего времени…

    Ветхозаветное храмовое служение – это адаптированное (приближенное) к реалиям падшего мира отражение духовной жизни в Небесном Иерусалиме. Осознание сути греха, величины ответственности за последствия и цены искупления – вот то, что, наряду с прочим, необходимо было осознать ветхозаветному человеку, ибо страх Господень является основой отношений с Богом (Прит.6:16-19).

    Новозаветное время – это время перехода от земного храмового служения к Небесному: формируется народ Божий, испытуемый Богом на верность Его Слову; кровью, страданиями и верностью святых народа очищается Святилище, открывая путь к храмовому – духовному – совместному служению человека с Ангелами, как творений Божьих, на святых Небесах.

    Поэтому, понимание истинной сути поклонения и значения имени, которое мы носим (имея за это огромную ответственность перед Богом!), знание и воплощение в своей жизни Божьей воли, умение различать природу духов и готовность отстаивать правду Божьего Слова до конца – абсолютная необходимость для «званых, избранных и верных» Господа (Откр.17:14) в наше последнее время – время завершения великого противостояния Истины и лжи, и начала новой эры – эры вечной Любви, Мира и Радости Бытия, созданного с Любовью Небесным Отцом для Своих творений.


  • юра

    |

    18 На другой день Павел пришел с нами к Иакову; пришли и все пресвитеры.
    19 Приветствовав их, [Павел] рассказывал подробно, что сотворил Бог у язычников служением его.
    20 Они же, выслушав, прославили Бога и сказали ему: видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев, и все они ревнители закона.
    21 А о тебе наслышались они, что ты всех Иудеев, живущих между язычниками, учишь отступлению от Моисея, говоря, чтобы они не обрезывали детей своих и не поступали по обычаям.
    22 Итак что же? Верно соберется народ; ибо услышат, что ты пришел.
    23 Сделай же, что мы скажем тебе: есть у нас четыре человека, имеющие на себе обет.
    24 Взяв их, очистись с ними, и возьми на себя издержки на [жертву] за них, чтобы остригли себе голову, и узнают все, что слышанное ими о тебе несправедливо, но что и сам ты продолжаешь соблюдать закон.
    (Деян.21:18-24)

    Павел после того когда принес в жертву животного, по настоянию руководства первоапостольской церуви, продолжал соблюдать закон????


  • юра

    |

    Вопрос о церкви всегда вызывал споры.

    Для одних церковь представляется храмом с золотыми куполами и крестами, построенного для сакральных служений и поклонения Богу.
    Есть те, церковь является неким сообществом людей, объединенных едиными догматами и верованиями.
    Есть те кто принимают за Церковь иерархию, возглавляемую особо избранным лицом, получившим преемственность якобы от самого Петра.

    Кто-то считает церковью организационную религиозную структуру, созданную для пропагандирования своих понятий.

    Но, создавал ли Иисус Христос, что то подобное?


  • юра

    |

    Я не от мира Сего (Ин. 8: 23).

    Исходя из этого текста Церковь Христа, никоим образом не может считаться категорией этого мира.


  • юра

    |

    Храмы строились и разрушались,
    иерархи приходили и уходили,
    учреждения и организации создавались и исчезали,
    а Церковь стоит вечно, потому что основана на Христе!
    Мир материален, а Церковь Христа духовна,она существует независимо от мира, она вечна!


  • юра

    |

    Дух Святой интегрирует человека в Тело Христа, где он становиться клеточкой вселенского Тела Христова, членом Церкви!


  • юра

    |

    Но где же нам найти эту Церковь, чтобы стать ее членом?

    Для этого нужно искать не Церковь, а искать Христа, главу Церкви,
    Он сделает ищущего Его членом Своего тела.


  • юра

    |

    В мире мы видим пустующие церкви.

    И отчаявшийся человек не находит в современных церквах того, чего жаждет его душа.
    Церковные шоу-программы, торжественные ритуалы и обряды, величественные храмы не удовлетворяют духовного голода души человека, да и не могут они этого сделать.
    Церкви борются друг с другом за право на человека, за обладание властью над ними


  • юра

    |

    нет единства, то возможно потому, что вы все еще остаетесь
    членом некой церковной организации,
    религиозного учреждения, членом прихода,

    руководствуетесь принципами, диктуемыми вам иерархами.


  • юра

    |

    Написали. — Его последователей, своей жизнью и смертью доказавших свою верность Божьему Слову, и кровь которых, наряду с Кровью Господа, омыла жертвенник на Небесах (Откр.6:9-11).
    ==========================================================

    9 И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели.
    10 И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?
    11 И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число.
    (Откр.6:9-11)

    Христос никому не говорил, чтобы кому либо мстить живущим на земле.
    Тогда зачем пустили мульку, сравнивая кровь людей с кровью Христа.

    Вам не открыто, что Бог только вменяет вам Свою праведность, через вашу веру, но не наделяет ею до явления Иисуса Христа.

    17 Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа.
    18 Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни.
    (Рим.5:17,18)


  • юра

    |

    Церковь существует для всех, как внешняя эмпирическая реальность, к ней определяют свое отношение, с ней борются как с реальностью.

    Враги Церкви, в Церковь не верящие.

    Но совсем в другом смысле признают они Церковь реальностью, чем те, которые в Церковь верят и в ней живут.


  • юра

    |

    Но вид извне, но принудительно, чувственно в Церкви видны лишь камни,
    лишь ритуал,
    лишь учреждения,
    лишь люди, облаченные в церковный чин.


  • Юрий Тимошенко

    |

    Х

    ристос никому не говорил, чтобы кому либо мстить живущим на земле.

    Аминь. «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам …» (Рим.12:19) – так говорил Господь Своим ученикам. И голоса праведников от жертвенника задавали Ему вопрос: как скоро наступит конец беспределу греха на земле?

    Тогда зачем пустили мульку, сравнивая кровь людей с кровью Христа

    .
    «Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего, 25 довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его» (Матф.10:24,25); «И вы — тело Христово, а порознь – члены»(1Кор.12:27); «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями»(Рим.8:29).

    Эти и подобные им тексты говорят о том, что Иисус воспринимает всех послушных воле Отца – братьями и сестрами («И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; 50 ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» Матф.12:49,50). Его желание, чтобы мы пребывали все в единстве, выражено в молитве к Богу: «…да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня. 22 И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино» (Иоан.17:21,22).

    О какой славе здесь речь? В своей последней молитве к Отцу накануне распятия Господь сказал: «…Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя» (Иоан.17:1). И после Своего вознесения, явившись ученикам, Иисус, упрекая их за несообразительность, сказал: «…о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! 26 Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?» (Лук.24:25,26).

    Славой Бог благословляет действо человека, в сути своей выражающее истинное поклонение Ему, как Творцу и Владыке Вселенной («… ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, …, творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» Исх.20:5,6).

    Иисус претерпел казнь, и тем, что сохранил верность Богу до конца – прославил Его. Ученики Иисуса – Его Тело – претерпели гонения, лишения, смерть, сохраняя веру, как и Господь, в Божьи обетования. Они были предузнаны Богом и предопределены Им быть подобными образу Его Сына (Рим.8:29). Поэтому логично заключение, что кровь учеников, как и Кровь Учителя (Человека Иисуса Христа), едины в своей цели – подтвердить, как свою верность Божьему слову, так и истинность установленных Им законов и порядка в мире. А это, в свою очередь, означает, что Кровь Господа и ведомого Им Его Тела очищает жертвенник в Небесном Святилище: соединяясь (сораспинаясь) с нашим Господом в святом крещении, человек умирает для греха и, храня верность Божьему слову, становится сопричастником и всей последующей жизни Иисуса Христа.

    И, отвечая на Ваше замечание, отмечу, что я не сравниваю кровь жертв – Учителя и учеников. Я объединяю их кровь в единую очистительную Жертву за грех, очистившую Святилище: Кровь Иисуса оправдала/искупила Ветхозаветных праведников («И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти [Его], бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное» Евр.9:15) и открыла доступ к Небесному Отцу для Новозаветных («14 то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!» Евр.9:14). А вместе с кровью Его учеников после 1260-летнего периода, назначенного Богом, она очистила Святилище на Небесах. Так я понимаю этот вопрос.

    Вам не открыто, что Бог только вменяет вам Свою праведность, через вашу веру, но не наделяет ею до явления Иисуса Христа.

    Нашу праведность судит Бог, читающий все помыслы сердец наших. Результат этого Суда станет известен с Пришествием Господа. Но, хочу заметить, что, благословляя сердце человека святыми устремлениями, Бог ПОМОГАЕТ ему жить праведной жизнью: «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. 30 А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (Рим.8:29,30)


RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитата) - выделите курсором текст в окне комментария и нажмите одну из кнопок форматирования [B, I, Quote].
Если вы желаете исправить свой комментарий или удалить его, напишите нам в редакцию.
Ознакомьтесь с нашими правилами публикации комментариев.

© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2022
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH.
Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)

Интернет-газета "ПУТЬ"