Зачем апостолы посещали Храм, если после Голгофы храмовое служение было упразднено (Матф.23:38)?

Лук.24:44 И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах.

45 Тогда отверз им ум к уразумению Писаний.

46 И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день,

47 и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима.

48 Вы же свидетели сему.

49 И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше.

50 И вывел их вон [из города] до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их.

51 И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо.

52 Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью.

53 И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь.

Та же мысль о необходимости апостолам оставаться в Иерусалиме (т.е. в Храме) продолжается Лукой в книге Деяния:

Деян.1:1 Первую книгу написал я [к тебе], Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала

2 до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал,

3 которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием.

4 И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня,

5 ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.

6 Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?

7 Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти,

8 но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.

9 Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их.

10 И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде

11 и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.

12 Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути.

13 И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, [брат] Иакова.

Не отлучайтесь, в Иерусалима начнется ваше свидетельство.

Есть большая дискуссия насчет того, где же именно на апостолов сошел Дух, если в одной «комнатке для паломников» постоянно находилось 120 разнополых людей. Когда они стали пророчествовать, об этом услышали тысячи ПОКЛОНЯЮЩИХСЯ В ХРАМЕ ПАЛОМНИКОВ ИЗ РАЗНЫХ НАРОДОВ. Тут же Петр начал объяснять происшедшее, и из слышавшего его множества только крестившися было 3000 человек. Я так понимаю, что такое количество людей в современном Харькове (полуторамиллионном мегаполисе 21 века!) может поместиться: 1) на площади Свободы, 2) во Дворце спорта, 3) на стадионе «Металлист», 4) где-то в поле за городом.

Никакой комнатки для паломников, которую Иисус арендовал для тайной (!) Вечери с 12-ю, для такой толпищи не хватило бы.

Есть только одно место в тогдашнем Иерусалиме, где апостолы бы постоянно встречались для богослужений и где их могли услышать тысячи паломников — в притворе Соломоновом (Деян.3:11, 5:12) во Дворе язычников Иерусалимского Храма.

У всех верующих в Бога Авраама, Исаака и Иакова — неважно, принимавших мессианство Иисуса из Назарета или нет — в 1 веке было одно общепризнанное Писание. То, к которому их отсылал Иисус — Закон, Пророки и Псалмы (Лук.24:44). И основой этого канона был Закон Моисеев. В Законе земное Святилище показывается главной, центральной деталью и инструментом миссии народа Божьего. Тора показывает, что Бог призвал Авраама, привел Иакова в Египет и вывел из Египта израильский народ, чтобы те построили Ему Святилище, чтобы Всевышний мог обитать («жить по соседству») со Своим народом:

Исх.25:8 И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их;

Скиния и позднее Храм совершенно справедливо виделись важнейшей ценностью веры в Бога Авраама наряду с самой Торой. Хула на Моисея и на Храм была основанием для судебного обвинения для Иисуса (Матф.26:60-61), Стефана (Деян.6:14) и Павла (Деян.21:28).

Евр.9:8 [Сим] Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния.

Здесь Павел показывает, что нельзя ожидать от людей, что они устремят свои взоры в Небесное Святилище, пока у них есть Святилище земное.

У апостолов были все основания продолжать приходить в Храм. Туда приходили сотни тысяч паломников (Иосиф Флавий утверждает, что до миллиона за раз). Там учили Иисус и другие раввины, и там было совершенно логично предложить проповедь о мессианстве Иисуса. Вся вера в Бога Авраама вращалась вокруг Храма, а в рассеянии — за пределами земли Израилевой — вокруг синагоги как некоего филиала Храма, который был прочно с Храмом связан.

Книга Деяния показывает, что после Голгофы Храм исполнил массу задач. Образ жизни первого поколения верующих в Иисуса ничем не отличался от остальных иудеев. Они ни телесно, ни видом, ни поведением не отличались. Отцы церкви сокрушенно сообщают, что христиане продолжали посещать синагоги до конца 4 века н.э. Что уже говорить об учениках Иисуса, описанных в Библии. Они продолжали соблюдать все предписания Торы, слыли ревнителями Закона, соблюдали праздники, приносили обеты назорейства и финансово поддерживали других назореев (такой поступок весьма одобрялся в среде благочестивых иудеев).

Это потом, спустя многие десятилетия, ситуация начала меняться, И ДАЛЕКО НЕ ВО ВСЁМ В ЛУЧШУЮ СТОРОНУ, важно помнить. Не только Церковь порвала с иудаизмом, но и начала активно двигаться на сближение с языческим Римом, превращаясь в пророческого «зверя» (Дан.7, Откр.13).

Уже первые документы ранней церкви ПРЕДПОЛАГАЮТ, ПОСТУЛИРУЮТ бессмертие души. Первые явные антисемитские выпады со стороны христиан из язычников, искавших «рулить» в Церкви, датируются началом 2 века — всего несколькими десятилетиями после смерти апостола Иоанна.

Вытесняя иудеев из церкви, бывшие язычники вытесняли знание Торы. И понятно, что наскоро подготовленные богословы из их среды не были готовы к особой ситуации, вызванной Голгофой. Открыв Библию, эти богословы начали строить Церковь по модели Древнего Израиля. И получилась Церковь-Империя с царем, первосвященником, Храмом (царским собором), где литургия строилась по модели жертвоприношений. Вы же, думаю, знаете, что в руках католического священника на евхаристии хлеб и вино становятся РЕАЛЬНЫМИ телом и кровью Христа? Т.е. каждый раз во время мессы Иисус как бы приносит Себя в жертву.

Как библейская вера не мыслила себя без земного Храма, так и Церковь не мыслит себя без храма. Для миллионов христиан Церковь = Храм, Церковь и есть Храм. А затем Храм (здание с батюшкой, совершающим ритуалы) вытесняет общину как таковую и в ней в принципе не нуждается. Есть архитектурная оболочка, там батюшка, который будет там служить, зайдешь ты туда или нет.

И после этого мы ожидаем, что православные славяне будут мыслить христианство без храма? Так для них только храм и существует зачастую. Большинство их ни Библии не читали никогда, ни со священником близко не общались, ни опыта общинной жизни не имеют. Для них религия сосредоточена в храме, как звери в зоопарке, вода в бассейне и ученики в школе.

Чтобы адвентисты (и ряд других конфессий) вообще попытались поставить вопрос о роли храма в христианстве, понадобились Возрождение и Реформация — светское и евангельское преодоление Церкви-Империи. И когда храмы стали валить либо из них уходить, тогда только те же адвентисты смогли заметить в Библии учение о Небесном Святилище. Так что эта идея нам всем на вырост. Тут у ряда членов нашей общины вопросы на третьем десятке церковного стажа еще другие стоят: есть ли Бог, зачем Библию читать, что не так в колдовстве, почему бы («для смеха», как они говорят) не почитать сразу после Вечери пресвитеру ГОРОСКОПЧИК, как быть с учебой детей в субботу…

Для огромного количества по крайней мере постсоветских адвентистов их собрания — по-прежнему «храмы». Их молитвенные дома — «храмы».

Вообще идея духовного Вавилона — это попытка воссоздать библейский Израиль в церковном масштабе. Именно так! Никогда церковь, насколько мне известно, не видела в язычестве ценности, которую надо сознательно сохранять. Это язычество дольше всего сохранялось не на уровне церковной и земной знати, а на уровне темного народа, занимающегося сельским хозяйством. Те же Платон и Аристотель виделись как оазисы мудрости, которые отцам церкви бы хотелось оставить как часть христианского наследия.

Философское (научное) мышление греков Западная церковь ценила (в отличие от православия, рано сознательно отвергшего разум в пользу мистики). Именно научное мышление позволило создать важные образцы рационального богословия, которым бравирует протестантизм. К слову сказать, протестантская (и та же адвентистская) проповедь никогда не имела серьезного успеха в православной среде, потому что православный ум не верит Библии и рациональные доказательства всерьез не принимает во внимание.

Догмат о Церкви как Новом Израиле составляет сердцевину веры чуть ли не большинства христиан, не прошедших глубокую школу изучения и следования именно Библии, а не словам батюшек — неважно, какой конфессии. В том же адвентизме полно людей, в силу разных факторов поменявших православие на адвентизм, но не поменявших ни тип мышления и веры, ни образ жизни. Они вместо православного попа верят попу адвентистскому. И никогда не имели опыта извлечения смысла из Библии в результате ее личного изучения. Такое чтение — трудный и опасный путь.

Храмовое служение не потеряло смысл после Голгофы. В том и соль, что земной Храм являлся тенью Небесного. И что христиане оторваны от реальности земного Храма (именно библейского, а не его церковных карикатур!), ощутимо мешает серьезно воспринимать и понимать библейское учение в целом и книгу Откровение в частности.

Максим Балаклицкий