Субботняя школа «Христианское образование» с Максимом Лазаревым. Урок №2 Семья
Памятный стих: «Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай и не отвергай завета матери твоей» (Притч. 1:8).
1. Какие ассоциации у ваз вызывает слово семья?
2. Первое на ваш взгляд, что вы научились в семье?
3. В Эдеме не было школы. Где происходило образование? Каким образом?
4. Кто был в центре образовательного процесса и почему?
5. Что для вас является общение?
6. Опишите основные моменты в общении?
7. Почему оно так важно, как в процессе формирования отношений, так и в процессе воспитания?
8. Чему мог научиться и научить Адам?
9. Чему должны были научить ветхо-заветные родители своих детей?
10. Какое место занимают родители в вопросе спасения своих детей? Почему?
11. Что важно было всегда помнить и рассказать детям?
12. Какие знания Иисус получил от родителей?
13. Как Иисус проявил себя как ученик?
14. Как сегодня нам быть прилежным учеником и хорошим учителем?
15. Что необходимо изменить в вашей семье, чтобы
В. А. Сухомлинский писал: «Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро».
Сегодня мы много говорим про образование и обсуждаем образовательные процессы.
Когда-то обучение в школе продолжалось десять лет, чуть позже добавили ещё один год. Нынешние первоклашки будут учиться двенадцать лет.
Ещё в среднем четыре года мы посвящаем освоению профессии.
Но как мало мы учимся тому, чтобы быть хорошим мужем или женой, отцом или матерью. Как воспитать ребенка христианина?
Прежде всего семья — это школа, где двое, в присутствии Бога, формируют свой характер, свое поведение и готовят себя для вечности. При появлении детей, родители не только продолжают свое развитие, но и передают весь свой опыт на практике детям.
Чтобы достичь перечисленных целей, первое, чему мы должны научиться – это общение. Без общения невозможно построить отношения, проявить полноценно любовь, уладить недоразумение или конфликт.
Вектор общения должен быть направлен, в первую очередь, вертикально, то есть на Бога.
Кроме того, общение – это горизонтальная плоскость, то есть со своей половинкой и своей семьёй.
Первые наставления, которые получил человек, были переданы ему посредством общения с Творцом. Позже Адам и Ева также через общение передавали знания своим детям.
Благодаря общению не только передаются теоретические знания, но вырабатываются коммуникативные навыки.
Неразрывно с общением идут такие важные составляющие семейной жизни, как уважение и принятие. Без этих качеств затрудняется общение и становятся не возможными полноценные отношения, которые задумал Господь. Без них невозможны не только отношения в семье, но и в церкви, где все построено на принципе: «Никто не ищи своего, но каждый пользы другого» (1 Коринфянам 10:24).
Что же мы можем донести посредством правильно сформированных принципов общения?
Любовь, которая проявляется в действии: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоанна 3:16).
Когда мы сами познаем эту любовь в каждом биении нашего сердца, то непременно передадим ее детям.
Это как в семье электрика, где вырастает сын, с детства наблюдающий а потом и практикующий навыки в электрике, а в семье плотника, сын, получающий навыки плотника.
Хочется также подчеркнуть, что настоящая любовь не эгоистична, а христоцентрична. Такая любовь основана на принципах Десятисловия и всего Писания.
Вот так и проходит процесс нашего начального образование для вечности.
Процесс этот не простой. Им надо жить. И это надо передать.
Но это стоит всех наших усилий, постов и молитв. Чтобы, когда придет Христос, мы и все наше семейство могли жить вечно в мире, где нет страданий, болезней, слез, горя и утраты.
Максим Лазарев.
Комментарии (8):
Владимир Ярош
| Ссылка на комментарий
Спасибо Максиму, хорошие вопросы к уроку.
Добавлю свои мысли. Человеку невозможно передать своим детям то, чего он не имеет. Можно копировать и подражать другим семьям, но это будет фальшью, которую не будут воспринимать за чистую монету рано или поздно. Дети либо научатся лицемерить, думая, что так, наверное правильно, потому что так поступают родители, либо это будет выходить через протесты скрытые или открытые. В любом случае мы можем порождать новые проблемы и страдать решая их. Да, мы не можем дать чего то другого, кроме того что получили в своих семьях, а наши родители могли нам дать, то что сами получили и т.д. Это в целом. Есть, конечно, исключения, на которые стоит обращать пристальное внимание и изучать. Но что делать травмированным, недолюбленым? Ведь хочется чтобы было лучше, чем прежде. А где его взять, если нет его, этого опыта здоровой и счастливой семьи? Я не думаю, что этот вопрос может разрешиться полностью, следы своего прошлого все равно перейдут на будущее поколение. Но все же Бог может делать чудеса. Он может восполнить нашу нужду по богатству Своему Флп. 4:19 через Иисуса Христа. Искупит нас суетной жизни преданной нам от отцов 1Петрю 1:18. Надо самому искать и получать исцеление для своей израненной грехом души и искренно не скрывая от детей продолжать этот путь восстановления. Дети видя нашу искренность, простят, нам наши слабости и будут верить нам. И главное, их надо подружить с Господом, Он лучший воспитатель. Если проявим жесткий фанатизм или наоборот — безпринципность в духовных вопросах и т.п. — оттолкнем от Господа. Наверное подружить с Богом детей это самое большое достижение будет нас как родителей.
Владимир Ярош
| Ссылка на комментарий
Добавлю. В семье образование может быть спонтанным или системным. Спонтанный подход в воспитании — это от случая к случаю. Сложатся ли обстоятельства, появится ли время подходящее, будет ли соответственное настроение у кого-то из членов семьи и т.д. Т.е. мы полагаемся на то, что якось воно буде. И потом «маємо, те що маємо». Конечно не все можно спланировать, но легче ситуативно пропустить традиционное вечернее общение и молитву, чем ситуативно совершить его. Все же лучше выстроить некую систему поддержания семейного общения, планируемого, с формированиями определенных семейных традиций. Что-то недолгое можно совершать вечером перед сном или за ужином, что-то запланировать на выходные и т.д. Не пускать все на самотек. Не прекращать вечерних совместных молитв. Запустить все снова бывает очень сложно, когда уже в семье привыкают к отсутствию чего то подобного стабильного и постоянного. Очень многое можно сделать именно по крупицам, но каждый день, чем редко, наскоком большое.
Виктор
| Ссылка на комментарий
Э.Уайт пишет в Свидетельство для Церкви: многие наши братья и сестры принявшие вид благочестия. При пришествии во второй раз,на нашу грешную землю.И его суда над нами. Откроет всю нашу сущность:лицемерие, тщеславие и другие пороки. Поэтому считаю, как бы мы не скрывали свою сущность, она откроется в назидание другим. Также и в семье. Не нужно учить детей и говорить , что плохо а что хорошо. В свое время,когда был первый раз женат. Моя жена заочно поступила в Киевский университет имени Драгоманова на факультет: психология дошкольного воспитания. И мне каждые 3 месяца ,приходилось ездить сдавать зачёты. Потому что жена с утра до вечера , работала в садике и на учебу не было время. Поэтому мне приходилось учиться за нее. В свое время , перечитал всех педагогов, в том числе и Сухомлинского. И мои выводы таковы: воспитание ребенка и конечный результат в воспитании, зависит от того , какие ценности преобладают в этой семье. И отношение взрослых родителей к Господу, к друг другу и к ребенку.Построеных на уважении , любви и милосердии не только в семье но и к другим людям. Показав пример истинного Христианина в повседневной жизни. Являя таким образом истинное лицо Иисуса Христа. Любящего и заботящегося о нас.Я рад Володя ,что в свое время, ты был моим пастором. И меня крестил. Виктор.
Владимир Ярош
| Ссылка на комментарий
Я делал акцент только на воспитании детей в семье, но справедливости ради надо сказать, что воспитание в семье происходит и у супругов. Вот цитата из комментариев АСД на Мф.19:12 (как раз читаю и не могу не поделиться) на место о скопцах: «Брак желателен. Формирование характера может быть более эффективным и полным при тесном общении с другим человеческим существом, нежели когда человек «один». При тесном ежедневном общении в домашней жизни неприятные черты характера смягчаются и ослабляются, а положительные качества усиливаются лучше, нежели при других обстоятельствах. Лишенные по той или иной причине возможности иметь собственную семью вместе с этим лишены одной из лучших школ характера и не могут познать всю глубину радостей, печалей и возможностей жизни».
Сам Лютер, когда женился в 42 года открыл в себе кучу недостатков и назвал семью школой характера.
юра
| Ссылка на комментарий
Человек управляется не мыслами, а побуждением своего сердца.
юра
| Ссылка на комментарий
Ум сбивает человека с пути веры и ведёт его к гибели.
Вот почему нам необходимо учиться у детей
юра
| Ссылка на комментарий
Христос сказал: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (Матф. 18:3,4). Умом невозможно понять и тем более войти в духовный мир Царства Небесного, если не станешь как дитя, у которого ум находится под контролем веры.
гость
| Ссылка на комментарий
Юра пишет:
вы зачем манипулируете словами?
читайте что о уме написано в Библии:
1)
33 и любить Его всем сердцем и всем УМОМ,
и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв.
(Мар.12:33)
2)
25 Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим.
Итак тот же самый я УМОМ моим служу закону Божию, а плотию закону греха.
(Рим.7:25)