Субботняя школа «Христианское образование» с Владимиром и Ольгой Ярош. Урок №4 «Очи Господни: Библейское мировоззрение»
Пр. 15:3 «На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых»
Чтобы говорить о библейском мировоззрении, прежде всего необходимо дать определение мировоззрения: «Мировоззрение – целостная система взглядов и воззрений на мир, оказывающая существенное воздействие на ценностную ориентацию и деятельность человека» (1, Философский словарь. – К: А. С. К., 2006. – 1056 с., — С. 562). Определение мировоззрения из философской энциклопедии: «Система человеческих знаний о мире и месте человека в мире, выраженная в аксиологических (ценностных- прим. автора) установках личности и социальной группы, в убеждениях относительно сущности природного и социального мира» (2, Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Институт философии РАН; Национальный общественно-научный фонд; — Т. П. – 2010.- т. 2 (Е- М), 634 с. – С. 578). Мировоззрение содержит в себе основные вопросы, которые способен поставить перед собой человек: для чего я существую? каковы основы нравственности (духовности)? какова природа этого мира и какое мое место в нем? какова природа смерти и как человек должен к ней (смерти) относится? Именно мировоззрение содержит в себе объяснение смысла жизни человека (3, Кунцман П., Буркард Ф.-П., Відман Ф. – Філософія: dtv—Atlas: Пер. з 10-го нім. вид./ Худож. Аксель Вайс; Наук. ред. пер. В.П. Розумний. – К.: Знання-Прес, 2002. – 270 с. – С. 181).
Мировоззрение (М.) включает в себя различные взгляды: научные, философские, социально-политические, моральные, правовые, эстетические, религиозные. Кроме этого, М. складывается и из определенных принципов и идеалов. Все вышеупомянутое формируется у каждого человека на протяжении всей жизни. Значит, можно говорить о том, что М. не является чем-то статичным, полученным человеком один раз в жизни и навсегда. В том же философском словаре (1) говорится следующее: «Характер М. обычно определяется в соответствии с особенностями той или иной исторической эпохи, цивилизационной системы, государства, общества, народа, расы и т.д. … При этом М. людей, даже живущих в одном обществе, весьма различно». Таким образом, становится очевидным, что М. людей, живших в эпоху Средневековья, очень отличается от М. наших современников; М. христиан отлично от М. мусульман или представителей любой другой религии; М. людей, живущих в демократическом обществе не такое, как у людей, представляющих тоталитарную государственную систему и т. п. Если говорить о различии М. людей, живущих в одном обществе, то кто-то может придерживаться религиозного, а кто-то – материалистического. В нашей стране есть представители множества религиозных организаций, а, значит, и мировоззренческие системы – многочисленны и различны. При этом школьников обучают таким наукам как географии, биологии, истории, исходя из материалистического (а точнее – эволюционистского) мировоззрения. С одной стороны, маленькому человеку со школьной скамьи навязывают один тип М., с другой стороны, сталкиваясь вне системы светского образования с другими мировоззренческими системами, он уже сам делает выбор в пользу одной из них.
Мне понравилось в одной из лекций такое разделение понятий:
- Мироощущение – то как я ощущаю окружающий меня мир. Комфортно мне или нет.
- Мировосприятие – как я рационально целостно воспринимаю этот мир, мои взаимоотношения с другими людьми.
- Мировоззрение – совокупность общих представлений о себе и своем месте в этом мире.
- Миропонимание – в отличие от мировоззрения, не обходится без словесного выражения, формулировок мыслей.
По мнению ученых, никакое «мировоззрение не может быть обосновано, оно есть акт веры» (1, с. 563) и «всякое мировоззрение складывается из убеждений» (2, с. 578).
Тема урока предстоящей недели – «Очи Господни: библейское мировоззрение». Библейское мировоззрение основано на вере в Бога-Творца, Бога-Вседержителя, Бога-Спасителя. Если мы понимаем (Пр.15:3), что над нами всегда есть Бог, Который все видит, а мы перед Ним ответственны за свои действия, то это становится фактором, сдерживающим зло как в окружающем мире, так и внутри нас самих. Это религиозное (библейское) мировоззрение также открывает любовь Бога к человеку, чтобы человек не руководствовался животным страхом перед Всевышним, а творил добро осознано, воплощая в себе образ Христа в делах милосердия и др.
Мы говорим о воспитании и образовании, о детях, которых мы должны научить воспринимать мир через библейское знание; о преимуществах библейского мировоззрения перед материалистическим, тем, которое основано на теории эволюции (это М. тоже основано на вере). Вероятность делает теорию эволюции не совсем научной, так как исходит от предпосылок. Но тем не менее, мы говорим о таких плодах этого мировоззрения, как: фашизм, коммунизм, нацизм и т.д., что проявилось в страшной жестокости людей по отношению друг ко другу.
Сейчас существует очень много готовых моделей мировоззрений, и нам, как покупателям в магазине, предлагают выбрать для себя подходящую. Конечно, мы будем выбирать для себя лучшую на наш взгляд. Но что означает в данном случае «наш взгляд»? Это значит, что мы, зайдя в магазин «новейших» моделей мировоззрения, уже имеем начальное, руководствуясь которым мы будем выбирать. Т.е. начальное, бытовое, мировоззрение окажет влияние на выбор другой мировоззренческой системы – более серьёзной, систематически более сложной и «совершенной». Это начальное, бытовое, мировоззрение формировалось в нашей семье или среде, когда мы будучи ребенком интуитивно впитывали те ценности, которыми руководствовались наши близкие. Как, собственно, формировалась и наша речь – естественно. Потом, когда вырастаем, мы приобретаем все больше знаний из разных источников, и эти знания также оказывают влияние на формирование нашего мировоззрения. Поэтому, трудно определить мировоззрение как что-то статичное и постоянное. Во времени оно трансформируется медленно, быстро или скачкообразно (зависит от нашего отношения к элементам мировоззрения).
Таким образом, в начале, когда мы рождаемся, у нас нет мировоззрения как системы. Еще в утробе матери, как только появляется нервная система, мы «миро ощущаем», о чем писалось выше. Мы ощущаем комфорт или дискомфорт. Мы ощущаем физически и эмоционально заботу матери или отсутствие таковой. От рождения мы, как чистый лист, познаем этот мир. А потом этот мир (мир семьи, улицы и т.д.) со своим мировоззрением воспитывают нас видеть «правильно», т.е. так, как видят этот мир они. Пока они наши авторитеты, им удается это. Но, потом, авторитеты могут меняться и, следовательно, мировоззрение тоже.
Мы пришли к мысли о том, что мы видим этот мир через призму знаний, приобретенных в прошлом. Это может иметь свои преимущества, если знания были истинными, и недостатки, если знания были ложными. Т.е. мы являемся заложниками своих знаний, сформировавших определенные убеждения и т.д. Но могу ли я «отложить» в сторону весь свой прошлый «багаж» или подвергнуть его испытанию? Христос сказал: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой…» Мф.16:24. Если взять отрывок контекста Мф.16:13-26, то мы увидим, что у людей были разные представления об Иисусе. Только Бог может открыть чистое знание о Мессии (Мф.16:17), но даже после слышания откровения побеждают человеческие, старые стереотипы (Мф.16:22,23). После этого Иисус говорит: «Отвергнись себя», т.е. не руководствуйся прежним мировоззрением, прими новое. Иисус также говорил (Мф.9:17) о новом учении, как о новом вине, которое не вливают в старые мехи (мышление со старыми предрассудками).
Как мне стать «новым мехом», «чистым листом»? Как увидеть мир чисто, «как младенец, только рожденный»? Мне приходят на ум слова Христа Никодиму о необходимости рождения свыше (Ин.3:5-9) от Духа Святого. Этот опыт сегодня можно назвать по-компьютерному «перезагрузка», или «переустановка системы». Вчера как раз понес в мастерскую свой зависший ноутбук, потому, что перегрузился всяким мусором на столько, что перестал вообще работать. Пришлось все стереть, и записать все заново. Как теперь работает! Не нарадуюсь. Вот, что-то похожее надо и нам.
Библейское, как и всякое другое мировоззрение, не должно быть навязано. Если оно навязано, то внутри человек будет ощущать дискомфорт несогласия, нестыковок с тем мировоззрением, который он уже в себе имеет, возможно, неосознанно. Библейское мировоззрение нельзя принимать как чисто теоретическую концепцию. Оно может быть хорошо принято сердцем, если человек в своем опыте пережил встречу с сверхъестественным, с Богом. Тогда это будет его мировоззрением по-настоящему, а не лицемерным. Поэтому преподавателям библейского учения следует избегать всякого рода эмоционального насилия, давления. Здесь подходит принцип «не убеждать, но делиться своими убеждениями», который оставляет за человеком право свободного принятия решения. Можно рассказать почему мы руководствуемся библейским мировоззрением. В нашем свидетельстве будет описание встречи с живым Богом. Евр.11:6 говорит, что вера в существование Бога, приходит через поиск Его. Кто ищет Бога, тому он откроется, согласно тексту. Поэтому, самым важным основанием библейского мировоззрения на мой взгляд, должна быть личная встреча с Богом, живой опыт сверхъестественного. Если кто еще не пережил такового, просите и будет вам.
Владимир и Ольга Ярош.
Комментарии (1):
Владимир Ярош
| Ссылка на комментарий
Можем ли мы «воззревать» мир без «очков», т.е. без приобретенных знаний о нем, стереотипов? Ведь знания о мире не сам мир, а его чье-то описанное восприятие и осмысление этого мира, которые лишь искаженное отражение увиденной реальности. Можем ли мы посмотреть на него глазами и умом свободными от знаний о нем? Наверное, это сложно. Но, я думаю можно смотреть на природу просто и любоваться ею. На дерево, облака, звезды, птиц и животных и т.д. Как будто видишь его впервые. Так же можно посмотреть на человека, на себя, свои реакции в отношениях с окружением. При этом быть очень внимательными в наблюдении, слушании. Тогда мы способны обнаруживать что то новое, или по новому. А вы как считаете?