Что такое гнев Божий (Рим.1:18) и как он проявляется?

07-11-2020, Комментариев нет

Что такое гнев Божий (Рим.1:18) и как он проявляется?Библия много говорит о Божьем гневе. Несмотря на то, что ряд наших современников утверждают, что «Бог любви не может гневаться», Писание содержит десятки упоминаний о гневе Господа.

Апостол Павел развивает тему Божьего гнева не только в письме в Рим (1:18, 2:5, 2:8, 3:5, 4:15, 5:9, 9:22, 12:19), но и в своих письмах в Эфес (2:3, 5:6), Колоссы (3:6), Фессалонику (1Фесс.1:10, 2:16, 5:9) и в Послании к евреям (3:11, 4:3).

О Божьем гневе пишут евангелисты Матфей (3:7), Лука (3:7, 21:23) и Иоанн (Ин.3:36 – всего несколькими текстами ниже «золотого текста Библии» — 3:16). О гневе Иисуса пишут Марк (3:5) и Иоанн в Откровении (6:16-17, 11:18, 14:10, 16:19, 19:15).

Закон, Пророки и Писания содержат в разы больше упоминаний по этой теме. Похоже, библейские писатели не стеснялись вопроса о Божьем гневе и не пытались затушевать эту тему. Более того, ряд упоминаний о Божьем гневе является ободрением для верующих, потому что обещает, что Господь наконец вмешается видимым образом в историю, чтобы восстановить справедливость и всё поставить на свои места: наказать нечестивых, а праведных вознаградить.

В Библии Божий гнев законен и обоснован. Гнев Господа всегда является не спонтанным выражением злости и потери самоконтроля, о чем впоследствии гневавшийся сожалеет, а вынесением судебного приговора в результате спокойного, компетентного и исчерпывающего изучения всех обстоятельств дела.

Гнев Божий – это Его ответ на явление и действие греха. Бог ненавидит грех и стремится его уничтожить. Перед этим Он рассказывает грешникам о Своем взгляде на их мысли, слова и поступки и ставит условие: оставить злой путь и покориться Его воле. Если грешники капитулируют и подчиняются, Божий гнев исчезает. Если грешники упорствуют во грехе, Бог долготерпит, дает им новый и новый шанс, призывает к покаянию, предупреждает о последствиях ложного выбора. Если ничего не меняется, Он переходит к действиям: судит их и выносит приговор. Очень часто приговор Им откладывается и сначала приводится в исполнение лишь частично. Настоящий приговор греху (а значит, и его автору и носителю — грешнику) один: «возмездие за грех смерть» (Рим.6:23). Поэтому любые меньшие меры пресечения мыслей, слов и поступков грешника – это не наказание в полноте, а частичная, смягченная реакция Господа на грех.

В Законе этот принцип наглядно расписан в книге Второзаконие 28 главе. Сначала показан путь жизни, успеха и процветания: «Если ты, когда перейдете [за Иордан], будешь слушать гласа Господа Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его» (28:1). Такой образ жизни, обещает Моисей, приведет человека или группу людей к наилучшим результатам: высокому общественному положению, долголетию, здоровью, богатству и безопасности.

Затем в разы большем объеме расписан иной, противоположный путь: «Если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его» (28:15). Там показано, что Бог для таких людей станет противником, который будет мешать им продолжать их ложный путь. Господь будет делать всё, чтобы остановить грешников на их пути. Такими препятствиями станет всё, что угодно: враги, засуха и прочие стихийные бедствия, бесплодие, малолюдство, болезни духа, души и тела, и в итоге преждевременная смерть.

Слово «гнев» подытоживает эту картину в следующей главе:

Втор.29:22 И скажет последующий род, дети ваши, которые будут после вас, и чужеземец, который придет из земли дальней, увидев поражение земли сей и болезни, которыми изнурит ее Господь:

23 сера и соль, пожарище — вся земля; не засевается и не произращает она, и не выходит на ней никакой травы, как по истреблении Содома, Гоморры, Адмы и Севоима, которые ниспроверг Господь во гневе Своем и в ярости Своей.

24 И скажут все народы: за что Господь так поступил с сею землею? какая великая ярость гнева Его!

25 И скажут: за то, что они оставили завет Господа Бога отцов своих, который Он поставил с ними, когда вывел их из земли Египетской,

26 и пошли и стали служить иным богам и поклоняться им, богам, которых они не знали и [которых] Он не назначал им:

27 [за то] возгорелся гнев Господа на землю сию, и навел Он на нее все проклятия [завета], написанные в сей книге;

28 и извергнул их Господь из земли их в гневе, ярости и великом негодовании, и поверг их на другую землю, как ныне [видим].

Точно так же природу Божьего гнева описывает апостол Павел в письме в Рим. Апостол утверждает, что уже в его время никто во всём греко-римском мире не остался хотя бы без базового понятия о едином Боге и Его воле для человечества. То есть что не только все люди нагрешили, но и что Бог уже успел всем им донести об этом весть.

Почему же не все покорились Его воле? Ответ прост: по той же причине, почему весьма часто не покорялся Господу Его народ завета. Люди избирали грех, и их уделом становилась война со своим Творцом. Понятно, что у грешников нет никаких шансов выиграть такую битву. Бог всесилен и свят, Он ежесекундный источник жизни для любого человека, Его суд безупречен. Поэтому Он в любой момент имеет полное право судить любого человека и привести в исполнение тот самый приговор – смерть.

Другое дело, что Господь не хочет «смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез.33:11). Почему не хочет? Потому что является любящим отцом всех людей, в том числе неблагодарных и злых.

Поэтому принцип отношений Господа с Израилем (Втор.28) переносится Павлом на всё человечество:

Рим.2:4 Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?

5 Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога,

6 Который воздаст каждому по делам его:

7 тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, — жизнь вечную;

8 а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, — ярость и гнев.

Итак, Божий гнев – это Его естественная, праведная, законная реакция на грех. Господь непременно проявит Свой гнев в конце истории, когда установит-таки на Земле справедливость, вознаградив праведных и наказав Своих противников. Чтобы защититься от Божьего гнева, надо не тему эту пытаться отрицать, якобы это «метафора», а капитулировать перед Господом и принять Его правила для своей жизни.

Максим Балаклицкий


Рубрика: Библейские исследования

RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитата) - выделите курсором текст в окне комментария и нажмите одну из кнопок форматирования [B, I, Quote].
Если вы желаете исправить свой комментарий или удалить его, напишите нам в редакцию.
Ознакомьтесь с нашими правилами публикации комментариев.

© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2022
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH.
Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)

Интернет-газета "ПУТЬ"