Что имел в виду Иисус, говоря «будьте совершенны» (Матф.5:48)?
Это слово по-гречески звучит «телейос» и буквально значит «достигший цели», «завершенный». В греческой литературе это слово обозначало разные виды зрелости: подходящих богам жертв, взрослых животных либо людей-профессионалов своего дела.
Это же слово апостол Павел употребляет в отношении зрелых христиан в 1Кор.2:6 («Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих») и в Флп.3:15 («Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить; если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет»).
То есть Павел считал, что как минимум в двух общинах тогдашней церкви находились совершенные верующие, о которых говорил Иисус. Причем о коринфской общине мы никак не можем сказать, что тамошние верующие были идеальны. И Павел призывает коринфян к новым высотам: «Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни» (1Кор.14:20). То же слово находим в Евр.5:14 («твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла»).
Считается, что еврейским эквивалентом является слово «там», которое в Иов1:1 и Прит.11:3,5 переводится как «непорочный».
Итак, что имеет в виду Иисус? Писание видит освящение как постоянный прогресс, возрастание в познании Бога и каждодневной святости. Господь всегда призывал Своих последователей к совершенству. Искренне ходя Божьими путями, не считая себя достигшим, стремясь к высшим целям, человек на каждом этапе своего пути может быть непорочным, святым, преданным Господу.
Иисус не отрицает святости предыдущих веков, сосредоточенной на ритуальной стороне жизни, однако смещает акцент к личной моральности и отношениях с ближними. 48 текст параллелен похожей фразе в 44 и 45 текстах: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных».
Источник: Библейский комментарий Церкви АСД в 10 томах. Том 5.
Максим Балаклицкий
Комментарии (7):
Алексей Мельников
| Ссылка на комментарий
Совершенный, это не значит безгрешный.
Это грешник, который возрастает и зреет во взаимоотношениях со Христом.
Греч. Teleios (teleioi)- зрелый, возмужалый.
Это слово происходит от другого греческого слова Telos, что значит цель.
Рим.10:4 «конец» (Telos — цель) закона Христос.
Юрий Тимошенко
| Ссылка на комментарий
«Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Матф.5:48) – это, прежде всего, призыв к совершенству в любви. Человек должен научиться любить своего Творца так, как любит его Он: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. 17 Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Иоан.3:16,17). И, наверное, можно сказать, что Матф.5:48 – это контекст всей Нагорной проповеди.
Заповедь любви – главная заповедь Иисуса Христа людям: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. 13 Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. 14 Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам» (Иоан.15:12-14).
Эту заповедь Апостолы и первые ученики Господа хорошо усвоили и учили ей верующих братьев и сестер: «Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, 13 снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. 14 Более же всего [облекитесь] в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол.3:12-14); «Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца» (1Пет.1:22).
«И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. 17 Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он. 18 В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви. 19 Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас. 21 И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1Иоан.4:16-21).
Юрий Тимошенко
| Ссылка на комментарий
Аминь.
Человек свят устремлениями своего духа, посредством которого Бог преобразует сердце человека (наполняя его Своим миром, Своей любовью и радостью, давая пример долготерпения, кротости, смиренномудрия, милосердия, благости, веры и доверия, …) и совершает его разум (в рассудительности, в мудром принятии решений, …). Призывы Бога и Сына Божьего («Будьте совершенны…», «Будьте святы…», и др. подобные) формируют у поверившего Богу человека стремление к духовному росту.
Да, мы грешные люди, но «у нас есть Ходатай» и помощь Самого Бога. Поэтому, будущее обнадеживает: устремления человека + освящение + помощь Бога = становление человека, как истинно духовно святой личности. И само собой разумеется, что пассивно ожидать освящения и какого-то мгновенного духовного преобразования/совершения нельзя, т.к. можно вполне остаться без духовного елея, как неразумные девы из притчи о десяти девах. «Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него» (Лук.16:16).
юра
| Ссылка на комментарий
Человек свят устремлениями своего духа,
Бог вменяет Свою праведность человеку, через веру, или через устремлениями???????
Юрий Тимошенко
| Ссылка на комментарий
Как вера, так и устремления относятся к качествам внутреннего мира человека, т.е. его духовного «внутреннего человека». Вера человека говорит, прежде всего, о его знаниях: о Боге и Его делах (но, об этом знают и бесы – Иак.2:19), об Иисусе и Его искупительной Жертве (но, об этом говорят и злые духи – Деян.19:15). Устремления же характеризуют состояние духа человека и выражают, прежде всего, его отношение к Богу и к Его Сыну Иисусу. Устремления производят действия. А праведные действия формируют человека, как праведную личность. И только вера, действующая любовью, находит оправдание в Божьих глазах, т.к. это – вера Иисуса Христа в Его земном воплощении.
Можно ли сделать счастливым человека без его желания сделать хоть что-то для этого? Может ли что-нибудь сделать Бог для человека без желания самого человека идти путем преобразований в своей жизни? Очевидно, что нет. Поэтому, Небесный Отец призывает тех, чье сердце расположено к таким переменам. И побуждает Своим Духом (Фил.2:13) искать Правды о правилах жизни, об устоях Его Небесного Царства, как и призывал Господь, говоря: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его…» (Матф.6:33). Человек ощущает/воспринимает Божий призыв, прежде всего, своим человеческим духом («Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии» Рим.8:16). И обращенный к Богу дух начинает преобразовывать, как сердце, удаляя из него всякое зло и наполняя его страхом Господним (Матф.15:18,19), так и разум человека, который в ответ на Его призыв начинает искать путь к Богу, к оправданию Им себя, своей жизни («что делать? как строить отношения в мире? вообще, как жить?»)…
Изучая Слово, наш дух осязает творческое величие, премудрость и могущество Бога красоту, гармонию и величие сотворенного Им мира Бытия. Это духовное состояние наполняет сердце человека миром, терпимым отношением к недостаткам окружающего его мира, добрыми мыслями и святыми устремлениями к познанию Бога и Его воли, к познанию Его Сына и Его (Сына) святого самоотречения ради спасения гибнущего творения и восстановления первоначальной красоты, мира и гармонии Жизни.
И воля Бога, чтобы люди, созданные изначально по образу и подобию Божьему, вновь стали подобными образу Его Сына Иисуса (Рим.8:29) – в характере, в мыслях, в устремлениях, в поступках, … Поэтому, делая выбор носить имя Христа, человек становится на святой путь духовного возрастания в полный возраст Сына Божьего, уповая на Божьи обетования и Его святую поддержку. И такого человека Апостолы называли святыми: уповающего на Бога (Ис.26:4; Ис.30:15,18; 1Пет.3:5; …), ведомого Его Святым Духом (Гал.5:25; 2Пет.1:21, …), творящего дела святые (Рим.6:19,22)…
Так я понимаю путь к святости человека.
юра
| Ссылка на комментарий
5 потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием, —
6 ибо свидетельство Христово утвердилось в вас, —
7 так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа,
8 Который и утвердит вас до конца, [чтобы вам быть] неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.
(1Кор.1:5-8)
Вы до явления Иисуса Христа повинны перед Богом?
=========================
Святые дела делают только святые,
Святые только те, кому Бог вменил Свою праведность, и уже не человек делает святые дела,. а Бог живущий в человеке.
Как может человек назвать себя верующим, когда не верит, что Бог вменил ему Свою праведность.
юра
| Ссылка на комментарий
25 Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я Апостол Павел умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха.
(Рим.7:25)
Поэтому фантазеры думают, что Бог наделяет Своей праведностью, но Писание утверждает, что Бог только вменяет Свою праведность.
Фантазёр,, можешь понять смысл, между словами — вменять и — наделять???