Субботняя школа «Христианское образование» с Валентином Загребой. Урок №10 Христианин и труд
У маленького мальчика спрашивают, кем он хочет стать, когда вырастет.
– Стану космонавтом!
– Очень интересно! Наверное, хочешь изучать космос и делать открытия?
– Нет, просто когда я вырасту и женюсь, жена будет всё время говорить: «Пропылесось, уберись, вынеси мусор, сходи в магазин». А я не могу — я в космосе!
Мы с улыбкой слушаем детские рассуждения о жизни взрослых. Между тем, жизнь взрослых зачастую все чаще изобилует грустными шутками о том, как хорошо было в детстве.
“Я буду есть в манке комочки,
И буду крепко спать в обед.
Можно остаться в садике у дочки?”
Менеджер Леша, 35 лет
Обе эти шутки, казалось бы о разном, но по сути об одном — рутина труда и дома и на работе утомляет. Взрослые люди вспоминают детство, как безоблачное время, без обременительного труда.
Что Писание говорит о “детстве” человечества?
Каким был труд в идеальных условиях для первых жителей Земли?
Каково его предназначение?
Чем сегодня труд является для нас – инструментом воспитания, вынужденной мерой, способом существования, наказанием за грех? И каким образом труд влияет на процесс образования – об этом в уроке этой недели.
– Кто ты?
– Я столяр.
– Я учитель.
– Я маркетолог.
– Я строитель.
– А я разработчик интернета вещей
– Интернета чего?
– Интернета вещей. Это профессия будущего. Она еще только формируется. Возможно, я ещё освою способы утилизации цифрового мусора в сфере Big Data.
Часто мы даем себе характеристику именно в привязке к своей деятельности. Мало кто говорит “я мама” или “я муж”, “я жизнерадостный человек” или “я интересный собеседник”.
От нас хотят слышать, прежде всего, чем мы занимаемся в профессиональной деятельности. Да и себя мы оцениваем именно в контексте профессии, то есть пользы для общества. В большей мере это касается мужчин, хотя и женщины в последнее время не отстают от тенденции, ставя в приоритет свои достижения именно на работе.
Кто ты? Насколько твоя профессия влияет на твою сущность — характер, привычки, отношения в семье? Как ты оцениваешь свое дело — оно приносит пользу? Ценят ли его окружающие? Отмечают ли твои достижения?
“Широкая, глубокая река — хороший путь для передвижения и путешествия народов во всем мире. Ну, а маленькие ручейки, образующие эту могучую реку? Не было бы их-не было бы и реки. Благодаря им существует река. Успех предприятия обычно приписывается тому, кто возглавлял его, при этом забывают о тех верных и скромных работниках, благодаря которым достигнут этот успех, им нет числа, и мир о них ничего не знает. Работа без похвалы, незамеченный труд являются уделом большинства тружеников. И в этом причина уныния многих. Они чувствуют, что жизнь напрасно потрачена. Но маленький ручеек, бесшумно убегающий через рощу я луг, несет здоровье, плодородие и красоту, он полезен по-своему так же, как и широкая река. Даря реке свое богатство, он помогает ей достичь того, чего она одна никогда бы не смогла совершить.” (Воспитание)
Можем ли мы охарактеризовать себя вне своей профессии или сферы интересов?
Поразмышляем об Эдеме.
Каким был труд там? Чем были заняты первые люди?
О чем говорит присутствие в жизни Адама и Евы нескольких направлений деятельности, а именно время для труда, для общения друг с другом и Творцом, а также время поклонения?
Каким образом в нынешних условиях найти баланс для перечисленных компонентов?
Какие изменения в процессе труда произошли после появления греха на Земле? (Быт. 3:17-19).
“При сотворении человека труд был дан ему как благословение. Он предназначался для развития силы, для счастья. Проклятие, которое несет на себе земля после грехопадения, внесло изменения в условия труда; И все же, хотя теперь он и сопровождается беспокойством, усталостью и страданием, он по-прежнему остается источником благополучия, развития и счастья. Повседневный труд охраняет человека от искушения, сдерживает прихоти, эгоистичные желания, воспитывая в человеке трудолюбие, чистые помыслы и твердость характера. Таким образом, труд становится частью великого Божьего плана восстановления человека от разрушительных последствий грехопадения.” (Воспитание”
“Даже если бы я знал, что завтра мир погибнет, я бы все равно посадил еще одну яблоню сегодня”.
Эту фразу написал Мартин Лютер, один из тех, кто внес вклад в зарождение процессов Реформации в Европе. В свою очередь, Реформацию связывают с эпохой переосмысления значения труда, как одной из сфер поклонения Богу. Повеление Павла получило новое прочтение: “делайте все во славу Божию” (1 Кор. 10:31).
То, как я отношусь к трудовым обязанностям, характеризует мое поклонение.
То, как я забочусь о территории возле своего дома — мое поклонение Богу.
То, насколько я качественно делаю свою работу — тоже мое поклонение Творцу.
Творец, создал мир в десять этапов, предоставив человеку все, что необходимо для его дальнейшей деятельности.
В свою очередь Всевышний создал человека с десятью пальцами — с помощью которых мы из предоставленных Богом материалов продолжаем творить — вещи и предметы.
Что вы бы изменили в своем отношении к труду?
А в отношении к труду тех, чьими услугами вы пользуетесь?
Много ли бракованных товаров или неквалифицированных работников вы встречали?
Как можно изменить ситуацию? В какой момент каждый работник осознает свою ответственность перед получателем своей продукции или услуг — это момент учебы, или время первых шагов в профессии? От чего зависит отношение к труду — это переживание о своей репутации или нечто большее? В чем особенность христианского образования, для формирования ответственного отношения к профессиональной деятельности?
Как Павел описывает одно из назначений труда? (Еф. 4:28).
В этом контексте, труд — это не только возможность для обеспечения себя.
Чему в этом случае еще учит труд?
“Люди, твердо следовавшие Божьим принципам жизни, всегда жили среди полей и холмов, они были земледельцами, скотоводами и пастухами, и в своей свободной, независимой жизни с её широкими возможностями трудиться, учиться и размышлять они познавали Бога и учили своих детей следовать Его делам и путям.” (Воспитание)
“Ученики этих (пророческих) школ содержали себя своим трудом, возделывая землю или занимаясь каким-либо ремеслом. В Израиле это не считалось странным или унизительным, напротив, считалось грехом, если детей растили в пренебрежении к полезному труду. Каждый юноша независимо от того, богаты его родители или бедны, обучался какому-нибудь ремеслу. Даже если он готовился к священническому служению, приобретение практических навыков было неотъемлемым условием достижения успеха. Многие из учителей также поддерживали себя физическим трудом.” (Воспитание).
“Его (Иисуса) учение охватывало временное и вечное, видимое связывало с невидимым, текущую обычность жизни сопоставляло с торжественностью жизни грядущей.
Смысл этой жизни Он представил в стремлении к вечности. Не игнорируя при этом ни того, ни другого, Он учил, что небо и земля взаимосвязаны, и знание Божественной истины помогает человеку лучше исполнять обязанности повседневной жизни.
Ничто не было для Него бесцельным. Детские развлечения, тяжелый труд человека, жизненные удовольствия, заботы и боль — все обретало смысл в одном: открытии Бога для духовного роста человечества.” (Воспитание).
“Птицы в воздухе, лилии в полях, сеятель, сеющий семя, пастух и стадо — этими образами Христос иллюстрировал немеркнущие истины. Он приводил простые примеры из жизни, хорошо знакомые слушателям. Он говорил о закваске, о скрытом сокровище, о драгоценной жемчужине, о рыболовной сети, о потерянной драхме, о блудном сыне, о домах, построенных на камне и на песке. Его уроки заинтересовывали всякий ум, привлекали каждое сердце. Таким образом, ежедневный труд, вместо того чтобы быть просто тяжелой работой, лишенной высоких устремлений, был освещен и возвышен постоянным напоминанием о духовном и невидимом.” (Воспитание)
Валентин Загреба.