Почему Адам и Ева не погибли в момент грехопадения (Быт.2:16,17)?
Господь сказал Адаму: «а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт.2:17). Несмотря на это, согрешивший Адам прожил девятьсот тридцать лет (Быт.5:5). Почему Господь не поразил Адама в момент грехопадения?
Этот вопрос напоминает подобный – об осеняющем херувиме Деннице – сыне зари (Иез.28), который со временем стал дьяволом и сатаной. Почему всезнающий Бог, видя сердце этого ангела, не уничтожил зло в зародыше?
Ставить так вопрос обоснованно, «потому что сначала диавол согрешил» (1Иоан.3:8). Ситуация с херувимом предшествовала грехопадению первых людей, ведь он является Еве уже как змей. История Земли «вложена» в хронологически более широкий контекст Небесной войны (Откр.12).
Пророк Иезекииль (28:12-19) в виде тирского царя изображает осеняющего херувима, который был сотворен совершенным, мудрым и прекрасным, а затем в силу его личных решений внутри его зародилось зло. Зло подвигло его к ложным действиям, которые привели его к падению. Господь отнял у херувима право носить священные одежды и отстранил его от должности. Этот херувим умножил свои беззакония и «осквернил святилища» (Иез.28:18), за что будет сброшен на землю и перед царями (т.е. полномочными свидетелями, публично) казнен через сожжение.
Мы видим здесь процесс духовной деградации этого ангела. До времени его изменившееся мышление не было видно никому, кроме сердцеведца Господа. Затем настали первые поступки, которые со временем принесли очевидные последствия. И лишь затем Господь реагирует на его поведение, а не на сердечные намерения. И обещает, что если этот херувим не изменит курс своей жизни, то его ждет смерть.
Так и с первыми людьми. В момент поедания ими плода изменения возникли только в их сознании. Затем пострадали их отношения с Богом, друг другом, ими самими и природой. Они встали на путь смерти в момент своего ложного выбора. Но нужно было время, чтобы их ложный выбор принес горькие плоды, очевидные для всех.
И еще одна подробность. «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их» (Быт.3:21). Приговор Адаму и Еве был смягчен тем, что «от создания мира» Божий Агнец уже был заклан, и Господь засчитывал согрешившим людям Его крестную смерть авансом во спасение.
Максим Балаклицкий