Рецензия на книгу: Федор Федоренко. Секты, их вера и дела. М.: Политиздат, 1965. 355 с.
Федоренко Федор Илларионович (наст, фамилия — Гаркавенко; 1928-?) — заведующий редакцией атеистической литературы Издательства политической литературы (Политиздат), затем на преподавательской работе; известен как составитель экспертных заключений о деятельности протестантских групп в СССР, в ряде антирелигиозных книг и брошюр об организациях и культе христианских конфессий в нашей стране его фамилия или псевдоним указываются как имя автора этих публикаций.
В основном данный труд является произведением атеистической литературы и содержит в себе материалы политико-религиозного характера. Ф. Федоренко описывает историю развития христианской церкви начиная с I века н. э, а в частности – дробление христианского движения со времен апостолов на еретические организации, именуемые автором как: секты. Автор развивает одну ключевую идею – показать влияние христианских сект на развитие функционирования государства и общественной жизни и мышления внутри него. Данный труд описывает проблему влияния сектантского фактора на территорию бывшей царской России и СССР. Не смотря на великое многообразие описываемых автором сект, заключение он приводит одно – сектантство есть бич общества, это своего рода паразит, лишающий здоровую нацию всех благ внутригосударственной жизни, а также этических ценностей и национальной морали.
Ключевыми сектами присутствующими на территории СССР являются: «свидетели Иеговы, баптисты, пятидесятники, адвентисты, адвентисты-реформисты». Автор описывает деятельность вышеперечисленных сект, как деятельность «изворотливого червя». При удобном раскладе данные секты готовы оказывать поддержку государству, так и противостоять ему. В целом, позиция автора и его взгляды являются во многом предвзятыми и однобокими, поскольку преследуют цели атеистического государства, движимого идеями Марксизма и Ленинизма.
Если говорить об актуальности рассматриваемой автором темы, то на сегодняшний день, она менее актуальна, нежели во времена СССР. Поскольку мышление и законы на уровне государства изменились, в результате чего у человека стало больше свободы относительно религиозного исповедания и причастности себя к какому-либо движению. Цели, которые автор некогда ставил перед собой – это показать превосходство идеологии СССР над религией в целом, и более того, над прогрессирующим феноменом развития сектантства. Труд написан для особой группы людей – это прежде всего научная интеллигенция, люди способные к разумному критическому мышлению. Убогость сектантства состоит в том, что оно не имеет единства в себе и состоит из одних бедняков и рабов, в отличии от процветающей идеологии СССР. Именно к этому пытается привести читателя автор.
Автор занимает атеистическую позицию и выступает против религиозного феномена сектантства. Аргументируя сектантство тем, что оно является как минимум противником Самого Христа, поскольку Христос был за единство. В качестве поддержки данного заявления автор обращается к посланиям Павла, а также Евангелию от Иоанна, где Христос и Павел призывают христианскую церковь удаляться от лжеучителей, уводящих от истины.
Если говорить о том, насколько успешно автор справляется с поставленной задачей и достижением обозначенных им целей, то следует отметить, что данный труд сможет привлечь атеистически настроенных людей, являющихся носителями антирелигиозной идеологии. Также он может привлечь разочаровавшихся в Боге людей, оставивших Христа по какой-либо причине. Рассматриваемая автором проблема является довольно серьезным обзором разновидностей христианских течений, начиная от I века по XX столетие. Говоря о достоверности представленной информации, то это вопрос спорный, поскольку явно виден атеистический уклон, а в свете этого, информация о «сектах» представлена однобока, от части правда и от части ложь. Что к сожалению, характерно для политической пропаганды.
В процессе чтения данного труда прослеживается четкая граница области исследования автором христианских «сект» — это I – XX век н. э. В работе просматриваются предубеждения и предвзятые мнения по отношению религиозных течений. Язык, который использует автор предельно ясен и будет прост для читателя при чтении данной книги. Информация, предлагаемая автором, является надежной в следующем процентном соотношении: 50/50. Определяется это тем, что ссылки, которые употребляет автор по разоблачению той или иной секты – являются вырванными из контекста фразами, которые были употреблены в религиозных изданиях.
Подводя итог по данной работе стоит сказать следующее: в целом, многое из подаваемой информации полезно будет узнать, как атеистическому читателю, так и читателю креационисту. Для расширения кругозора и выработки критического мышления, если ты христианин и хочешь узнать, что думает о тебе мир и как позиционирует тебя, то смело можно обратиться к данной работе. Пользой от ее прочтения будет приобретение способности по построению отношений с людьми не религиозной приверженности.
Максим Комаров, бакалаврант теологии