Субботняя школа «Утешайте народ Мой» с Владимиром Ярошем. Урок №7 «Поражение ассирийцев»
Памятный стих: «Господи Саваоф, Боже Израилев, сидящий на Херувимах! Ты один Бог всех царств земли; Ты сотворил небо и землю» (Ис.37:16).
Исторический фон
Езекия – сын нечестивого царя Ахаза, введшего Иудею в идолопоклонство и вассальную зависимость от Ассирии в 732 году до Р.Х. Однако, Езекия считается одним из наиболее благочестивых царей Иудеи, «потому что на Господа уповал он» (4Цар.18:5). Он решительно реформировал религиозно-политическую жизнь страны, направленную на обращение народа к истинному Богу. Родился Езекия около 740 г. до Р.Х., а царствовать начал в 715 году до Р.Х. в возрасте 25 лет, когда умер его отец Ахаз, и царствовал 29 лет (4Цар.18:2)
Субботняя школа. Урок 7. Поражение ассирийцев
События 705-701 г. до Р.Х. Ассирийский царь Саргон II погиб на далеком поле битвы (Табал) и его сменил в 705 году до Р.Х. Сеннахирим. Ассирия оказалась уязвимой. Езекия воспользовался возможностью (4Цар.18:7), возглавив восстание малых народов его региона. К 701 году до Р.Х. Сеннахирим, жестоко подавив восстание малых народов Сирии и Палестины и разорив Иудею, намеревался захватить Иерусалим после взятия осажденного города Лахиша, находящегося в 48 км. к юго-западу от столицы Иудеи. Узнав о намерениях Сеннахирима, Езекия тщательно приготовился для противостояния: укрепил крепостные сооружения, армию, дух народа, позаботился о водоснабжении Иерусалима (Силоамский водный тоннель 4Цар.20:20; 2Пар.32:2-6,30), (см. пособие за Вс. и Пн.).
Во время осады Лахиша Сенахирим послал послов в Иерусалим с предложением сдаться (2Пар.32:9). Вопрос: «на что вы надеетесь?» (2Пар.32:10) – ключевой в этом послании, который подразумевает, что им надеяться не на что, лучшее для них – сдаться. Езекия же ставил своей целью укрепиться в надежде на помощь Бога самому и укрепить в этом свой народ. Т.о. мы видим: центром в этой истории является идеологическая, духовная война за сердца иерусалимлян. Для этого использовались письма и ораторское искусство, «чтоб устрашить и напугать» (2Пар.32:17,18). В ответ на молитвы Езекии и пророка Исайи Бог поразил армию ассирийцев, а Сеннахирим, вернувшись домой, погиб от руки своих сыновей (2Пар.32:20,21; 4Цар.19:35; 185тыс.).
Что эта история открывает о том, чем жили люди во времена Езекии, на что надеялись и почему?
Езекия же возвеличился в глазах других народов (2Пар.32:23). Дальше лаконично сообщает Писание: «24 В те дни заболел Езекия смертельно. И помолился Господу, и Он услышал его и дал ему знамение. 25 Но не воздал Езекия за оказанные ему благодеяния, ибо возгордилось сердце его. И был на него гнев [Божий] и на Иудею, и на Иерусалим. 26 Но как смирился Езекия в гордости сердца своего, —сам и жители Иерусалима, то не пришел на них гнев Господень во дни Езекии» (2Пар.32:24-26). Благодаря Богу он стал очень успешен и богат, но, возгордившись, он утратил свое упование на Бога, что стало причиной потери благословений в будущем. «Только при послах царей Вавилонских, которые присылали к нему спросить о знамении, бывшем на земле, оставил его Бог, чтоб испытать его и открыть все, что у него на сердце» (2Пар.32:29-31).
Чему эта история может научить меня?
Как я вижу, это история, в первую очередь, об отношениях Бога с человеком. Люди в человеческой истории сменяют друг друга поколение за поколением. Мы находим, что люди древности, по сути, такие же, как и мы, со своими слабостями, страхами, переживаниями. Но мы верим, что вечный Бог все так же хочет быть значимой частью нашей истории, нашего упования. Мир сегодня стал более тесен. Экономика и политика развитых стран влияет на жизнь людей всего мира. Слабые страны вынуждены вступать в союзы с сильными государствами и надеяться на их помощь. Простые люди зависят от руководства своих правителей и надеются, особенно во время смены власти, что новое правительство решит их проблемы.
Как современному человеку открыть свое сердце для упования на Бога?
Если мы говорим об уповании на Бога, то не означает ли это, что от нас ничего не ожидается? Езекия уповал на Бога, но готовился к встрече с вражеской армией. Где грань между надеждой на собственные силы и надеждой на Бога? Могут ли быть здесь крайности и как найти баланс между ними?
Ис.36:21 «Но они молчали и не отвечали ему ни слова, потому что от царя дано было приказание: не отвечайте ему». Почему было дано такое приказание от царя, по вашему мнению? Легко ли было им молчать в ответ на провокацию? Как мы себя ведем, когда нас провоцируют, задевают, оскорбляют? Как научиться правильно реагировать в подобных ситуациях?
В болезни и в богатстве (Ис.38,39; 4Цар.20)
- Почему Бог переменил Свои планы? План «а» был лучшим, чем план «б»? Чем рискуем мы, когда настаиваем на своей воле в молитвах? Как узнать, какая воля Бога в отношении нас? Как довериться Богу принять Его волю?
- Чему мы можем научиться из молитвы Езекии Ис.38:9-20?
1) 10-12 ст. Он высказывает мысль о преждевременности своей смерти, но не отрицает своего состояния.
2) 13-14 ст. из-за болезни его иногда постигает отчаяние
3) 14,16, 20 ст. однако он ждет помощи Бога
4) 17 ст. он верит в прощение грехов
5) 19 ст. он не обижается на Бога, но благодарит, свидетельствует о верности Божьей
- Бог исцелил Езекию чудесным образом. (Ис.38:21)
- Почему Бог использует целебные средства, если Он может исцелить и без них?
- Как мы должны относиться к лечению через врачей и лекарства, если мы верим в Божью исцеляющую силу?
- Ис.38:22 Езекия просит знамения.
- Какая в этом цель?
- Говорит ли просьба о знамении о сомнениях Езекии к словам Исайи?
- Искать ли нам знамений по примеру Езекии?
Послы из Вавилона. Ис.39
- С какой целью приходили послы?
- Почему Езекия им обрадовался?
- Что он им показал? Свидетельствует ли это о приоритетах в уповании Езекии?
- Одобрил ли пророк Исайя действия Езекии и почему?
- Почему Езекии во времена благополучия сохранить упование на Бога было труднее, чем во времена кризиса?
- Какие угрозы для нашей жизни кроются во времена благополучия?
- Что делать, чтобы не потерять бдительность в мирное время? Мф.26:41; 1Петр.5:8
Итак, эту историю можно рассмотреть как историю об уповании человека. Вначале это было упование на Бога, что помогло выстоять в тяжелый период и увидеть Божью руку в противостоянии с врагами или с болезнью. Когда же пришел период благосостояния, упование на Бога сменилось упованием на богатство или свои способности, что видно из того, чем хвалится Езекия вавилонским послам. Будем ли мы уповать на Господа и в трудные времена, и тогда, когда у нас все хорошо? Ежедневное бодрствование и молитва уберегут нас от усыпления духа и самонадеянности.
Пастор Владимир Ярош