Субботняя школа «Утешайте народ Мой» с Валентином Загребой. Урок №9 «Послужить и спасти»
Четыре пророчества о слуге Яхве содержит книга Исаии – в главах 42, 49, 50 и 52:13-53:12
Слуга – это личность, которую избрал Яхве для выполнения особого поручения.
Вместе с тем слугой также назван Израиль (например, Ис. 41:8; 42:19; 44:1,2,21; 45:4; 48:20).
При этом необходимо видеть разницу между слугой или рабом Яхве как народом и слугой как личностью.
В отличие от слуги, как всего народа, слуга-личность обладает иными характеристиками, а также выполняет особую миссию.
Исследуя любую библейскую книгу, тем более такую объёмную, как книга Исаии, следует помнить, что разбивка на главы весьма условна и служит для удобства, а не тематического деления текста. Поэтому повествование о Господних слугах – а это и Израиль в целом, и слуга-помазанник Кир, и слуга, который должен придти для выполнения особой миссии спасения не только Израиля, но и окружающих народов – это повествование которое не представлено в отдельных главах. Оно одновременно развивается в большом разделе Исаия 40-55.
Читая книгу Исаии 40 и далее может создаться впечатление, что Израиль получает освобождение из плена, победу и триумф как нечто, само собой разумеющееся.
Но контекст этой победы не такой простой, как может показаться на первый взгляд.
Действительно, время борьбы завершилось и за грехи получено наказание (Ис. 40:2). Но при этом раздел Ис..40-55 показывает пророчества о слуге Яхве, как о том, кто проходит через большие переживания. Описание торжества и спасения народа идёт параллельно с описанием тяжелого периода, который должен пережить слуга Яхве. Да, слуга Яхве тоже придет к триумфу, но это возвышение осуществится после периода отверженности и унижения. И временами будет создаваться впечатление, что трудился этот слуга напрасно и результата в своей деятельности почти не достиг (Ис. 49:4).
Исаия говорит, что слуга устанавливает суд на земле и островах, дальние страны будут уповать на его закон. Ис. 49:6,8 – он становится светом для народов, то есть спасение распространяется на все народы земли.
На основании этих текстов можно сделать вывод, что это пророчество указывает на миссию для язычников.
И ещё одна важная деталь – это связь между спасением для Израиля и спасением для язычников. После упоминания об отвержении собственным народом (Ис. 49:7; 50:6; 53), следует новое поручение от Яхве своему слуге – быть светом для других народов.
В тексте не говорится, что слуга отвернется от Израиля. Но текст дает понимание будущих действий Яхве, направленных на спасение язычников.
Как отмечает Йохем Даума в комментарии «Дорогами Ветхого завета» (т..4. Коллоквиум, 2012), Исаия 42 6 говорит о завете слуги Яхве с народом. «В этом выражении слово «народ» может относиться к Израилю и к людям вообще. Какое значение мы бы ни выбрали, но выражение «свет для всех народов» показывает, что завет больше не ограничивается только Израилем».
Для обсуждения в группе:
- Что значит быть слугой?
- С готовностью ли я выполняю поручения? От чего это зависит?
- Какую цену платили Божьи слуги за выполнение возложенной на них миссии (Деян. 9:16)
- Слуга Яхве констатирует, что не все откликнутся на его приглашение к спасению. Тем не менее, это не служит поводом к разочарованию или прекращению миссии. Что в таком случае делать нам, когда сталкиваемся с неудачей в выполнении миссии? Как вы справляетесь с возможными трудностями и разочарованиями?
Валентин Загреба