Субботняя школа «Утешайте народ мой» с Владимиром Бекировым. Урок №12 «ЖЕЛАНИЕ НАРОДОВ»
Ис.59:1 «Вот, рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать
Этот текст хорошо известен. Многие повторяют его наизусть. Само по себе это замечательно, но одного запоминания, наверное, недостаточно, потому что слова эти намного содержательнее по смыслу, намного богаче и ярче по выразительности и силе воздействия, чем это может показаться на первый взгляд. Сразу нужно обратить внимание на то, почему эти слова находятся именно в этом месте книги, а не в другом? Притом, что 59-я глава начинается без всякого вступления и без вводных слов. Это означает, что текст 59-й главы является прямым продолжением текста предыдущей 58-й главы, в которой Господь дает развернутый ответ на вопрос иудеев о том, что якобы, Он не слышит их и не избавляет от внешних врагов – Ис.58:2-3.
Так вот, причина, конечно же, не в Боге, а в них самих. Всем известно правило – если у вас появились проблемы или что-то не ладится, то причину этого нужно искать не в других, а в себе. Но почему об этом все время приходиться напоминать? Ис.59:1-4.
Следующий шаг: не встречалось ли это выражение (Ис.59:1) в Писании раньше? Или в другом месте? Да, находим его в Числ.11:23. Но в связи с чем были сказаны эти слова? Что предшествовало этому? Ответ находим там же – кн. Числ11:1-23. А все началось с ропота: «кто накормит нас мясом?». Сравнивая этот текст с текстом Ис.58:2-3 мы можем услышать тот же ропот, недовольство и здесь. Наверное только этим можно обьяснить тот гневный тон Божьих обличений, которые мы читаем в Ис.59. А вы говорите: «мы постимся, смиряем души свои». И что? Ваши отношения с Господом не просто расстроились, они разрушены. Интересно, что грех у Исаии олицетворен, он представлен здесь как живое существо (Ис.59:2) – это он отвращает лице Господа, чтобы не слышать, он направляет поступки человека, а иногда, может выступать как его двойник.
Читая текст Ис.59:11-21 мы видим, что в народе не осталось никого, кто бы встал на сторону правды и истины, кто был-бы готов сражаться за это – «нет человека!». Сами они уже не могли помочь себе. И тогда Господь становится Заступником правосудия, Он будет сражаться за это (ст.17).
Ис.60:1-3: здесь используется антитеза или противопоставление. Свет и тьма – резко противоположные понятия, но их нужно рассматривать не отдельно, но вместе. С этими понятиями мы впервые встречаемся в самом начале Библии – Быт.1:3-5 «И был вечер, и было утро: день один». Та же идея выражена и у пророка Исаии: когда Божий народ находился в плену – время, как бы, остановилось. Но теперь, когда пришел «свет» начался новый отсчет времени, новая эпоха – время свободы, избавления, время радости, когда народ Божий возвратится в свою землю, а слава Божьего народа будет восстановлена.
Иерусалим – город мира, теперь становится городом света, света Божьей славы, как Избавителя и Искупителя, к которому потянутся и другие народы, для них также наступает новое время – от рождества Христова.
Ис.61:1-3: Почему в синагоге Назарета Иисус не прочитал всю 61-ю главу Исаии целиком? В этом не было необходимости – все прекрасно знали этот текст, достаточно было прочитать только первые несколько строк. Понятно, что пророк обращался к тем, кто находился в Вавилонском плену. К ним, в первую очередь, относятся обетования, записанные в стихах 4-11, правда, в поэтической форме, на языке образов, но никак не на языке богословской прозы.
Владимир Бекиров