Субботняя школа «Обетование: Божий вечный завет» с Валентином Сухиным. Урок №3 «В роды навсегда»
История о потопе, очень непроста для осмысления. Трудность заключается в том, что о «допотопном мире» крайне мало информации. Из текста мы лишь узнаем, что люди развратились и Творец решает уничтожить их потопом. Как было устроено сообщество того времени, каким образом жило, что ели, во что одевались и что предпочитали, на все эти вопросы в тексте прямых ответов нет. Нам остается только предполагать.
Тем не менее, в тексте есть детали, которые объясняют главное – люди абсолютно осмысленно сделали выбор в пользу непослушания Творцу. Они выбрали путь, игнорируя истинный смысл своего бытия, увлекшись своими проектами и философией, развивая человеческое сообщество по своему сценарию, не обращая внимания на падение нравов, всеобщее развращение и упадок.
Ной строил ковчег 120 лет. Люди видели строительство необычного, большого «кочега» и при этом ни кто не присоединился к Ною или, по крайней мере, не попытался построить такое же. Не странно ли это? В наше время, люди в считанные часы «разметают» соль и туалетную бумагу с прилавков магазинов, только услышав о возможном дефиците и увидев других людей которые выносят из магазина важный продукт. А тут 120 лет! Информационная кампания, продлившаяся 120 лет!!!
Элен Вайт пишет, что все эти 120 лет Ной, не только строил ковчег, но и со всей возможной силой, возвещал о грядущей катастрофе.
«Время испытания приближалось к концу. Ной преданно выполнил все, что Господь поручил ему. Ковчег был закончен и сделан так, как повелел Господь. Для людей и животных было запасено вдоволь пищи. И теперь слуга Божий в последний раз обратился с серьезным призывом к народу. Со страстностью, которую невозможно описать словами, он умолял их искать убежища, пока еще есть такая возможность, но в ответ слышались только насмешки и глумления.» (ПП7)
Более того, в конце концов, Творец показал, что Ной не «сумасшедший старик», а Его представитель. Для этого Он привел всех животных к «ковчегу», прибегнув таким образом к проявлению сверхъестественной силы, дав неоспоримое свидетельство правдивости слов Ноя.
«Вдруг издевающаяся толпа смолкла. Разные животные, и самые свирепые, и самые безобидные, спускались с гор, покидали лес, медленно направляясь к ковчегу. Затем раздался словно шум ветра — то слетались со всех сторон птицы. Их было так много, что небо почернело. Но порядок царил безукоризненный: устремляясь к ковчегу, животные повиновались повелению Божьему, в то время как люди упорствовали в своем непослушании. Ведомые святыми ангелами, они вошли к Ною в ковчег… Люди с удивлением, а некоторые даже со страхом наблюдали за всем происходящим. Никто из ученых не мог дать никакого объяснения такому необычайному поведению животных.» (ПП7)
Теперь становится понятным, что «допотопные люди» получили достаточно времени и свидетельств для того, чтобы сделать осознанный выбор. Все это время, в древнем сообществе постоянно велась дискуссия по поводу строительства Ноем «ковчега» и его заявлений. Лучшие умы того времени, давали экспертную оценку сделанных «старцем» прогнозов. Люди не видели в принципе в своем бытии ни каких «системных проблем». Жизнь была наполнена беспечностью и размеренностью, а Ной был просто фанатиком – одиночкой смущающим «здравый смысл».
Так же из текста следует что Ной, отличался от остальных жителей «допотопного мира» своим не характерным поведением. Хотя не все люди открыто поклонялись идолам, все же вера Ноя была особенной. Таким образом, весть особенного «старца», воспринималась через призму его личности.
Одна из теорий инспирации гласит, что Всевышний не использует человека как медиума, но призывает его как вестника и даже близкого друга сотрудничать с Ним.
Ной сам был вестью. Его жизнь была укором и обличением тем, кто его окружал. Его слова и поступки были неприемлемы еще и потому, что неприемлем был сам Ной. Среди процветающего идолопоклонства, распутства и безнравственности, Ной был «фальшивой нотой» в гармонии растления. Такому человеку не было места в текущем порядке вещей. Его «голос» был неприятностью, которую приходилось терпеть.
«Во дни Ноя вследствие грехопадения Адама и убийства, совершенного Каином, на земле лежало двойное проклятие. Однако это еще не сильно изменило природу. Хотя и проступали явные следы греха, но земля по-прежнему была прекрасна и изобиловала богатыми щедротами Божьими. Холмы были увенчаны величественными деревьями, увитыми роскошными лозами винограда с тяжелыми гроздьями ягод. Обширные цветущие равнины утопали в зелени и всевозможных цветах, источавших благоухание. Земля щедро одаривала всевозможными плодами. По величине, красоте и пропорциям допотопные деревья во много раз превосходили своей величавостью сегодняшние деревья. Их твердая древесина, состоящая из тончайших волокон и напоминающая своей упругостью камень, отличалась долговечностью. Всюду можно было в преизбытке встретить золото, серебро, драгоценные камни.
Человеческий род также сохранял еще свою первоначальную силу. Уже несколько поколений сменились с тех пор, как Адам приблизился к дереву жизни, но продолжительность земного существования человека все еще исчислялась столетиями. Если бы эти долговечные люди с их редкостной энергией и изобретательностью посвятили себя служению Богу, тогда они прославили бы своего Творца по всей земле, воплощая своей жизнью тот план Божий, для осуществления которого Он и дал им жизнь. Но они не сделали этого. В то время жили исполины, мужи выдающегося телосложения и силы, славящиеся мудростью и искусством в изобретении различных вещей, поражающих своей сложностью. Однако их вина, заключавшаяся в равнодушном отношении к умножающемуся беззаконию, была так же велика, как и их достоинства.
Бог одарил жителей допотопного мира многочисленными и богатыми дарами, но они употребляли их для собственного прославления. Его благословения они превратили в проклятие, возлюбив больше дары, чем Того, Кто их дарил. Они использовали золото, серебро, драгоценные камни, ценное дерево для украшения своих жилищ, стремясь при этом превзойти друг друга в искусстве и мастерстве.
Стремясь только к тому, чтобы удовлетворить свою гордыню, они упивались наслаждениями, им стала присуща испорченность. Превознесясь в своих познаниях, люди не воздавали должного Богу, а, напротив, скоро начали отрицать Его существование. Они преклонялись перед природой вместо того, чтобы поклоняться Творцу природы. Они прославляли человеческую гениальность, служили рукотворным богам и учили детей поклоняться изваяниям.
На зеленеющих полях и под тенью величественных деревьев они воздвигали алтари своим идолам. Большие вечнозеленые рощи предназначались для поклонения лжебогам. К этим рощам примыкали прекрасные сады с извилистыми аллеями, украшенными статуями, над которыми свисали ветви всевозможных плодовых деревьев. Здесь было все, что только могло усладить взоры, возбудить чувственные желания людей, побуждая их к идолопоклонству.» (ПП7)
История об уничтожении «допотопного мира» – трагедия немыслимых масштабов, о которой мы так мало знаем. Для нас, современных жителей Земли – потоп, это одна глава из книги «Бытие», а для Всевышнего – история детей, отрекшихся от своего Отца и выбравших «путь в никуда».
Да разумеется и в наше время случаются трагедии. Люди умирают насильственной смертью, погибают в авариях, от болезней и войн. Но нет большего горя для родителей, чем видеть как их дети живут в растлении, теряют человеческий облик. Наблюдая за тем, как люди заходили все дальше в своем безумии на край пропасти, Творец решил положить этому конец потому, что люди уничтожили бы сами себя, а в этой агонии сгорела бы и последняя надежда на продолжение человеческого рода.
«И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни.» (Матф.24:22)
Размышляя об этом невероятном событии, не трудно представить, через какую душевную муку прошел Ной и как не просто ему будет жить в обновленном мире.
«При потопе сильно изменился внешний облик земли. Вследствие греха третье ужасное проклятие тяготело над ней. По мере того как вода спадала, показывались холмы и горы, окруженные бескрайним мутным морем. Везде были разбросаны мертвые тела людей и животных… После потопа земля являла собой неописуемое зрелище хаоса и опустошения. Горы, которые когда-то были так прекрасны в своей соразмерности, превратились в беспорядочное нагромождение земли и различных пород. Поверхность их покрывали обломки камней и скал. Во многих местах бесследно исчезли холмы и горы, а там, где раньше простирались равнины, теперь тянулись горные цепи.» (ПП8)
Всевышний понимал как не легко теперь придется тем, кто остался. В этом смысле завет, который Творец заключает с Ноем, был прежде всего утешением и источником вдохновения для семьи Ноя, а также их потомков.
Этот же завет имеет силу и для живущих сегодня. Для тех, кто осознает всю глубину падения современного человечества и видит неизбежный конец Земной цивилизации.
«Так говорит Господь: да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я — Господь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне, говорит Господь.»
(Иер.9:23,24)
Валентин Сухин.