Уроки субботней школы 2 квартал 2021 год. Урок №3 в роды навсегда
На прошлом уроке рассмотрели мы основы завета и познакомились с некоторыми из них, правда очень в сжатой форме. Начиная с этого урока, мы обратим более основательное внимание за заветы, которые были заключены с человеком. На этом уроке мы будем говорить о завете с Ноем. Наш памятный текст так и гласит:
8 К Ною же Господь проявил Свою благосклонность (Быт.6:8 ПС).
Читая предыдущие стихи со словами Бога относительно человеческого рода, мы видим, что они полны глубокой печали. Вот что мы читаем:
5 И увидел Господь, что люди на земле до предела развратились: все их мысли были устремлены лишь ко злу.
6 И пришел Господь к выводу, что напрасно сотворил Он человека на земле; и стало Ему скорбно.
7 И сказал тогда Господь: «Истреблю Я с поверхности земли весь род человеческий; Я уничтожу все, что сотворил: людей, животных, пресмыкающихся и птиц небесных. Я сожалею, что все это сотворил» (Быт.6:5-7 ПС).
Вряд ли есть в Библии более сильная констатация греховности человека. «Бог раскаялся», — читаем мы в Синодальном переводе, или как здесь: «Он пришел к выводу, что напрасно сотворил человека». Конечно, раскаяние Творца, Его сожаление, не равнозначно раскаянию человека. В данном случае это выражение подразумевает внутреннюю перемену и отказ от того, чему Он следовал прежде. И вот, на фоне всего допотопного человечества Бог выделяет одну личность, это Ной, который сделался восприемником Божьей благодати и потому избежал суда.
На этом уроке мы рассмотрим печальные последствия грехопадения. На фоне этих людей мы рассмотрим некоторые положительные качества Ноя; и, естественно, мы увидим, каким образом Божья благодать открывается в завете с Ноем до потопа; и коснемся вопроса о заключенном Богом завете с человечеством после потопа.
I – ПРИНЦИП ГРЕХА
Прочитаем текст Писания:
5 И увидел Господь, что люди на земле до предела развратились: все их мысли были устремлены лишь ко злу (Быт.6:5 ПС).
Это о ком здесь говорится? О тех сотворенных существах, сотворив которых, Бог мог заявить: «все очень хорошо». Теперь уже не было не то что «очень хорошо», даже «просто хорошо», больше того, уже было даже и не «плохо», а «очень плохо».
Человеческий язык вряд ли мог бы дать более убедительную картину человеческой испорченности. В человеке больше не осталось ничего хорошего, он «прогнил до мозга костей». Его «все мысли», всякое его воображение было пропитано злом. Он только и думал о том, как лучше удовлетворить свои низкие потребности, как лучше провести сегодняшний вечер, и не только вечер, но и весь день; и так изо дня в день.
А злые мысли откуда порождаются? Христос сказал: «из сердца исходят злые помыслы», и заметил, что они, в свою очередь, производят «убийства, прелюбодеяния, блудодеяния, кражи, лжесвидетельства, богохульства». Сердце в народе считалось центром высших сил разума—совести и воли. Зараженное «сердце» рано или поздно заражает всю жизнь, и в конечном итоге, жизнь одного или нескольких негодных людей заражает все общество. Так произошло с допотопным миром, и оно дошло до своей кульминации, когда Бог больше не мог смотреть на разврат этого общества.
Вот таковы принципы греха. Задача Бога искоренить грех, Он его ненавидит. Но проблема в том, что, ненавидя грех, Бог любит грешника. Поэтому Он изыскивает все варианты, чтобы уничтожить грех, но человека старается спасти. Вот в этом состоит смысл завета.
II – ЧЕЛОВЕК НОЙ
Прочитаем текст Писания:
9 Вот история Ноя и его семьи. Ной был человеком праведным и непорочным в своем поколении; он жил в тесном общении с Богом (Быт.6:9 ПС).
Ной был справедливым, праведным и непорочным. Автор излагает, во-первых, причины, по которым Ной обрел Божье благорасположение, почему Господь проявил к нему Свою благосклонность. Не какая-то Божественная прихоть сделала его получателем Божьей милости, а жизнь, которая была в гармонии с Божьей волей.
Ной характеризуется тремя выражениями, каждое из которых выставляет его в наиболее благоприятном свете по сравнению с его современниками. Он был «человеком праведным». Слово «праведный» подразумевает не безупречную невинность, а прямоту, честность, добродетель. Ной жил образцовой жизнью, он был по отношению к людям справедлив. Чтобы жить образцовой жизнью в его времена, требовалась воля характера, способность бесстрашно и стойко противостоять злым побуждениям, тонким искушениям и подлым насмешкам. Он не был слабаком, лишенным рассудка или силы воли; он был «человеком», сильным убеждением, прямым в мыслях и действиях. Вот это отличительная черта его характера.
Второе качество указывает на то, что Ной был «непорочным в своем поколении». Это не означает, что он жил в состоянии безгрешности, но скорее он отличался от остальных людей своей нравственной чистотой. Это относится не только к благочестивой жизни Ноя, но и к постоянству его религии среди миазмов беззакония, в которых он жил. Конечно, он был чистокровного происхождения и в этом отношении отличался от своих современников, многие из которых были отпрысками беспорядочных браков между благочестивыми и нечестивыми.
В-третьих, жизнь Ноя напоминала жизнь его благочестивого предка Еноха, который был восхищен в вечную славу всего за 69 лет до рождения Ноя. В детстве, когда восхищение Еноха было еще живо в памяти старшего поколения, Ной, должно быть, много слышал о жизни этого благочестивого человека.
Но тот факт, что Ной описан таким образом, не означает, что своими собственными усилиями он достиг праведности. Подобно всем истинным детям Божьим, он был спасен верою в Бога. Мы читаем:
7 Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере. (Евр.11:7)
III – ЗАВЕТ С НОЕМ
Прочитаем текст Писания:
18 Но с тобой Я заключу особое соглашение: ты сам, твоя жена, твои сыновья и их жены, все войдете в ковчег (Быт.6:18 ПС).
Этот текст содержит основы библейского завета: Бог и человек вступают в соглашение. Какие элементы включают в себя эти соглашения? Ной должен был что-то сделать со своей стороны? Да. Мы читаем еще один текст:
1 И сказал Господь Ною: «Войди ты и весь дом твой в ковчег, потому что Я вижу, что среди твоих соотечественников ты один праведен предо Мной (Быт.7:1 ПС).
Что было бы, если бы Ной сказал Богу: «Нет, я не хочу спасаться сам, я разделю участь всех остальных моих соотечественников»? Но он так не поступил, он делал все, что ему велел Бог. Бог сказал, чтобы он строил ковчег, и он его строил. Бог повелел: «Войди в ковчег…» и он вошел. А чем он занимался сто двадцать лет?
За сто двадцать лет до потопа Бог сообщил Ною о Своем намерении и повелел ему строить ковчег. Возводя ковчег, Ной должен был проповедовать о том, что Бог изольет воды потопа для уничтожения нечестивых. Те, кто поверит этой святой вести, кто раскается и изменит свою жизнь, тому будут прощены его беззакония, и он будет спасен. Мафусал и его сыновья слышали проповедь Ноя и помогали Ною в постройке ковчега. Ап. Павел напишет о Ное:
«Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере» (Евр. 11:7).
Предостерегая мир о грозящей опасности, Ной своим трудом подтверждал искренность своего сердца. Таким путем его вера возрастала и становилась очевидной людям. Он был примером для окружающих, потому что верил в то, о чем говорил Бог. Все свое имущество Ной вложил в постройку ковчега. Когда он начал строить на сухой земле этот огромный корабль, из разных мест приходили люди, чтобы подивиться странному зрелищу и послушать убежденную вдохновенную речь проповедника-одиночки. И все это он делал, когда не было никаких доказательств, что такая катастрофа, как наводнение, когда-либо может произойти. Подготовка к этому событию была актом веры со стороны Ноя. Вера Ноя, отраженная в его верности в действии, соизмеримом с этой верой, давала ему право по благодати Божьей считаться праведным.
Какой бы уникальной ни была эта конкретная ситуация, мы видим здесь основную динамику взаимоотношений Бога и человека, содержащуюся в завете. Ной, не видя будущее, повиновался повелению Бога. Начиная с семи дней пребывания в ковчеге, когда не было никаких признаков потопа, лишь одни насмешки, оставшихся снаружи, Ной проявил доверие Богу. Затем еще целый год и десять дней он находился в ковчеге, доверяя Богу, что построенный им ковчег не рассыплется от бушующих снаружи волн.
Наконец, Ной и его семья благополучно вышли на сушу, тоже по повелению Бога. Бог, установив Свой завет с Ноем, оказался верным взятым на Себя обязательствам. Ной был верен своим обязанностям.
IV – ЗНАМЕНИЕ РАДУГИ
Прочитаем текст Писания:
12 И сказал Бог: «Вот знак завета, который Я устанавливаю между Мной и вами, и между всяким живым существом, которое с вами, на все грядущие времена:
13 Я помещаю радугу Мою в облаках, да будет она видимым гарантом завета между Мной и живущими на земле (Быт.9:12-13 ПС).
Сегодня радуга – это один из наикрасивейших феноменов, которые наблюдаем мы в природе. Красота радуги шокирует нас. Семь цветов радуги – это те цвета, из которых состоят все цвета, которые есть в природе, только соединенные в разных комбинациях. Но не в этом суть радуги, ее назначение не все знают и не все это оценивают. Этот знак Бог счел учредить для того, чтобы дать Своим созданиям веру в Его обетования; и это был пример Его снисхождения к слабости человека.
Человек ищет знамений, и Бог в Своей милости и благости предоставил их в определенных пределах, хотя Он хочет, чтобы Его последователи сохраняли свою веру даже тогда, когда их не сопровождают никакие знамения, и верили без видимых доказательств. Мы читаем:
29 Иисус сказал ему: «Ты поверил, потому что увидел Меня. Благословен тот, кто не видит, но верит!» (Иоан. 20:29 ПС)
Установление радуги как заветного знака обетования о том, что больше никогда не будет потопа, предполагает, что тогда она впервые появилась в облаках небесных. Это еще одно свидетельство того, что до потопа дождя не было. Радуга возникает в результате преломления и отражения солнечного света через шарообразные капли дождя, на которые падают лучи.
Радуга – естественное физическое явление – была подходящим символом Божьего обетования никогда больше не разрушать землю потопом. Поскольку климатические условия земли после потопа будут совершенно иными, и дожди в большинстве частей мира займут место прежней благодатной росы для увлажнения почвы, нужно было что-то предпринять, чтобы успокоить страхи людей каждый раз, когда начинался дождь.
Духовный разум может видеть в природных явлениях откровения Бога о Самом Себе. Таким образом, радуга является доказательством для верующего, что дождь принесет благословение, а не всеобщее разрушение.
Иоанн также видел в видении радугу, окружавшую престол Божий (Откр 4:3). Да и Иезекииль тоже (Иез.1:26-28).
Яркое сияние, исходящее от престола Божьего, смягчалось мягким зеленым светом, обрамляющим Его в виде радуги. Эта радуга символизирует собой сочетание справедливости и милости, что указывает на характер Божий.
Человек смотрит на радугу, чтобы вспомнить обетование Божье, но сам Бог смотрит на нее, чтобы исполнить Свое обетование. В радуге человеческая вера и доверие встречают Божью верность и неизменность.
Лучи святого света, исходящие от Солнца праведности, видимые глазом веры через призму жизненного опыта, раскрывают красоту праведного характера Иисуса Христа.
Этот завет между Богом и Ноем привел к завершению событий, связанных с величайшей катастрофой, которую когда-либо переживала наша планета. Земля, некогда прекрасная и совершенная, представляла собой картину полного запустения, насколько хватало глаз. Человек получил урок об ужасных последствиях греха. Не падшие миры видели страшный конец, к которому приходит человек, когда он следует велению сатаны.
Предстояло начать все сначала. Поскольку только верные и послушные члены допотопной человеческой семьи пережили потоп, были основания надеяться, что будущее представит более счастливую картину, чем прошлое. Спасенные Божьей благодатью от величайшего катаклизма, который только можно вообразить, потомки Ноя, как можно ожидать, будут применять на все будущие века уроки, извлеченные из потопа. Хотелось бы это ожидать. Но что было дальше? Увы. Но об этом другой раз.
V – ОСТАТОК
Прочитаем текст Писания:
23 И истреблено было все живущее, которое существовало на поверхности земли: люди, скот и дикие звери, гады, ползающие по земле и птицы небесные; все было истреблено, остался только Ной и те, кто был с ним в ковчеге (Быт.7:23 ПС).
Тема остатка – это одна из интереснейших тем Библии, здесь мы впервые встречаемся с понятием «остатка». Этот текст говорит об остатке после потопа. В данном случае, это были Ной и его семья. Спасение Ноя было связано с Божьим заветом с ним, заветом, Автором и Исполнителем которого был Бог милости и благодати. Ной с семьей выжили только благодаря тому, что Бог сделал для них.
Аллюзией на что является эта история Ноя и «остатка», который спасся от вод потопа? Потоп времен Ноя является прообразом окончательного уничтожения мира. Это интересная и очень важная мысль, и на нее следует нам обратить особое внимание.
Чем эта история с остатком поучительна для нас? Мы живем в эпоху провозглашения трехангельской вести, когда также должен остаться «остаток» — последний остаток. Вести трех ангелов, записанные в Откр. 14:6–12, выражают заключительный призыв Неба ко всем жителям Земли отказаться от всех разновидностей идолопоклонства и лжи, поклониться Творцу и принять Его вечное Евангелие. Перед лицом последней угрозы от антихриста Бог требует двойной преданности: верности свидетельству Иисуса и послушания Божьим заповедям (Откр. 14:12).
Эти ангелы символизируют религиозные движения в христианском мире. Их хронология вполне очевидна: первый ангел возвещает о наступлении последнего суда (стихи 6, 7) — весть, которая тесно связана с Дан. 7:9–14; 8:14. Этот суд начался в 1844 году. После возвещения вести третьего ангела сразу же следует возвращение Господа (Откр. 14:14–16). Следовательно, все эти вести провозглашаются в интервале между 1844 годом и Вторым пришествием Христа и составляют последний призыв Бога к человечеству.
Эти три вести в конечном итоге сливаются в одну троекратную весть. Первая весть, начинающаяся в определенный момент времени, возвещает вечное Евангелие, которое будет проповедоваться до самого последнего времени (Мф. 28:18–20). Несколько позже второй ангел (Откр. 14:8) выступает с конкретной вестью о Вавилоне. По–видимому, эта весть также будет возвещаться до самого конца, поскольку Вавилон описан как постоянно разрастающееся зло, и та же самая весть будет повторяться до тех пор, пока на эту блудницу не изольются семь последних язв гнева Божьего (Откр. 17:1–6; 18:2, 4, 8). По сути дела, вторая весть сливается с первой.
Еще через некоторое время третий ангел следует за ними с предостережением относительно начертания зверя и окончательной гибели тех, кто поклоняется ему и принимает его начертание (Откр. 14:9). Поскольку гнев Божий (стих 10) точно так же проявляется в последних семи язвах (Откр. 16:1–17), очевидно, что эта весть будет возвещаться до конца времени. Поскольку она объединена с двумя предыдущими вестями, становится очевидно, что в какой–то степени три вести объединяются в одну: вечное Евангелие с акцентом на последнем времени.
Задача народа Божьего последнего времени — проповедовать эту троекратную весть о последнем времени (Откр. 14:12). Эти люди описаны в той же главе как соблюдающие «заповеди Божии и имеющие веру Иисуса» (стих 12), а в Откр. 12:17 — как «прочие от семени жены [Остаток], сохраняющие Божьи заповеди и имеющие свидетельство Иисуса Христа».
Читая слова: «Остался только Ной», — хотелось бы задать себе вопрос: «Будем ли мы в последнем остатке? Многим ли мы раскрыли план спасения во Христе?» Эта тема самая актуальная для нас, живущих в это последнее торжественное время.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в этом уроке мы увидели, что завет, заключенный Богом с Ноем, является первым заветом, который подробно изложен в Библии. Если бы не было этого описания о праведности Ноя, мы могли бы и не узнать о том пороке, который существовал на земле до потопа. Но заметьте, о Ное не сказано, как о безгрешном человеке, он был «праведным в своем роде». Может и мы праведны в какой-то степени, по отношению к людям, окружающим нас, но этим мы не должны обольщать себя. Подобно Ною, и наша «праведность» без жизни во Христе не имеет никакой совершенно ценности. Лишь во Христе мы имеем совершенную праведность.
Ап. Павел призывает нас не сообразоваться с миром, но «преобразоваться обновлением ума». Ной – классический пример того, как человек может это сделать. У него доверие Богу с делами не расходились: он поверил, и он делал. Мы – народ, который «имеет веру Иисуса и соблюдает заповеди Божии». Это и наше преимущество, и наша ответственность перед миром.
Да пребудем в любви Божией и в благодати Его, и да будем светом миру в это последнее время.
Божьего вам благословения, дорогие мои читатели и слушатели.
Пастор Александр Серков.