Уроки субботней школы 2 квартал 2021 год. Урок №4 «Вечный завет»
На прошлом уроке мы говорили в основном о завете с Ноем. Теперь в рубрике ВЕЧНЫЙ ЗАВЕТ мы будем говорить о завете с Аврамом. Как и в случае с Ноем, Бог призвал Аврама вступить с Ним в особые отношения завета, который во многом состоял из тех же элементов, что и завет Бога с Ноем. Посредством завета с Аврамом Бог заложил основание завета спасения со всем человечеством, по крайней мере, с теми, кто примет спасение.
Рассматривая этот урок, мы еще раз, но более обширно, рассмотрим имя Бога. Что оно означает, и с какими именами открывался Он Авраму. Мы посмотрим, почему Бог изменил имя Аврама на Авраама. Неужели имя играло столь важную роль?
Наш памятный стих гласит:
7 Мой завет с тобой не потеряет силы своей между Мной и твоими потомками в каждом поколении; это завет Мой вечный: Я Бог твой и буду Богом потомков твоих после тебя (Быт.17:7 ПС).
Прочитав этот текст, мы сразу же воодушевляемся, нам раскрывается и смысл названия этого урока, почему этот завет назван вечным. Потому что преимущества этого завета относятся не только к Аврааму, как личности, но и ко всем его потомкам, как буквальным, так и духовным. К последним относимся и мы, и это нас вдохновляет.
В каком смысле это обетование касается нас? Обетование, данное здесь Аврааму, имеет прямое отношение ко Христу. Мы читаем:
16 Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос (Гал.3:16).
И через Христа, по словам Павла, все христиане участвуют в нем. Ап. Павел пишет:
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники (Гал.3:29).
Эти слова утешают вас? Правильное понимание условий этого завета будет способствовать поддержанию правильных отношений между Богом и Его последователем сегодня.
I – ЯХВЕ И ЗАВЕТ С АВРАМОМ
Прочитаем текст Писания:
7 И сказал ему тогда Господь: «Я – Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы отдать тебе эту землю во владение» (Быт.15:7 ПС).
О ком здесь речь? Об Авраме. Этот текст представляет собой заверение, и оно состоит в том, что земля ханаанская будет дана Аврааму в наследство. Бог объясняет тем самым, какую Он преследует цель.
Во-первых, Он заявляет Авраму, кто Он, кем Он является. «Я – Господь», точнее Я – Яхве, Я – вечный и Я – Всемогущий, Я – не какой-то выдуманный Бог, Я не из тех богов, которые были в Уре Халдейском и которых было немерено в земле ханаанской. Бог хотел сказать: «Я могу дать тебе эту землю, потому что Я имею на это право, имею право распределять землю и давать ее, кому Я хочу».
С чего начинает Бог? Он выводит Аврама из Ура Халдейского. Ур переводится: «свет, огонь». Яхве выводит Аврама из «ОГНЯ ХАЛДЕЙСКОГО». То есть, избавляет его от идолопоклонства, так как халдеи поклонялись именно огню. Иудейские писатели имеют предание, повествующее о том, что Аврам был брошен в печь огненную за то, что отказался поклоняться идолам, но чудесным образом был спасен. Но суть не в легенде, а в том, что Бог вывел его, словно выхватил ветку из огня.
Как Бог видел в среде допотопных жителей одного праведника и спас его от вод потопа, так Он вырвал Аврама из прогнившего от идолопоклонства общества и спас его. И не только спас, Он видел в нем в перспективе будущее. Особая милость к Авраму – это залог будущей милости. Мы читаем слова пророка Исаии, как образным языком рисует он перспективу Бога:
9 Доведу ли Я до родов, и не дам родить? говорит Господь. Или, давая силу родить, заключу ли утробу? говорит Бог твой (Ис.66:9).
Здесь подчеркивается серьезность Божьего замысла. Неспособность Израиля выполнить Божественную цель не была вызвана каким-либо недостатком Божественной благодати. Бог также не допустит, чтобы временная неудача Израиля сорвала план веков по искуплению человечества. Небесный Иерусалим, «мать всех нас» (Гал. 4:26), будет населен народами спасенных. Во всех взаимоотношениях со Своим народом Бог стремится довести его благополучно до счастливой вечности.
Этот завет Яхве с Аврамом подтвердил, что Аврам не только должен был следовать Божьему водительству, но он ему и подчинялся на практике. Жизнь Авраама подтверждает тот факт, что его завет с Богом был верой в действии.
Как вы считаете, вера в действии Авраама должна ли быть для нас примером? Непременно: да. И если мы будем поступать в своей повседневной жизни так, как Авраам в своей, мы подтвердим, что завет Бога с человеком является вечным.
II – ЭЛЬ-ШАДДАЙ
Прочитаем текст Писания:
1 Когда Авраму было девяносто девять лет, Господь явился ему и сказал: «Я Бог Всемогущий; твоя жизнь вся передо Мной, поэтому пусть она будет безупречной.
2 Я заключу завет Мой между Мной и между тобой и дам тебе многочисленное потомство».
6 Я сделаю тебя очень плодовитым, и произведу от тебя целые народы, и цари произойдут от тебя (Быт.17:1-2, 6 ПС).
Прежде всего давайте посмотрим, что означает это имя Бога «ЭЛЬ-ШАДДАЙ». Эль – это Бог, а вот «Шад» — переводится как грудь, притом женская. «Шди» или как на русском переведено «Шаддай» — означает «Кормящая грудью мать». Таким образом: Шаддай означает «полногрудый». В смысле, что грудь полная молока, как у кормящей матери.
Это образ, и мы ни в коем случае не должны в буквальном смысле именно так представлять Бога. У язычников есть идол с множеством грудей, он имеет тоже самое значение. Но идол может иметь много грудей, а Бог Эль-Шаддай, представленный в символе, олицетворяет Того, Кто обеспечивает, питает, насыщает. Обычно переводится это имя, как «Бог Всемогущий» или «Бог Всесильный».
Впервые «Эль-Шаддай» встречается в тексте, который я только что прочитал. Связано это с престарелым Аврамом и бесплодной Сарой. Авраму было девяносто девять лет, когда Яхве явился ему и сказал: «Я – Эль-Шаддай (Бог Всемогущий); твоя жизнь вся передо Мной, поэтому пусть она будет безупречной». Читая дальнейшую их историю, мы видим, что Эль-Шаддай дал Аврааму и Сарре сына, вопреки законам природы, и поэтому оправдано имя Его.
Это имя фигурирует еще в одном месте книги Бытие. Израиль перед смертью благословлял своих детей. Вот фрагмент благословения Иосифа. Я цитирую:
25 От Бога отца твоего, Который и да поможет тебе, и от Всемогущего, Который и да благословит тебя благословениями небесными свыше, благословениями бездны, лежащей долу, благословениями сосцов и утробы (Быт.49:25).
Здесь два благословения от Бога: от «Эль», Который поможет тебе; и от «Шаддай», Который благословит тебя. Эти благословения различаются: Эль – помогающий в нужде духовной; Шаддай – помогающий в нужде материальной («сосцов и утробы»). Таким образом Иосиф получил двойное благословение: материальное и духовное.
III – ОТ АВРАМА ДО АВРААМА
Прочитаем текст Писания:
4 «Вот Я, заключающий с тобой завет: ты будешь родоначальником множества народов;
5 И имя твое впредь да будет Авраам вместо прежнего имени Аврам, потому что Я предназначил тебе быть отцом многих народов (Быт.17:4-5 ПС).
Это предсказание имело двоякое исполнение. Во-первых, оно указывало на многочисленные племена, которые проследят свою родословную до Авраама. Арабы-Измаилиты, Мадианитяне и другие арабские племена, идумеи – также, как и израильтяне – все были потомками Авраама.
Однако в более широком смысле это обетование указывало на бесчисленное множество духовных потомков, которые объявят Авраама своим духовным отцом. Ап. Павел свидетельствует об этом. Вот его слова:
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники (Гал.3:29).
Бог изменил имя Аврама на имя Авраам. Аврам был первым из тех нескольких людей, чьи имена Бог изменил. Для древних имена имели гораздо большее значение, чем для нас наши имена. Все семитские имена имеют значение и обычно состояли из фразы или предложения, выражающего желание или, возможно, благодарность со стороны родителей.
Принимая во внимание важность, которую сами люди придавали именам, Бог изменил имена некоторых людей, чтобы привести их в гармонию с их прошлым или будущим опытом. Имя Аврам, которое означает «возвышенный отец» Бог просто расширил и получилось «отец множества» или «отец многих», что согласуется с объяснением, которое Бог дал патриарху сразу после изменения его имени: «Я предназначил тебе быть отцом многих народов».
Бог пытался всеми способами, в данном случае, давая ему новое имя, помочь Аврааму поверить обетованию завета в его-то девяностодевятилетнем возрасте и женатому на бесплодной женщине.
IV- ЭТАПЫ ЗАВЕТА
Изучая завет Бога с Авраамом, мы не можем не заметить, что он включает в себя три стадии или три этапа. Давайте рассмотрим их.
Первый этап. Прочитаем текст Писания:
1 И сказал тогда Господь Авраму: «Оставь свою страну, свой народ, отцовский дом и иди в землю, которую Я укажу тебе;
2 Я благословлю тебя и произведу от тебя народ великий; и имя твое будет известно во всем мире, ты же будь благословением для них.
3 И благословлю Я благословляющих тебя, и прокляну проклинающих тебя, и будут благословенны в тебе все народы земли» (Быт.12:1-3 ПС).
Таким образом, первый этап состоит из обещания Бога благословить Аврама и из тех действий, которые должен Аврам предпринять на первом этапе послушания Богу. Первая задача Аврама заключалась в том, чтобы совершить акт «обращения». «Обращение – это богословский термин, когда человек должен повернуться спиной к прошлой жизни и стать на путь к Богу. Обращением Аврама должно было стать оставление страны, в которой он жил, и оставление своего родного дома. Бог знал, что та идолопоклонническая обстановка, окружавшая его родину, не даст Авраму развиваться духовно, она его будет постоянно отвлекать от Бога и тормозить развитие его взаимоотношений с Ним.
Заметьте, слова Бога начинаются с повеления, продолжаются они обещанием и наконец заканчиваются благословением. Эти три важных аспекта характеризуют каждое проявление Бога человеку. Обетования Божьи исполняются, и его благословения принимаются только тогда, когда исполняются Его повеления. Люди обычно стремятся разделить Божьи благословения и реализовать Его обетования, не сотрудничая с его требованиями, и это печально.
Компенсацией за то, что Аврам оставит родину, Бог обещал, что произведет от него великий народ. Аврам, несомненно, задавался вопросом, как это обещание будет выполнено, учитывая тот факт, что он был бездетным в его пожилом возрасте. Бог не мог иметь в виду, что слуги Аврама, пастухи и надсмотрщики над его стадами составят обетованный народ. Как Аврам понимал слово «великий»? Подразумевало ли это численное превосходство, или влияние, или величие в духовных делах? Только глазами веры, устремленными на обетования Божьи, можно было проникнуть в будущее и увидеть то, чего не мог видеть естественный глаз.
Обещание, что имя Авраама будет известно во всем мире, исполнилось. Строители Вавилона думали сделать себе «имя», бросив вызов Богу, и все же ни одно из их имен не сохранилось. Аврам, с другой стороны, должен был просто следовать за Богом, чтобы завоевать славу. Имя Авраам распространено как личное имя даже сегодня, и бесчисленные миллионы евреев, мусульман и христиан приветствовали его в прошлые времена и до сих пор оглядываются на него, как на своего духовного предка.
Второй этап описан в 15 главе Бытие. Вы можете прочитать этот текст. Вот заключительные слова этого текста:
18 Таким образом заключил Господь в тот день завет с Аврамом, дав ему обещание: «Твоему потомству дам Я эту землю, от египетской реки до великой реки Евфрат:
19 Землю кенеев, кенезеев, кедмонеев,
20 Хеттеев, ферезеев, рефаимов,
21 Аморреев, хананеев, гергесеев и иевусеев.
Этим Бог подтверждает Свое обещание относительно владения землей ханаанской. Впервые указаны точные географические границы земли обетованной. Для практических целей эти ограничения были реализованы во времена царствования Давида и Соломона.
Заключая этот этап завета, были использованы рассеченные животные. Вступавшие в завет, должны были пройти между рассеченными частями, символически давая обет вечного повиновения положениям, торжественно согласованным участниками завета.
О третьем этапе читаем мы в 17 главе Бытие. Этот этап завета основан был на обрезании крайней плоти. Мы читаем:
9 Далее сказал Бог: «Мой завет с тобой и твоими потомками налагает на вас обязательство, которое вы должны выполнять в каждом грядущем поколении:
10 Это обязательство, которое вы должны выполнять, заключается в том, что весь мужской пол у вас должен быть обрезан;
11 Обрезывайте крайнюю плоть вашу; и будет это знаком того, что Я заключил с вами завет.
12 Каждый новорожденный младенец мужского пола должен быть на восьмой день обрезан; это относится также к рабам, рожденным среди вас и купленным у иноплеменников, хотя они не твои прямые потомки.
13 Да, да, их тоже нужно обрезать, все должны носить знак Моего завета на теле своем; это должно быть неотъемлемой частью Моего вечного договора.
14 Всякий необрезанный мужского пола, чья крайняя плоть не обрезана, будет исторгнут из народа своего, потому что он нарушил завет Мой» (Быт.17:9-14 ПС).
Обряд обрезания вводится здесь как обязательство в связи с заветом. Это должно было стать знаком завета с буквальным Израилем, как и крещение для духовного Израиля. Одно было связано с физическим рождением, другое сопровождает духовное перерождение.
С древних времен в объяснение этого обряда делались различные предположения. Александрийский философ Филон, еврей, полагал, что это было предписано Богом только для того, чтобы способствовать физической чистоте; другие видели в этом протест против некоторых идолопоклоннических обрядов, практикуемых египтянами и другими языческими народами. Кальвин считал, что это означает символическое избавление от пятой части плоти, а значит, и от греха вообще. Однако в связи с важностью обрезания можно отметить следующие моменты:
1) отличить семя Авраама от язычников (Еф. 2:11);
2) увековечить память о завете Яхве (Быт. 17:11);
3) способствовать культивированию нравственной чистоты (Втор. 10:16);
4) представлять праведность по вере (Рим. 4:11);
5) символизировать обрезание сердца (Рим. 2:29)
и 6) предвещать христианский обряд крещения (Кол. 2:11- 2).
V – ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ЗАВЕТА
Прочитаем текст Писания:
19 Я избрал его, чтобы он заповедал детям своим и всему потомству не уклоняться от пути Господа, живя праведно и поступая справедливо; и Я выполню данное ему обещание» (Быт.18:19 ПС).
Красота этого текста состоит в том, что он проникнут Божественной доблестью, с какой Эль-Шаддай готов совершить то, что неверие считает невозможным. Именно Божественная проницательность вдохновила Авраама воспитать Исаака в строгости и послушании. Фактически, даже после того как имя Авраама возвеличивалось, его самоотверженность сияла все больше и больше.
Аврааму можно было доверять; он не предал бы Бога. Счастливая дань уважения стареющему патриарху, разумное выполнение им поставленной ему Богом задачи требовало, чтобы он разделял знание Божьих целей со своими потомками. Потомки Авраама также должны понять, что они не разделят судьбу Содома и Гоморры. Его долг состоял в том, чтобы передать будущим поколениям то, что он знал об отношениях Бога с человеческим родом. Нравственные и церемониальные законы Бога были также частью священного наследия, которое он должен был передать будущим поколениям. Авраам не только молился вместе со своей семьей и перед ней, но и ходатайствовал за них как священник, чему следовали другие патриархи и святые мужи древности (см. Иов 1:5). Будучи пророком, он обучал свою семью как теории, так и практике религии, уделяя особое внимание практическим добродетелям. Он научил свою семью не только знать эти вещи, но и делать их. Доброжелательный муж, отец и наставник, он дал положительное направление общественной и религиозной жизни своей обширной семьи.
Бог мог доверять Аврааму, потому что он повелевал своей семьей не диктаторскими методами, а ясным наставлением и последовательным примером. При обучении детей каждое слово, взгляд оказывают свое действие. Во многих семьях практически не практикуется ни обучение, ни личный пример. Вы знаете, родители несут ответственность за священное доверие детей и поэтому должны сочетать твердость с любовью, как это сделал Авраам. Эту задачу воспитания детей так, как они должны идти, нельзя поручить другому, опекуну или учителю, без серьезной опасности потери. Следует ожидать, что влияние благочестивых учителей не вытеснит, а скорее дополнит домашнее обучение. Каждый имеет свое место и является неполным без помощи другого, чтобы помочь и укрепить его.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, почему эта тема носит название: ВЕЧНЫЙ ЗАВЕТ? Давайте закрепим это понятие. Слово, переведенное как «вечный», отнюдь не всегда указывает на бесконечный период. Слово «вечный», употребляемое в Библии, обычно обозначает обстоятельства или условия, которые должны сохраняться до тех пор, пока объект, к которому они относятся, в силу присущей ему природы может быть ими затронут. Это ясно из таких выражений, как: «пусть царь живет вечно» (1 Цар. 1:31), которые просто выражают желание, чтобы царь мог наслаждаться долгой жизнью. Поскольку все последователи Христа—духовного семени Авраама—являются наследниками славных обетований завета (Гал. 3:7, 27-29), «завет вечный» должен оставаться в силе до тех пор, пока действует план спасения. Таким образом, положения Завета Бога с Авраамом доступны всем поколениям.
Это обетование постигает все благословения спасения и ясно указывает на духовный характер завета с Авраамом. Бог отдает Себя тому, кто вступает в заветные отношения, и тем самым дарует ему все привилегии, радости и славную надежду, которые приходят с родством с Богом. Согласно условиям вечного завета, Бог и верующий отдают друг другу себя без всяких оговорок. Эта мысль так чудесна!
Божьего вам благословения, дорогие мои читатели и слушатели.
Пастор Александр Серков