Уроки субботней школы 2 квартал 2021 год. Урок №5 «Сыновья обетования»
Приступая к пятому уроку в этом квартале, нам предстоит рассмотреть такие вопросы, как:
Почему Яхве назвал Себя Защитой Аврама?
Каким образом «все племена земные» могут быть благословлены через Авраама?
Ограничены ли Божьи заветы временем? Со смертью Ноя, Авраама, Моисея, которые давно ушли из жизни, обетования Божьи остались, они имеют свою актуальность сегодня, или они исчезли со смертью этих патриархов?
И еще один очень интересный вопрос: Какое из всех обетований завета является величайшим.
Давайте все по порядку.
I – Я – ТВОЯ ЗАЩИТА
Прочитаем текст Писания:
1 Спустя некоторое время после этих событий Аврам имел видение; и услышал он слова Господа: «Не бойся, Аврам, Я – твоя защита! Ты будешь щедро вознагражден».
2 «Владыка, Господи, — воскликнул Аврам, — о каком вознаграждении Ты говоришь? Зачем мне Твои дары, если у меня нет детей, и домом моим будет владеть Элиезер, человек из Дамаска!?»
3 И добавил Аврам: «Смотри, вот Ты не дал мне детей, и управляющий домом моим станет моим наследником» (Быт.15:1-3 ПС).
С чего начинает Бог Свой диалог с Аврамом? Со слов «Не бойся». Бог ободряет и успокаивает Аврама. От чего? Чего мог опасаться Аврам? В предыдущей четырнадцатой главе описано, как Аврам разгромил группировки нескольких царей. Опасаться и даже бояться ему было что. Месопотамские цари могли вернуться, чтобы отомстить за свое поражение. Могли на него напасть также ханаанские язычники, которые уже начинали завидовать его растущему могуществу.
В этот самый ответственный момент явился ему Бог и обещал быть его «защитой». Во время войны щит является защитой, а здесь Бог Сам обещал быть ему защитой. Это объявил Он в первую очередь, и уже успокоившемуся Авраму стал излагать основное, зачем Он к нему пришел. «Ты будешь щедро вознагражден», — объявил Он ему. Аврам испытал уже и то, и другое в предыдущей военной кампании, ведь Бог защитил его в битве и наградил победой. Он должен был верить, что Бог будет продолжать делать для него то, что Он делал в прошлом.
«Зачем мне Твои дары, — заявил он, — если у меня нет детей, неужели управляющий домом станет моим наследником?»
Аврам не мог не выдвинуть на повестку дня самый насущный вопрос, волновавший его больше всего. Возможно, страх Аврама был вызван не столько военными реваншами, и его волновал не столько вопрос земного обогащения, сколько тем, что он все еще не имел наследника. От более насущных проблем его разум вернулся к Божественному обетованию, которое привело его в Ханаан. Как могло сбыться Божье обещание, что он, будучи бездетным, станет предком великого народа?
Словосочетание «Владыка, Господи» встречается здесь впервые. Какое значение имеет это словосочетание, с которым обратился Аврам к Богу?
«Владыка» от греческого слова «деспотес». Сегодня оно приобрело негативное значение: деспот. Но «деспотес» имеет значение – «хозяин, обладатель, владелец, неограниченный монарх, повелитель, властелин». В Библейских текстах его переводят как Адонай, Владыка, Вседержитель. В отношении Бога оно звучит нормально.
И второе слово в этом словосочетании: «Господь». Это тот самый тетраграмматон, означающий: Яхве (Иегова), Господь, Сущий (Существующий всегда в настоящем времени). Это словосочетание, с каким Аврам обратился к Богу, встречается здесь впервые. Признавая в Боге своего Господа, правителя и монарха, Аврам обращается к Нему и как к Яхве, Вечно существующему.
Выдвигая Богу свою насущную проблему, как будто Бог ее не знал, Аврам пытается нарисовать картину будущего, не находя никакого выхода из сложившегося в его жизни обстоятельства. Древние записи показывают, что в той местности в те патриархальные времена богатые, но бездетные пары могли усыновлять одного из рабов, чтобы он стал наследником их имущества, и чтобы он мог заботиться о них в старости. Авраму это не хотелось, он не мог представить, что раб будет управлять его имуществом, и от него произойдет великой народ, о котором говорил Бог. Но все стрелки пока указывали только на него, на слугу Елиезера Дамасского. Эта мысль была выражена во фразе «управляющий домом моим», буквально, «сын владения моим домом», что означает «тот, кто будет наследником моего дома».
Читая следующие три стиха пятнадцатой главы Бытие, мы находим утешительные слова, которые не могли не воодушевить Аврама. Мы читаем:
4 Обратившись к Авраму, Господь сказал: «Нет, Элиезер не будет твоим наследником. Наследником будет тот, кто родится от твоего семени».
5 И вывел Господь Аврама из шатра и сказал ему: «Взгляни-ка на небо и сосчитай звезды. Ты можешь их сосчитать? Таким же многочисленным будет и твое потомство».
6 Аврам поверил обещанию Господа, и это вменилось ему в праведность (Быт.15:4-6 ПС).
С одной стороны, Аврам поверил Богу и вполне понял, что наследник родится от его семени. Но, проверяя его веру, Бог снова что-то недоговаривал, Он не сказал, что от тебя и от Сары родится сын. «От семени твоего», это обетование толкнуло его еще на один шаг не полного доверия Богу, он решил продлить свое потомство, да, от его семени, но не от Сары бесплодной, а от служанки. Но это уже другая тема.
И все же Аврам поверил Богу. Павел использовал этот текст как краеугольный камень учения об оправдании верой. Вот слова Павла:
«Так Аврам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность» (Рим.4:3; Гал.3:6).
Хотя вероятность того, что у Аврама будут дети, уменьшилась со времени первого Божьего обетования по мере того, как возраст его возрастал, он без колебаний принял Божье слово, что так оно и будет.
Еврейская глагольная форма, переведенная как «поверил», heHemin, происходит от того же корня, что и слово аминь, которым мы подчеркиваем наше желание, чтобы Бог услышал и исполнил наши молитвы. Этот глагол выражает полное доверие к силе и обетованиям Бога. Конкретная форма употребленного здесь глагола выражает, кроме того, что это был не только исторический опыт Аврама в данный момент, но и неизменная черта характера. Он продолжал верить.
Аврам был обычным человеком, как и все мы, у него были свои ошибки и промахи в жизни, он также нуждался в искуплении, как и всякий другой человек; но когда ему вменялась праведность, милость и благодать также распространялись, совершая прощение его греха и принося награды праведности. Здесь впервые открывается вся важность веры. Здесь также впервые упоминается вмененная праведность. С этого момента оба фундаментальных понятия проходят через все Священное Писание, чтобы найти исчерпывающую и профессиональную трактовку под пером апостола Павла, который написал:
3 Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность (Рим.4:3).
II – ОБЕЩАННЫЙ МЕССИЯ
Прочитаем текст Писания:
14 Все народы на земле получат благословение через тебя и твоих потомков (Быт.28:14 ПС).
О ком говорится в этом тексте? Хотелось бы сказать, что речь идет об Аврааме, но нет, эти слова прозвучали в адрес Иакова, когда он, убегая от брата в Месопотамию, остановился по пути на ночлег.
Давайте возьмем все слова из прямой речи Бога, обращенные к Иакову в ту ночь:
13 «Я Господь, Бог Авраама, праотца твоего, и Бог Исаака; эту землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомкам твоим;
14 Они будут также неисчислимы, как пыль на земле; и расселятся они во все стороны: на запад, на восток, на север и на юг; все народы на земле получат благословение через тебя и твоих потомков;
15 Я всегда буду с тобой, Я буду защищать тебя, куда бы ты ни шел, и верну тебя обратно в эту землю; Я не покину тебя и исполню все, что обещал тебе» (Быт. 28:13-15 ПС).
Бедственное и тревожное состояние Иакова является благоприятным условием для принятия им первого откровение во сне. Откровение это, с одной стороны, прямо отвечало насущным потребностям Иакова. Он нуждался в том, чтобы утвердиться в вере в Божественные обетования Аврааму и Исааку. Он должен был получить уверенность в личной безопасности со стороны Исава и других возможных бедствий.
Характер всего видения Иакова соответствует тому образу воззрений, в которых жил и вращался будущий патриарх народа Божьего. Лестница от земли до неба олицетворяла тесную связь земли с небом. Это утешительная для человека истина, что он не оставлен на земле одним мировым силам, но имеет доступ на небо и помощь оттуда.
Какое отношение эта история имеет к нам, достигшим последних веков? Прочитаем еще один текст Писания:
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники (Гал.3:29).
Наш Господь Иисус Христос как раз и является той лестницей, с подножьем, в Своей человеческой природе, на земле, и верхом, в Божественной природе на небе. Или можем такое сделать сравнение: подножье на земле – это Его уничижение; а верх на небе – Его возвеличение.
Со времени грехопадения всякое сообщение между небом и землей происходит благодаря этой лестнице. Христос есть путь, и все Божьи милости приходят к нам, а наше служение приходит к Нему – посредством Христа. Если Бог обитает в нас, а мы – в Нем, то это – благодаря Христу. У нас нет другого пути на небо, кроме как по этой лестнице; если пытаемся взобраться как-то иначе, то мы – воры и грабители. Наш Спаситель ссылается на это видение, когда говорит об Ангелах Божьих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому. Мы читаем:
51 «Истинно, истинно говорю вам, увидите вы открытое небо и ангелов Божьих спускающихся к Сыну Человеческому и поднимающихся от Него» (Иоан.1:51 ПС).
Господь повторил и подтвердил Иакову обетования, данные ранее его отцу. Вообще-то, Бог возвестил Иакову, что Он будет для него таким же, каким был для Авраама и Исаака. За Иаковом закреплена земля Ханаана – «земля, на которой ты лежишь», как если бы Иаков обрел право владения всей страной, оттого что просто с удовольствием лежал на голой земле.
Иакову обещано, что его потомство умножится и будет также неисчислимым, как пыль на земле; и это несмотря на то, что в данное время он, подобно сухой оторванной ветке, некогда станет цветущим деревом, ветви которого разрастутся до моря. Вдобавок ко всему сказано, и это главное, что от Иакова произойдет Мессия, в Котором благословятся все племена земные. Здесь прямыми словами не упоминается Христос, говорится, что все народы на земле получат благословение через него и его потомков. Но мы понимаем, что Христос – великое благословение для всего мира. Всякий человек имеет благословение независимо от того, из какого он народа, благословен в Нем без исключения всякий человек, кроме тех, кто сам себя исключил и не желает принять благословение через Иисуса Христа.
Иисус Христос, как потомок Авраама по плоти, стал в определенном смысле наследником заветных обетований. А мы через крещение обретаем родство со Христом и через Него обретаем право участвовать также в обетованиях, данных Аврааму. Как наследники с Авраамом заветных обетований, все, кто подражает его высокому примеру веры, войдут в небесный обетованный город, как и патриархи стремились верой получить обетованную землю и получили ее в потомках своих.
III – НАРОД ВЕЛИКИЙ И МОГУЧИЙ…
Прочитаем текст Писания:
18 Ведь Я обещал ему, что он станет отцом великого и могучего народа; и все остальные народы на земле будут иметь благословение через него (Быт.18:18 ПС).
Читая эти слова, мы видим, что Бог не только пообещал Аврааму, что в нем благословятся все племена земные, но также заверил его, что именно от него произведет Он народ великий и могучий. И все это обещание было дано мужчине, жена которого вышла уже из детородного возраста. Таким образом, когда Авраам не имел потомства, Бог обещал ему и то, и другое. Хотя это исполнилось гораздо позже, когда уже не были живы ни Авраам, ни Исаак, и даже ни Иаков. Это обещание исполнилось в их потомках.
Не возникал ли у вас вопрос: Почему именно от Авраама Господь желал произвести особый народ, и каково было его предназначение? Отвечая на первый вопрос, давайте прочитаем текст Писания:
1 И снова, как и во дни Авраама, в земле той был голод; тогда Исаак вынужден был искать себе где-то убежище. И пошел он к филистимскому царю Авимелеху в Герар,
2 Потому что Господь явился ему и сказал: «Иди, но только не в Египет; Я скажу тебе, где ты можешь временно остановиться.
3 Странствуй по этой земле как пришелец, и Я буду с тобой и благословлю тебя; все эти земли Я отдам тебе и потомкам твоим, Я исполню клятву, которую дал отцу твоему Аврааму;
4 Умножая, умножу потомство твое, и будет оно многочисленным как звезды на небе, и дам им всю эту землю; и все народы на земле будут благословенны через них,
5 Это за то, что Авраам следовал Моим словам и поступал так, как Я велел, повинуясь Моим заповедям, предписаниям Моим и законам Моим» (Быт.26:1-5 (ПС).
За что Бог благословлял Исаака? За то, что Авраам повиновался Богу во всех Его предписаниях.
Этот текст включает в себя большинство еврейских слов, которые относятся к Божественным законам или заповедям. Авраам усердно наблюдал за ними всеми, независимо от того, пришли ли они непосредственно от Бога или были переданы из прошлых поколений. Он намеревался в своем сердце беспрекословно повиноваться Богу; там, где он потерпел неудачу, он приблизился к Богу с жертвой раскаяния на алтаре своего сердца. Он оставил свою родную землю, он принес в жертву своего сына, он совершил обряд обрезания. То же самое, несомненно, должно было быть верно и в отношении тех этапов Закона Божьего, которые не упоминаются в связи с историей его жизни.
Отвечая на второй вопрос: каково было предназначение народа, который произошел от Авраама, Исаака и Иакова, мы прочитаем текст Писания:
5 Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля,
6 А вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым (Исх.19:5-6).
В данном тексте есть ключевое слово, от которого зависит многое. Это слово: «если». Другое слово: «то…» — как следствие первого. Давайте посмотрим на последствия «если»:
«Если» — вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой…
«То» — 1) будете Моим уделом из всех народов;
2) будете у Меня царством священников и
3) будете народом святым (отделенным).
Единственный путь, по которому мы можем идти с Богом, — это путь послушания. Ни на каких других условиях, кроме послушания, Бог не мог согласиться быть их Богом или иметь их как Свой избранный народ. Благодать Евангелия Иисуса Христа, которая приносит спасение всем людям, не освобождает их от обязанности повиноваться Божественному закону. Вера в Искупителя Христа неразрывно связана с силой пребывающего в нем Христа, которая позволяет человеку соблюдать десять заповедей. Иисус и апостолы самым решительным образом утверждали принцип послушания Божественному закону.
Бог позволил израильтянам пытаться соблюдать закон, чтобы они могли осознать свою неспособность сделать то, что они ошибочно считали способным сделать. Таким образом, они перейдут от веры в себя к вере в Бога, от веры в свои собственные усилия к вере в Божественное свершение. Таким образом, закон стал бы средством привести их ко Христу как их единственному Спасителю от греха. Таким образом, был подготовлен путь для отношений нового завета, Евангелия Божественной благодати, закона, соблюдаемого во Христе и через Него. Как заявляет Павел, эти новозаветные отношения не делают закон недействительным, если мы имеем веру. Закон остается нормой долга, нормой священной практики. Новый Завет устанавливает закон как вечный кодекс праведности, без которого невозможно святое поведение.
Согласно Божественному плану и замыслу, израильтяне должны были быть одновременно царской и священнической расой. В злом мире они должны были быть царями, нравственными и духовными, чтобы одержать верх над царством греха. Как священники, они должны были приближаться к Господу в молитве, в хвале и в жертвоприношении. Будучи посредниками между Богом и язычниками, они должны были служить наставниками, проповедниками и пророками и служить образцами святой жизни—небесными выразителями истинной религии.
Как народ, посвященный служению Богу, они должны были быть непохожи на другие народы. Это должно было проявиться внешне обрезанием и внутренне благочестием.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, у Бога было много планов относительно израильтян, но они часто подводили Его. Как вы считаете, Бог желает задействовать нас так же, как Он хотел задействовать Израиль? Что мы, как Церковь и каждый в отдельности, должны делать, чтобы «слышать» Его голос и быть Его сосудами? Это насущные вопросы, и на них нам следует обратить серьезное внимание. И пусть Господь благословит нас в этом.
Пастор Александр Серков