Уроки субботней школы II квартал 2021 год. Урок №6 «Истинный народ Божий»
Приступая к этому уроку, давайте посмотрим: чем он нас воодушевит? Что мы, живущие в последнее время, можем извлечь для себя из опыта тех древних патриархов? Каким образом обетования завета, данные Израилю, касаются нас? На каких условиях они были учреждены? Народ израильский был ли во всем послушным, выполнял ли он свои обещания? Если все это перевести на нас: послушны ли мы во всем Божьим повелениям, выполняем ли мы свои обещания, данные при крещении, то тема станет еще насущней. Давайте начнем с памятного стиха. Он гласит так:
9 Но вы – народ избранный, царственное священство, святой народ, люди, принадлежащие Богу, те, которым доверил Он возвещать о Его величестве и совершенстве, открывать Того, Кто призвал нас из тьмы в чудесный Свой свет (1Петр.2:9 ПС).
Прочитав этот текст, мы, я думаю, так же вдохновляемся тем, что это уже не история древних патриархов, а наша с вами судьба. Это написано о нас. Как приятно это слышать, что мы:
Народ избранный;
Царственное священство;
Народ святой;
Мы принадлежим Богу;
Нам доверено возвещать о Божьем величестве и Его совершенстве;
Нам поручено открывать миру Того, Кто призвал нас из тьмы в чудесный Свой свет.
Тема на основании этого текста неисчерпаема. Давайте вернемся к нему в одной из частей урока.
I – ИЗ ВСЕХ НАРОДОВ
Прочитаем текст Писания:
6 «Ибо ты народ святой у Господа, Бога твоего; тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле» (Втор.7:6).
«Святой» и «собственный» — это два прилагательных, которыми охарактеризовал Господь израильский народ. Давайте вникнем глубже в смысл этих слов и их значение в оригинале.
«Святой» — греч. гАгион или евр. кадОш – имеет два основных значения:
1 святой, благочестивый, праведный;
2 посвященный (для чего-то особенного).
Святость должна была стать фундаментальной основой и нормой поведения народа. Это, с одной стороны. Но основное значение этого слова, переведенного как «святой», — это физическая обособленность, посвященность во что-то особенное. «Святой» народ был «отделенным» народом, то есть отделенным от обычаев окружающих его народов и посвященным исключительно служению Богу.
Второе прилагательное, переведенное в Синодальной Библии как «собственный», является в какой-то степени синонимом слову «святой». Эта тенденция нанизывать синонимы на какую-либо мысль была уделом древних писателей. Чем же второе прилагательное «пэриУсион» синонимично прилагательному «гАгион»?
Прилагательное «пэриУсион» (греч.) или «се голА» (евр.) имеет тоже два значения:
1 Превосходный, выдающийся, необыкновенный и
2 Обособленный.
Вы заметили? «Святой» и «собственный», слова, стоящие в Синодальном переводе, в первом значении имеют почти одно значение:
Благочестивый, праведный (к слову «святой») и
превосходный, выдающийся, необыкновенный (к слову «собственный»).
А вот второе значение этих двух прилагательных, оно больше подходит в данном контексте:
Посвященный (к слову «святой») и
обособленный (к слову «собственный»).
Таким образом значение прилагательного «собственный» нам следует понимать и как «народ, обладающий особым даром», и как «те, которые приобретены в собственность». Господь избрал еврейский народ, чтобы он был Его «собственным» представителем на земле.
Почему Яхве (Господь) избрал именно израильтян быть Его народом? Прочитаем еще один текст Писания:
8 И проходил Я мимо тебя, и увидел тебя, и вот, это было время твое, время любви; и простер Я воскрилия риз Моих на тебя, и покрыл наготу твою; и поклялся тебе и вступил в союз с тобою, говорит Господь Бог, — и ты стала Моею (Иез.16:8).
Язык повествования здесь весьма образный, он взят из практики человеческой жизни и отражает всю суть избрания именно этих людей, как народ Божий. Прочитайте 16 главу Иезекииля с самого начала, и вы увидите все сравнение, которое Бог применил через пророка к народу израильскому в образе девушки, о которой пророк описывает в этой главе. Он берет ее образ с самого рождения и до того момента, когда она была готова выйти замуж. Но она была настолько неприглядной, всеми брошенной. Однако Бог заключил с ней брачный союз. Это образ израильского народа, который был при его зарождении небольшой группкой людей без великой культуры и престижа. Он не обладал никакими особыми личными качествами, которые оправдали бы такой выбор. Это избрание было делом исключительно Бога. Здесь кроется тайна Божественной любви. Он действительно любил Израиль, который избрал. Он нянчился с этим народом, сначала с патриархами, которые допускали множество ошибок: то они обманывали окружающих людей, выдавая своих жен за сестер, то они убивали целый народ и грабили их города (из-за Дины), а сколько пришлось Богу терпеть народ, выводя его из Египта?
Но тем не менее, согласно Божественному плану, израильтяне должны были быть и царским, и священническим родом. В мире зла им надлежало стать нравственными и духовными царями. Многие ветхозаветные пророки, такие как Исаия, Иеремия, Софония, да и многие другие из малых пророков раскрывают не только цель избрания израильского народа, но и их ответственность. Сохранить обетования, вытекающие из завета они могли только на условии верности Господу.
II – БОЖИЙ НАРОД ЗАВЕТА
Прочитаем текст Писания:
9 Но вы – народ избранный, царственное священство, святой народ, люди, принадлежащие Богу, те, которым доверил Он возвещать о Его величестве и совершенстве, открывать Того, Кто призвал нас из тьмы в чудесный Свой свет.
10 Когда-то вы не были людьми Божьими, теперь же вы – Его народ. Когда-то вы были оставлены и лишены милости, но теперь вы помилованы (1Петр.2:9-10 ПС).
Это наш памятный стих. Эту ободряющую часть своего послания апостол Петр заканчивает призывом к практической святости. Он напоминает своим читателям, что, в отличие от тех, кто не покоряется Богу и оставлен Им, они — народ избранный, это те, кто принял Христа своим Спасителем. И вот Петр снова ссылается на Ветхий Завет, а именно на Ис 43:20. «Избранный народ» — выражение, которое в Ветхом Завете употреблялось только по отношению к Израилю, теперь применяется и к верующим христианам из евреев и язычников.
Завет между Богом и Его избранным народом относится ко времени патриархов. Начался он с Авраама, а затем перешел на Исаака, Иакова и Моисея. Это было обязательством между Богом и Его народом, которое люди должны были соблюдать в течение всех следующих поколений. Они руководствовались этим заветом во всех сферах своей жизни, и это отличало их от остальных народов. Бог сказал Аврааму: «Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен» (Быт 17:1).
В Ветхом Завете этот договор был подтвержден кровью жертвоприношений и всесожжений (см. Исх 24:8), а в Новом Завете — кровью Христа. Иисус упомянул об этом во время последней Вечери, сказав: «Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф 26:28). Таким образом, это означает, что, когда мы принимаем Христа, Его кровь спасает нас независимо от нашего происхождения. В Нем и язычники, и иудеи имеют равные возможности приобщиться к Его избранному народу.
После избавления евреев из египетского рабства Бог через Моисея напомнил народу израильскому о том, что они должны делать. Бог желал, чтобы израильтяне примирились с Ним, послушались голоса Его и стали жить в завете. Другими словами, завет был связывающим звеном между Богом и Его избранным народом. Благодаря ему народ израильский точно знал, чего ждет от людей Бог.
Придя на землю, Христос завершил процесс примирения, начавшийся на горе Синай. Всякий, кто принимает Христа и верит в Него, приобщается к священству Царя. Кровь Христа, пролитая на Голгофе, является новым заветом, который соединяет христиан с Небесами.
Если кто-то когда-нибудь спросит вас, чем верующие отличаются от неверующих, вы можете ответить словами Петра из нашего памятного стиха. В этом отрывке Петр перечисляет благословения и преимущества, благодаря которым верующие занимают в этом мире особое положение. Некоторые из наших преимуществ сегодня подобны тем, которые имели израильтяне, а некоторые отличаются от того, что было у них. В своей жизни христианам часто приходится страдать. Такие известные библейские персонажи, как Стефан, Иоанн и Павел, сталкивались с серьезными проблемами, совершая служение по распространению вести Христа.
Однако Петр указывает своим читателям на преимущества и благословения, которые они обрели, будучи избранным народом, и которые в конечном счете отделяют их от остального мира. Мы, верующие, должны знать, насколько драгоценными и особенными являемся для Бога. Даже сталкиваясь в этом мире с проблемами, гонениями и страданиями, мы полностью подчиняем свою жизнь воле Божьей. Наше призвание — явить миру любовь Христа.
Петр обращается к избранным Божьим, чтобы побудить верующих сосредоточить все свои усилия на их особом христианском долге. И сегодня наша роль как христиан остается прежней. Мы можем испытать или не испытать страдания и гонения, но мир все равно будет считать нас другими. Истинному верующему чужд образ жизни этого мира. Петр называет верующих избранным народом в соответствии с тем, что Библия говорит о древнем Израиле.
Божьим избранным народом теперь является церковь верующих. Это не означает, что мы лучше других. Но у нас есть Его спасающая благодать. Мы получили эту незаслуженную милость благодаря смерти Христа. Бог избрал нас, чтобы мы обрели спасение во Христе и могли жить с Ним и вечно наслаждаться Его присутствием.
Бог избрал израильский народ Себе во владение. В ответ Он ожидал полного послушания. Израильтяне должны были соблюдать заповеди и передавать их следующим поколениям. Если бы они смогли оставаться непорочными в глазах Божьих, другие народы сочли бы их образ жизни привлекательным и приняли бы истинного Бога. Следуя Божьим заповедям, евреи стали бы светом для окружающих народов. Бог превознес бы их над другими. Восхваляя и прославляя Его, они возвеличили бы и себя.
Положение избранного народа и обязанности, связанные с этим статусом, идут рука об руку. Бог может возвеличить нас и одарить величайшими почестями. Однако Он призывает нас восстать и сиять так, чтобы другие могли увидеть Его в нас. Принимая Христа как своего Спасителя, мы подтверждаем, что будем ходить пред лицом Божьим, следовать Его заповедям и возносить Всевышнему хвалу.
Мы ценны в глазах Божьих. Пятитысячная купюра не теряет своей ценности, даже если выглядит старой, рваной и грязной. Этот мир может не считать нас, христиан, особо важной величиной, но в глазах Божьих мы неизменно ценны. Петр убеждает своих читателей в том, что для Бога они драгоценны, и какой бы ни была их предыдущая жизнь, они теперь принадлежат к царственному священству. Неважно, насколько темным было наше прошлое или в каком смятении мы находимся сейчас, — принимая Христа, мы становимся Его драгоценным владением.
Ответственность, ранее возлагавшаяся исключительно на один народ — Израиль, теперь возлагается на Церковь. На горе Синай Бог повелел Моисею сказать народу: «вы будете у меня царством священников и народом святым» (Исх 19:6). А теперь верующие названы: род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел. Петр называет верующих «священством святым» или «священнослужителями» (1Петр 2:5) и «царственным священством» (2:9). А Иоанн пишет в книге Откровение:
6 И соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь (Откр.1:6).
Выражение «люди, взятые в удел» — это вольный перевод греческого «ис пэрипИисин», что буквально означает «для спасения» или «для сохранения»; в греческом оригинале это выражение стоит также в Евр 10:39: «Мы же не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере к спасению души («ис пэрипИисин психИс» — «для спасения души»).
Бог избрал Себе верующих с той целью, чтобы они возвещали Его совершенства другим людям. Верующие-священники должны жить так, чтобы свойства и качества их Небесного Отца видны были в их жизни. Ведь они — свидетели славы и милости Бога, Который призвал их «из тьмы в чудный Свой свет».
III – ОСТАТОК
Прочитаем текст Писания:
12 Но оставлю среди тебя народ смиренный и простой, и они будут уповать на имя Господне.
13 Остатки Израиля не будут делать неправды, не станут говорить лжи, и не найдется в устах их языка коварного, ибо сами будут пастись и покоиться, и никто не потревожит их (Соф.3:12-13).
Почему вообще стал вопрос об остатке? Было ли это в плане Божьем? Израильский народ – это уже один из остатков. Остаток остался после потопа в лице Ноя и его семьи. Бог вынужден был уничтожить допотопный мир, оставив остаток. Но мир вновь погрузился во тьму греха. Бог избрал новый остаток в лице Аврама, чтобы от него произвести народ Свой. Но что-то произошло и с этим народом. Что-то пошло не по плану Божьему.
Со времени Исхода и до времени жизни пророка Иеремии (ок. 800 лет), отступничество Израиля с каждым поколением становилось все глубже и глубже, что и привело народ к кризису, как внутреннему, так и внешнему. Поскольку израильтяне нарушили условия договора, приговор им вынесен в соответствии с законом.
Бог повелел не вступать в союз с жителями земли, в которую Он их привел, жертвенники их разрушить, потому что идолопоклонство является нарушением завета. Но народ не послушал Божьего повеления: они не изгнали язычников из земли обетованной и не разрушили их жертвенники, и мало того, заключили союз с хананеями. Это являлось грехом пред Господом, так как Бог не терпит идолопоклонства. Мы читаем:
3 «И потому говорю Я: не изгоню их от вас, и будут они вам петлею, и боги их будут для вас сетью» (Суд.2:3).
А в книге Исход мы читаем совсем другое:
2 «И пошлю пред тобою Ангела, и прогоню Хананеев, Аморреев, Хеттеев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев» (Исх. 33:2).
Чтобы понять эту несогласованность, давайте прочитаем еще один текст:
«Ибо Я прогоню народы от лица твоего и распространю пределы твои, и никто не пожелает земли твоей, если ты будешь являться пред лицо Господа Бога твоего три раза в году» (Исх. 34:24).
Здесь стоит ключевое слово: «ЕСЛИ…». Это «ЕСЛИ…» израильтянами не было исполнено. Не все конечно были неверны. То поколение израильтян, которое сохранило верность завету, обрело благословение в земле обетованной. Но в конце концов и то поколение пало.
Иеремия использует интересную иллюстрацию, чтобы раскрыть двусторонний грех Израиля (Иер.2:13), а именно: замена Бога как «Источника воды живой» «разбитыми водоемами». В результате археологических раскопок были найдены цистерны, высеченные в скале и внутри покрытые штукатуркой. Они, как правило, использовались для сбора и хранения дождевой воды. Тем не менее вода часто застаивалась, и штукатурка внутри цистерны давала трещины, через которые вытекала вода.
Данная иллюстрация демонстрирует контраст между истинной религией и суррогатной, между Божьим поддержанием жизни (стих 13 буквально говорит «живые воды») и техногенными имитациями этого. Когда мы пытаемся создать свои собственные цистерны, чтобы удержать воду, которую Бог дает нам, это действие обречено на провал с самого начала. С богословской точки зрения можно говорить о контрасте между праведностью по вере в Бога и своей собственной праведностью.
Вот это отступление израильтян лишило их статуса народа Божьего; хотя Бог еще очень долго терпел их, до тех пор, пока Христос не учредил еще один народ, еще один остаток, которым стали Его последователи.
Цель Бога в создании и сохранении верного Ему остатка осталась такой же и с христианами, какой она была по отношению к израильтянам. Богу нужен народ, который мог бы сохранить доверенное ему духовное наследие и передать его окружающим народам. Мы сегодня являемся Божественными инструментами для возвещения истины народам. Мы – остаток из павшего протестантизма, на нас лежит эта великая ответственность.
Не задумывались ли вы, какая опасность существует у нас? Не повторить бы нам ошибки древних, чтобы и нам не заменить истинную религию на суррогатную, чистое поклонение Богу на смешанную с идолопоклонством, в прямом и переносном смысле.
IV – ДУХОВНЫЙ ИЗРАИЛЬ
Прочитаем текст Писания:
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники (Гал.3:26, 29).
Кому принадлежат эти Божьи обетования, и кто их наследники согласно обещанию? Это интересный вопрос, он касается вроде бы нас, но не будем обольщать себя, как обольщали себя израильтяне. Они забыли условность обещания, которое начинается с ключевого слова: «ЕСЛИ…».
Постоянный аргумент Павла в третьей главе Послания Галатам состоит в том, что люди спасаются верой, что это — «мужи веры», и что теперь последователи Христа являются сыновьями Авраама. Обещанное
спасение принадлежит мужчинам и женщинам веры (стих 9), а не только
тем, кто заявляет о своем плотском происхождении от Авраама.
Некоторые христиане из евреев во времена Павла утверждали, что язычники могут приобщиться к обещанному благословению, данному Аврааму, но только при условии, что они в своем поклонении Богу подчинятся совершению обряда обрезания. Но мы читали: «все вы одно во Христе Иисусе». Как сын Авраама, Христос стал в особом смысле наследником. Крещением мы приобретаем родство со Христом, и через Него получили право участвовать в обещании, данном Аврааму, потому что Библия ясно учит, что обещания, данные Аврааму, должны быть выполнены через Христа.
Но это наши привилегии и преимущества, но у нас есть и обязанности. Условия нашего благополучия, как в телесном, так и в духовном обусловлено также словом: ЕСЛИ…». Петр пишет:
9 Но вы – народ избранный, царственное священство, святой народ, люди, принадлежащие Богу, те, которым доверил Он возвещать о Его величестве и совершенстве, открывать Того, Кто призвал нас из тьмы в чудесный Свой свет (1Петр.2:9 ПС).
Апостол Петр здесь заявляет, что привилегии и обязанности, которые Бог хотел, чтобы буквальный, физический Израиль принял на себя,
были переданы сообществу верующих христиан. Они не являются национальной группой, имеющей четкое прямое происхождение от Авраама или кого-либо еще. Это люди, призванные из каждой нации, племени, языка и народа составлять единый, истинный, духовный
Израиль во всем мире. Таким образом, Петр присваивает истинному народу Божьему четыре титула, которые когда-то были присвоены буквальному Израилю.
1 «Народ избранный». Выражение «избранный народ» (или «избранное поколение», «избранная раса» Петр взял у пророка Исаии 43:20. Это
подчеркивает Божественное избрание и выражает судьбу церкви.
2 Название «царственное священство» взято из Исход 19: 6, где сказано, что Израиль действует в Божьем плане как «царство священников». Израиль утратил свой статус как священническое царство, а теперь Израиль веры — церковь — занял это привилегированное место. Сообщество верующих теперь предлагает Богу «духовные жертвы» (1 Петра 2: 5) и «живые жертвы» (Рим. 12: 1) в полном посвящении себя служению Богу.
3 Обозначение «народ святой» также взято из Исход 19: 6. Это
указывает на то, что истинный Израиль Божий в форме христианской церкви отделен от мира, чтобы представлять Его на земле.
4 Четвертый титул, «народ, принадлежащий Богу» («особый народ»). Этот титул проясняет, что Бог через Христа призвал народ; Он считает их в особом смысле Своей собственностью. Буквальный Израиль был объектом особой привязанности Бога, и эта привязанность теперь перешла к верной Ему церкви. Все титулы привилегии из древнего Израиля относятся теперь к новому Израилю, Израилю веры, духовному Израилю, истинному Израилю — церкви, члены которой состоят из разных рас, наций и народов, включая верных потомков Авраама.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, духовный Израиль – это верный остаток последнего времени, и он станет свидетелем Божьим среди всех народов и включает в себя также людей вне зависимости их этнического происхождения. Мы – духовный Израиль. Это преимущество, но и великая ответственность. Давайте оправдаем возложенную на нас ответственность, наш Господь этого так хочет.
Желаю вам Божье благословение, дорогие мои читатели и слушатели.
Пастор Александр Серков.