Это третья тема из цикла «Критическое мышление». Предыдущие назывались «Время ли покидать города» и «Папа Римский и последнее время».
В этой теме тоже будет три части. Сначала мы глубже изучим принципы критического восприятия медийных сообщений, потом приведем пример популярного проповедника, систематически поносящего адвентистов в своих выступлениях, а затем попробуем увидеть, как Библия определяет разницу между критикой и критиканством.
Всякое сообщение имеет цель
Мы уже говорили, что критическое мышление требует проверки автора, источника и стиля сообщения. Сегодня мы сделаем новый шаг в освоении этой темы.
Важно понимать, что
А) всякое сообщение имеет цель,
Б) отражает взгляды авторов, но
В) читатель делает свои выводы.
Любое сообщение имеет как минимум человеческую природу. Всё, что мы слышим от других людей, читаем и смотрим, зачем-то было задумано, оформлено и донесено, и мы попали в число адресатов.
Легче всего это показать на примере фильма. Его появление в высшей степени неслучайно. Прежде чем Ютьюб предложит вам посмотреть видеоролик, или ссылку на него пришлет ваша подруга, сотни людей примут тысячи решений, пройдут месяцы или годы тяжелой работы, будут затрачены большие средства и усилия.
Например, фильм «Тіні забутих предків» 1964 года режиссер армянского происхождения Сергей Параджанов год снимал в настоящих гуцульских хатах. Сценарий опирается на повесть украинского писателя Михаила Коцюбинского, возникшую в ответ на его впечатления от посещения Карпат в 1911 году. Режиссер доходил до сумасшествия. В сцене прощания Ивана и Марички идет дождь. Снимали сцену в октябре. Поливальная машина давала воду с температурой 2 градуса тепла. Но актеры сделали около 10 дублей. На съемки эпизода с серебряным лесом команда выезжала несколько десятков раз. Чтобы записать народную гуцульскую музыку, карпатских музыкантов возили в Киев. Режиссер 10 трембитарей с их инструментами посадил в самолет, причем трембиты везли в пассажирском отделении. Напомню, это деревянные трубы от 2,5 до 8 метров длиной. Кинолента получила 39 международных наград, 28 призов на кинофестивалях в 21 стране, включена рядом международных организаций в число лучших фильмов всемирного кинематографа, ее показы использовались для политических акций. В хате, где жил режиссер во время съемок, создан музей фильма.
Всё, что достигает ваших глаз, ушей и мыслей, было задумано, оформлено и отправлено с какой-то целью. Важно пытаться эту цель уяснить. Вот присказка на эту тему: «Когда вам говорят, что хотят предложить выгодное дело, спросите – выгодное для них или для вас?»
Также стоит задавать вопрос, какие взгляды отражает это сообщение, будь то фильм, музыкальное произведение, новость по телевизору или в соцсети, книга, SMS-ка или пересказанные соседкой слухи. Эти взгляды могут совпадать с целью сообщения, а могут ей противоречить.
Наконец, вы сами решаете, какие выводы сделать из сообщения. Например, прогноз дождливой погоды одного человека заставит отказаться от прогулки, другой возьмет зонт, а третий заявит, что любит гулять под дождем – и назначит свидание на это время. Помпезное событие у одного вызовет гордость, у другого зубную боль, а у третьего смех. Вы решаете, бояться ли каждой тени или проявлять стойкость и оптимизм. Вы решаете, оставить последнее слово за Богом или за плохими новостями. Их всегда достаточно. Как и хороших, впрочем.
О лжеадвентистах
Не хочу делать рекламу этому человеку, но разговор требует конкретики. Поэтому придется называть имена и пароли, как говорят.
Есть в США такой проповедник – Эндрю Энрикес (Andrew Henriques). Его община Saved To Serve Church расположена по адресу 475 West Silver Star Road, Ocoee, FL 34761. Он возглавляет общественную организацию Prophesy Again Ministries.
Пусть бы он себе и был, но в русскоязычном Ютьюбе некие активисты дублируют по-русски сотни его проповедей. И в этом ничего особенного, да только он практически ни о чем не проповедует, кроме как неустанно изобличает реальные и надуманные грехи Церкви адвентистов седьмого дня.
Поэтому возникает вопрос: кто он такой? Ссылаюсь на исследование интернет-евангелиста Василия Юнака.
На сайте своего служения Энрикес нигде не называет себя адвентистом.
Вот на карте его церковь и адрес полностью. Отмечено красным по центру спутниковой фотографии.
Вот ссылка на Гугл-карту. В том городе есть только одна адвентистская община, испанская, по другому адресу.
По этой ссылке — список ближайших адвентистских общин к его индексу. В списке его церкви нет.
На запрос о связи этого служения с Церковью адвентистов седьмого дня ее представитель ответил, что служение Prophesy Again является независимым и не связано с каким-то из территориальных подразделений церкви. Как мы уже увидели, Эндрю Энрикес не является проповедником и пастором Церкви адвентистов седьмого дня. Почему тогда на постсоветском пространстве находятся активные сторонники и зрители его выступлений?
Ключевой фактор его выступлений – тотальная и неразборчивая критика одной церкви. К которой он не принадлежит. Есть аудитория, которой нравится критика адвентизма. Это то ли критики этой церкви внутри ее, то ли ее конкуренты из других конфессий, падкие на теорию заговора, то ли, в массе своей – бывшие адвентисты, пополнившие ряды адвентистов реформационного движения разного толка.
Полемика Сергея Молчанова с Энрикесом и его сторонниками здесь, здесь и здесь.
Есть ли у критики золотая середина?
Слишком удивляться популярности Эндрю Энрикеса не стоит. Религия требует такой убежденности, какая не всегда встречается в политических баталиях, не говоря уже о других сферах. Поэтому любой религии и церкви приходится находить универсальные ответы на важный вопрос: «Почему правы именно вы?» И значит, доказывать, почему остальные неправы.
В силу своей древности религиям не может быть присуща толерантность. В современном мире светское государство играет ключевую роль в недопущении религиозного насилия. Если религия будет учить, что правы все, то она потеряет своих сторонников.
В истории христианства православные и протестанты песочат католиков и друг друга. И чем меньше отличий, тем важнее эти отличия подчеркивать. Не секрет, что более всего человек конфликтует с очень похожими на себя людьми.
В адвентизме та же история. Мы говорили в прошлый раз, что протестантская критика того же католицизма имеет библейские основания. Если мы протестанты, то надо понимать, против чего протестуем.
Пример Энрикеса доказывает, что приятно критиковать других, но не хочется оказаться под шквалом критики.
Есть ли граница, золотая середина, после которой критика превращается в критиканство?
В Библии мы не находим систематической критики других религий. Любой историк и теолог скажет, что хотел бы, чтобы Писание содержало больше деталей о том, против чего выступали библейские пророки. Увы, этих деталей немного. Основное содержание Библии – это утверждение истины, а не обсуждение чужих грехов. И когда пророки критиковали своих современников, они в большинстве своем говорили о проблемах Древнего Израиля – народа и религии, к которой принадлежали сами. Их слушатели могли сравнить, отличается ли жизнь пророка от тех, кого он обличает.
В книгах апостолов находим тот же баланс. Там есть отдельные обвинительные тирады: Иисуса против фарисеев (Матф.23), Павла против греко-римского мира (Рим.1), однако основное содержание евангелий и апостольских писем вращается вокруг жизни Иисуса и Его последователей. Ни иудеи, ни тем более язычники не получают там сравнимого внимания. Положительное влияние личности Иисуса – вот секрет Его влияния, а не те резкие и обидные выпады, которыми Он награждал Своих оппонентов (царь Ирод – лиса как символ разрушения, фарисеи – слепые вожди слепых, лицемеры).
Богословская стратегия Иисуса
Давайте посмотрим на богословскую программу Иисуса как учителя. Это так называемая Нагорная проповедь (Матф.5-7). Здесь Он проявил Свою проповедническую манеру.
Его важнейшая проповедь обращена к ученикам, а не к широким иудейским кругам, не говоря уже о язычниках, перед которыми Он никогда не выступал.
Сначала Иисус произносит девять благословений, рисуя образ Своих идеальных последователей, и иллюстрирует их роль в мире при помощи метафор соли и света.
Далее утверждает неизменность Закона как мерила праведности и призывает учеников превзойти самих фарисеев в ревностности его исполнения.
Свой подход к толкованию заповедей Он показывает на примере ряда практических положений. К запрету убивать Иисус приравнивает запрет напрасного гнева, к запрету прелюбодействовать приравнивает похотливые мысли, устрожает правило развода, ограничивая его фактом супружеской измены, святость клятвы расширяет на любое слово верующего. К закону о равном возмездии добавляет запрет на попытки нажиться на судебных тяжбах, а заповедь о войнах Древнего Израиля дополняет призывом к миротворчеству.
Далее предлагает правила милостыни, молитвы, поста и бескорыстия. Большое внимание уделяет поиску душевного покоя. Призывает в первую очередь работать над исправлением своей жизни, а не чужого поведения.
В заключении Господь предлагает «золотое правило» этики, учит отличать лжепророков и приглашает положить Его учение в основу повседневной жизни.
Какие социальные группы упомянуты в проповеди Иисуса?
Кроме учеников-братьев, которые всегда находятся в центре Его внимания, Господь также упоминает:
- гонимых пророков прошлого и древних израильтян, которые слушали Синайский Закон,
- людей, видящих добрые дела учеников,
- книжников и фарисеев, чью праведность нужно превзойти,
- окружение ученика – соперника, чужую женщину и жену,
- врагов – проклинающих, ненавидящих, обижающих и гонящих, желающего судиться, просящего денег, псов и свиней, лжепророков, мытарей и язычников.
Единственное критическое именование для учеников здесь – это маловеры. Остальное – предостережения или сравнения (не будь, как эти и те).
Конкуренты здесь едва угадываются. Они даны в обобщенном виде. Иисус не сводит жизнь церкви к вражде с конкурентами. Самое важное для Него, чтобы ученики работали над своей жизнью и своими отношениями друг с другом и другими людьми.
Высшая точка христианства – это любовь к врагам, а не бесконечное обличение противников. Дай нам Господь не перепутать эти цели.
И ключевой критерий – «золотое правило» всех поступков. Библия предписывает обличать грех. Однако меру и тон критики полезно постоянно проверять этим правилом. Критики в свою сторону не хочет и не любит никто. Поэтому, обличая, важно быть фактологичным, сдержанным и сбалансированным. И не забывать ставить себя на место критикуемой личности или религиозной системы.
Максим Балаклицкий