Уроки субботней школы. II квартал 2021. Урок 10. Новый Завет

29-05-2021, Комментариев нет

Уроки субботней школы. II квартал 2021. Урок 10. Новый ЗаветПодобно тому, как существует два закона: один неизменный и вечный, а другой временный и условный, так есть и два завета. О ветхом завете в этом квартале мы говорили уже не так уж и мало, и вот подошли мы теперь к теме о новом завете. Новый завет был заключен на «лучших обетованиях», на обетованиях прощения грехов и на благодати Божьей, чтобы обновить сердце и привести его в гармонию с принципами Закона Божьего.

На уроке этой недели мы сосредоточим наше внимание на новом завете, сравнивая его с ветхим. Основание нового завета, основная надежда, содержащаяся в нем для нас, основные его условия – те же, что и в ветхом завете. Каждый завет, заключенный Богом с человеком, всегда был заветом Божьей благодати и милости – заветом, основанным на любви, преодолевающей человеческие недостатки и поражения.

Мы рассмотрим в этой теме также, какую роль в завете играет Закон? И сосредоточим наше внимание на том, какова связь между заветом и Небесным святилищем. Итак, давайте все по порядку.

I «ВОТ НАСТУПАЮТ ДНИ…»

Прочитаем текст Писания:

31 Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет,

32 Не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь.

33 Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом.

34 И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более (Иер.31:31-34).

Израильтяне, фактически, не смогли выполнить Божественные требования, потому что они пытались стать праведными своими собственными усилиями. Осознавая эту присущую человеку склонность, Господь обещал новый завет, благодаря которому человек становится праведным через веру в Искупителя. Это было Божьим желанием, чтобы вернувшиеся из изгнания израильтяне вошли сердцем и душой в «новый завет».

По замыслу Бога Закон не должен быть просто внешним мерилом праведности, хотя для людей это тоже показатель, но Бог смотрит глубже, на мотивы тех или иных наших действий. Праведность, живущая в сердце, должна стать источником действия для руководства и контроля человеческим поведением. Неспособность Божьих слуг в значительной степени наставлять людей в истинном познании Бога из-за поверхностного исполнения обрядов и церемоний ветхого завета должна была быть исправлена близким знакомством и общением верующих со своим Господом через веру, стимулируемую новым заветом.

Именно этими словами о наступлении каких-то особых дней Бог побудил рыдающего пророка Иеремию заложить основу положений и функций нового завета. Божественный Закон необходимо было запечатлеть в храме сердца. К сожалению, не исполнилось это в сердцах большинства из народа иудейского, и лишь тогда, когда Священник нового завета возведен был на служение вместо левитского священства, эта цель стала реальной для ее достижения. Апостол Павел напишет:

13 Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе (Фил.4:13).

Для нас, новозаветных верующих, тема «нового завета» более знакома, она для нас ближе и имеет гораздо большее значение. Как бы люди не пытались «аннулировать» Закон Божий из своей жизни, какие бы библейские аргументы они не приводили, ядром и сутью нового завета является моральный Закон Бога. Это тот самый Закон, который был основой и ветхого завета. Разница в двух заветах, основанных на одном и том же Законе, была лишь в том, что ветхий завет базировался на вещественных церемониях, которые должны были направить взор народа Божьего вперед, в будущее, на служение Христа, как истинной Жертвы, во святилище. Например, обрезание плотское указывала на обрезание сердца, жертвы указывали на Христа, служение в храме направляло взоры народа на служение Небесного Первосвященника в небесном святилище.

Новый завет отличается от ветхого тем, что он опирается не на обетования в будущем, а на факт, свершившийся на Голгофе и совершающийся в небесном святилище.

Согласно текста Иеремии, который мы взяли в основу размышления, в обоих заветах применимы одни и те же факторы:

«Я заключу» — один и тот же заветный Бог.

«Мой закон» — тот же нравственный Закон.

«Я заключу» — та же инициатива Бога и обещание Его общения.

«Они будут Моим народом» — то же самое обещание иметь заветный народ.

«Прощу беззакония их» — то же самое прощение грехов.

Эти общие для обоих заветов элементы показывают, что новый завет – это не совершенно другой, а обновленный завет. Это заключительная фаза ветхого завета. По своей сути он приводит к исполнению первый завет. Это можно сравнить с элементарными счетными палочками первоклассника. Они даны, чтобы ученик мог понять принцип арифметики, но цель учителя, чтобы он научился считать уже без палочек. Ветхозаветные церемонии, словно счетные палочки первоклассника, должны были когда-то потерять свою актуальность. С пришествием Христа это как раз и случилось.

В этом плане различий между ветхим и новым заветами нет. Разница лишь в степени понимания концепции спасения, через «счетные палочки – обрядовое служение» или открытое понимание служения Христа. А заблуждения в плане метода спасения были как в древности, так и сегодня их немало. Как раньше многие не хотели в жертве видеть обещанного Мессию, считали, что принадлежность к народу Божьему и тщательное соблюдение всех церемоний ставит их уже в разряд спасенных. А сегодня дьявол подсунул людям две крайности: «Закон нам не нужен, Христос соблюл его за нас», либо попытка спастись щепетильно правильным соблюдением закона Божьего. Бог хочет, чтобы мы не лелеяли мысль спастись законом, но, спасенные Его благодатью, чтобы мы не предали забвению соблюдение Закона. Вот этот баланс нам следует выдерживать.

II ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СЕРДЦА

Прочитаем текст Писания:

19 И дам им сердце единое, и дух новый вложу в них, и возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное,

20 Чтобы они ходили по заповедям Моим, и соблюдали уставы Мои, и выполняли их; и будут Моим народом, а Я буду их Богом (Иез.11:19-20).

«Сердце единое» — это интересное выражение. Единство цели и действий характеризует новый Израиль Божий. К сожалению, что-то израильтянам древности помешало исполнению этого обещания. Иисус молился, чтобы благословение исполнилось в христианской церкви. Его молитва на короткое время была реализована в пылу ранней церкви, множество которой «имели одно сердце и одну душу» (Деян. 4:32). К сожалению, это единение было недолгим. Лютые волки, не щадя стада, вошли и разорвали верующих на части (Деян. 20:29). С тех пор в христианском мире царит разобщенность. Апостола Павла этот вопрос уже сильно волновал, и он, обращаясь к церкви, высказал отчаяние своей души и страстное желание исправить это положение. Вот что он пишет:

13 Доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа, совершенного, в меру полного возраста Христова (Ефес.4:13).

Переживание измененного сердца является описанием переживания нового рождения, более полно раскрытого в Новом Завете, хотя оно ни в коем случае не применимо только к христианской эпохе. Божьи средства спасения были одинаковы во все времена, Бог постепенно раскрывал Свою окончательную цель, Он не держал умышленно народ в невежестве им в ущерб, но их нежелание принять откровения с небес часто накладывает ограничение на то, что Бог может открыть.

Отвергнутые драгоценные лучи делают невозможным посылание дальнейшего просветления. Так было и с Израилем. Если бы вернувшиеся изгнанники полностью вошли в описанное здесь переживание, они получали бы все больше и больше света. К сожалению, они довольствовались разрушительными ограничениями, создаваемыми их толкованием ветхого завета, и поэтому более полный свет Евангелия пришел только с Мессией.

Только те, у кого сердце обновлено Божественной благодатью, могут соблюдать Закон Божий, «потому что плотский ум … не подвластен Закону Божию и не может его исполнять». Обетование о даровании силы через пребывающего в нас Духа было существенной чертой вечного завета Бога с человеком. Этот момент Израиль не сумел уловить. Люди верили, что спасение может быть обеспечено их собственными усилиями. Они отказались подчиниться «праведности Божией». Они не видели нужды ни в Спасителе, ни в обращении. Они полностью отвергли опыт, который только и мог позволить им соблюдать Его Закон.

Бог планировал, что описанный здесь славный опыт должен быть реализован после возвращения из Вавилонского плена. Поскольку вернувшиеся изгнанники не смогли выполнить условия нового завета, на которых основывалось их духовное процветание, обещание так и не было выполнено. Божьи обетования обусловлены. Тем не менее, то, что Бог не мог совершить через буквальное семя Израиля, Он совершит через духовное семя.

III ВЕТХИЙ И НОВЫЙ ЗАВЕТЫ

Прочитаем текст Писания:

6 И сыновей иноплеменников, присоединившихся к Господу, чтобы служить Ему и любить имя Господа, быть рабами Его, всех, хранящих субботу от осквернения ее и твердо держащихся завета Моего,

7 Я приведу на святую гору Мою и обрадую их в Моем доме молитвы; всесожжения их и жертвы их будут благоприятны на жертвеннике Моем, ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов (Ис.56:6-7).

Чем актуален этот текст, так это тем, что язычники могли пользоваться теми же правами и привилегиями, что и евреи. Единственным условием было подчинение требованиям Господа. Этот текст является также окончательным ответом тем, кто утверждает, что суббота не для язычников.

Интересными являются также и самые последние слова этого текста: «Дом Мой назовется домом молитвы для всех народов». Если бы Израиль был верен, люди из всех народов пришли бы в Иерусалим поклониться Богу, но из-за греха иудеи были в конце концов отвергнуты, и Храм был разрушен. Благословения, которые могли бы принадлежать им, были даны язычникам.

Господь сначала предложил «новый завет» Своему народу, который Он избрал и с которым Он заключил завет на горе Синай. Но к сожалению израильтяне не воспользовались методом веры, который приводит к послушанию веры, они зациклились на одном только послушании. А что произошло с современным христианством? Они зациклились сугубо на вере, которая является конечной дистанцией у них и не ведет к делам послушания. Это две крайности.

Следует заметить также, что характерной чертой «нового завета» является написание закона в сердце. «Я напишу это на их сердцах» (Иер.31:33). Это написание закона (Божьей воли, Его характера и откровения) внутри, на сердце, не навязывалось ни одному израильтянину по плоти, и не навязывается ни одному духовному израильтянину. Цель Божья, чтобы человек сам добровольно согласился, это его индивидуальный выбор, чтобы Бог начертал на скрижалях сердца человека Свой Закон (Его характер). Бог никогда силой не заставлял человека принять в сердце Его Закон, это дело веры и доверия Богу, это добровольное принятие Его воли. В свою очередь, наличие Закона, написанного в сердце, делает любого человека в формате нового завета членом духовного Израиля.

IV «ЛУЧШИЙ ЗАВЕТ»

Прочитаем текст Писания:

6 Но Сей Первосвященник получил служение тем превосходнейшее, чем лучшего Он ходатай завета, который утвержден на лучших обетованиях.

7 Ибо, если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому.

8 Но пророк, укоряя их, говорит: вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет (Евр.8:6-8).

С этого текста автор начинает рассуждать о Христе как о «Посреднике лучшего завета». Он здесь назван Ходатаем. Ходатай – это тот, кто выступает посредником между двумя сторонами для устранения разногласий или достижения общей цели. Это слово встречается в Новом Завете шесть раз, четыре раза со ссылкой на Христа. Христос является Посредником между Богом и человеком и может возложить Свои руки на обоих. Почему именно Христос в данном случае наилучший Посредник? Как Божественная Личность, Он понимает Отца и может говорить от Его имени. Как Человек, Он понимает человека и может сочувственно служить ему перед Отцом.

Со времен Синая Бог пытался привести людей к более высокому духовному опыту, который представлен в новом завете, но они бунтарски отказывались продвигаться дальше своих ограниченных представлений о том, что составляет истинную религию. Они цеплялись за веру в то, что спасение может быть достигнуто строгим соблюдением законов, особенно законов, касающихся церемониальных действий и жертвоприношений. Случай был благоприятный. Возможно, то, чему они отказывались учиться на своей земле, они узнают из суровой дисциплины плена. Но даже их пленение не привело к истинному пробуждению. Подавляющее большинство вернувшихся изгнанников продолжали жить по условиям ветхого завета.

Духовный опыт в соответствии с новым заветом был доступен во времена ветхого завета и пришел бы, если бы люди выполнили условия, но евреи, как нация, отказались от него. Хотя учение Христа и апостолов сделало вдвойне ясным Евангелие, которое евреи могли принять раньше, им было трудно отказаться от старой системы форм и церемоний. Книга Послания к Евреям была создана для того, чтобы помочь им совершить именно этот переход.

Когда евреи отказались от своих религиозных привилегий, у них было отнято Царство Божие, как национальная привилегия. Христианская церковь является наследницей духовных привилегий и обязанностей, которые когда-то принадлежали буквальному Израилю.

Вы не задумывались: что на самом деле нового в новом завете? Мы читаем:

25 Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание (1 Кор. 11:25).

Этот завет предвещал пророк Иеремия. Мы читаем:

31 Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет (Иер.31:31).

На нашем языке противоположностью «нового» является «старое». Но мы должны позволить Библии сказать нам его истинное значение слову «новый». В Иеремии 31:31 он переводит еврейский термин хадАш, который часто встречается в Ветхом Завете. Его значение: «новый», «свежий», «недавний». Или «обновить», «восстановить». То есть, что-то «новое», чего раньше не было в таком же виде или качестве. В этом смысле, «новый завет» — это «обновленный» или «восстановленный» завет или просто «обновленный завет», который может иметь характеристики, которые не были такими же, как раньше.

Новозаветные термины «новый» — это греческое слово каинОс. Это выражение относится к тому, что является новым по природе или оно лучше по качеству, чем прежний. Не подчеркивая излишне это различие, новый завет был бы новым во времени и, в некотором смысле, лучшим, чем прежний. Короче говоря, «новый завет» — это «обновленный завет», имеющий высшие блага для человека. Новизна «нового завета» также выражается как «лучшее» (Евр. 8: 6), «другой» (Евр. 8: 7) или «вечный завет» (Евр. 13:20).

В центре послания Евреям есть раздел в главах с 8:1 по 10:25, в которых новый завет является центром обсуждения. В рамках этого нового завета Иисус Христос описывается как «Посредник нового завета». Иисус Христос — наш небесный Посредник в высшем завете. Он исполнил прообраз ветхого завета двумя способами:

  1. Он – Жертва, на которой основан новый завет, и Чья кровь подтверждает это. Собственной кровью Христос на Голгофе ратифицировал или осуществил новый завет и сделал Синайский завет и его посредническую систему «старыми» с определенного момента времени.
  2. Он, как и Моисей, Посредник завета. Это включает искупление «от преступлений первого завета» (Евр. 9:15). Если жертвы Синайского завета были прообразами, указывающими на смерть Христа на кресте. Они нашли свой смысл в жертвенном, замещающем смерть Христа.

V СВЯЩЕННИК НОВОГО ЗАВЕТА

Прочитаем текст Писания:

4 Ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи (Евр.10:4).

Это интересная констатация. А для чего тогда приносились эти жертвы?

Термин «Посредник» — один из великих титулов Иисуса в Новом Завете. Посредник — это лицо, которое действует как посредник или организатор мира, объединение двух разошедшихся сторон. Таким образом, Иисус Христос единственный небесный «Посредник» между нами и Богом. Иисус Христос, наш Посредник, оправдывает наши долги перед Богом. В святилище нового завета на небесах Он занимается лучшим служением (Евр. 8: 6) «лучшего завета» (ст. 6), обеспечивая «новый и живой путь» (Евр. 10:20), через который мы можем с уверенностью «приблизиться к престолу благодати» (Евр.4:16). Его постоянное посредничество в небесном святилище настолько совершенно и обладает такой высшей природой, что как «Посредник» Он Поручитель и гарантия нашего спасения. А что же тогда с теми ветхозаветными жертвами, каково было их назначение?

Ветхозаветное служение в святилище было лишь иллюстрацией истин ветхого завета. Оно было сосредоточено на жертвоприношении и посредничестве. Животных приносили в жертву, а их кровь священники вносили во святилище. Все это, разумеется, было символом спасения только в Иисусе. А символы сами по себе не спасали, они лишь указывали на истинного Спасителя.

В момент инаугурации Иисус принял от Отца звание Первосвященника (Евр.5:10).

Каково превосходство Небесного Первосвященника перед левитским? Левитские священники были людьми слабыми, грешными и смертными, служили в земной скинии, которая была только лишь копией истинного святилища на небесах. Их жертвы были жертвоприношениями животных, кровь которых сама по себе не могла уничтожить грехи. Жертвы приходилось приносить неоднократно. Первосвященство Христа выше, потому что Он сам является Божественной Личностью и служение Его от Отца. И жертву Он принес однажды и навсегда, обретя для нас вечное искупление.

Первосвященство нового завета имеет еще одно преимущество, это преимущество прощения. Да, Божье прощение пережили кающиеся в период Синайского завета, но прощение было ожиданием прощения, обеспеченного кровью Христа (Евр. 9:15), «пролитой для многих во оставление грехов» (Матф. 26:28). В Ветхом Завете грех был прощен ввиду грядущей смерти Христа на Голгофе. На это указывали жертвы. Но в новом завете прощение даровано на основании того, что наш Господь совершил на кресте уже сам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрев эту тему, стоит лишь задать себе лично вопрос и самому ответить на него. Живу ли я сегодня на основании ветхого завета, или моя жизнь протекает под благословением нового завета? Новый завет – это более великое, более полное и лучшее откровение Плана искупления. Мы, участники нового завета, принимаем его верой – верой, которая проявится в послушании Закону, написанному в наших сердцах.

Желаю вам Божьего благословения, мои дорогие сестры и братья, мои слушатели и читатели.

Пастор Александр Серков


Рубрика: Библейские исследования, Видеоматериалы, Субботняя школа

RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитата) - выделите курсором текст в окне комментария и нажмите одну из кнопок форматирования [B, I, Quote].
Если вы желаете исправить свой комментарий или удалить его, напишите нам в редакцию.
Ознакомьтесь с нашими правилами публикации комментариев.

© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2022
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH.
Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)

Интернет-газета "ПУТЬ"