Уроки субботней школы II квартал 2021 год. Урок №12 «Завет, вера и праведность»
В этом уроке мы поговорим о таких выражениях, встречающихся в Священном Писании, как: «завет», «вера» и «праведность». Что их объединяет? Могут ли они функционировать независимо одно от другого? Рассмотрим мы и основу спасения, еще раз закрепив в своем сознании, что спасение – это дар, мы его заработать никак сами не можем, лишь равный Богу может искупить нас и дать нам силы ходить в заповедях Его.
Памятный стих к этому уроку как раз об этом и говорит. Я цитирую его:
«А законом никто не оправдывается перед Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет» (Гал.3:11).
Давайте с памятного стиха мы и начнем первую часть урока:
I Вера в ветхом и новом заветах
Какова история этого крылатого выражения: «Праведный верою жив будет», которое Павел использует в своих посланиях? Мы читаем об этом у Аввакума. Вот что он пишет:
4 Вот, душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет (Авв.2:4).
Это самая главная суть Божьего ответа Аввакуму. Два тезиса, которые содержатся в этом тексте, не только противопоставлены один другому, но и объясняют друг друга. Как раз в них и выражено суждение Господа как о народе, которому он попустит угнетать народ Свой, так и о последнем. О халдеях Бог говорит, как о надменных, напыщенных, которые в своем самообожании достигли последней степени дерзости. В еврейском тексте стоит здесь одно слово «афЭл», которое как раз и означает весь этот негатив. Но тут же стоит другое слово «яшЭр», употребленное с отрицанием и подразумевающее нравственную недостаточность вавилонян, отсутствие у них смирения и чистоты сердца (Синодальный перевод «не успокоится»). В этих двух словах, определяющих характер халдеев, подразумевается согласие Господа с Аввакумом в том, что иудеи праведнее их (1:13) и при всех своих согрешениях превосходят их в нравственном отношении. Из этих же слов следует, что безнравственному народу-притеснителю грозной кары Божьей не избежать.
Мысль эта становится еще более очевидной из противопоставлений халдеям народа-праведника, который верой жив будет. Тут косвенно ответ на вопль Аввакума, в котором кроется и вопрошание, и надежда: «ведь мы не умрем»? (1:12) Он хочет сказать: «Ведь это только для исправления совершится?» Аввакум получил ответ относительно конечной участи иудейского народа. Но вместе с этим и ответ пророку, касающийся судеб праведников в отношении вечности. Бог ответил пророку, что именно в них будут обитать мир и полнота жизни — в тех, кто, вопреки всем испытаниям и лишениям, не усомнится в Боге, будет доверять Ему до конца.
Еврейское слово «эмунА» имеет значение: «постоянство»; «надежность»; «верность»; «безопасность»; «доверие». Это слово используется в этом тексте для описания отношений человека к Богу. Вера в Бога исходит из уверенности в том, что Бог будет направлять, защищать и благословлять тех, кто исполняет Его волю. Аввакум здесь величественно утверждает, что тот, кто живет простой верой и доверием к Господу, будет спасен, но «душа, вознесенная» через свою своевольную гордыню и извращенность во грехе, погибнет.
Этот ответ передал Аввакум своим согражданам, потому что в нем открывался ему единственный спасительный исход из темных лабиринтов жизни. Вера – это то невыразимое явление, чем достигается близость к Богу и повседневное пребывание в Нем; она поднимает человека туда, где сами собой разрешаются все вопросы и недоумения, потому что человек начинает видеть жизнь глазами Бога. Объяснить это на земном языке очень трудно. Но Аввакуму стало ясно из ответа Бога, что Он творит Свои суды иначе, чем человек, людям нужно лишь всецело вверить себя Богу.
Ключевая мысль стиха 4 «праведный своей верою жив будет» — сверкает, подобно алмазу на черном фоне. Ап. Павел берет концепцию этой мысли и трижды в своих посланиях употребляет ее (Рим.1:17; Гал.3:11; Евр.10:38). Но в новозаветных посланиях слова эти обретают более глубокий смысл, чем у Аввакума, потому что подразумевают не только мирную, Богом благословляемую, жизнь праведника на земле, но и радость спасения в вечности.
II Завет и жертва
Прочитаем текст Писания:
18 Ведь вы прекрасно знаете, что от этой бессмысленной и суетной жизни, унаследованной от отцов, вы искуплены не преходящими вещами, такими, как серебро или золото,
19 Но драгоценной кровью Христа, как чистого и безупречного Ягненка (1Петр.1:18-19 ПС).
В Библейском повествовании мы имеем хороший пример. Однажды к Иисусу подошел один молодой человек. Почтительно поклонившись Ему, он задал вопрос глубокого содержания: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Что кроется за этим вопросом: неудовлетворенность своей жизнью или желание подчеркнуть и засвидетельствовать перед всеми, что он уже праведный человек, ведь он похвалится, что все заповеди соблюдал с детства? Может он хотел услышать слова похвалы как подтверждение, что он уже вполне легитимный кандидат царства Божьего?
Соблюдение закона со всей тщательностью и щепетильностью иудеями воспринималось как наличие у них удостоверения или паспорта на обретение жизни вечной. Когда вопрос был адресован Иисусу, концепция ожидаемого ответа вертелась вокруг праведности, заработанной делами и соблюдением заповедей. Может он ожидал, что Христос посоветует ему больше поститься, больше молиться, особенно прилюдно, может по ступенькам храма три раза в день на коленях подниматься? Во всяком случае, он хотел что-то реальное делать для большей уверенности и гарантии, что он уже спасен. На его упование на концепцию «делай и спасешься» Христос предложил ему что-то сделать, что для него было гораздо труднейшей задачей, чем, возможно, подниматься на коленях по ступеням храма. Христос хотел сказать ему, что все в жизни ты все равно не переделаешь, чтобы делами заслужить спасение, обо что-то ты споткнешься, и не захочешь это делать. Продать свое богатство и раздать его бедным как раз и было тем барьером, который переступить он не смог.
А что он имел бы, если бы послушал совета Иисуса? В самом конце в ответе Христа прозвучали слова: «…и следуй за Мной». Ему следовало принять Иисуса Христа как своего Спасителя и ухватиться за Его праведность, и только тогда он воистину смог бы соблюдать закон.
В этом уроке мы должны еще раз закрепить ту идею, что когда-то Бог заключил завет, в котором жертвоприношение животных указывало на истинную Жертву, которой является Иисус Христос. Мы читаем:
29 На следующий день увидел Иоанн идущего к нему Иисуса и провозгласил: «Вот Он Ягненок Божий! Это Он удалит прочь грехи мира! (Иоан.1:29 ПС).
Наконец-то наступил тот момент, когда тень, отбрасываемая в виде жертвоприношений ягнят, встретилась с истинным Ягненком Божьим, Который отдал Себя в жертву за грехи всего человечества, а значит за мои и за ваши.
Божий завет, Его обещание порождает веру, а настоящая вера является праведностью. Сама природа этой веры в Бога, доверие Ему, признание Его праведности уже отметает всякие ложные представления о том, что мы сами можем что-либо добавить к нашему спасению. Однако, спасительная вера в заслуги Христа не лишена дел. Но эти дела – не средство спасения, а результат истинной веры. Вы заметили, дела нужны, но стимул для дел – разный. Если закон Божий вписан в сердце, мы не сможем иначе, чем соблюдать его.
Каким образом Бог, давая наставление согрешившему в те древние времена, пытался наглядным образом побудить грешника восстановить отношения с Ним? Он дал повеление:
27 Если же кто из народа земли согрешит по ошибке и сделает что-нибудь против заповедей Господних, чего не надлежало делать, и виновен будет,
28 То, когда узнан будет им грех, которым он согрешил, пусть приведет он в жертву козу без порока за грех свой, которым он согрешил,
29 И возложит руку свою на голову жертвы за грех, и заколет козу в жертву за грех на месте, где заколают жертву всесожжения (Лев.4:27-29).
Совершая этот акт, грешник должен был: во-первых, осознать, что грех – это разлука с Богом, а значит – смерть согрешившего неминуема. Во-вторых, Он должен был осознать, что смерть все же должна осуществиться, но Бог, по Своей милости учредил институт заместительной смерти, в жертвоприношении происходит смерть животного вместо согрешившего. Однако следует заметить, что отнять жизнь животного должен был сам согрешивший. В конечном итоге этот институт принесения в жертву животных служил для восстановления отношений человека с Богом.
III Вера Аврама
Прочитаем текст Писания:
6 Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт.15:6).
Этот текст является одним из наиболее глубоких по смыслу во всем Писании. Он помогает понять важнейшую истину библейской религии, а именно, что мы получаем оправдание только верой. Упомянутое с тексте событие произошло за много веков до того, как Павел написал об оправдании верой в послании римлянам. Фактически оно полностью посвящено доказательствам, что со времени Едема спасение всегда осуществлялось одним и тем же путем. И Аврам, фактически, поверил Господу уже гораздо раньше, это произошло с ним еще тогда, когда он покинул Ур халдейский. Здесь же о вере Аврама говорится потому, что на ней основывалось заключение завета. Это был завет с человеком, который уже верил и которому праведность уже была вменена, так что «средством искупления» завет для Аврама не являлся. Библия ясно учит, что во все века праведность, а с нею — и спасение, вменяется по вере.
Ап. Павел, комментируя это место Писания, написал в своем послании римлянам:
2 Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом.
3 Ибо что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность.
4 Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу.
5 А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность.
6 Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел:
7 Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты.
8 Блажен человек, которому Господь не вменит греха (Рим.4:2-8).
Еврейские раввины учили, будто Авраам настолько заслужил расположение Божье своими делами, что эта его заслуга автоматически вменяется всем его потомкам. Отталкиваясь от этой идеи, Павел допускает, что Авраам мог «оправдаться делами», в том смысле, что дела его могли быть праведными в глазах Бога. Но и тогда он мог бы хвалиться ими разве что перед другими людьми, но не перед Богом.
Именно так, очевидно, надо понимать стих 2. Бог настолько выше человека, что даже если бы кто-то из людей смог полностью оправдаться своими делами, что вообще-то невозможно, то и в таком случае хвалиться перед Богом ему было бы нечем. Затем Павел обращается к источнику, безусловно авторитетному для его читателей, и спрашивает: «Ибо что говорит Писание?», цитируя в ответ Быт. 15:6, где сказано: «поверил Аврам Богу, и это вменилось ему в праведность». Итак, именно за его веру Бог объявил Авраама праведным. Или другими словами: «Авраам имел веру в Бога» или «Авраам возложил все свое упование на Бога». Вера Авраама была не просто верой во что-то безличное, но личным доверием и уверенностью в Боге.
Юридические последствия признания веры Авраама праведностью были источником серьезных споров среди многих исследователей Библии. Но здесь уместно заметить, что план праведности по вере можно обсуждать в таких узаконенных терминах, что он вообще перестает быть праведностью по вере. Иудеи получили принципы праведности по вере на горе Синай, но из-за своего законнического отношения к этому плану восстановления они вскоре превратили его в праведность по делам.
Тот факт, что вера Авраама считалась для него праведностью, не означает, что вера сама по себе обладает какой-то заслугой, которая может заслужить оправдание. Именно вера Авраама в Бога считалась праведностью. Такая вера есть отношение, отношение расположения человека к Богу. Она подразумевает готовность принимать с радостью все, что Бог может открыть, и делать с радостью все, что Бог может исправить. Авраам любил Бога, доверял Ему и повиновался Ему, потому что знал Его и был Его другом. Его вера была подлинным отношением любви, доверия и подчинения. Более того, Авраам знал евангельскую концепцию спасения, он знал, что его оправдание зависит от искупительной жертвы Грядущего. Во время заключения завета план искупления был открыт ему в смерти Христа, великой Жертве и пришествии Его во славе. Авраам верил в обетование Мессии, и его вера была устремлена к Грядущему Искупителю. Именно благодарное и уверенное принятие Авраамом искупления и праведности Христа вместо его собственной неправедности было приписано ему за праведность. Это тот же опыт оправдания верой, которым наслаждается каждый верующий христианин.
IV Размышления о Голгофе
Прочитаем текст Писания:
«Боже Мой! Боже Мой! Зачем Ты Меня оставил?» (Матф.27:46).
Это выражение, одно из семи, высказанных Христом на Голгофском кресте. Опираясь лишь на эти слова, у нас есть уже тема для глубокого размышления. В этих словах сконцентрирована вся глубина душевной схватки Христа с силами зла. Это тот момент в истории, на который опирались древние, они видели страдания Христа как сквозь тусклое стекло в прообразном служении во святилище, а мы сегодня опираемся на этот факт, как на случившийся две тысячи лет назад.
Нам неоднократно, особенно инаковерующие, задают вопрос: «Спасены ли вы?» Этот вопрос, с одной стороны, очень важный, с другой стороны, он многогранный и однозначно ответить на него невозможно. Все зависит от того, что мы имеем в виду под словом «спасены».
В разных вероисповеданиях разные взгляды на спасение. Одни полагают, что спасение совершилось в прошлом. Это событие, имевшее место на Голгофском кресте. В тот момент все грехи были прощены. Люди, верящие в предопределение, полагают, что спасение зависит от Бога, Который решает, кому быть спасенным, а кому погибнуть. А еще есть такой класс верующих, которые полагают, что спасение совершается в будущем, после того, как верующий во Христа человек умирает и очищается в чистилище. Эти доктрины рассматривают спасение как событие, происходящее в определенный момент времени, в прошлом или в будущем.
Адвентисты седьмого дня, напротив, рассматривают спасение как линейное событие. У спасения есть прошлое, настоящее и будущее. Это процесс – череда деяний Бога и откликов со стороны человека. Здесь уместна поговорка: «Спасен однажды – не спасен навсегда». И к этому можно привести текст Писания:
12 Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть (1Кор.10:12).
Я приведу пример. Некто тонет и кричит о помощи, чтобы спасли его. Оказывается, берег реки очень крутой и скользкий, и человек подошел слишком близко к берегу, споткнулся и соскользнул в реку. Его спасают. Но он так и норовит подойти снова близко к скользкому и крутому берегу реки. Где гарантия, что он снова не окажется в реке? Что ему надо предпринять, чтобы, будучи спасенным, снова не свалиться в ту же реку? Держаться подальше от нее.
Грех – весьма соблазнителен, и мы так и норовим заигрывать с ним; и вот мы уже нагрешили дальше некуда. Мы просим Бога, чтобы он простил нас, обещаем больше не грешить. Бог нас прощает. Но можем ли мы говорить: «Спасен однажды – спасен навсегда»? Некоторые так именно и заявляют. Что нам надо предпринять, чтобы снова не впасть в грех? Держаться подальше от соблазнов мира сего и пребывать во Христе. Но это тот процесс, который в богословии называется освящением. Этот процесс существовал как в древности, так и в новозаветные времена. Мы читаем один интересный текст Писания:
16 Потому что из полноты Его мы всё получили, и благодать помимо благодати (Иоан.1:16 ПС).
Что означает эта игра слов с благодатью? Речь идет о благодати в двух фазах: благодать, основанная на символах, и благодать на реальной крови Христа. Давайте посмотрим контекст, связанный с этим текстом:
14 И Логос воплотился в Человека, и обитание Его было с нами; и увидели мы Его — единственного (уникального) в роде Своем — во всей Его славе, в славе такой же, как и у Отца; и преисполнен Он был благодатью и истиной.
15 Восклицая, Иоанн дает о Нем свидетельство: «Это Тот, о Котором я говорил: “Идущий за мной стал впереди меня, так как Он существовал еще прежде меня”».
16 Потому что из полноты Его мы всё получили, и благодать помимо благодати,
17 Ведь закон-то дан через Моисея; благодать же и истину имеем мы через Иисуса Христа (Иоан.1:14-17 ПС).
Голгофа – центр во времени: от Предназначенного Мессии до сотворения мира до всей вечности после смерти Христа на Голгофе. Голгофский крест посредине. На нем произошло спасение всего человечества и реабилитация Бога, оклеветанного дьяволом.
Христос доказал, что Его любовь сильнее смерти. На Голгофском кресте Он совершал спасение человека; и хотя вступил в самую страшную борьбу с силами тьмы, все же посреди этой битвы Его любовь становилась все сильнее и сильнее. Он вынес даже то, что Отец скрыл от Него Самого Себя. И воскликнул Он тогда: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» Это была кульминация Его мук, превышающая телесные страдания. Но благодаря этим мукам Он явил нам спасение. Цена за искупление человека была уплачена, когда в последней душевной схватке прозвучали Его слова, которые будто эхом пронеслись по всей вселенной: Совершилось!»
Размышляя о Голгофе, на что должны быть направлены наши самые глубокие чувства? Во-первых, там наше место, мы заслужили смерти. За грех человека следует смерть, при том вечная. Это мы освобождены от того, что испытал Иисус – разлуки с небесным Отцом. Христос эту разлуку перенес, чтобы нам остаться навеки с Богом и жить с Ним всю вечность. Наш разум и воображение никогда не смогут полностью постичь и вместить тот факт, что Христос, не имеющий Себе равных и абсолютно невинный, должен был вкусить столь мучительную смерть, особенность тяжести которой заключается в том, что Он должен был понести на Себе всю тяжесть грехов всего мира.
Размышляя о несравненной глубине любви Спасителя, не следует ли нам наполнить наш разум, тронуть и умилить душу, очистить и облагородить чувства и полностью преобразить характер. Бог дал нам обилие благодати для этого? Да, непременно дал. Воспользуемся ей, пока благодатное время еще работает на нас.
Божьего вам благословения, дорогие мои слушатели и читатели!
Пастор Александр Серков