Тайм-менеджмент или как «приручить» время
Времени катастрофически не хватает! Взрослые, дети, студенты даже пенсионеры – все жалуются на нехватку времени. Мы экономим на сне, на отдыхе и анятиях любимым делом – и всё равно не успеваем. Порой даже мечтаем о том, чтобы добавить к суткам ещё хотя бы пару часов. С подобной проблемой, в своё время, столкнулся один очень занятой человек, известный американский генерал Дуайт Эйзенхауэр (1890-1969). Чтобы разобраться с огромным количеством дел, он начал их классифицировать. В результате появилась известная всему миру Матрица Эйзенхауэра, благодаря которой генерал очень преуспел в своих делах, став 34-м президентом США, избиравшимся на этот пост два срока подряд. Что такое Матрица Эйзенхауэра? Чем она сможет помочь современному человеку? Как её правильно использовать? Пришло время получить ответы на поставленные вопросы.
Искусство управления
В современном мире очень популярно понятие «тайм-менеджмент», что в переводе с английского означает «управление временем». Это объясняется тем, что людиаконец-тооняли: время – это драгоценный ресурс, которым можно и нужно управлять.
Среди множества принципов управлением временем неоценимую помощь может оказать правильная расстановка приоритетов, которая помогает оценивать наши дела по принципу «это первую очередь, а этоо вторую». Давайте посмотрим, как это работает.
Матрица Эйзенхауэра
Это – дин из инструментов тайм-менеджмента. Она представляет собой двухмерный график оценки приоритетности дел, который условно разделён на четыре квадрата – категории.
- Квадрат «А»: важные и срочные
Это «аврал», то есть дела, которые нужно было сделать «ещё вчера». Например: завтра презентация, а слайды ещё не готовы, потому, что фотографии ещё не собраны; завтра у ребёнка утренник, а подготовкой костюма ещё никто не занимался и множество других важных дел, которые можно СДЕЛАТЬ ЗАРАНЕЕ. Не стоит их накапливать, тем более, что в этом квадрате иногда будут дела, которые НЕВОЗМОЖНО ПРЕДУСМОТРЕТЬ И СПЛАНИРОВАТЬ. Внезапно воспалившийся зуб, неожиданная болезнь члена семьи, что-то другое, требующее вашего немедленного участия – всё это ела, которые нужно делать немедленно.
- Квадрат «В»: важные, но не срочные
Его называют квадратом качества. Это наши долгосрочные проекты, которые нужно планировать заранее и выполнять, разбивая на мелкие задачи. Например: подготовка к свадьбе, ремонт дома, построение взаимоотношений, профилактика здоровья. Эти дела невозможно сделать за один день. Качество их проведения будет зависеть от чётко спланированных, поэтапных действий. Кстати, делам важным, но не срочным уделяется незаслуженно мало внимания – они ведь не срочные. Однако, если относиться к ним пренебрежительно, то они, со временем, перейдут в дела квадрата «А», тогда для их выполнения придётся приложить гораздо больше усилий.
- Квадрат «С»: срочные, но не важные
Сюда входят ежедневные рутинные дела, которые отвлекают нас от основных задач и снижают их эффективность: разбилась ваза, перегорела лампочка, рассыпались мелкие детали; вынужденные встречи, переговоры, празднование не столь важных для вас дат или праздников. Очень важно определить истинную приоритетность этих дел, и не путать их с делами из квадрата «А». Для этого задавайте себе вопрос: нужно ли МНЕ делать это дело? Можно ли его поручить кому-то другому? Если «да» — делегируйте, это существенно освободит время в пользу важных дел из квадрата «В».
- Квадрат «D»: не важные и не срочные
Это беспощадные «похитители» времени, дела которые бессмысленно поглощают драгоценные минуты. Например: планировали отдохнуть несколько минут, ноев перед телевизором потратили целый час; сели за компьютер проверить почту и ответить на письма, но попутно начали читать новости в интернете, переходя по каждой предложенной ссылке, и не успели понять, куда делись два часа драгоценного времени. Сюда также можно отнести бесцельное блуждание по социальным сетям, компьютерные игры, пустые телефонные разговоры и всякое праздное времяпровождение. Ко всем этим «делам» стоит применять остаточный принцип: останется время – сделаю, не останется – увы, или вообще отказаться от них.
Применение на практике
Кому это пригодится?
Умение управлять временем нужно не только бизнесменам, президентам и директорам, как некоторые полагают. Эти знания может применить КАЖДЫЙ человек в ЛЮБОЙ СФЕРЕ деятельности: воспитание, обучение, строительство, домашнее хозяйство, спорт и многое другое, ведь чтобы достичь поставленной цели, нужен анализ, планирование и правильная расстановка приоритетов, а это и есть главные направления метода енерала Дуайта.
С чего начать?
- Изучите и закрепите категории дел, которые существуют, согласно матрице Эйзенхауэра.
- Проанализируйте свою деятельность, выписав на отдельный лист бумаги дела, которыми были заняты вчера.
- Определите, какие из них относятся к категории «А», «В», «С», «D».
- Каждый день планируйте совершать какое-то дело из квадрата «В», таким образом вы сможете избежать «аврала» в квадрате «А».
- По возможности, уменьшите количество дел из квадрата «С», поручая их кому-то другому.
- Сведите до минимума дела из квадрата «D» или полностью откажитесь от них.
- Не отчаивайтесь, если у вас не получается сразу верно спланировать свои дела – практикуйте! Со временем вы научитесь узнавать свои дела «в лицо», и ошибок будет намного меньше.
Что получится в итоге?
- Решение многих жизненных задач
- Больше успевать, меньше уставать
- Правильное планирование дел
- Отсутствие цейтнота и эмоционального выгорания
- Улучшение качества жизни
Выдающаяся матрица Эйзенхауэра является прекрасным инструментом для экономии времени и достижения целей современного человека, который успешно используют во всём мире. Пришло время и вам «приручить» своё время – дерзайте!
© Наталья Науменко 10.03.19