Уроки субботней школы. II квартал 2021. Урок 13. Жизнь в новом завете
Вот мы и подошли к последнему уроку в этом квартале. Нас ожидает самая волнующая тема о жизни в новом завете, а значит, тема пойдет о нас, потому что именно мы живем в новом завете. Основная концепция как этого, так и всех предыдущих уроков – желание Бога спасти нас от греха, а это значит – Бог желает разделить с нами не только эту временную жизнь, но и вечность.
Рассмотрев этот урок, мы закончим серию тем о завете. Но пусть это не будет концом наших размышлений о завете, который Бог заключил с нами, желая приблизить нас к Себе. Разве мы не испытываем радость, ощущая Божье желание быть с нами рядом? Это разве не добрая весть о том, что мы имеем возможность освободиться от бремени вины и иметь новые сердца? Вот с радости мы и начнем этот урок.
I Радость
Прочитаем текст Писания:
4 Находясь в союзе с Господом, радуйтесь; и притом скажу вам: радуйтесь постоянно! (Фил.4:4 ПС).
Чем актуален этот текст, и на что мы должны обратить серьезное внимание? Радость бывает разная: мирская и Божественная. Приведу пример той и другой радости.
Кто-то потерял кошелек, в котором было немало денег (месячная зарплата). А кто-то его нашел. Нашедший радуется тому, что может повеселиться с друзьями и прокутить чужие деньги. Это мирская радость, когда она построена на чужом горе.
Этот же пример давайте применим к человеку, который находится в союзе с Господом. Найдя кошелек и посмотрев содержимое в нем, он обнаружил среди денег бумажку с номером телефона владельца этого кошелька. Он связался с ним по телефону и вернул хозяину его потерю. Человек, находящийся в союзе с Богом, теперь рад за того, который обрел свои средства, на которые ему предстоит вместе с семьей прожить целый месяц, так как это была его месячная зарплата.
Видите, какими противоположными являются две радости: мирская радость и радость в Господе. Но это я привел пример бытовой. А вот к какой радости призывал филиппийцев апостол Павел? Ведь если к чему-то призывают, значит чувствуется дефицит этого качества. Вот именно, порой испытания и трудности, неизбежные в жизни, не дают человеку чувствовать себя счастливым. Но Павел и не говорит своим читателям, чтобы они всегда чувствовали себя счастливыми, он призывает к радости, он дважды повторяет слово «радость» и призывает радоваться постоянно. Дело в том, что Христос Сам по Себе – и только Он – является сферой и неиссякаемым источником радости. Чтобы иметь радость, что нам следует делать? Быть в тесном союзе со Христом.
Иоанн в первом своем послании тоже призывает к радости. Он пишет:
«И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенной (1Иоан.1:4).
Такими словами Иоанн заканчивает свой пролог к этому посланию. Если это послание будет принято читателями и достигнет своей цели, — и сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна (в других переводах — радость наша), то и сам Иоанн, и другие апостолы получат большую духовную радость. О том же говорит любимый ученик Господа и в 3-Иоан. 4 «Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине». Апостолы настолько близко к сердцу принимали состояние других верующих, что их собственная радость зависела от степени духовного благополучия тех, кому они служили. Если читатели послания будут поддерживать истинное общение с Богом и Его апостолами, то не будет человека счастливее, чем сам Иоанн.
Конечно, в жизни христиан нередко складываются такие обстоятельства, в которых невозможно чувствовать себя счастливым. Однако и в них верующие могут радоваться в Господе. Сам Павел был отличным тому примером, потому что и тогда, когда подвергался преследованиям, сидел в тюрьме, готовился к смерти, т. е. в самых, казалось бы, горестных обстоятельствах, оставался человеком, которого не покидало ощущение внутренней радости.
В дополнение к неизменному чувству радости верующим столь же неизменно должна быть присуща кротость, которая была бы очевидна всем. Кротость предполагает наличие в человеке духа терпения и снисходительности и, напротив, не свойственность иметь ему дух возмездия. Радость, как некое глубинное свойство, присущее верующему, независимо от его внешних обстоятельств, не всегда может быть видима, а вот то, как люди реагируют на других людей (с кротостью или с раздражением), видно всем. Вот почему нужно быть кротким и всегда радоваться тому, что по Божьей воле выпало на нашу жизненную долю.
II Свободные от вины
Прочитаем текст Писания:
«Итак, нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу» (Рим.8:1).
В чем разница этих двух жизней: по плоти и по духу? Как и в случае, когда Павел призывал к радости, он подчеркивал, что истинная радость – в Господе; так и в данном случае, говоря вообще о жизни со всеми ее оттенками, характерными чертами и нюансами, он хочет противопоставить жизни без Христа, то есть, мирской жизни, жизнь духовную, жизнь во Христе Иисусе.
Иоанн приводит слова Христа:
10 Я же пришел, чтобы жизнь имели в чрезмерном изобилии (Иоан.10:10 ПС).
Что Христос хотел сказать этими словами? Жизнь, реальная жизнь – это гораздо больше, чем простое физическое существование. Великий поиск смысла жизни во всей ее полноте порождал всевозможные философские умозаключения, к которым люди приходили в течение долгих столетий исследования этого вопроса. Это были религиозные, философские и научные поиски. Но до сих пор нет согласия в определении смысла жизни. Дело в том, что любая жизнь любого человека, какими бы его взгляды на жизнь не были, заканчивается смертью. Таким образом люди с незапамятных времен пытались обеспечить продолжение жизни человека, и все их поиски смысла жизни вращались вокруг концепции: «Обеспечение продолжительности жизни в богатстве и изобилии здесь и сейчас».
Но все эти поиски смысла жизни обречены на провал. Единственно резюмирующим является высказывание Христа: «Я же пришел, чтобы жизнь имели в чрезмерном изобилии». Какой смысл Христос вкладывал в эти слова? О какой жизни и о каком изобилии говорил Он? Слова Христа резюмируют Божественный ответ на человеческий поиск жизни – жизни во всей ее полноте. А в чем заключается полнота жизни? Не говоря уже о жизни вечной, чем жизнь уже здесь на земле, жизнь не по плоти, а по духу примечательна? Над нами не висит «Дамоклов меч», готовый в любой момент отсечь нам голову. Нет никакого осуждения тем, кто живет во Христе Иисусе.
Нам, заслуживающим смерть, нам, отчужденным от Бога за наш мятеж, за наши грехи, Бог по Своей доброте решил дать жизнь, но для этого Он предлагает войти в отношения нового завета. В словах: «Я пришел, чтобы жизнь имели в чрезмерном изобилии», мы видим, что Бог сделал первые шаги, чтобы дать нам жизнь и придать ей смысл и цель. Но эта жизнь может протекать только в тесном общении с Господом. В этом квартале мы очень много об этом говорили.
Наш урок на этой последней неделе квартала посвящен некоторым основным моментам благодати Божьей, дарованной в новом завете. Мы концентрируемся на новой жизни, дарованной в настоящем, и возлагаем надежду на жизнь в будущем, когда мы сможем увидеть нашего Господа лицом к лицу. Полнота новой жизни теперь включает привилегию делиться ей с другими людьми повсюду.
А чем именно мы можем делиться с людьми? Какое преимущество имеем мы? Прочитаем текст Писания, в нем мы находим подсказку на поставленный вопрос:
21 Ибо не знавшего греха Он сделал для нас [жертвою за] грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом (2Кор.5:21).
Почему слова «жертвою за» стоят в квадратных скобках? Потому что в оригинале их нет, а осмелиться перевести, как это стоит во многих других переводах: «сделал для нас Грехом» — они не решились. Вот современный перевод этого текста:
«Того, кто не знал греха, Бог ради нас сделал грехом, чтобы сделать нас, в единении с Христом, Божественной праведностью (2Кор.5:21 Современный перевод РБО).
Для нас непривычно звучит, что Христос стал Грехом, но это так. Он и «Жертва за грех», Он и Сам стал «Грехом», приняв на Себя грехи всего мира. Прообразом этого является жертва в ветхом завете. Мы читаем:
24 И возложит руку свою на голову козла, и заколет его на месте, где заколаются всесожжения пред Господом: это жертва за грех (Лев.4:24).
Что происходило во время возложения рук на голову жертвенного животного? Условно грехи виновного грешника переносились на замещающую его жертву, затем кровь вносилась в храм, попадала во Святое святых, и в конечном итоге грехи возлагались на козла отпущения. Таким образом, Христос, как Исполнитель ветхозаветных символов, стал и Жертвой за грех, и Сам Он стал «Грехом», потому что грехи всего мира были возложены на Него. В конце концов они будут возложены на дьявола и вместе с ним будут уничтожены.
Это ли не радостная весть для нас? Это ли не дает нам ощущение полной свободы от вины за грех и повод не только самим наслаждаться жизнью со Христом, но и делиться этой радостной вестью с окружающими нас людьми? Что препятствует нам для осуществления этого? Я думаю, ничего.
III Новый завет и новое сердце
Прочитаем текст Писания:
17 Верою вселиться Христу в сердца ваши,
18 Чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота,
19 И уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотой Божией (Ефес.3:17-19).
Изучая уроки в этом квартале, мы должны были заметить, что новый завет – это завет, в котором Господь вкладывает Закон в наши сердца. Таким образом, в наших сердцах не только записан Закон, но Сам Христос пребывает в них. И это очень логично, поскольку Христос и Его Закон весьма тесно взаимосвязаны. В этом тексте мы имеем греческое слово «катоикЕо», которое в Синодальном переводе переведено как «вселиться». Оно означает также: «населять», «обитать», «жить», «обосноваться» и несет идею постоянства. Христос не является случайным посетителем, но пребывает в сердце, постоянно доступном силе для просвещения и очищения. Мы получаем, таким образом, второе величайшее преимущество завета – новое сердце, в котором поселился Христос, Который является носителем Закона, потому что Закон – это выражение Его характера.
Каким образом можем мы впустить Христа в сердце? Именно вера открывает сердце Христу. Вера – это уверенное доверие Богу и Его обетованиям и постоянно поддерживающий принцип жизни.
А что необходимо для того, чтобы Христос был не случайным гостем в нашем сердце, а постоянным его жителем?
В тексте стоят рядом два слова «укорененные и утвержденные». Эти два слова вместе часто использует ап. Павел, и не только он, но и другие писатели Священного Писания. Это метафоры, и в комбинации они усиливают ту мысль, которую он пытается передать. В греческом языке эти слова находятся в полной зависимости от начальных слов текста. Таким образом, они могут быть поняты как связанные с первой частью стиха 17, читая буквально: «чтобы Христос мог пребывать через веру в ваших сердцах в любви». Или они могут быть поняты как связанные со словами «укорененные и утвержденные», как подразумевает чтение «укорененные и утвержденные в любви». Любовь, которая «укоренена», уходит глубоко в почву души, вовлекая все способности ума, в то время как любовь, которая «обоснована или утверждена», является прочным фундаментом, на котором существуют все наши отношения. Нет никакого довода против такой любви, потому что нет ничего большего любви. Любовь возникает непосредственно из опыта обладания внутренним Христом и становится укоренением и основанием единства между Богом и человеком, а также между человеком и его ближними. А это значит, что Закон мы соблюдаем естественно и как самое обычное для нас дело.
Есть определенные духовные процессы, которые происходят только в индивидуальном сердце, но есть и другие вопросы, принадлежащие общине Божией, и это понимание любви Христовой является одним из них. Это общее владение, которое связывает верующих вместе.
Говоря о широте, долготе, глубине и высоте, Павел не указывает, к чему применимы эти измерения, и комментаторы дают различные интерпретации. Возможно, самое простое объяснение заключается в том, что Павел обрывает свое предложение, как будто подавленный величием предмета, который он рассматривает. Он просто до глубины души тронут, когда созерцает тайну пребывающего в нем Христа, любовь Божию, единство тела Христа, то есть, Его церкви. Как будто в какую-то звездную ночь зритель смотрит во все стороны на безграничную вселенную Бога, теряясь в изумлении.
Да, действительно, любовь Христа находится за пределами познания человеческого рода, потому что она бесконечна и свободна, никогда не исчерпывается и всегда открывает новые области понимания. Это источник нашего собственного растущего опыта любви. Люди лишь кончиками пальцев прикоснулись к силе жизни, которую можно найти в полном переживании любви Христа. Это – славное завершение работы пребывающего в жизни Христа. Церковь, как сосуд, должна быть до краев наполнена небесной благодатью, чтобы отдельные члены, составляющие тело Христово, проявляли или отражали что-то от «полноты Божией».
Человек был создан по образу Божьему. Ему были даны образы Бога. Ему были даны возможности развития и высокая привилегия стать причастником «Божественной природы». Благословения Божьи не распределяются скупо. Они ведут к все большему постижению разума Божия, к заполнению духовной силой пустоты и пустых мест в жизни людей. Поскольку именно во Христе действительно обретается полнота Божья, Божественная «полнота» приходит к человеку через пребывание Христа в сердце.
IV Новый завет и вечная жизнь
Прочитаем текст Писания:
25 Иисус же сказал ей тогда: «Я – воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет – оживет.
26 И тот, кто жив и верит в Меня, не умрет вовек. Веришь ли ты в это?» (Иоан.11:25-26 ПС).
Глубокая мысль здесь в 26 стихе, где говорится: «не умрет вовек». О какой смерти идет здесь речь, ведь в 25 стихе сказано: «если умрет»? Давайте возьмем еще пару текстов из этого же Евангелия от Иоанна, которые проливают на данный текст еще больший свет:
24 Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и не предстанет он перед судом, он перешел уже от смерти в жизнь (Иоан.5:24 ПС).
47 Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную (Иоан.6:47).
Здесь не двусмысленно говорится о вечной жизни уже в настоящем, а не только в будущем. Он уже «имеет жизнь вечную» и «он перешел от смерти в жизнь». Хочется сразу же пояснить, что, по словам Христа, жизнь вечная имеет два аспекта: жизнь вечная, это, во-первых, наша сегодняшняя жизнь со Христом, не принадлежащая вечной (второй) смерти; и, во-вторых, жизнь вечная искупленных при Втором Пришествии Христа. Чем отличаются эти два аспекта вечной жизни? Сегодня мы можем еще отпасть от благодати Божьей и потерять статус «живущих вечно», при Пришествии же Христа Божий народ будет запечатлен для жизни вечной, которую он уже не потеряет вовек. Вторая смерть синонимична выражению «погибнуть», о чем мы читаем:
16 Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Иоан.3:16).
От этого переживания будут избавлены те, кто живет и верит в Иисуса. Мы читаем:
6 Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет (Откр. 20:6).
Итак, Христос стал одно с нами по плоти, чтобы мы стали одно с Ним по духу. Благодаря именно этому союзу мы должны восстать из могилы — и не только потому, что Христос проявит Свою силу, но потому, что через веру Его жизнь стала нашей жизнью. Те, кто постиг истинную суть Христа и принял Его в свое сердце, имеют жизнь вечную. Христос обитает в нас Духом, и Дух Божий, принятый в сердце верою, есть начало жизни вечной.
V Новый завет и миссия
Прочитаем текст Писания:
19 Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына, и Святого Духа,
20 Уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века (Матф.28:19-20).
Этот текст раскрывает нам благословения и преимущества нового завета. Эти преимущества рассчитаны не только для небольшой группки людей. Новый завет универсален в объеме, без каких-либо ограничений по расовой принадлежности, по национальности, по полу и другим каким-либо признакам. По этой причине Воскресший Иисус призвал Своих последователей идти и нести Евангелие всем народам. А это означает, что эта ответственность лежит на каждом последователе Христа. Весть об искуплении, спасении и освящении должна дойти до каждого человеческого сердца.
Давайте обратим внимание на элементы этого великого поручения:
- «Идите». Истинные последователи Иисуса просто не могут, чтобы не участвовать в активном возвещении Евангелия.
- «Научите все народы». Это повеление разрушает все преграды, потому что Евангелие должно быть проповедано во свидетельство всем народам (Матф.24:14).
- «Уча их соблюдать все, что Я повелел вам». Если сначала раскрывают новым людям основы учения, то крещенные учатся всю жизнь, и наставникам, которые имеют уже опыт в духовных вещах, дано повеление продолжать учить уже крещенных членов церкви полноте истины Божьей, необходимой для спасения.
- «Крестя их во имя Отца и Сына, и Святого Духа». Крещение означает смерть для старой жизни и начало новой жизни во Христе. Крещение должно быть во имя трех Личностей Божества.
- «Я с вами всегда». Это чудесный завет, обещание постоянного присутствия Христа.
Заключение
Это финал, слово гарантии в этом квартале. Мы, Христовы, никогда не пребываем в одиночестве. В разгар нашей радости и в глубине нашей печали, Иисус всегда с нами, со Своим народом. Как я могу не делиться этой хорошей новостью своей жизнью, словами и делами? Это просто невозможно.
Да благословит вас Господь, мои дорогие слушатели и читатели!
До встречи на уроке субботней школы в следующем квартале!
Пастор Александр Серков.