Уроки субботней школы. III квартал 2021. Урок №2 «Беспокойные и бунтующие»

06-07-2021, Комментариев нет

Уроки субботней школы. III квартал 2021. Урок №2 "Беспокойные и бунтующие"«Беспокойные и бунтующие». Так озаглавлен второй урок в этом квартале. Это о ком? Честно говоря, мы сразу же оглядываемся по сторонам, или ищем кого-то в Библейской истории, чтобы определить: где же эти беспокойные и бунтующие? Неужели эти пособия субботней школы рассчитаны на то, чтобы тщательно изучать только чьи-то ошибки, промахи? Да, сейчас мы как раз и будем это делать, нам предстоит говорить именно о библейских, и притом отрицательных персонажах, но хочется, чтобы мы сразу же настроились на девиз: «В Библейских отрицательных персонажах я вижу и себя» и «библейским героям я хочу подражать», потому что они подражали Христу и следовали повелениям Бога.

Памятный текст, данный к этому уроку, направляет наш взор именно в это русло исследования. Я цитирую его:

11 Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков (1Кор.10:11).

Как удачно сказано! Павел опытный экзегет, он может сделать анализ библейской истории и прийти к правильному выводу. Опыт, пережитый древними, служит подходящим примером, чтобы предостеречь церковь от ошибок, которые совершали они. Вы знаете, чем отличается умный человек от мудрого? Умный учится на своих ошибках. А мудрый учится на ошибках других. А неразумный не учится ни на своих, ни на чужих ошибках. К какой категории принадлежим мы? Хотелось бы быть в числе мудрых. Ап. Павел как раз к этому нас и призывает. Он предостерегает христиан всех времен, особенно живущих в последнее время, учиться на ошибках других. Итак, к этому мы и приступим:

I Беспокойные в пустыне

Можно было бы взять информацию о беспокойных в пустыне из книги Исход, но мы обратимся к книге Чисел, как нам автор этого пособия и предлагает, здесь описание этого события более расширено и с некоторыми другими выводами. Мы читаем:

4 Чужеземцы, присоединившиеся к израильскому народу, стали прихотливы в пище, и вскоре весь израильский народ начал снова роптать, говоря: «Хотим мяса!

5 Мы помним рыбу, которую ели в Египте даром, и у нас были хорошие овощи: огурцы, дыни, репчатый лук и чеснок!

6 Теперь же мы совсем обессилили и не едим ничего кроме манны!» (Числ.11:4-6 Современный перевод).

Печальная история. Наверно от жары у них в пустыне усохла память, хотя только выборочно произошло усыхание: о еде они вспоминали, а вот о рабстве, невероятных трудностях и лишениях в Египте они забыли. Они забыли милость и силу Божью, явленную ради их избавления из рабства. Они забыли, как дети их были пощажены, в то время как ангел-губитель поразил всех первенцев в Египте. Они забыли о величественном проявлении Божественной силы у Красного моря. Они забыли, что, в то время, как они безопасно шли по дну моря, вражеское войско, пытавшееся преследовать их, было потоплено. Сосредоточенные только на теперешних неудобствах и испытаниях, они, вместо того, чтобы сказать: «Бог совершил великое для нас; мы были рабами, а Он делает из нас великий народ», — говорили лишь о трудностях своего странствования.

Все это свидетельствует об их духовной незрелости. Это дети обычно хотят, чтобы их потребности были удовлетворены немедленно. Им не хватает терпения. Они не помнят, как их родители удовлетворяли их насущные нужды вчера, они не уверены, что их удовлетворят завтра. Они живут настоящим. Им подавай теперь и сейчас.

Читая эту историю, я невольно вспоминаю случай, произошедший на моих глазах на одном из автовокзалов. Это было в одном из городов Узбекистана. Мальчик канючил мать, настойчиво добиваясь, чтобы она купила ему пирожки, мать отклоняла его просьбу. Он бросился на виду у всех людей прямо на асфальт, бил ногами по земле и кричал, не переставая: «Прршки хочу! Прршки хочу!» В некотором смысле израильтяне были похожи на незрелых детей. Они хотели, чтобы их потребности были удовлетворены немедленно, и забыли, что Бог сделал для них в прошлом и что можно обратиться к Нему и сейчас в момент насущной нужды.

История странствования Израиля по пустыне — это наглядное пособие неблагодарности, недовольства и отсутствия веры. Беспокойство, парализующий страх и чрезмерное волнение, часто выявляют отсутствие веры. Конечно, есть и исключения. Иногда эмоциональное расстройство возникает из-за физического или психического состояния и требует медицинского решения. Но чаще всего, как в случае с Израилем, именно отсутствие веры приводит к беспокойству и тревоге. У нас, конечно, свои проблемы, свои недовольства: у нас есть и лук во всех его видах, и чеснок, и дыни, кто хочет, может сидеть у котлов с мясом. Но не забывайте, Бог нас еще проверит, будем мы в таких обстоятельствах, когда будет у нас только хлеб и вода. Вот тогда мы покажем, зрелые мы христиане или таковыми являемся только на словах.

Пусть этот урок, затрагивающий тему о древних пустынных бунтовщиках, насторожит нас. Давайте не будем неразумными, а будем мудрыми, и извлечем из этой печальной истории израильтян для себя надлежащий урок.

II Беспокойство заразно

Прочитаем текст Писания:

1 И упрекали Мариам и Аарон Моисея за жену Ефиоплянку, которую он взял, — ибо он взял за себя Ефиоплянку, —

2 И сказали: одному ли Моисею говорил Господь? не говорил ли Он и нам? И услышал сие Господь.

3 Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле (Числ.12:1-3).

С чего все началось? Из-за чего расстроились Мариам и Аарон? Они упрекали Моисея в том, что он был женат на эфиоплянке. В Синодальном переводе она названа «ефиоплянкой», во многих же других переводах называют ее «кушиткой» или «кушитянкой». Кто такой Куш? Это первый сын Хама (в Синодальной Библии «Хуш»). Дело в том, что эфиоплянами этот народ называли по признаку их темной кожи, а по родословной называли их кушитами. Само название эфиопляне происходит от двух греческих слов: «эфио», что переводится «обожженый», и «пиа», которое в переводе означает «лицо». Поначалу этих смуглолицых людей так просто обзывали. Эсхил, греческий драматург, описывая Эфиопию, выразился буквально так: «далекая страна черных людей». Гомер, описывая народ Эфиопии, дал им уже другую оценку, он говорил о них как об очень благочестивых людях, которым благоприятствуют боги.

Однако Мариам и Аарон называли ее презрительно именно эфиоплянкой «черномазой», упрекая Моисея в том, что он был на ней женат. Хотя само по себе вступление Моисея в брак с ней не подлежало осуждению, поскольку «эфиоплянки» не были среди тех, на ком евреи не имели права жениться (Исх.34:11,16)

Но в самом ли деле женитьба Моисея была причиной раздора, или это был повод? Скорей повод. Вспомните, с чего всё начиналось. Когда Иофор пришел к Моисею и привел ему жену и детей, он увидел, как Моисей целый день один судит народ. Он посоветовал ему избрать помощников, чтобы они разделили с ним обязанности по управлению. Когда Моисей последовал его совету, не посоветовавшись сначала с Мариамью и Аароном, они из зависти, что младший брат не советуется с ними, обрушили на него все свои негативные чувства, используя, как это обычно и у нас бывает, все самые слабые, правдивые или не правдивые, стороны противника. В центре внимания оказалась их сноха.

Возможно, Мариам, которая, по-видимому, была главной в этом заговоре, видела в жене Моисея угрозу своему положению как старшей в руководстве Израилем по женской линии. Собственно, истинная причина их бунта явствует из вопроса, поставленного Мариамью и Аароном: «одному ли Моисею говорил Господь?» И вот тут-то зависть, возможно, кипевшая в них долгое время, теперь вылилась наружу, словно прорвавшийся гнойник.

Как Бог отнесся к этому инциденту? Мы читаем:

4 И сказал Господь внезапно Моисею и Аарону и Мариами: выйдите вы трое к скинии собрания. И вышли все трое.

5 И сошел Господь в облачном столпе, и стал у входа скинии, и позвал Аарона и Мариам, и вышли они оба.

6 И сказал: слушайте слова Мои: если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним;

7 Но не так с рабом Моим Моисеем, — он верен во всем народе Моем:

8 Устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит; как же вы не убоялись упрекать раба Моего, Моисея?

9 И воспламенился гнев Господа на них, и Он отошел.

10 И облако отошло от скинии, и вот, Мариам покрылась проказою, как снегом. Аарон взглянул на Мариам, и вот, она в проказе (Числ.12: 4-10).

Беспокойство — это мучительное недовольство жизнью. Беспокойство и бунт — это близнецы, порожденные неверием. Беспокойный человек не может принять жизнь, если она складывается не по его сценарию, поэтому он ею недоволен. И вот мы видим последствия этого негативного явления. Господь отреагировал внезапно и не оставил места для всевозможных объяснений. Да, Мариам имела дар пророчества, но это не означало, что она должна была претендовать на руководящую роль в народе. Обычно бывает так, что мы с легкостью жалуемся, критикуем и осуждаем руководителей церкви любого уровня, но Бог это не приветствует.

Насколько изменилась бы наша церковь и наша собственная духовная жизнь в лучшую сторону, если бы мы вместо критики ходатайствовали за наших руководителей перед Богом, даже если в чем-то мы с ними и не согласны?!

III Беспокойство приводит к восстанию

Прочитаем один исторический библейский эпизод:

2 И сказал Господь Моисею, говоря:

3 Пошли от себя людей, чтобы они высмотрели землю Ханаанскую, которую Я даю сынам Израилевым; по одному человеку от колена отцов их пошлите, главных из них (Числ.13:1-2).

И вот мы читаем их отчет после того, как они сходили на разведку:

28 Мы ходили в землю, в которую ты посылал нас; в ней подлинно течет молоко и мед, и вот плоды ее;

29 Но народ, живущий на земле той, силен, и города укрепленные, весьма большие, и сынов Енаковых мы видели там;

30 Амалик живет на южной части земли, Хеттеи, Иевусеи и Аморреи живут на горе, Хананеи же живут при море и на берегу Иордана.

31 Но Халев успокаивал народ пред Моисеем, говоря: пойдем и завладеем ею, потому что мы можем одолеть ее.

32 А те, которые ходили с ним, говорили: не можем мы идти против народа сего, ибо он сильнее нас.

33 И распускали худую молву о земле, которую они осматривали, между сынами Израилевыми, говоря: земля, которую проходили мы для осмотра, есть земля, поедающая живущих на ней, и весь народ, который видели мы среди ее, люди великорослые;

34 Там видели мы и исполинов, сынов Енаковых, от исполинского рода; и мы были в глазах наших пред ними, как саранча, такими же были мы и в глазах их (Числ.13:28-34).

Вся эта история, несмотря на хорошее начало, имеет весьма неприглядный негатив, особенно отчет разведчиков. Казалось бы, ну, всё хорошо: и границ Ханаана уже достигли, и все были убеждены в том, что там земля родит богатый урожай. Однако во главу угла было поставлено одно огромное «НО», что и перечеркивает все ожидания израильтян. Разведчики были преисполнены беспокойством, вызванным недоверием Богу, всё упиралось на упование на свои собственные силы, которых, естественно, не хватило бы, чтобы завоевать этот народ. И куда подевались опыты прошлого: сверхъестественный выход из Египта, чего они сами никогда не совершили бы; переход по дну моря, чего они никогда не могли бы они совершить самостоятельно? А манна? Неужели народ все это забыл? Или не хотел брать во внимание? А может они считали, что в данном случае у Бога нет достаточных ресурсов, чтобы помочь им завоевать ханаанские народы? Не знаю, о чем они думали, но беспокойство было, и при том огромное, которое породило в народе бунт. Их недоверие Богу вылилось в открытое восстание

И что же случилось дальше? Беспокойство и бунт приводят к поспешным решениям и печальным последствиям. Конечно, не все разделяли их мнение. Повествуя о городах и жителях той земли, разведчики разделились во мнениях, и, что печально, даже не поровну, среди бунтующих было большинство – десять человек, а доверяющих Богу – всего двое: Халев и Иисус Навин. Халев побуждал Моисея, не откладывая, завладеть землей, потому что он был уверен, что им во главе с Богом это удастся. Но остальные расхолаживали народ, будучи настроены пессимистически: мол, дело завоевания им не по плечу – слишком неравные силы. И вот снова плач и ропот, вместо того, чтобы пойти с уверенностью и доверием Богу и с возгласами победы завоевать землю.

Ситуация стала ухудшаться. Бунтовщики собирались побить руководителей камнями и возвратиться обратно в Египет. Если бы Бог не вмешался, они осуществили бы задуманное. Именно в этот критический момент Господь явил Свою славу и объявил им Свое решение: «Вместо сорока дней, в которые вы ходили осматривать землю, будете сорок лет блуждать по пустыне».

Но тут произошло что-то еще интересней. У людей есть такая склонность впадать то в одну крайность, то в другую. Помните Петра, отказавшегося от омовения ног. Что он предложил затем Христу? Омой меня всего, с ног до головы. Это две крайности. Народ сначала отказывался идти на войну, а затем поступили еще хуже: они пошли без Божьего благословения на гору сразиться с врагом и потерпели фиаско. Мы читаем:

45 И сошли Амаликитяне и Хананеи, живущие на горе той, и разбили их, и гнали их до Хормы (Числ.14:45).

IV Заступничество Моисея

Прочитаем текст Писания:

11 И сказал Господь Моисею: доколе будет раздражать Меня народ сей? и доколе будет он не верить Мне при всех знамениях, которые делал Я среди его?

12 Поражу его язвою и истреблю его и произведу от тебя народ многочисленнее и сильнее его (Числ.14:11-12).

Какая уникальная возможность представилась Моисею?! Что Бог предложил ему? Господь предложил истребить израильтян и произвести от Моисея новую сильную нацию. Фактически, Бог предложил Моисею иметь в истории большое преимущество. Представьте только: «От тебя произведу народ многочисленнее и сильнее его». Любой карьерист согласился бы на это. Моисей размножился бы и вот Ханаан населяют Моисеиты – народ Божий. Но мог бы Моисей пойти на это предложение? О нет! На костях миллионов людей построить свою карьеру! Кто-кто, но Моисей это даже и представить себе не мог. Почему?  Потому что он был настоящим человеком Божьим.

О чем, в первую очередь, переживал Моисей? Мы читаем:

13 Но Моисей сказал Господу: услышат Египтяне, из среды которых Ты силою Твоею вывел народ сей,

14 И скажут жителям земли сей, которые слышали, что Ты, Господь, находишься среди народа сего, и что Ты, Господь, даешь им видеть Себя лицом к лицу, и облако Твое стоит над ними, и Ты идешь пред ними днем в столпе облачном, а ночью в столпе огненном;

15 И если Ты истребишь народ сей, как одного человека, то народы, которые слышали славу Твою, скажут:

16 Господь не мог ввести народ сей в землю, которую Он с клятвою обещал ему, а потому и погубил его в пустыне.

17 Итак да возвеличится сила Господня, как Ты сказал, говоря:

18 Господь долготерпелив и многомилостив, прощающий беззакония и преступления, и не оставляющий без наказания, но наказывающий беззаконие отцов в детях до третьего и четвертого рода.

19 Прости грех народу сему по великой милости Твоей, как Ты прощал народ сей от Египта доселе.

20 И сказал Господь Моисею: прощаю по слову твоему (Числ.14:13-20).

Какие прекрасные слова ходатая, заступника, адвоката. Несмотря на дерзкий мятеж Израиля, Моисей не оставляет народ. Он ходатайствует за него до тех пор, пока не получает уверенность в том, что Бог пощадит Свой народ и в итоге приведет его в землю обетованную.

А вот еще один случай с беспокойными и бунтующими. Мы читаем:

32 Прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал.

33 Господь сказал Моисею: того, кто согрешил предо Мною, изглажу из книги Моей (Исх.32:32-33).

Вы помните эту конфликтную ситуацию? Народ сделал себе золотого тельца, и Бог готов был его истребить. Бог снова предложил Моисею уничтожить народ и от него, от Моисея, произвести новый народ. Мы читаем об этом:

9 И сказал Господь Моисею: Я вижу народ сей, и вот, народ он — жестоковыйный;

10 Итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя (Исх. 32:9-10).

И как поступил Моисей на этот раз? Он согласился? Мы читаем удивительные слова. Вы только вдумайтесь в них:

32 Прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал.

33 Господь сказал Моисею: того, кто согрешил предо Мною, изглажу из книги Моей (Исх.32:32-33).

С чем готов был расстаться Моисей в обмен на спасение взбунтовавшихся израильтян? «Изгладь меня из книги Твоей, в которую Ты меня вписал». Речь шла о жизни вечной, которую готов был Моисей променять на спасение народа. Моисей понимал, что это восстание не против него, но против Бога; а Бога он не хотел скомпрометировать в глазах язычников, которые следили за каждым их шагом в пустыне. Он переживал, что скажут языческие народы, если Бог вывел народ из Египта, а довести их до обетованной земли не смог. Но у Бога было Свое решение на создавшуюся ситуацию. Народ, который Он вывел из Египта, Он не введет в Ханаан, они все, кроме двух, умрут в пустыне, а в обетованную землю введет Он уже новое поколение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, Господь оставил народ жить, дал ему еще один шанс на спасение. И все это благодаря заступничеству Моисея. О чем это говорит нам? Бог милует и нас благодаря смерти, воскресению и ходатайству Иисуса за нас. Моисей – это прообраз Христа. Иисус освобождает нас от «египетского рабства» этого мира и ведет через пустыню в землю обетованную. Он никогда нас не бросит. Он не оставит нас из-за того, что мы Его подвели. Мы порой тоже бунтуем, но имеем Ходатая, и Он прощает нас и дает нам шанс исправиться. Апостол Петр призывает нас:

7 Все свои тревоги и переживания предайте в руки Бога, ведь Он заботится о вас (1Петр.5:7).

Пусть эти прекрасные слова Петра будут всем нам в пожелание. Божьего вам благословения, дорогие мои слушатели и читатели!

Пастор Александр Серков


Рубрика: Библейские исследования, Видеоматериалы, Субботняя школа

RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитата) - выделите курсором текст в окне комментария и нажмите одну из кнопок форматирования [B, I, Quote].
Если вы желаете исправить свой комментарий или удалить его, напишите нам в редакцию.
Ознакомьтесь с нашими правилами публикации комментариев.

© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2022
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH.
Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)

Интернет-газета "ПУТЬ"