Уроки субботней школы из Германии. III квартал 2021. Урок №3 «Корни беспокойства»
Приветствую я вас, мои дорогие читатели и слушатели, на уроке субботней школы. Мы продолжаем изучение тем под общей рубрикой: «ПОКОЙ ВО ХРИСТЕ». Наш третий урок в этом квартале имеет заглавие: «КОРНИ БЕСПОКОЙСТВА». То есть, нам следует разобраться, откуда растет беспокойство, где оно зарождается, чтобы нам лечить не симптомы, а радикал этой духовной болезни.
Эпиграфом к этой теме мы имеем текст Писания, который как раз и раскрывает один из основных мотивов или корней нашего беспокойства. Мы читаем его:
16 Потому что, где зависть и соперничество, там неурядицы и гнусные дела (Иак.3:16 ПС).
Изучая этот урок, мы обнаружим, что это не единственные корни нашего беспокойства. Многие и другие вещи могут мешать нам иметь истинный покой во Христе. Хотя одни из них менее значительны, другие играют огромную роль в нарушении нашего душевного мира, но всего понемногу, и вот, последняя капля, и мы потеряли всякий покой, вышли из себя и наговорили столько, да в таком тоне, что потом всю жизнь об этом сожалеем; из-за чего порой и семьи рушатся, и войны, даже мировые, начинаются. И все из-за того, что кто-то потерял душевный покой, вышел из себя; растение зла проросло, дало цветы, а плоды пожинают тысячи людей.
Ну, что ж, давайте теперь рассмотрим эту тему по порядку.
I Иисус приносит разделение
Прочитаем текст Писания:
34 Не думайте, что Я пришел, чтобы принести на землю мир. Нет, Я пришел, чтобы принести не мир, а разделяющий меч.
35 Я пришел разделить сыновей с их отцами, дочерей – с их матерями и невесток – с их свекровями.
36 Так что, ближайшие родственники станут врагами друг другу.
37 Кто любит отца или мать больше, чем Меня, тот недостоин принадлежать Мне; и любящий сына или дочь больше, чем Меня, тоже недостоин принадлежать Мне.
38 Кто не берет свой крест и не следует за Мной, и он не достоин принадлежать Мне.
39 Пытающийся сберечь свою жизнь, потеряет ее, а потерявший ее ради Меня, сбережет ее (Матф.10:34-39 ПС).
Да уж, загадочный текст. А как же тогда пророчество Исаии о Мессии? Вы помните, что он пишет в 9 главе 6 стихе? В этом пророчестве о Христе среди прочих Его качеств, в конце стиха мы читаем его слова о том, что он говорит о Мессии, как о Князе мира. В других переводах стоит: «Князь, дарующий мир»; «Владыка благоденствия»; «Правитель, созидающий мир».
Как примирить эти два, казалось бы, антагонистичных текста? Вот так и получается: люди, поверхностно изучающие Писание, с одной стороны, говорят, что Бог ветхого завета – злой Бог, а Бог нового завета – Бог добрый. Ну, если рассматривать Библейскую историю ветхозаветного времени, то на ее фоне действительно очень много «крови». Целые народы были уничтожены. В общем-то, это смотря как рассматривать Бога. Если представить Его как Хирурга, то много гангрен и раковых опухолей Он ампутировал; и все это для того, чтобы спасти само тело. Не мог Он больше оставлять допотопный мир, не мог Он больше смотреть на содомский «гнойник»; Он все это ампутировал. Так добрый Он или злой? Он благоразумный и делает все во благо человечества в общем.
Христос пришел, чтобы все эти раны залечивать. В общем-то, это все понятно. А вот в этом уроке с самого начала все пошло как-то совсем наоборот. Ждали Мессию с миром, а Он явился, чтобы принести на землю разделяющий меч. Дело в том, что символику языка Иисуса надо понимать, не всегда она буквальная и порой кажется, что нет в ней вообще никакого смысла, даже больше того, она кажется абсурдной. Вот послушайте одно из Его высказываний:
53 Иисус же сказал им: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть тела Моего и пить крови Моей, не будете иметь жизни в самих себе.
54 Тот, кто ест Мое тело и пьет кровь Мою, имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день.
55 Ведь тело Мое – это истинная пища, и кровь Моя – истинное питье.
56 Тот, кто ест Мое тело и пьет кровь Мою, пребывает во Мне, и Я в нем (Иоан.6:53-56 ПС).
Абсурдней высказывание, казалось бы, просто и придумать нельзя. После этих слов, многие из Его учеников оставили Его. Почему? Потому что они были буквалистами, а нам следует быть символистами, чтобы за символами видеть то, что Христос хотел сказать теми или иными словами.
Наш текст, который мы читали о разделяющем мече, также полон загадочности, и его тоже надо уметь понимать и, при том, правильно. Высказав эти слова, Иисус рассеивает ошибочное мнение, которое, по-видимому, было у некоторых учеников, что весть, которую они должны были нести миру, приведет к полной гармонии во взаимоотношениях людей между собой. Иисус готовил их к тому, что произойдет, чтобы они потом не удивлялись, что в результате их евангельского служения среди из слушателей возникнут разногласия. Ведь будет так, что одни члены семьи примут Христа, как своего Спасителя, и пожелают идти Его путем, а кто-то в семье воспротивится этой вести, и начнутся тогда разногласия, доходящие даже до вражды.
Да, Христос является Князем мира. Именно Он принес мир на землю, мир небесный, душеный мир. Он говорил:
28 Придите ко Мне, измученные под тяжким бременем изнурительного труда и переживаний, и Я дам мир душам вашим;
29 Возьмите ярмо Мое на себя и научитесь от Меня, потому что Я кроток и смирен сердцем, и вы приобретете душевный мир (Матф.11:28-29 ПС).
Однако, когда человек заключает мир с Богом, люди этого мира, мирские люди, причисляют последователя Христа к врагам. А что, если кто-то из членов семьи не принял Христа, не заключил с Ним мирное соглашение, он остается мирским человеком, а значит он в конфликте с Богом и враждует с Его последователями, несмотря на то, что это его самые близкие люди по плоти или по браку. Вот это и приносит разделение.
Что остается делать таким последователям Христа, если не все в семье разделяют их религиозное вероисповедание? Христос говорит: «Кто не берет свой крест и не следует за Мной, и он не достоин принадлежать Мне». Что он этим хотел сказать? Буквалисты одевают буквальный крестик на шею и носят его, считая, что они исполняют повеление Христа. Но это ли имел в виду Христос?
Он говорит: «Возьми крест свой». Не крестик, на котором Христос изображен распятым, предлагается носить на шее, а «крест свой». У римлян смерть через распятие предназначалась для рабов и осужденных за самые гнусные преступления. Таким образом, можно сказать, что приговоренные к смерти были презираемы и ненавидимы обществом. Приговоренный к распятию обычно нес свой крест сам к месту казни. Христос хотел сказать, что Его последователи должны быть готовы не только к ненависти со стороны своих близких, но и к смерти. Подобно преступнику, они должны нести свой крест к месту казни, то есть, нести крест своих жизненных трудностей всю свою жизнь до самой смерти. Христос сказал еще по этому поводу следующее:
22 И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется (Матф.10:22).
II Эгоизм, эгоцентризм и амбиции
Давайте посмотрим, что эти слова скрывают за собой, и тогда сделаем некоторые выводы.
Эгоизм – это самолюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение интересами общества и окружающих.
Эгоцентризм – крайняя степень эгоизма.
Амбиция – обостренное самолюбие.
В общем-то, все эти негативные качества вращаются вокруг самолюбия. Мое «Я» в центре, все остальное пусть вращается вокруг меня. Если по какой-то причине это не происходит, мы теряем всякий душевный покой и даже физически заболеваем. Прочитаем один Библейский текст:
13 Один человек из толпы, обратившись к Иисусу, сказал: «Учитель, скажи моему брату, чтобы он поделился со мной наследством, которое оставил нам отец наш».
14 Иисус ответил ему: «Друг, это не Мое призвание быть посредником в вашем семейном споре» (Лук.12:13-14 ПС).
Вокруг Христа собралось огромное множество народа. Люди приходили кто за чем: одни пришли, чтобы Он накормил их хлебом и рыбой; других завлекла ко Христу толпа – все пошли, и я пойду. Немало, конечно было и тех, кто действительно жаждал услышать что-то новое, особенно, если оно касалось восстановления нового Царства Божьего. Зачем пришел этот «некто из толпы»? Ах, у него свои проблемы! Что ему до Царства, при том, грядущего когда-то? Тут обида гложет на брата: тот, видите ли, заграбастал все наследство отца, которое осталось после его смерти и делиться не хочет. А люди сегодня лучше ли? Они передерутся за наследство родителей, когда они еще живы и умирать не скоро собираются. О чем все это говорит? Это эгоизм и амбиции в крайних их проявлениях.
Для чего мы ходим в церковь? Что мы там черпаем для своего духовного возрастания? Этот «некто из толпы» слышал суровые обличения Господа против книжников и фарисеев, видел, как Он их сурово обличал, и он воспринял Евангелие Царствия не более, чем средство для достижения своих эгоистических интересов. Его слова, обращенные ко Христу, можно понять более конкретно: «Господи, вот ты так смело обличаешь фарисеев, скажи-ка моему брату с такой же властью», что-то вроде: «Прикажи-ка ему!» Видимо, оба брата были жадны на деньги, иначе вряд ли между ними возникла бы ссора.
Ну, что там говорить о ком-то, о том, кто был всего лишь «одним из толпы», мы имеем более вызывающий пример из жизни Его учеников, самых близких к Нему, среди них был тот, которого Он любил и брал всегда с собой при особых обстоятельствах. И вот что мы читаем:
35 В это время подошли к Иисусу Иаков и Иоанн, сыновья Зеведея, и сказали Ему: «Учитель, мы хотели бы, чтобы Ты выполнил нашу просьбу».
36 Он же сказал им: «Что же вы желаете, чтобы Я сделал вам?»
37 Они сказали: «Мы хотим, чтобы Ты позволил сесть нам справа и слева от Тебя, когда Ты будешь в славе Своей» (Марк.10:35-37 ПС).
Кто подошел ко Христу с просьбой столь эгоистичной? Иаков и Иоанн. Когда они подошли к Нему с этой просьбой? Берем сразу же два стиха выше, чтобы у нас вырисовалась общая картина происходящего:
33 «Слушайте, – сказал Он, — вот, мы идем в Иерусалим. Там Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и приговор Ему вынесут к смерти, и передадут Его язычникам;
34 И будут глумиться над Ним, и плевать в Него, и бичевать, и, наконец, убьют Его; но в третий день Он воскреснет».
О чем Христос рассказывал ученикам? О том, что ожидает Его в Иерусалиме: предательство, глумления, бичевание, и наконец смерть. Слушали они это? Может и слушали. Но слышали ли они эти высказывания Христа? Навряд ли. Их мысли были забиты другими проблемами. Может два брата как раз во время проповеди Христа решали, кто же из них именно будет излагать свою просьбу Христу? Какими благозвучными словами он это преподаст? И вот, они и пропустили мимо ушей все наставления Христа.
Бывает же и у нас порой так: пока идет проповедь о том, как нам надо готовиться к пришествию Христа, чтобы оно не застигло нас врасплох, мы в мыслях успеваем и на базаре побывать, и старую машину продать, и даже уже и новую купить, гораздо лучшую, чем у брата, сидящего на скамейке впереди нас. Ну, это я так для примера, к тому, что ученики тоже проповедь прослушали, они торопились, быстрей бы Он закончил Свои нравоучения, нам надо побыстрей решить свои насущные вопросы, «забить», как говорят, самые лучшие места в президиуме в новом Царстве, а то вдруг кто-то из других учеников опередит нас, подойдет ко Христу раньше и попросит эти места себе. Как вы думаете, а другие ученики, о чем мечтали? Не об этом ли самом тоже? Или вы думаете, что они были далеки от этих амбиций?
Мы читаем в главе девятой, это предыдущая глава от того места, где описано об Иакове и Иоанне, когда они пришли ко Христу со своими амбициозными заявлениями. Я цитирую:
31 Потому что намерен был объяснить Своим ученикам, что будет с Ним. И сказал Он им: «Сын Человеческий будет предан в руки людей, и убьют Его, но в третий день Он воскреснет».
32 Но они ничего из Его слов не поняли и спросить об этом не решались.
33 И вот, пришли они в Капернаум. Когда были они в доме, Иисус спросил своих учеников: «О чем вы, идя дорогой, рассуждали?»
34 Они молчали, потому что по дороге спорили, кто из них больше (Марк.9:34 ПС).
Почему ученики ничего не поняли из слов Христа о том, что предстоит перенести Ему в Иерусалиме? Это не входило в их амбициозные планы. Их мысли были забиты файлами о царстве, которое, как они считали, Он установит здесь на земле, и они спорили, по всей видимости, кто будет каким министром в этом царстве. И больше всего их спор, по всей видимости, состоял в том, кто же будет премьер-министром.
Но и это еще не все, я хочу привести еще более близкий к нам пример, самый при самый близкий. Давайте подойдем к зеркалу. Если мы увидим в нем себя в образе амбициозных притязаний, которые сулит нам дьявол сегодня, значит этот урок мы изучали не зря. Нет, ну, кто-то может уже достиг совершенства, мы за таких рады, Божьего им благословения.
Христос предложил ученикам принцип Царства Божьего, и он оказался совершенно другим. После всех наставлений о смирении, во время последней вечери, одного из самых торжественных моментов истории человечества, когда ученики все еще спорили, кто из них должен считаться большим, Он делом на примере показал истинное смирение, омыв ноги ученикам. Это та работа, которую совершает слуга. Вот это и есть самая что ни есть настоящая антиамбиция, самый приемлемый антиэгоизм и антиэгоцентризм. Как вам, пример Христа понравился? Значит Дух Святой достиг вашего сердца.
Запомните: принцип мира – хватать. Принцип Царства Христа – отдавать. Принцип мира – пиар, то есть самореклама. Принцип неба – жизнь в смирении и кротости.
III Искоренение беспокойства
На мой взгляд, мы подошли к самой актуальной части этого урока. Какой толк от того, если мы говорим только о корнях беспокойства, нам пора уже приступать к их искоренению, а мы еще не знаем, как это делать.
Сегодня столько много рассуждений на сайтах в интернете о коронавирусе «COVID-19»: и больше речь идет о статистике, чем о том, как этот вирус искоренить. И если что-то и предлагается, то это весьма сомнительные предложения. Но об этом мы не будем, это я привел так, для примера. Перед нами задача более высокого уровня, мы должны выяснить: как искоренить те проблемы, от которых зависит наше духовное благополучие на земле в общении с людьми, и, в конечном итоге, от этого искоренения зависит наша вечная участь. Давайте прочитаем один текст:
1 «Да будут сердца ваши свободны от тревог и переживаний, – сказал Иисус. – Как вы верите в Бога, так верьте и в Меня и не падайте духом;
2 Потому что в доме Отца Моего обителей хватит для многих. Если бы это не было так, Я не сказал бы вам об этом, чтобы не вводить вас в заблуждение. И вот, иду Я, чтобы в этих обширных обителях приготовить вам место.
3 И когда Я уйду и приготовлю для вас место, Я вернусь и заберу вас, чтобы и вы были там, где Я.
4 А куда Я иду, вы знаете, и путь туда вам известен».
5 Тогда Фома сказал Ему: «Господи, откуда нам знать путь Твой, если мы не знаем даже, куда Ты идешь?»
6 На что Иисус ответил ему: «Я – путь, истина и жизнь; к Отцу можно прийти не иначе, как только через Меня, другого пути к Отцу нет (Иоан.14:1- 6 ПС).
Это заключительная утешительная речь Иисуса, обращенная к ученикам. Если одним общим взором просмотреть всю эту речь, то можно увидеть цель, которую Христос пытался достичь прежде, чем оставит их одних. В конце предыдущей главы произошел диалог Иисуса с Петром. Мы читаем:
37 Петр вновь поинтересовался: «Господи, почему я не могу пойти с Тобой сейчас? Я готов умереть за Тебя!»
38 «Говоришь: “Умереть готов за Меня?!” – сказал Иисус. Истинно, истинно говорю тебе, не успеет петух пропеть, как ты уже трижды отречешься от Меня» (Иоан.13:37-38 ПС).
И вот сразу после этих слов, по изложению повествования Иоанном, мы читаем эту обширную наставительную речь Христа, которая заканчивается шестнадцатой главой, последним тридцать третьим стихом:
33 Рассказал Я вам все это для того, чтобы вы были в единстве со Мной и нашли успокоение, ведь в мире ожидают вас скорби и бедственные времена. Но вы будьте мужественны! Я победил этот мир!» (Иоан.16:33 ПС).
И затем всю семнадцатую главу посвятил Иоанн описанию молитвы Иисуса за учеников и прославлению Бога Отца.
Вот в этой утешительной речи Иисус отрывает их взоры от земного, от всех этих тревог, переживаний, гонений, которые предстоит им перенести, к небесным обителям, которых там хватит всем. На вопрос Фомы, поинтересовавшемся: где же то место, где много обителей, куда ты собираешься идти и куда нас обещаешь забрать, Иисус дипломатично указал им На Себя, как на Путь, идя по Которому, можно туда прийти. Мы читали:
6 На что Иисус ответил ему: «Я – путь, истина и жизнь; к Отцу можно прийти не иначе, как только через Меня, другого пути к Отцу нет» (Иоан.14:6 ПС).
Вот тут-то и кроется ответ на волнующий нас вопрос: «Как искоренить беспокойство и все, что с ним связано». О чем мы больше всего беспокоимся? О чем наша скорбь и печаль? О том, что ближний наш преуспевает в бизнесе, а мы нет? У брата моего дом лучше, чем мой? Или о том, кто больше в церковном руководстве? А может мы отягощены тем, как же мы будем переносить страдания, когда начнутся гонения? О, эти причины можно перечислять без конца. Христос говорит: «Да будут сердца ваши свободны от тревог и переживаний. Верьте в Бога и в Меня верьте и не падайте духом».
Сердце – символический центр человеческой личности. И каждый верующий ответственен за состояние своего сердца. В притчах мы читаем:
23 Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни (Притчи 4:23).
Твердо уповая на Бога Отца и на Сына Его Иисуса Христа, верующие смогут преодолевать гнетущую печаль и малодушие, они смогут устоять в грядущих испытаниях. Христос – это Путь с земли на небо. Своей человеческой природой Он касается земли, а Своей Божественной природой Он касается небес. Он, таким образом – лестница, соединяющая землю с небом. Благодаря Его воплощению и смерти для нас был открыт новый и живой путь; и иного пути для спасения для нас нет.
Если мы уповаем на Христа, если мы отдались полностью в Его распоряжение, если Он – наш путь, истина и жизнь, беспокойство искоренится из наших сердец. Вас это утешает? Меня тоже.
Заключение
Итак, в этом уроке: «Корни беспокойства» мы рассмотрели свойства характера, которые часто бывают скрыты от глаз, но время от времени поднимают они свои уродливые головы. Слишком часто жизнь христиан характеризует такие черты, как гордость, эгоизм, нездоровые амбиции и лицемерие, которые порочат наше свидетельство перед миром. Ап. Павел советует нам наблюдать, «чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие» (Евр.12:15).
В наших сердцах остаются корни зла. Если с ними не бороться, они дают побеги, которые приносят злые плоды. Да сохранит нас Господь от этих злых корней, приводящих нас к беспокойству.
Божьего вам благословения, дорогие мои читатели и слушатели! До следующего урока в этом квартале, который будет озаглавлен: «Цена покоя».
Пастор Александр Серков
Комментарии (2):
юра
| Ссылка на комментарий
Деяние 21, где написано, что десятки тысяч членов первоапостольской церкви, уверовали во Христа, но утверждались на законе и отпали от Христа.
А сегодня не так? Когда веруем во Христа, но усомнились, тем что уповаем на заповеди закона.
Александр Серков
| Ссылка на комментарий
Это высказывание совершенно не по теме урока. Просто пришел к нам на сайт ревнитель беззакония и хочет обвинить нас в том, что мы, якобы, законники. Юра, читайте, пожалуйста, контекст, не вырывая из него отдельный фрагмент, и тогда Вы увидите, о чем идет там речь. Вот даже в Вашем заявлении, которое Вы поставили сюда, полная нестыковка мыслей между собой. Вот что мы читаем в Деяниях:
20 Они же, выслушав, прославили Бога и сказали ему: видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев, и все они ревнители закона (Деян.21:20).
Вы исказили этот текст. Иерусалимские пресвитеры говорят об уверовавших иудеях, что они ревнители закона. В вашем высказывании полный антагонизм: в одном предложении у Вас: «они уверовали во Христа» и тут же: «они отпали от Христа». Так уверовали они во Христа или отпали от Него? И на законе они не «утверждались», как пишете Вы, они были и оставались ревнителями закона, речь идет об уверовавших во Христа иудеях, которые остались ревнителями закона. Какого закона? Вы пытаетесь провести аналогию между нами сегодня и теми иудеями и пишите: «А сегодня не так? Когда мы веруем во Христа, но усомнились, тем, что уповаем на заповеди закона». В тексте речь идет о законе, об одном каком-то, мы сейчас определим, о каком, а Вы пишите во множественном числе: «заповеди закона». Это намек на что? На какие заповеди?
О каком одном законе идет речь в данном тексте? Я приведу весь контекст:
20 Они же, выслушав, прославили Бога и сказали ему: видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев, и все они ревнители закона.
21 А о тебе наслышались они, что ты всех Иудеев, живущих между язычниками, учишь отступлению от Моисея, говоря, чтобы они не обрезывали детей своих и не поступали по обычаям.
22 Итак что же? Верно соберется народ; ибо услышат, что ты пришел.
23 Сделай же, что мы скажем тебе: есть у нас четыре человека, имеющие на себе обет.
24 Взяв их, очистись с ними, и возьми на себя издержки на [жертву] за них, чтобы остригли себе голову, и узнают все, что слышанное ими о тебе несправедливо, но что и сам ты продолжаешь соблюдать закон (Деян.21:20-24).
О каком законе идет здесь речь? О законе обрезания. Так что не надо бросать камешки в огород адвентистов, заявляя: «А сегодня не так»? Идите и изучайте Писание, Божьего Вам благословения, Юра.