Уроки субботней школы из Германии. III квартал 2021. Урок №6 «Покой в семье»
Мир вам и Божье благословение, дорогие мои слушатели и читатели! Я приветствую вас на уроке субботней школы. Перед нами шестой урок из цикла «ПОКОЙ ВО ХРИСТЕ». В этом уроке речь пойдет о семейном покое. Говорят, что «Семья – это уголочек рая». Во всяком случае, это так должно быть в идеале, да так в большинстве случаев и есть: семья, это то место, куда спешат родители с работы, дети из школы, малыши из детского садика; дома они отдыхают от дневной суеты и расслабляются от всевозможных дневных стрессов.
К сожалению, бывает в некоторых семьях наоборот. Кто-то может быть со вздохом заявляет: «Ох, быстрей бы утро, да на работу!» Вот вам и «ПОКОЙ В СЕМЬЕ!» Но мы в этой теме будем искать все пути для того, чтобы все же семья была не местом, где кто-то чувствует себя неуютно и ущемлённо, чтобы семья была не исчадием ада, а все же оставалась уголочком рая.
Я предлагаю эпиграф к этой теме:
14 Все да будет у вас с любовью (1Кор.16:14).
Любовь – это рычаг, при помощи которого можно перевернуть горы недоразумений в семейных ссорах, спорах и неурядицах. Пусть призыв апостола Павла будет лейтмотивом всех наших размышлений, чтобы из всякого Библейского негативного примера мы имели предостережение, чтобы у нас так не произошло; а для этого наши взаимоотношения друг с другом в наших семьях давайте смажем «маслом любви», тогда наши зубы не будут «скрипеть и скрежетать» друг на друга, и семьи наши станут воистину уголочком рая на земле и преддверием будущего рая со всеми искупленными в Божьем Царстве.
I Дисфункциональные семьи
Давайте прежде всего выясним, что означает на нашем повседневном языке «дисфункциональная семья»? Дисфу́нкция (от лат. dis — отрицание, затруднение + functio — действие, осуществление) — нарушение деятельности. Сам термин «дисфункциональный» можно перевести как «неблагополучный», «негармоничный».
Дисфункциональная семья — это семья, в которой постоянно происходят конфликты, плохое поведение и часто пренебрежение детьми или жестокое обращение со стороны отдельных родителей, что вынуждает других членов приспосабливаться к таким действиям. Дети иногда растут в таких семьях с пониманием того, что такая ситуация нормальна. Дисфункциональные семьи в основном являются результатом двух взрослых, один из которых, как правило, открыто злоупотребляет или превышает свои полномочия, а другой – зависим и вынужден применяться к диктуемым ему условиям. В некоторых случаях доминирующий родитель будет злоупотреблять или пренебрегать своими детьми, а другой родитель ради мира берет вину на себя.
В этом уроке мы будем говорить именно о такой дисфункциональной семье. Это семья Иосифа, сына Иакова, внука Исаака и правнука Авраама. Почему я упомянул и дедушку, и прадедушку? Потому что история неблагополучной, негармоничной семьи началась еще с Аврама и Сары. Как случилось, что Агарь, служанка Сары, вдруг забеременела от Аврама? Вы эту историю помните. Давайте будем делать только выводы, чтобы наши семьи тоже не превратились в дисфункциональные.
К чему привело то, что Аврам и Сара взяли инициативу решения проблемы, то, что у них не было детей, в свои руки и пытались любым способом, законным или незаконным, решить ее самостоятельно? И это вместо того, чтобы доверить этот вопрос Богу, тем более Бог уже обещал Авраму, что он будет иметь многочисленное потомство, как песчинки на берегу моря.
Дисфункциональность этой семьи заключалось в соперничестве двух женщин. Выросшие в этой атмосфере Измаил и Исаак перенесли это напряжение в свои семьи. Исаак всегда отдавал предпочтение Исаву, а Иаков постоянно пытался заслужить любовь и уважение отца. Иаков оказался мужем не только двух жен, но и двух их служанок. Исав тоже был многоженцем, тем более жены его были из языческих семей, что делало жизнь Исаака и Ревекки невыносимой. Вот вам и еще дисфункциональные семьи.
Соперничество между четырьмя женщинами Иакова, словно раковая опухоль, распространилось на их детей. Дети от разных матерей соперничали между собой и не могли терпеть, когда в «огород» их братской «ячейки» «бросали камешки». Они расправлялись с соперниками очень жестоко. Когда обесчестили их сестру Дину, им ничего не стоило уничтожить всех мужчин во всем том городе и безжалостно забрать всех их женщин и детей в плен, а дома их разграбить, забрав все их имущество. Первородный в семье Рувим продемонстрировал свое превосходство и неповиновение своему стареющему отцу, совершив прелюбодеяние со служанкой Рахили – Валлой, матерью нескольких детей Иакова. Иуда принял свою овдовевшую невестку за продажную женщину, которая родила от него близнецов. Вот такова история.
На прошлом уроке мы рано радовались, что, вот, мол, наконец-то, закончились темы подлости, и начались хорошие темы о покаянии. Оказывается, Библия еще полна печальных историй, и нам надлежит их «переварить». Но может быть это и хорошо, может это послужит каким-то предостережением для нас, ведь мудрый-то тот, кто учится на ошибках других.
С другой стороны, следует заметить, исследуя историю выдающихся людей, многие из них – выходцы именно из дисфункциональных семейств. Кто-то из них переносил в детстве тяжелые травмы. Одни много болели, другие воспитывались в неблагополучных семьях. Конечно, не без того, некоторые из известных людей выросли в дружных семьях. Поэтому, эта тема, мне кажется, актуальна для всех нас, воспитанных в разных семьях, и все мы можем извлечь из нее для себя как поучение, так и предостережение.
Поэтому, пусть эта тема не покажется нам какой-то странной, мол, у меня семья особая, она супер дисфункциональная. У кого-то властный отец, да, к тому же, он часто приходит домой в нетрезвом состоянии. У кого-то мать придирается ко всем на каждом шагу; братья, сестры между собой постоянно в напряженном соперничестве. Хотя дом – это место, где должны поддерживать друг друга, где должна проявляться любовь друг ко другу, где порой нужно проявить к кому-то толерантность. Но так бывает не всегда и не у всех. Нам остается молиться и со своей стороны хотя бы не подливать масло в огонь. Иаков подлил масло, но только не в колесики братских взаимоотношений, чтобы они не скрипели, а в огонь их распрей и споров, он подарил Иосифу яркую разноцветную одежду. Вот вам и последствия всех семейных перипетий, а тут еще плюс к злополучной одежде сны Иосифа; и все вместе взятое, и вот, история Иосифа резко меняется. Но об этом мы поговорим в следующих частях урока. Главное, история эта имеет замечательный конец. И это нас радует, когда мы изучаем Библейские печальные истории.
II Выбор нового направления
Вы заметили, мы не читаем пока из Библии. Я думаю, эта история нам всем известна, мы лишь делаем некоторые выводы, которые, надеюсь, принесут нам пользу.
Мы с вами любим путешествовать, особенно в те далекие страны, где мы никогда не были. Но обычно в путешествии рядом наши близкие, родные, мы знаем, что там дома нас проводили с молитвой и благословением, и мы не теряем надежду, что через две-три недели мы снова вернемся домой. Но представьте себе историю Иосифа. Он отправился по поручению отца навестить братьев. После долгих поисков, внимательно всматриваясь вдаль, наконец-то он увидел их. Все же, хоть и наполовину, но родные братья! Он машет им, это я, Иосиф, принес вам вкусный супчик, он ждет их объятья, ведь долго не виделись. У вас такое не случалось: обняв после богослужения брата или сестру с самыми теплыми чувствами, вы видите, что вас отталкивают. Оказывается, обида за какой-то давний пустяк не утихла, она даже разрослась на дрожжах мнимого воображения.
Вместо объятий, Иосиф оказался в глубоком рве. «Может они пошутили? — мог подумать Иосиф, — сейчас придут и вытащат». И вот слышит он их голоса, о, наконец-то пришли за мной, значит точно они пошутили. Но не тут-то было! Злые лица выдавали их другие планы. Что же они задумали? Неужели убьют меня? О, не может быть, мои братья собираются меня продать в рабство!
Вот вам и пример дисфункциональной семьи со всеми вытекающими отсюда последствиями. Не все в жизни нам предоставлено выбирать: работу мы можем выбрать, будущую жену мы можем тоже взять по своему вкусу, количество детей можем планировать, а вот родителей не выбирают, братьев и сестер – тоже. Здесь, кому что выпадет на его жизненную долю. Многие наслаждаются семейным счастьем, а кто-то волочит жалкое иго супружеской жизни, смирившись с тем, что ему в жизни досталось. Семейные отношения часто сложны и болезненны, в результате чего мы неспокойны, обижены и несем бремя эмоционального багажа, которое часто пытаемся переложить на других.
Из истории Иосифа мы должны увидеть, как действует Бог, даруя исцеление и эмоциональный покой, несмотря на дисфункциональные семейные отношения.
И вот, Иосиф в непредвиденном и незапланированном путешествии. Места все новые, но чужие, да сквозь наворачивающиеся слезы обиды особо и не мог он, в общем-то, разглядеть все достопримечательности чужих мест. Мысли переплетались одна с другой и возникали все новые и новые вопросы. Что там с отцом? Что он подумает, осознавая мое отсутствие? Как братья могли так поступить со мной? Вспоминаются язвительные оскорбления, которыми были встречены его страстные мольбы. Видев их разгневанные лица, невозможно было не вспомнить, как они безжалостно убивали мужчин за Дину, свою сестру. Убить Иосифа – это для них не составило бы никакого затруднения, ни в физическом, ни в моральном плане. Единственное, что превысило желание убить его, так это жадность к деньгам. Оказывается, деньги – превыше всего, за них можно и человека невинного убить, можно и продать его в рабство, лишь бы зазвенело в кармане.
И вот, у них звенит, а у Иосифа сердце разрывается от боли и обиды. Как в одночасье можно из принца, любимого сына у отца, превратиться в презренного, беспомощного раба. Мысли сменяли одна другую: что ожидает меня в чужой стране, одинокого, без друзей и близких? На какое-то время погрузился он в безысходное горе и страх.
Но постепенно его мысли возвратились к Богу его отцов. С самого детства он был научен любить и бояться Бога. Он вспоминал рассказы отца о том, как он был беглецом и изгнанником, покинувшим свой дом из-за страха быть убитым своим братом. Он вспомнил и свои сны, которые хоть и были вещими, но и они подбрасывали масло в огонь ненависти его братьев. Тогда он полностью предался в руки того Бога, Который не оставил ни его отца, ни дедушку, ни прадедушку. «Он будет Покровителем и мне в чужой земле», — твердо решил Иосиф. Начиная приобретать покой, Иосиф принял решение следовать во всем за Богом, что бы его не ожидало в стране, куда его ведут.
Мы тоже не лишены желания приобрести душевный мир и покой. Что мешает нам? Мы в рабстве? Мы на чужбине вдали от родителей, от детей, от внуков? Нас предают братья и сестры? Над нашим стремлением жить благочестивой жизнью смеются? Как минимум, не надо подливать масла в огонь распрей; как максимум – будем молиться и за себя, и за них. Вот это и будет выбором нового направления в нашей жизни.
III Формирование правильной самооценки
И вот Иосиф у границ Египта. Каждая новая обстановка его настораживает. Вот он выставлен на рынок, где стоят вместе с ним рядом другие рабы для продажи. Иосиф приглянулся одному высокопоставленному лицу, а может его жене, которая предложила его купить. Мы читаем:
1 Купцы, купившие Иосифа, отвели его в Египет. Человек по имени Потифар, придворный чиновник фараона, начальник царских телохранителей, купил его у них (Быт.39:1 ПС).
И вот, молодой человек оказался в знатной семье. Он сразу же погрузился в незнакомый язык и совершенно другую культуру. Кем он стал теперь? Любимый в семье сынок, выросший под особой заботой, стал рабом, которого можно купить и продать, которому можно приказать. Все так резко переменилось: все жизненные обстоятельства обернулись против него.
Вы знаете, мы порой считаем нашу жизнь сложившейся удачно. У нас все идет гладко, ни в чем мы не имеем нужды, все есть: дом, машина, семья, дети. Но мы не задумываемся о формировании своего характера: как он сформируется именно в такой, в материально достаточной семье и благоприятной обстановке? А вы знаете – статистика свидетельствует, что именно из богатых семей выходят чаще всего преступники. Они с детства привыкли, что им все дозволено и по их желанию им все будет предоставлено: мопед, когда у других детей нет даже велосипеда; крутая машина, когда сверстники не могут позволить себе старенький мотоцикл. Формирование характера закладывается именно в детстве и юности.
Мы не знаем, что было бы в дальнейшем с Иосифом, если бы он не усвоил урок ощущения униженности и рабского существования?! Я не желаю вам, мои дорогие, попасть в такие обстоятельства, в которые попал Иосиф, но нашим молодым парням желаю не избегать армейской службы с отстаиванием там истины. Говорят, что армия – это школа мужества. Для христианина – это школа отстаивания истины в экстремальных условиях. Иосиф прошел эту школу испытания на верность Богу.
Когда я был в армии, у нас были сослуживцы из семей верующих. Я только об этом потом узнал в личном разговоре. Их невозможно было отличить от остальных солдат в поведении: они курили как все, пили, как остальные. Мог бы Иосиф опуститься до уровня: «как все, так и я»? Были для этого предпосылки? Да. Мог он обидеться настолько на братьев, на Бога, за то, что он теперь в таких условиях? Мог. Но религиозное семя, заложенное в него с детства, проросло и дало свои всходы и плоды. Он впитал духовную подоплеку своего отца, деда и прадеда. В его сознании любовь к Богу превысила жизненные обстоятельства. Иосиф усвоил урок, который нам следовало бы усвоить. Он поднялся выше унизительных и презрительных отношений к нему и вверил себя в руки Божьи.
К сожалению, нас наше, может быть, неблагополучное детство ничему не учит, наоборот, мы ожесточаемся и всю жизнь пытаемся измываться над другими, возмещая этим свое ущемлённое детство. Мы переоцениваем себя в своих собственных глазах, и тогда нам кажется, что на нас постоянно кто-то не так смотрит, нам что-то не так сказали, нас недооценили, нас не похвалили, наша собственная самооценка ущемлена, и мы можем в обиде своей либо отстраниться от общества, либо проявлять свою агрессию в нем.
Это все печально, но Бог, тем не менее, смотрит на нас через призму благодати и ставит нас порой в такие жизненные обстоятельства, которые дают нам возможность скорректировать свой характер под влиянием Святого Духа, и благо для нас, если мы этими обстоятельствами воспользуемся во благо себе и окружающим нас людям.
Многие жалуются на тещу, на свекровь, на сноху, на зятя, на жену, на мужа. Кто знает, может Бог дал нам кого-то из них для формирования нашего христианского характера? Давайте всякий раз, когда нам, в нашей семье, трудно, будем вспоминать Иисуса Христа. Мы читаем:
11 Пришел Он на землю, принадлежащую Ему, как личная собственность, но Его собственный народ не принял Его (Иоан.1:11 ПС).
Что значит наша жизнь с нашими трудностями по сравнению с трудностями жизни Христа? Христос не только молча относился к насмешкам и издевкам фарисеев, Он не только терпел предсмертные издевательства над Ним, Он умер за нас, чтобы мы получили возможность стать теми, кем мы и были созданы и в какое состояние Он хочет нас восстановить. Показывая нам нашу греховность и высокую цену, уплаченную за искупление, Голгофский крест также открывает нашу значимость и ценность для Бога. Независимо от того, что думают о нас другие или же мы сами, Бог любит нас и стремится освободить не только от власти греха, но и от его последствия – вечной смерти. Поэтому ключевой вопрос всегда один и тот же: как мы реагируем на реальность Божьей любви, явленной в Иисусе Христе?
IV Лицом к лицу с великими трудностями
История Иосифа в Египте начинается хорошо, потому что он вверил себя Богу, и Господь благословил его. Мы читаем:
3 Господин его заметил, что Господь с Иосифом, и Он помогает ему успешно выполнять все, за что он берется.
4 Таким образом Иосиф приобрел расположение своего господина, который сделал его своим личным слугой, а затем поставил его даже над всем домом своим и доверил ему управление всем своим имуществом.
5 С того момента, как Иосиф стал управляющим, ради него благословение Господа было на Потифаре; это ощущалось во всех его делах, как в доме, так и на полях.
6 Доверив все дела Иосифу, сам Потифар освободился от лишних хлопот, и оставалось ему лишь заботиться о том, что же выбрать поесть, да попить (Быт.39:3-6 ПС).
Но, как обычно, где хорошо, и даже слишком хорошо, жди, что что-нибудь случится, грянет какая-нибудь беда. Так и произошло. У жены Потифара были проблемы. Вам о них рассказывать? Или вы сами их знаете? Давайте сопоставим два случая и сделаем какие-то выводы. Не так давно мы изучали на уроке субботней школы проблему Давида и Вирсавии. Вот перед нами идентичный случай. Но идентичный он не во всем. Давайте проведем параллель между этими двумя случаями.
Случай с Давидом. Мы читаем:
2 Однажды под вечер Давид, встав с постели, прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину; а та женщина была очень красива (2 Цар. 11:2).
Об Иосифе мы читаем:
6 Иосиф же был исключительно красивым, как лицом, так и стройной фигурой тела (Быт.39:6 ПС).
Чем обернулась история Давида и Вирсавии? Мы читаем:
4 Давид послал слуг взять ее; и она пришла к нему, и он спал с нею (2Цар.11:4).
А с Иосифом что произошло? Мы читаем:
7 Все это обернулось тем, что жена господина его обратила на него свое внимание и пыталась заманить его к себе в постель.
8 Но он решительно отказал ей в этом, сказав: «Мой господин доверил мне все свое имущество и больше не заботится ни о чем в своем доме;
9 Он поставил меня самым главным, и нет в этом доме никого, кто был бы больше меня; для меня нет здесь ничего запретного, кроме тебя, потому что ты – его жена, как же сделаю я такое великое зло господину моему и согрешу этим перед Богом?»
10 Хотя она досаждала его день за днем, предлагая разделить с ней постельную близость, но он решительно отказывался от этого.
11 Как-то раз вошел Иосиф в дом, чтобы выполнять свою работу. Никого из слуг в данный момент поблизости не было;
12 Она схватила его за полы одежды и сказала в приказном тоне: «Иди сюда ко мне в постель!» Вырвавшись, он убежал, оставив одежду свою в ее руках (Быт.39:7-12 ПС).
Вот и сопоставьте два случая. Давид имел жен и наложниц. А значит, в половом плане он голодным не был. Иосиф – молодой юноша, без жены, без любовниц. И вот тебе искушение. Мы говорим: «Ну, как Вирсавия могла что-либо сказать Давиду, он же был царем!» Ну, и что? Пусть царь казнит, отрубит голову с красивым лицом, но я не согласна на греховное прелюбодеяние. Иосиф тоже не взирал на последствия. Как раба, Потифар за такое дело мог бы его без суда и следствия убить. Но что сказал Иосиф? «Как же сделаю я такое великое зло господину моему и согрешу этим перед Богом?»
Верно сказано? Нас каждого постигают свои искушения, степени искушений мы также имеем разные. Как мы поступаем в наших ситуациях искушений? Пусть каждый ответит сам себе, и в конечном итоге он ответит перед Богом.
Конечно, жизнь на земле несправедлива. Добро не всегда вознаграждается, а зло не всегда тут же наказывается. Однако есть добрая весть: Иосиф смог обрести покой даже в тюрьме, потому что Бог был с ним. В тюрьме он вполне мог бы, размышляя о несправедливости своего положения, обидеться на Бога, да до такой степени, что отказался бы от Него. Но этого не произошло. Он и в тюрьме оставался любящим человеком, помогающим, чем возможно, другим. И вот, в конце концов радостный конец в его истории. Как говорят: «Конец дело красит». Но об этом мы будем говорить в следующем уроке.
Вывод из этого урока
Наши отношения – миниатюрное отражение многовековой великой борьбы между Богом и сатаной. А это означает, что нет идеальных отношений. Но каждые отношения должны иметь динамику роста, но сатана заинтересован в том, чтобы использовать все наши отношения, особенно самые близкие, в своих интересах, чтобы навредить и нарушить волю Божью относительно нашей жизни. Мы можем быть благодарны за то, что не оставлены вести эти битвы в одиночку. Слово Божье устанавливает принципы отношений. Божье обещание дать нам мудрость (Иак.1:5) распространяется также на наши отношения. Как Господь был с Иосифом, так Он будет с нами всегда, особенно когда наши отношения усложняются.
Заключение
Некоторые из нас приходят в класс Субботней школы из благочестивых семей, где есть поддержка. Другие приходят из разрушенных или дисфункциональных семей. Независимо от того, какой является наша семья, наша семейная жизнь, настоящая или прошлая, каждый из нас, ну, может не в такой степени, как Иосиф, проходит через некоторые трудные жизненные испытания. Пройденный урок Субботней школы содержит одну центральную мысль. Бог не оставляет нас, когда мы сталкиваемся с жизненными трудностями. Если мы, как Иосиф, выбираем верность Богу в трудные времена, Он подготовит нас к чему-то гораздо большему, чем мы можем себе представить.
Итак, в течение этой недели помните об опыте Иосифа. Он был верен Богу 13 долгих и трудных лет. Все это время Божье благословение присутствовало в его жизни. Желаю я и вам, мои дорогие слушатели и читатели, Божьего благословения на ваши трудные моменты жизни. Оставайтесь всегда верными Богу.
Пастор Александр Серков.