Кто назначает дату Пришествия?

Эта тема продолжает цикл бесед под названием «Критическое мышление». Предыдущие темы называются «Время ли покидать города», «Папа Римский и последнее время» и «И восстанут лжеадвентисты». Видеоверсия цикла здесь.

Второе пришествие – возможно, самый раздражающий аспект учения Иисуса. Как церкви сохранить баланс между эсхатологической горячкой и охлаждением веры? Верить, потому что Иисус вернется завтра – мощный довод. Но прошло 2000 лет, а Он не вернулся. И это побуждает некоторых думать, что Иисус не вернется никогда. Либо вернется так нескоро, что Его обещанием можно пренебречь.

Многие искренние христиане во все века были озабочены тем, что церковь, как им казалось, духовно засыпает либо вовсе крепко спит. И они стремились побудить ее к ревностной жизни в вере, в частности, ища признаки приближающегося Пришествия. Происходит это и в наши дни. Если проповеднику удается убедить, что он имеет доказательства близкого Пришествия, это вызывает интерес и эмоциональный подъем. Но пока все такие случаи оканчивались разочарованием.

В 2018 году известный адвентистский проповедник Марк Финли выступил на новостном сайте Генеральной Конференции adventistreview.org с опровержением популярной проповеди миссионера Дэвида Гейтса (на фото). Проповедь Гейтса называется «При дверях».

Дэвид Гейтс сделал несколько заявлений, касающихся интерпретации библейских пророчеств, и выступил с критикой недавних решений Церкви христиан адвентистов седьмого дня, что смутило и привело в замешательство некоторых адвентистов на постсоветском пространстве.

Что критикует Финли в проповеди Гейтса? Несколько выдержек из отзыва Финли.

  1. «Акцент пророческих объяснений сделан на личных ощущениях, а не на Слове Божьем. Дэвид Гейтс делает акцент на личном опыте больше, чем на Слове Божьем. Его предложения звучат следующим образом, он говорит: «Бог показал мне» или же: «У меня сложилось впечатление», или: «Другу приснился сон», «Один пастор подтвердил это». Когда мы сдвигаем пророческое объяснение на свои ощущения того, что Бог нам это открыл, когда мы отходим от объективного и авторитетного Слова Божьего к своим личным ощущениям, то заходим на очень опасную территорию».
  2. «Толкование. Был взят период в 1260 дней (или же 42 месяца), но без каких-либо оснований отброшен принцип толкования пророчеств «день за год».

Стремление Гейтса назначить дату противоречит словам Эллен Уайт о том, что по окончанию пророческого периода в 2300 лет, что произошло в 1844 году, церковь не будет иметь новых пророчеств касательно времени».

  1. Закон о воскресном дне и суд над живыми.

По словам Гейтса, Закон о воскресном дне внедрен в Парижское соглашение по климату. Финли не находит в этом документе информации о воскресном дне.

Гейтс утверждает, что на Небе начался суд над живыми верующими, однако Финли считает, что суд над ними не может совершиться, пока не произойдут испытания в конце земной истории.

  1. Съезд Генеральной конференции в 2018 году и доктрины Церкви.На том съезде Генеральная конференция внесла ряд изменений в формулировки доктрин Адвентистской церкви. Гейтс «делает акцент на том, что одно английское слово «imminent» — «скорый» было заменено в новой редакции, и поэтому он делает вывод, что Церковь больше не верит в скорое Второе пришествие Христа. Также Гейтс утверждает, что адвентисты седьмого дня на всемирном уровне изменили доктрину о духе пророчества таким образом, что уменьшили значимость пророческого дара Эллен Уайт или больше не верят в него».

Финли считает, что в проповеди Гейтса «полностью искажена характеристика и понимание документа, который был представлен на ежегодном совещании в октябре 2018 года. В видео Гейтса говорится, что отредактированное вероучение «дает Генеральной конференции папский иерархический авторитет управлять местными церквями, даже разбираться и наказывать непослушных членов Церкви. А это – совсем не правда».

***

В этой проповеди Дэвида Гейтса есть ряд характерных черт таких «будителей церкви». Здесь есть стремление подчеркнуть свое личное откровение, показать, что пророчества исполняются у нас на глазах, причем это исполнение заметно в неких популярных теперешних тенденциях в мире, и, чего греха таить, соблазн обвинить церковь как минимум в духовном сне и пассивности, а как максимум – в измене Богу.

Значит ли это, что намерения Дэвида Гейтса и подобных ему обязательно нечисты? Я далек от такой мысли. Верю, что «будители» хотят видеть церковь безупречной и готовой к Пришествию, ожиданием которого они живут. Как же соблюдать баланс между сенсациями и духовным сном?

Этот вопрос Иисус обсуждает во второй части проповеди о признаках Пришествия (Матф.24-25). Он рассказывает три притчи – о неверном рабе, десяти девах и талантах, – предостерегая от попыток определить ВРЕМЯ Пришествия. По словам Иисуса, это безнадежный и опасный подход:

Матф.24:36 О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один;

42 Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет.

44 Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.

Матф.25:13 Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.

19 По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета.

Каков же выход?

Матф.24: 45 Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время?

46 Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так;

47 истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его.

48 Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой,

49 и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, —

50 то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает,

51 и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов.

Кажется, чрезмерную опору христиан на сроки Пришествия Иисус приравнивает к лицемерию.

Какой напрашивается вывод? Очень похожий на девиз скаутов – английской детской организации, основанной в 1907 году. Девиз «Будь готов!» придумал основатель этого движения Роберт Баден-Пауэлл. Он взял фразу из своей патриотической статьи о бойскаутах. Полностью лозунг звучал, как «будь готов умереть за родину… выходя из дома, не думай, вернешься ли ты живым».

Вступая в ряды скаутов, каждый ребенок давал клятву, основанную на трех принципах: исполнять долг перед Богом, Родиной и ближними, собой. Все скауты делятся на небольшие группы, патрули. Каждый патруль имеет вымпел и клич. Позже девиз (в усечённом виде) и часть атрибутики у скаутов позаимствовала пионерская организация.

У советских пионеров девиз «Будь готов!» включал ответ «Всегда готов!», написанный на пионерском значке, носимом каждым школьником.

Являются ли масштабные пожары 2021 года признаком Второго пришествия? Да. Ровно в той же степени, как им являлись австралийские пожары 2020 года. И захват талибами власти в Афганистане в 2021 году является таким же эсхатологическим признаком, как и захват ими власти там в 1996 году. И если на Гаити землетрясение силой 7,2 балла уже привело к смертям 2000 человек, в том числе 12 адвентистов, то хочу напомнить о гаитянском землетрясении в 7 баллов, уничтожившем 200.000 человек. Правы ли те, кто в такое торжественное время продолжает ходить на работу, растить детей, читать книги и ездить на море? У них есть для этого основания. Как есть они у адвентиста Хакаинде Хичилема, 12 августа избранного президентом африканской страны Замбии. Это его шестая (!) попытка занять этот пост. Он обещает объединить страну и поддерживать религиозную свободу.

В Афганистане даже во время американского присутствия был один (!) адвентист, скрывавший свою веру, да и тот, кажется, несколько лет назад уехал из страны. Всё, что там получалось делать у Адвентистской церкви, это открывать школы и больницы. Открытая проповедь в регионах была невозможна. Теперь, когда к власти снова пришли талибы, афганские христиане боятся за свою жизнь. В то же время на Филиппинах адвентисты за полгода крестили 37.000 человек. Видимые результаты работы церкви зависят и от внешних условий. Но и на Филиппинах, и в Афганистане верующие призваны любить Господа и каждый день следовать Его правилам жизни. Почему я так много упоминаю об Афганистане? Потому что с 2012 года эта страна включена в наш Евро-Азиатский дивизион.

Похоже, Иисус хочет, чтобы Его ученики не переоценивали свою способность вычислить время Пришествия, а настраивались на равномерную работу в Его винограднике. Быть всегда готовым – значит не пытаться расслабиться, чтобы в нужное время «рвануть». Это значит настроиться на постоянную святость, ежедневное хождение перед Божьим лицом. Это значит сохранять связь с Богом не только в испытаниях, но и в мирное время, не только среди преследований и нужды, но и среди успеха, в сытости и признании. Это значит уметь не только трудиться для Господа, но и отдыхать для Него. Это умение оставаться угодным Ему и в отпуске, на досуге, во сне, занимаясь хобби и спортом, уделяя внимание семье и друзьям, словом, наслаждаясь жизнью, насколько это возможно. От служения как судорожного рывка нужно перейти к служению как к образу жизни, в хорошем смысле привычке, традиции. Как для Иисуса и Савла-Павла было привычкой участие в субботнем служении в синагоге. Их всегда можно было там найти в это время. Потому что так правильно.

Лаодикийская церковь – это Божий остаток. И если средневековая церковь была испытана огнем, церковь последнего времени будет испытана также будничностью и достатком. Но то, что она имеет ложное представление о себе, не делает ее Содомом и Гоморрой. Иисус не обещает Лаодикии постоянную встряску, шоковую терапию. Цель Лаодикии – быть ревностной и покаяться, но не ценой мнимых опасностей и назначения дат Пришествия. Лаодикия призвана исполнять свое служение и во время стабильности и свободы. И она эту миссию выполнит.

«Итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих [бедствий] и предстать пред Сына Человеческого» (Лук.21:36).

Будьте «всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1Пет.3:15).

Максим Балаклицкий