Уроки субботней школы из Германии. III квартал 2021. Урок №9 «Ритмы покоя»

26-08-2021, Комментариев нет

Уроки субботней школы из Германии. III квартал 2021. Урок №9 "Ритмы покоя"Мы вновь имеем возможность разобрать очередной урок субботней школы. В предстоящих двух уроках мы будем говорить о еженедельном ритме покоя, то есть, о дне субботнем. Эпиграфический текст к этому уроку гласит так:

3 И благословил Бог седьмой день, и освятил его, сделав его особым днем, потому что в этот день Он пребывал в покое от всех дел Своих (Быт.2:3 ПС).

Люди пишут сегодня статьи о том, где берет начало семидневная неделя. Их столько много, но все это – сплошные небылицы, в них говорится о том, что, якобы семидневная неделя берет начало в той или иной человеческой цивилизации. Но Библия ясно раскрывает нам этот вопрос, и при том, более, чем подробно. Главное, Библии надо доверять и верить, что написана она Божьими людьми под вдохновением свыше.

День покоя, это первый полный день, с которого человек начал свое существование. Поэтому этот ритм должен продолжаться и сегодня. Нам следует жить не по принципу: «Отработай и отдохни», а «отдохни, чтобы были силы для предстоящей трудовой недели». Вот об этом мы сегодня и поговорим на этом уроке.

I Начало покоя

Мы читаем: «В начале сотворил Бог…». Бог давал команду, и сотворенное появлялось. Мы не знаем, откуда Моисей взял информацию о сотворении нашего мира. Я не думаю, что это плод его фантазии, как некоторые пытаются это представить, что Моисей, мол, дал народу израильскому утешительную, выдуманную им историю, чтобы как-то их ублажить и перевести стрелки их взора от египетских идолов к Богу живому. Тогда вопрос субботнего дня просто стушевался бы, и все осталось бы в рамках мифа, выдуманного для сугубо одного израильского народа. А мы – вне этого народа, и тогда нам суббота, практически, не нужна. При таком толковании – это уловки сатаны.

Изучая пророческие книги, мы видим, что пророки писали свои книги на основании того, что было им показано в видениях. Книга Откровение также написана на основе видений, данных Иоанну. Хотя мы не читаем нигде, что Моисею был показан процесс сотворения в видении, но можем это предположить, что было все это именно так, иначе как можно было бы так подробно описать все, что происходило в шесть дней творения и покой Бога в день седьмой?! Дальнейшая история допотопных людей могла передаваться из поколения в поколение в устной форме, и Моисей мог это все описать, а вот подробности творческого акта можно было описать только на основании видения.

В тему этого урока не входят подробности творения, нам следует выявить само начало покоя. Да, для Бога это был день пребывания в покое после всех, проделанных Им, дел. Но для человека первая суббота была днем отдыха перед его трудовой деятельностью. И этот цикл продолжается до сегодняшнего дня.

У нас может возникнуть вопрос: «Зачем Адаму и Еве надо было отдыхать, они же еще не устали?» Вот тут-то и раскрывается многогранность назначения этого дня отдыха. Оказывается, Бог вложил в этот день смысл не только физического отдыха, но и элемент общения, как с Ним, так и друг с другом. Бог в день седьмой любовался, по всей видимости, тем, что Он сотворил. После проделанного объема работы у вас не возникает желание любоваться плодами своего труда: например, ровно отстроенной стенкой дома, хорошо отштукатуренной поверхностью стены, удачно написанным стихотворением, написанной картиной? По примеру Бога нам предоставляется возможность в день субботний с семьей побывать на природе, полюбоваться сотворенной Богом природой. Это же так прекрасно, это дает заряд бодрости на предстоящую неделю! Ведь сотовый свой телефон мы сначала заряжаем, а потом пользуемся им, а не наоборот.

Изучая этот урок, мы видим, как суббота вплетается в пространство времени в качестве памятника нашему Творцу за Его дар жизни – как временной, так и вечной. Этот урок подчеркивает, что на протяжении всех веков суббота служит для Божьих детей средством, постоянно напоминающим об их Создателе. Если бы субботу соблюдали в каждом поколении, не было бы ни атеистов, ни агностиков, ни секулярных гуманистов. Суббота свидетельствует о Боге, Который создал нас, опекает нас и заботится о наших повседневных нуждах. Она также напоминает о спасающей Божьей силе. Всемогущий Творец избавил Израиль от египетского рабства и может избавить нас от рабства наших греховных привычек. В субботу мы имеем покой в благословениях Того, Кто создал, искупил, освящает нас и вскоре придет за нами. Суббота – это небесный оазис отдыха в безводной пустыне нашего безумного, суетного мира.

II Повеление отдыхать

Прочитаем текст Писания:

1 И завершено было сотворение неба и земли и всего того, что их наполняет.

2 Завершив к седьмому дню Свою творческую деятельность, после всего того, что Он создал в шесть дней, после всей проделанной работы, в седьмой день Бог пребывал в покое.

3 И благословил Бог седьмой день, и освятил его, сделав его особым днем, потому что в этот день Он пребывал в покое от всех дел Своих.

4 Вот таково повествование о происхождении неба и земли, когда они были сотворены (Быт.2:1- 4 ПС).

Первые три стиха второй главы и половина стиха четвертого фактически являются непрерывным продолжением повествования о сотворении мира в первой главе. Стих первый, в торжественной ретроспективе, связывает работу предыдущих шести дней с субботним отдыхом, который последовал. «В день седьмой Бог пребывал в покое» — мы читали. «Шабат», от которого произошло русское слово «суббота», означает буквально «прекратить труд или деятельность». Как горшечник завершает свою работу, сделав какой-то сосуд, доведя его до идеала, и, таким образом, перестает работать над этим изделием, так и в бесконечно более возвышенном смысле Бог завершил творение мира, прекратив производить что-либо новое, а затем «пребывал в покое». Бог не отдыхал, потому что нуждался в отдыхе. Покой Божий не был вызван результатом усталости или изнеможения, а просто Он завершил творческую деятельность.

Поскольку фраза: «Был вечер, и было утро», которая повторялась после каждого творческого дня, после седьмого дня, дня отдыха, отсутствует в Библейском повествовании, некоторые толкователи Библии утверждают, что период покоя продолжался не только 24 часа, как каждый из предыдущих шести дней, но начался в конце шестого дня творения и продолжается до сих пор. Но этот стих не двусмысленно говорит о том, что Бог благословил этот конкретный седьмой день, и не только благословил, но и освятил его. Здесь речь идет не о каком-то неопределенном периоде времени, а о конкретном дне.

Это не единственный текст Писания, который впечатляет непредвзятого читателя тем фактом, что отдых Бога имел место только в течение седьмого дня, поскольку сам Декалог ясно утверждает:

11 Потому что Господь в течение шести дней сотворил небо и землю, море и все, что их наполняет, а в день седьмой Он пребывал в покое (не пребывает и поныне, а пребывал – законченный, свершившийся акт). Поэтому благословил Господь день субботний и сделал его особым, священным днем (Исх.20:11 ПС).

Благословение седьмого дня подразумевало, что он был объявлен особым объектом Божественной милости и днем, который принесет благословение Его созданиям. Акт освящения этого дня состоял в том, чтобы объявить его святым или выделенным для священных целей. Как впоследствии гора Синай была освящена (Исх. 19:23), или, на время, облечена святостью, как место жительства Бога, а Аарон и его сыновья были освящены или посвящены священническому служению (Исх. 29:44), а юбилейный год был освящен или посвящен целям религии (Лев. 25:10), так и здесь седьмой день был освящен и как таковой провозглашен святым днем. Этот акт благословения седьмого дня и провозглашения его святым был совершен в интересах человеческого рода, для блага которого был установлен день субботний.

Еженедельная суббота седьмого дня часто считалась институтом еврейского устроения, но Священное Писание утверждает, что она была установлена более чем за два тысячелетия до рождения первого израильтянина (потомка Иакова-Израиля). Кроме того, у нас есть слово Иисуса, провозглашающее: «Суббота была создана для человека» (Марк. 2: 27), которое ясно указывает, что этот день был установлен не только для иудеев, но и для всего человечества.

У Бога не могло быть более высокой причины предписывать человеку отдых в седьмой день, чем то, чтобы, отдыхая таким образом, человек мог наслаждаться возможностью размышлять о любви и благости своего Творца и, таким образом, стать подобным Ему. Как Бог трудился шесть дней и находился в покое в седьмой, так и человек должен трудиться шесть дней и отдыхать в седьмой. Эта еженедельная суббота является Божественным установлением, данным человеку Богом-Творцом, и ее соблюдение требуется Богом-Законодателем. Таким образом, человек, удерживая какую-либо часть или все это святое время, виновен в непослушании Богу и ограблении Бога как изначального владельца сил человека и его времени. Как институт Божьего назначения, суббота заслуживает нашей чести и уважения. Пренебрежение этим Бог считает грехом.

III Новые обстоятельства

Прочитаем текст Писания:

14 Когда роса испарилась, на пустынной почве остались мелкие крупинки, похожие на иней.

15 Когда народ увидел это, все они, не понимая, что это такое, в недоумении стали спрашивать друг друга: «Что же это такое»? Моисей объяснил им: «Это хлеб, который Господь дал вам в пищу (Исх.16:14-15 ПС).

Почему мы обратили внимание на этот текст? Представьте себе: после сорокалетних скитаний по пустыне новое поколение смутно помнило египетское рабство, а кто-то родился уже в пустыне и совсем не знал ничего об Египте, только лишь из рассказа их престарелых родителей. Да и то, они были частыми свидетелями неверия родителей, поэтому их рассказы звучали для них уже полумифическими, полусказочными, полуправдой, полу неправдой. Во всяком случае, их эта история уже не впечатляла. Но что-то у них было даже и тогда, когда их родители умерли. Во все дни странствования по пустыне был перед ними столп огненный и облачный, и скиния, указывающая на присутствие Бога. А что напоминало им каждую неделю о субботнем покое? Да, манна, которая выпадала каждый день, кроме субботы, и оставленная манна на субботу, не портилась. Название это продукта питания называлось буквально «ман-ху», что в переводе означает – «что это»?

Главное здесь заключается в том, что оправдания у них не было в их ропоте и неверии, потому что Бог был с ними, питал их небесной манной; и одежда их не ветшала. Но то, что нам надо вычитать из этого текста, так это чудо субботнего дня: манна в субботу не выпадала и оставленная с прошлого дня не портилась. Особая, дарованная Богом пища ежедневно напоминала, что Творец обеспечивает Свое творение. А еженедельное субботнее напоминание свидетельствовало о Боге, как о Творце, Который в шесть дней сотворил наш мир, а в седьмой оставался в покое, благословив и освятив этот день.

IV В чем разница?

Прочитаем текст Писания:

12 Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой;

13 Шесть дней работай и делай всякие дела твои,

14 А день седьмой — суббота Господу, Богу твоему. Не делай в оный никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, как и ты;

15 И помни, что ты был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний (Втор.5:12-15).

Это четвертая заповедь, записанная в книге Второзаконие. Вы заметили, она звучит чуть-чуть не так, чем мы привыкли слышать? Чем она отличается от четвертой заповеди, записанной в Исход 20:8-11? И вообще, может ли закон со временем видоизменяться? Давайте проанализируем этот вопрос. Начнем с того, чем эти две записи четвертой заповеди отличаются? Для сравнения вспомним запись о ней в книге Исход:

8 Помни день субботний, чтобы святить его;

9 Шесть дней работай и делай всякие дела твои,

10 А день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих;

11 Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его (Исх.20:8-11).

Я взял в том и другом случае Синодальный перевод, чтобы у нас не появилась мысль, что это разные переводы являются виной различия двух текстов. Мы будем в том и другом тексте прибегать к оригиналу.

Текст четвертой заповеди можно разбить на четыре части. Вторая часть в обоих текстах совершенно одинаковая. В третьей части Второзакония добавлены слова, которых в книге Исход нет: «чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, как и ты». Вот эти слова, добавленные в книге Второзаконие, являются одними из причин назначения субботнего дня. Это фиксированный день, когда человек, как свободный, так и его раб, (на сегодня это: как предприниматель, так и его рабочий, нанятый им для работы,) мог в этот день иметь физический отдых от трудовой рабочей недели.

Первая же часть обоих текстов радикально отличаются:

«Помни день субботний, чтобы святить его» (Исход).

«Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой» (Второзаконие).

Отличия этих текстов в основном заключаются в их первых глаголах:

«Помни» — Исход.

«Наблюдай» — Второзаконие.

Это что, может быть перевод одного и того же оригинального глагола разный? Давайте проверим

Исход Помни: на иврите זכר  захЭр — помнить, вспоминать, упоминать.

На древнегреческом (перевод семидесяти) μιμνήσκομαι    мимнИскомай напоминать, помнить, упоминать, вспоминать, воспоминать.

В общем-то, Синодальный перевод в этом тексте точный.

Второзаконие наблюдай: на иврите שׂמר   шамЭр — хранить, охранять, соблюдать, сохранять, сторожить.

На древнегреческом (перевод семидесяти) φυλάσσω фулАссо

  1. сторожить, стеречь;
  2. хранить, сохранять, беречь;
  3. соблюдать.

В Синодальном переводе, на мой взгляд, слово «наблюдай» — не удачный перевод, следовало бы перевести «соблюдай».

Итак, что мы имеем? В Исход «Помни», а во Второзаконии «Соблюдай».

В чем разница между этими двумя повелениями? С одной стороны, израильтяне утратили истинный смысл Закона Божьего, в данном случае, заповедь о субботе. В повелении «помни» легкий укор тому, что они утратили, забыли эту заповедь Божью в Египте. Впредь они должны были всегда помнить о том, что каждый седьмой день недели, субботу, надо соблюдать.

Когда Моисей повторял Закон, он акцент глагола «помни» перенес в конец заповеди и сконцентрировал их внимание на факте того, что Бог вывел их из земли египетской, вот это, он призывал народ помнить; а субботу они должны «соблюдать». Напоминание о субботе в какой-то степени за сорок лет уже утратило свою остроту, манна, которая не выпадала по субботам, сама напоминала им на протяжении всего пути о субботе.

Вас не смущает тот факт, что Моисей меняет что-то в Законе по прошествии сорока лет? Но серьезный и существенный ли это вопрос? Давайте запомним: каждая заповедь в законе имеет основную концепцию и вспомогательные слова обстоятельства. Концепция четвертой заповеди заключается в том, чтобы седьмой день воздерживаться от повседневного труда и посвятить его служению Богу. А слова, такие как: перечисление рабов, скота, детей, пришельцев; в том числе: «наблюдай» или «помни» – это разъяснительно вспомогательные слова к заповеди. И дополнением к этой заповеди служат слова: «Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его». Это все разъяснительные слова, как комментарии к этой заповеди.

Поэтому в этих дополнениях в заповеди, данной на Синае, мы читаем: «Помни день субботний». Но после сорокалетнего путешествия у них день субботний уже глубоко запечатлелся в сознании, о нем надо было не столько помнить, как «наблюдать» или «соблюдать его». Видите, концепцию заповеди Моисей не нарушил, но комментирующие, вводные слова изменил в связи с изменившимися обстоятельствами.

V Соблюдение субботы

Прочитаем текст Писания:

13 Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святой день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, то будешь иметь радость в Господе (Ис.58:13).

Этот текст призывает к реформе соблюдения субботы. Работа по восстановлению должна начинаться с возрождения истинного соблюдения субботы, суть которого – общение с Богом и воспоминание Его творческой силы в день, который Он сделал святым. Судьба Израиля, как народа, определялась его отношением к Божьему святому дню. Мы читаем:

24 И если вы послушаете Меня в том, говорит Господь, чтобы не носить нош воротами сего города в день субботний, и чтобы святить субботу, не занимаясь в этот день никакою работою,

25 То воротами сего города будут входить цари и князья, сидящие на престоле Давида, ездящие на колесницах и на конях, они и князья их, Иудеи и жители Иерусалима, и город сей будет обитаем вечно.

26 И будут приходить из городов Иудейских, и из окрестностей Иерусалима, и из земли Вениаминовой, и с равнины, и с гор, и с юга, и приносить всесожжение и жертву, и хлебное приношение, и ливан, и благодарственные жертвы в дом Господень.

27 А если не послушаете Меня в том, чтобы святить день субботний и не носить нош, входя в ворота Иерусалима в день субботний, то возожгу огонь в воротах его, и он пожрет чертоги Иерусалима и не погаснет (Иер.17:24-27).

Суббота никогда не была задумана как самоцель, а скорее, как средство, с помощью которого человек мог бы познакомиться с характером и целями своего Творца. Сущность греха—это эгоизм, то есть, делать то, что тебе нравится, независимо от Бога или человека. Суббота дает человеку возможность подавить эгоизм и выработать привычку делать то, что угодно Богу и что способствует благополучию других. Правильно понимаемая и соблюдаемая суббота – это ключ к счастью человека как здесь, так и в будущей жизни. Истинное соблюдение субботы приведет к реформе, описанной в пятьдесят восьмой главе Исайи. Те, кто не входит в дух субботы, как это предписано Богом, мало осознают, чего им недостает. Суббота – это одно из величайших благословений, дарованных людям любящим Творцом.

Сама по себе форма соблюдения субботы не имеет большой ценности. Те, кто думает о субботе как о бремени, не открыли ее истинного значения и ценности. Те, кто делают субботу такой, какой ее задумал Бог, вступают в тесное общение с Ним, чего не могут знать другие.

То, что несоблюдение израильтянами субботы привело к этому трагическому результату, засвидетельствовано в 4 Царств 25:9. Мы читаем:

8 В пятый месяц, в седьмой день месяца, то есть в девятнадцатый год Навуходоносора, царя Вавилонского, пришел Навузардан, начальник телохранителей, слуга царя Вавилонского, в Иерусалим

9 И сжег дом Господень и дом царя, и все дома в Иерусалиме, и все дома большие сжег огнем.

Иерусалим был уничтожен огнем как вавилонянами в 586 году до н. э., так и римлянами в 70 году н. э., и в обоих случаях никакие человеческие усилия не могли остановить пожар, пока не была завершена назначенная им разрушительная работа.

Говорят, что умный учится на своих ошибках, мудрый – на чужих. Неужели нам быть на стороне неразумных, которые не учатся ни на своих, ни на чужих ошибках!? Опыт израильтян – неужели не служит нам предостережением? Неужели у нас все нормально в вопросе соблюдения субботнего дня? Не пора ли нам произвести радикальную реформу в соблюдении этого святого дня?

Заключение

Итак, суббота – это вечный символ нашего покоя в Господе. Суббота говорит о Боге, Который все совершил, чтобы мы могли отдыхать в Его достижениях. Истинный субботний покой – это покой благодати в любящих объятиях Того, Кто создал нас, искупил нас и вернется за нами.

Пусть Ему будет за это вечная слава и благодарность. А вам желаю я, мои дорогие слушатели и читатели, Божьего благословения в соблюдении субботнего, Им освященного, дня.

Пастор Александр Серков


Рубрика: Библейские исследования, Видеоматериалы, Субботняя школа

RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитата) - выделите курсором текст в окне комментария и нажмите одну из кнопок форматирования [B, I, Quote].
Если вы желаете исправить свой комментарий или удалить его, напишите нам в редакцию.
Ознакомьтесь с нашими правилами публикации комментариев.

© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2022
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH.
Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)

Интернет-газета "ПУТЬ"