Никто да не осуждает нарушителей субботы?
«Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: 17 это есть тень будущего, а тело — во Христе» (Кол.2:16).
В Древнем Израиле общественную религиозную жизнь регулировало государство. За пределами земли Израилевой это было проблемой — не были известны точные даты годовых праздников, например. Христианство охотнее принимали иудеи, жившие в рассеянии, то есть за границами Израиля. Савл-Павел был родом из Тарса (теперь Турция) и писал это письмо христианской общине города Колоссы.
Для христиан государственные нормы религиозной жизни Израиля являются менее авторитетными, чем для заграничных иудеев, говорит Павел. Местная община христиан не должна конфликтовать из-за храмовых и традиционных установлений — ритуальных обрядов очищения посуды (Марк.7) и праздников, даты которых каждый год своим указом устанавливал Синедрион — иудейский Верховный суд.
Вот как об этой практике пишет Еврейская Энциклопедия:
«В талмудическую эпоху, а может быть, еще во времена Великого собора, начали формироваться нормативные принципы еврейского календаря. Согласно Мишне (РхШ. 1 и 2), в эпоху Второго храма всякий, заметивший молад в любом месте страны, должен был, даже нарушая субботу, явиться в Синедрион, а жители лежащих на пути селений должны были содействовать скорейшему его прибытию в Иерусалим. Убедившись в галахической правомочности (см. Галаха) и надежности показаний прибывших и в том, что их утверждения отвечают таблице фаз луны и астрономическим вычислениям (знанием которых владели в основном наси Синедриона и некоторые члены его семьи), Синедрион большинством голосов определял длительность истекшего месяца (29 или 30 дней; см. ниже), провозглашал и освящал день начала нового месяца (киддуш ха-ходеш), а в известные годы в месяц адар также введение 13-го месяца (иббур ха-шана, буквально `«обеременение» года`) для совмещения лунного года с солнечным. Объявление этих решений, а также зависящих от них дат праздников, было прерогативой наси. По его приказу зажигали сигнальный огонь на вершине Масличной горы, а затем и на других высотах, вплоть до Вавилонии и Сирии, пока «вся диаспора не выглядела, как сплошной костер» (РхШ. 2:4). Однако засылка самаритянами лжесвидетелей и зажигание ими фальшивых сигналов с целью ввести в заблуждение Синедрион и народ вынудили наси возвещать городам Эрец-Исраэль и диаспоры постановления Синедриона при посредстве гонцов. Так как эти извещения могли запаздывать, Иоханан бен Заккай установил отмечать повсеместно два дня подряд каждый праздник (кроме Иом-Киппура; РхШ. 21а), что и поныне соблюдают в диаспоре. В Эрец-Исраэль это установление утвердилось лишь за Рош ха-Шана, на чем настояли 300 раввинов, прибывших в 1211 г. из Англии и Франции (см. Акко). Хотя еще долгое время прибегали к освященному традицией опросу свидетелей, определение молада фактически осуществлялось в эпоху Талмуда с помощью астрономических вычислений (ср. Ар. 9б), а процедура оповещения общин сохранилась в основном как символ статуса законоучителей Эрец-Исраэль и их главы (ср. ТИ., Санх. 1:2, 19а; ТИ., Нед. 6:13, 40а)». (Источник)
***
Комментарии к цитате.
Талмудическая эпоха – период в истории иудаизма от разрушения Иерусалимского Храма в 70 г. н.э. Талмуд – сборник юридических и бытовых норм послебиблейского иудаизма. Составлялся первые 5 веков христианской эры.
Великий собор – религиозно-законодательная институция, существовавшая в Иудее после вавилонского плена.
Мишна – первая и древнейшая часть Талмуда.
Молад – молодой (новый) месяц.
Галаха – часть иудейского права, касающаяся правил исполнения заповедей Торы (Закона Моисеева) и Талмуда во всех сферах жизни.
Наси – в этом контексте глава Синедриона. В Библии это слово обозначало предводителей Израиля и членов их семей.
Эрец-Исраэль – Земля Израилева.
Диаспора – представители некоего народа, проживающие за границами своей страны. Иудейский синоним – галут.
Рош ха-Шана – иудейский новый год, отмечается в сентябре или октябре.
***
Что в Кол.2:16-17 речь идёт о храмовых праздниках еженедельных, ежемесячных и годовых, видно из того, что слова «праздник, новомесячие, суббота» в одной фразе всегда обозначают именно храмовые обряды:
«И при всех всесожжениях, возносимых Господу в субботы, в новомесячия и в праздники по числу, как предписано о них, — постоянно пред лицом Господа» (1Пар.23:31).
Также см. 2Пар.2:4, 8:13, 31:3, Неем.10:33, Ис.1:14, Иез.45:17, Ос.2:11.
В этом контексте «пища и питье» в Кол.2:16-17 относятся не к вопросу чистой и нечистой пищи, который четко раскрыт в Законе (Лев.11) и не зависит от решений Синедриона, а к приготовлению праздничных угощений, которыми сопровождаются любые праздники в Библии (Втор.12). Иудеи продавали продукты к этим праздникам, а традиция требовала соблюдения серьезных правил. Например, у язычника нельзя было приобретать продукты, а мясо и подавно (1Кор.8 и 10).
Дом и пища необрезанного хозяина были нечисты, и входить туда и есть там было нельзя (Деян.10).
«И когда Петр пришел в Иерусалим, обрезанные упрекали его, говоря: ты ходил к людям необрезанным и ел с ними» (Деян.11:2).
«Иисус пошел с ними. И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой» (Лук.7:6).
Такой взгляд распространился после вавилонского плена, когда в первую очередь из-за идолопоклонства, разврата и нечистой пищи язычники стали восприниматься как отвратительные народы (Ездр.9:14). Конечно, в случае обращения к библейским нормам жизни и обрезания представители этих народов становились частью Израиля, более не являясь и не считаясь язычниками.
Похожий мотив:
Лук.5:5 Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть.
6 Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась.
7 И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть.
8 Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный.
9 Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных;
10 также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков.
11 И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним.
Бывший ученик Иоанна Крестителя (Ин.1:35-42), Симон-Петр после тюремного заключения Крестителя Иродом (Лук.3:20) вернулся к семейному бизнесу – рыболовле. Когда указанный Иоанном как Мессия (Ин.1:36) Иисус сотворил чудо с рыбой, Симон устыдился того, что прерывал образование как ученик раввина (в реальности священника) Иоанна Крестителя, и попросил Иисуса покинуть его лодку в знак признания духовного недостоинства Симона. Иисус не покинул лодку, а дал понять, что знает обстоятельства, в которых Симон «предал свое призвание». И более того, пригласил его присоединиться к Своей школе. В ответ на это Симон и его братья сами оставили лодку (ныне чужое для них как для будущих раввинов ремесло) и вернулись к изучению Торы, теперь под началом Иисуса.
***
Диктуя письмо к христианам в Колоссы, Павел понимает, что:
— для христиан за границей Израиля точные даты храмовых праздников имеют вторичное значение,
— эти вопросы не должны разделять церковь,
— не все традиционные нормы согласны с Писанием (Марк.7),
— да и за границей их нередко невозможно исполнить. Например, иудеи в языческом городе могли просто не иметь поставщиков мяса из единоверцев.
Поэтому он называет эти вопросы второстепенными.
Теперь вопрос: зависит ли еженедельная суббота от решений Синедриона? Нет, движение Земли вокруг своей оси знаменует сутки. Шесть таких вращений — неделя, седьмое вращение — суббота. Так что недельная суббота не имеет отношения к словам Павла в Кол.2:16-17.
Максим Балаклицкий
Автор благодарит пастора Виталия Обревко за помощь в подготовке статьи.
Комментарии (8):
Лиля
| Ссылка на комментарий
Почему вечеря у учеников Христа была в ВОСКРЕСЕНЬЕ? Деяния 20:7
Лиля
| Ссылка на комментарий
Почему сборы тоже в Воскресенье? В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду.1 Коринф 16:2
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
Лиля,
Вы ходите по кругу, поэтому вопросы оставлю без ответа
Лиля
| Ссылка на комментарий
я е хожу по кругу, ищу Истину
Лиля
| Ссылка на комментарий
Евреи, что изучают и живут по ТОРЕ отвергли Мессию — Христа, ждут Мессию другого.
Святят субботу.
Спасутся ли они? Если они запечатлены Субботой?
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
Некорректная постановка вопроса. Евреи времен Иисуса были высокоморальными людьми. Среди них, например, прелюбодеяние не было распространенным явлением. Теперь вместо субботы подставьте любую заповедь, которую Вы считаете актуальной для теперешних христиан.
Например,
Евреи, которые отвергли Мессию, изучали Тору.
Тора — ложь?
Не ели свинину.
Надо есть свинину?
Не поклонялись идолам.
Надо поклоняться?
Лиля
| Ссылка на комментарий
все у евреев по торе хорошо, но Христа они не принимают. Спасутся ли они?
Юрий Тимошенко
| Ссылка на комментарий
Иоан.5:22-24; 1Иоан.2:22-24.