Уроки субботней школы из Германии. III квартал 2021. Урок №10 «Субботний покой»
Мир вам, братья и сестры, приветствую вас на уроке субботней школы. Этот урок, фактически, является продолжением прошлого, девятого, урока. В девятом уроке мы говорили о ритмах покоя, а это и есть субботний покой, а эта, десятая тема, так и называется «Субботний покой».
Эпиграфом к этому уроку дан текст Писания:
«Шесть дней можно делать дела, а в седьмой день суббота покоя, священное собрание; никакого дела не делайте; это суббота Господня во всех жилищах ваших» (Лев.23:3).
Как вы поняли из памятного стиха, речь в этом уроке в основном пойдет о том, для чего учреждена суббота, как мы можем, пользуясь этим днем, получить благословение? Речь уже не будет о том, что думают о субботе те, кто ее не соблюдает, какие аргументы они выдвигают в отношении изменения субботы на воскресенье. Мы, адвентисты седьмого дня, понимаем, что нравственный Закон Божий вечен, неизменен, и послушание четвертой заповеди прокладывает наш путь к Небу ничуть не больше, чем послушание любой другой заповеди Декалога.
На этой неделе мы будем исследовать истину о покое, который Бог даровал нам в заповеди о субботе, и поговорим о важности этой истины. Итак, обо всем этом подетально.
I Суббота и творение
Прочитаем текст Писания:
26 И сказал Бог: «Сотворим человека по образу и подобию Нашему. И да владычествуют люди над рыбами, обитающими в море; и над птицами, летающими по небосводу; и над скотом; и над всей землей; и над всеми гадами, ползающими по земле».
27 И сотворил Бог человека, по образу Бога сотворил его; мужчиной и женщиной сотворил Он их (Быт.1:26-27 ПС).
Возьмем еще один текст из 9 главы Бытие:
6 Проливший кровь человека, не избежит смерти от руки другого человека, потому что человек создан по образу Божьему (Быт.9:6 ПС).
Что общего между этими двумя текстами? Они оба напоминают нам тот факт, что мы, люди, сотворены по образу Божьему. А какое отношение эта констатация имеет к дню субботнему? Почему эта тема за воскресенье предлагает нам рассматривать субботу и творение в совокупности?
Во всяком случае, у тех, кто доверяет Библии, сразу отпадает теория эволюции. Вопреки популярным мифам, мы не являемся всего лишь более высокоразвитыми версиями каких-то первобытных приматов. Как люди, сотворенные по образу Бога, мы уникальны среди всех созданных Господом существ в нашем мире.
Летопись с самого начала провозглашает превосходство человека над всеми другими созданиями на земле. Почему? Потому что весь животный мир не был сотворен по образу Божьему, лишь только человек подобен Богу. В чем его подобие? Эволюционисты, пытаясь протолкнуть свою теорию, находят, что обезьяна очень похожа на человека, и назвали один из их видов «человекообразная обезьяна». Неужели сравнительный образ определяется лишь по тому, что у человека и у человекообразной обезьяны нет хвоста, в отличие от других, не человекообразных обезьян, у которых есть хвосты? Могут ли обезьяны, хоть хвостатые, хоть бесхвостые, иметь интеллект, которым наделен человек, или они живут инстинктивно? Вот в том-то и дело.
Определив, что подобие обезьяны с человеком надо искать не во внешних очертаниях тела, а в духовной их способности, мы переключаем свой взор на наше подобие Богу. Мы точно так по отношению к Богу подобны не конфигурацией тела, не внешними очертаниями, не идентичностью наших обличий. Быть созданным по образу Божьему означает, что люди разделяют – хотя и не в совершенстве и ограниченно – Божью природу, то есть, обладают рядом Его атрибутов, которые и обусловливают их способность к духовному общению с Творцом; вот они, некоторые из этих атрибутов: человек – это личность; ему дана совесть, разум и суждение для принятия моральных и этических решений; ему присущи стремления к истине, мудрость, любовь, святость, жажда справедливости и ряд других подобных качеств, которые имеет Бог, но которыми не обладает никакое животное.
Эти аргументы бьют по эволюционистской теории, поэтому дьявол внушает людям, что они не сотворены, а эволюционировали, они произошли не от Высшего, а от низших. Дьяволу не нравится и суббота, потому что она, по крайней мере, один раз в неделю напоминает о Творце, который сотворил и животных, и человека, и сделал радикальное различие между ними: человек сотворен по образу Божьему, а животные, как низшие сотворенные существа, подчинены человеку.
Из всех десяти заповедей только четвертая начинается с глагола «Помни». На прошлом уроке мы говорили, что израильтянам после их египетского рабства, после их впечатлений об языческих идолах и симпатии к ним, надо было помнить, что суббота была учреждена Богом в память о том, что именно Он сотворил весь мир, всех животных, затем человека, и в конце творческой недели оставался в покое. Видите, как тесно связана суббота с творением.
Таким образом и мы, хотя мы не вышли из буквального Египта, но у нас в прошлом у каждого был свой Египет, и всем нам следует помнить день субботний. С одной стороны, мы должны планировать свою работу так, чтобы в субботу утром, собираясь на Богослужение, мы вдруг не обнаружили, что рубашка не постирана или не поглажена, мы вспоминаем только за час до собрания, что и пуговица на пиджаке оторвана. Но это с одной стороны, а с другой – наше «помни» каждый раз отправляет нас мысленно к Творцу, сотворившему нас и давшему нам этот святой день.
Повсюду в Писании суббота напоминает нам о том, что Христос нас создал, искупил, избавляет, воссоздает и снова придет за нами. Наш урок на этой неделе подчеркивает факт, что в вечном Божьем плане суббота – это день благословений, радости, поклонения и служения. Особенно в субботу, когда мы задерживаемся в Его присутствии, участвуем в совместном поклонении и ищем Его заново, Он восстанавливает нас по Своему образу.
II Празднование свободы
Прочитаем текст Писания. Ап. Павел пишет римским собратьям:
1 Что же скажем? оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак.
2 Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?
3 Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?
4 Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.
5 Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения,
6 Зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху;
7 Ибо умерший освободился от греха (Рим.6:1-7).
Заповедь о субботе, особенно записанная в книге Второзаконие, расширяет смысл и назначение субботнего дня. Помимо того, что она указывает на дни творения, здесь вырисовывается еще один аспект – освобождение из Египетского рабства. Первая заповедь начинается также с этого напоминания:
2 Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства (Исх.20:2).
Эти слова, как в первой, так и в четвертой заповеди, не являются стержневыми, концептуальными, но эти вспомогательные слова дополняют наш мыслительный багаж напоминаем нашего прошлого. Для чего? У израильтян были свои воспоминания, они были связаны с египетским прошлым. А для нас эти слова напоминания об Египте актуальны или нет? Библия полна символов, поэтому символ Египта мы можем воспринимать также духовно, у нас у каждого за плечами багаж прошлого Египта. И если мы его еще не сбросили, то надо помнить, куда мы докатились бы, если бы Бог не вывел нас из нашего Египта. Мы тоже были рабами, да еще какими; над нами тоже были египетские приставники, наши греховные привычки, которые подгоняли нас совершать непристойные дела, гнет и его последствия этого рабства мы можем ощущать на себе и до сих пор.
Субботнее совместное общение с Богом дает нам шанс полностью освободиться от этого гнетущего рабского египетского состояния. Поэтому суббота – это праздник свободы от всего, что держало нас в кандалах рабства. Суббота напоминает нам, что есть свобода от греха, обретаемая не нашей силой, а силой Всемогущего Бога, предлагаемой нам по вере. Она также напоминает нам, что мы не заслужили этой свободы. Подобно тому, как все первенцы израильтян были спасены кровью ягненка, символически представлявшей кровь Христа, так и мы спасены кровью Ягненка Иисуса Христа и получили свободу именно в Нем.
При сотворении Бог произнес слово – и появился наш мир. Слово Бога – всемогущее, творческое, изменяющее жизнь. Суббота – еженедельное напоминание о том, что для Бога нет ничего невозможного. Если Он создал мир Своим словом, значит может воссоздать наши сердца. Если Он повелел свету воссиять из тьмы, то может осветить наши помраченные умы. Если Господь сказал, и появились фруктовые деревья со своими спелыми восхитительными плодами, значит Он может произвести плод Духа в нашей жизни. Если Он вдохнул жизнь в Адама, то может Он вдохнуть новую жизнь и в наши сердца. Суббота – это символ первоначального творения и Божьего нового творения.
III Переселенец, который живет у тебя
Прочитаем текст Писания:
12 В течение шести дней трудись и совершай свою работу, а седьмой день пусть будет днем покоя, чтобы и вол твой и осел твой тоже отдохнули, да и сын твоей рабыни пусть отдохнет, и переселенец, который живет у тебя, также должен отдохнуть и набраться сил (Исх.23:12 ПС).
Вы заметили, что текст говорит об отношении Бога не только к израильтянам, но и к переселенцам? Не только ты, не только твои дети, не только рабы и их дети, но и переселенец, который живет у тебя, пусть тоже отдохнет.
Что это за пришельцы в народе израильском или как сегодня таких людей называют переселенцами? Их, по всей видимости, было не мало, что на них надо было обратить внимание.
Тех, которые вышли с израильтянами вместе из Египта, нельзя назвать ни пришельцами, ни переселенцами, они вместе с народом Божьим поселились в земле обетованной. Речь здесь идет о других людях, которые впоследствии поселились среди израильтян. Мы читаем о них следующее:
3 Но жители Гаваона, услышав, что Иисус сделал с Иерихоном и Гаем,
4 Употребили хитрость: пошли, запаслись хлебом на дорогу и положили ветхие мешки на ослов своих и ветхие, изорванные и заплатанные мехи вина;
5 И обувь на ногах их была ветхая с заплатами, и одежда на них ветхая; и весь дорожный хлеб их был сухой и заплесневелый.
6 Они пришли к Иисусу в стан Израильский в Галгал и сказали ему и всем Израильтянам: из весьма дальней земли пришли мы; итак, заключите с нами союз (И. Нав.9:3-6).
Пропуская подробности этой истории, стоит лишь вспомнить, что союз с ними был заключен, а города их оказались совсем рядом, и разрушены они не были, потому что с этим народом был заключен мирный договор. А что стало с народом этих городов? Мы читаем:
21 И сказали им начальники: пусть они живут, но будут рубить дрова и черпать воду для всего общества.
27 И определил в тот день Иисус, чтобы они рубили дрова и черпали воду для общества и для жертвенника Господня; — посему жители Гаваона сделались дровосеками и водоносами для жертвенника Божия, — даже до сего дня, на месте, какое ни избрал бы Господь (И. Нав.9:21,27).
Много ли было этих людей в среде израильского народа? Когда мы читаем о дальнейшей судьбе этих народов, мы узнаем и их численность. Вот что мы читаем:
17 И исчислил Соломон всех пришельцев, бывших тогда в земле Израилевой, после исчисления их, сделанного Давидом, отцом его, — и нашлось их сто пятьдесят три тысячи шестьсот.
18 И сделал он из них семьдесят тысяч носильщиков и восемьдесят тысяч каменосеков на горах и три тысячи шестьсот надзирателей, чтобы они побуждали народ к работе (2Пар.2:17-18).
О чем говорит тот факт, что Бог заботится не только об израильтянах в вопросе празднования субботнего дня, но и об остальных народах? Это говорит об универсальности субботы для всех народов. Бог имел в виду, чтобы все народы праздновали этот священный день. Задача израильтян была открыть языческим народам эту истину. Наиболее распространенное сегодня заблуждение заключается в том, что суббота была дана только для евреев. Первые две главы Бытие опровергают это заблуждение. Бог создал всех людей, поэтому все люди должны помнить день субботний, соблюдать и праздновать его.
В некотором смысле наш отдых и отношение к нашему Творцу и Искупителю побуждает нас смотреть на других людей по-новому. Мы сознаем, что они созданы тем же Богом, Который создал нас, и любимы тем же Богом, Который любит нас. Он умер в равной степени за них, как и за нас. Поэтому всем слугам, всем пришельцам, даже всем животным следует давать возможность покоиться в день субботний.
IV Служение людям в день субботний
Религиозные лидеры дней Иисуса превратили соблюдение субботы в тяжкое бремя. Они нагромоздили субботу целым сводом предписаний типа «палец о палец не стукни в день субботний». На фоне этих причудливых наслоений как-то в одну из суббот на глазах у всех появился человек, который нес свою постель. Это их взбудоражило до бешенства. На их укоры: «Сегодня же суббота, что ты делаешь, сегодня же нельзя носить никаких нош»? Он перевел стрелки на Исцелившего его, заявив: «Тот, Кто исцелил меня, сказал: “Возьми постель твою и ходи”». «Кто сказал тебе, чтобы ты взял постель и ходил»? — не унимались религиозные лидеры. Им нужно было выявить заказчика этого преступления. Когда в конце концов выяснилось, что это был Иисус, Иудеи стали искать Его, чтобы убить.
Это случилось в Вифезде. Это не единственный случай, когда Иисус совершал исцеление в субботу. Нам достаточно одного примера, чтобы, проанализировав его, прийти к выводу: как Иисус относился к соблюдению субботнего дня. На этом примере наше представление о соблюдении субботнего дня расширяется, мы видим, что суббота – это не только день поклонения, но и день благословения других. В субботу Иисус совершил больше чудес исцеления, чем в любой другой день. Для Иисуса суббота была днем, когда Он прикасался к людям Своей исцеляющей благодатью.
Когда Иисус, идя в храм, увидел человека, который 38 лет пребывал в ужасном состоянии, Он, не задумываясь, исцелил его, хотя Он прекрасно знал, что исцеление в субботу вызовет серьезные споры среди фарисеев, у которых было тридцать девять различных правил, регулирующих допустимую работу в субботу, которые, с одной стороны, были бессмысленными требованиями и неразумными ограничениями, а с другой стороны, они были непосильным и невыполнимым бременем.
Ношение постели было крупногабаритным нарушением субботнего дня, а это куда наглядней, чем такие мелочи, как запрет завязывать и развязывать шнурки на сандалиях. Они что, завязав сандалии в пятницу, не развязывали их до окончания субботы, и спаси в обуви? Две нитки нельзя было в субботы разделить, а тут вдруг человек идет с матрацем на плечах. Иисус же, Своими словами и делами милосердия сокрушил гнет вековых традиций и заповедей человеческих, открывая любовь Божью в ее неисчерпаемой полноте.
Это субботнее чудо, как и каждое субботнее исцеление Иисуса, тесно связано с более глубокой духовной истиной. Принимая Слово Божье верой, действуя в соответствии с ним, мы становимся здоровыми. Смысл этого субботнего чуда в том, что Иисус – наш Создатель и Искупитель. Он создал нас, Он может воссоздать и исцелить нас. Господь нисходит к нашей ситуации, видит наши нужды, Он искупил нас Своей благодатью и превращает наше отчаяние в надежду.
V Знак нашей принадлежности Богу
Прочитаем текст Писания:
13 Скажи сынам Израилевым так: субботы Мои соблюдайте, ибо это — знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас;
16 И пусть хранят сыны Израилевы субботу, празднуя субботу в роды свои, как завет вечный;
17 Это — знамение между Мною и сынами Израилевыми на веки, потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился (Исх.31:13, 16-17).
Этот текст имеет свою трудность, а заключается она в том, что адресовано это израильтянам. Многие христиане, опираясь на этот текст, заявляют что-то вроде: «Израильтянам было дано и обрезание, и суббота, а мы же не израильтяне». Да, мы приводим текст Писания:
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники (Гал.3:29).
И говорим потом: «Суббота и сегодня остается знамением между Богом и Его народом, потому что Суббота – это знамение вечного Божьего завета. Так суббота – это знак нашей принадлежности Богу или нет? А как тогда с обрезанием?
Давайте подойдем к этому вопросу так. Израиль имел ряд постановлений, которые указывали на что-то, что должно было исполниться. Все церемониальные установления, все службы в храме, все жертвоприношения – все это указывало на служение Христа, в Котором исполнились все эти примитивные, символические, элементарные, вещественные начала. Эти установления, словно наглядные пособия, давали возможность взором веры смотреть вперед на пришествие Мессии. Когда Христос пришел, в Нем многое исполнилось и продолжает исполняться. Значит эти предписания нам сегодня не нужны.
Обрезание имело свое значение, напоминающее израильтянам, что они – народ, избранный для особого служения – для возвещения о живом Боге языческим народам. На что указывал этот обряд, и где он нашел свое исполнение? Апостол Павел претерпел борьбу с Иерусалимскими, теперь уже иудео-христианскими лидерами, которые пытались навязать христианам обрезание. Он много написал на эту тему, аргументируя, что этот обряд потерял свою актуальность. Концепцию этого обряда знали уже древние, это им было сказано:
16 Итак обрежьте крайнюю плоть сердца вашего и не будьте впредь жестоковыйны (Втор.10:16).
Так что, если кто-то хочет из христиан обрезываться, то пусть благодатью Божьей обрежет с сердца своего дела плоти, исполняя которые, христианин царства Божьего не наследует. А с субботой дела обстоят совсем иначе. Покой субботнего дня был учрежден с самого начала, еще до израильского народа, народу израильскому суббота была дана как знамение вечного Божьего завета, потому что на то время только они были народом Божьим.
Заключение
Итак, Божья суббота – постоянное напоминание о нашем происхождении, освобождении и о нашей ответственности перед Богом и окружающими нас людьми. На самом деле суббота настолько важна, что, вместо того, чтобы нам приходить к ней, она каждую неделю без исключения приходит к нам как постоянное напоминание о том, кто мы, Кто нас создал, что Бог совершает для нас, и что в конечном итоге совершит для нас, когда сотворит новое небо и новую землю.
Да благословит вас, мои дорогие читатели и слушатели, Бог во Христе Иисусе. Желаю вам провести благословенно предстоящую субботу.
Пастор Александр Серков