Уроки субботней школы из Германии. III квартал 2021. Урок №11 «Стремление к большему»
Приветствую я вас, мои друзья, слушатели и читатели, на уроке субботней школы. Нам осталось пройти три урока в этом квартале, но интерес к изучению этой темы мы не исчерпали. Покой во Христе – одна из желанных нами тем, потому что со всех сторон одолевают нас проблемы, а мы стремимся к более возвышенному, к чему-то большему.
Памятный стих заостряет наше внимание на тех символах, которые были у израильтян. А эти символы, в свою очередь, направляли их взор в будущее, они стремились к большему, к осуществлению этих символов. Мы, достигшие последних веков, имеем возможность взором окинуть и древние символы, и их исполнение во Христе Иисусе. Но у нас также есть свои стремления к будущему. Вот об этом мы и поговорим в этой теме урока.
I Крестившиеся в Моисея
Прочитаем текст Писания:
6 А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы (1Кор.10:6).
Это как раз тот текст, который предлагается нам взять в основу этого урока. В расширенном контексте, начиная с первого стиха этой десятой главы, ап. Павел поднимает тему прообразов. Церковь в Коринфе состояла как из обращенных язычников-идолопоклонников, так и из иудеев-христиан. Поэтому ссылка на «отцов», которая указывает на израильтян во времена Моисея, показывает, что христианская церковь является продолжением народа Божьего и имеет право утверждать о своем духовном происхождении по линии истинных детей Божьих, поклонявшихся на протяжении вековой истории Израиля.
Вот поэтому Павел пишет:
1 Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море;
2 И все крестились в Моисея в облаке и в море (1Кор.10:1-2).
Апостол берет исторический буквальный факт и облекает его аллегорией, символом. Как воды покрывают крещаемого при крещении, так, образно говоря, народ израильский покрывало облако благодати Божьей и Его присутствия; и воды моря были над ними по двум сторонам; этот опыт израильтян он представил, как образ крещения. Их опыт можно рассматривать как символ очищения от их прошлой преданности греху во тьме египетского рабства и залог верности Богу через Его назначенного представителя Моисея.
Облако привело их к берегу Красного моря, а затем, когда Моисей повелел им идти вперед, Бог открыл им путь, и они благополучно перешли на другую сторону. Благодаря этому опыту, они были посвящены Моисею как своему лидеру. Они признали его власть и обязались подчиняться его указаниям. Как их видимый лидер, Моисей передал людям Божьи законы и Его требования. Поэтому можно сказать, что, крестившись «в Моисея», они поклялись повиноваться Богу и служить Ему. Таким образом, свидетельством того, что Бог назначил Моисея в качестве Своего представителя, был их переход через Красное море.
Далее апостол упоминает о духовной пище и о духовном напитке, который тек из духовной скалы, переводя рельсы с буквального хлеба и буквальной воды, которая текла со скалы, на Христа. Спасителя он здесь изображает как надежную Скалу, о Которую грешники, спотыкающиеся, но вновь кающиеся, могут положиться и черпать из этой Скалы освежающее, животворящее питье, которое утолит их жажду Божественной истины. Вы видите, философ ап. Павел по-философски мыслит и из ничтожного извлекает глубокое поучение.
Великая истина, которой учит этот текст, заключается в том, что Иисус находится со Своим народом на протяжении всей его жизни и всегда готов удовлетворить их потребности, когда они взывают к Нему.
Мир – это сухая, унылая пустыня, не дающая ни пищи, ни питья душе, которая голодна и жаждет духовной истины; но непоколебимый Спаситель желает и способен поддержать и укрепить Свой слабеющий народ, если они только призовут Его.
Исторически Христос был лидером Израиля и не только в их скитаниях по пустыне, но и на протяжении всей их истории как нации, потому что на самом деле, все отношения Бога с падшим человечеством происходили именно через Христа.
Апостол здесь показал верующим в Коринфе, что их благословения и привилегии не дают им безусловного иммунитета от искушения. Им необходимо было постоянно быть начеку, чтобы избегать греха. Милости и благословения, дарованные Богом Своему народу, никогда не спасают его от справедливого наказания за умышленное неповиновение и отказ от Его наставлений.
То, что случилось с израильтянами во время их путешествия из Египта в Ханаан, было иллюстрацией того, что, несомненно, произойдет, если Его народ, который пользуется такими обильными благословениями и милостями на своем пути к небесному Ханаану, совершит те же ошибки и ослушается Бога, как поступили израильтяне в пустыне. Наказание, которое постигнет и христиан, которые не повинуются Господу, так же верно, как оно постигло Израиль за их мятежные деяния. Знание о Боге, которое больше, чем то, которым обладают другие, не дает права игнорировать какие-либо Божьи требования. Напротив, большее знание влечет за собой большую ответственность за строгое соблюдение всех Божьих наставлений. Непослушание при таких обстоятельствах гораздо серьезнее, чем в случае с теми, у кого не так много света.
Израильтянами обычно управляло желание. Они руководствовались не спокойным разумом, а побуждениями неосвященных страстей и вожделений. Существует опасность того, что народ Божий также повторит ошибку Израиля в этом отношении.
Для чего апостол упоминает ошибки тех древних израильтян? Он сам отвечает на этот вопрос: «Для назидания нам». То есть, его цель – предостеречь христиан всех веков от того, чтобы они не доверяли своей собственной силе или мудрости. Глупость Израиля в непослушании Богу привела к их падению в пустыне, а позже в их истории, к тому, что они были пленены и отведены в Вавилон.
Предупреждение христианам заключается в том, чтобы мы во свете приближения пришествия Христа могли извлечь урок из опыта Израиля в пустыне. Многие израильтяне погибли, когда они почти завершили путешествие в Ханаан. Это были люди, к которым Бог особенно благоволил, дав им знание Своего закона и Самого Себя, превосходящее любое знание, которым обладали другие люди в мире, однако они не смогли сохранить свою преданность Ему. Христианам, которым было доверено Евангелие Иисуса Христа и пророческое знание о Его скором пришествии, следует остерегаться, чтобы они не позволили заблуждениям греховной человеческой природы привести их к неспособности достичь небесного Ханаана.
II Обряды и жертвоприношения
Прочитаем текст Писания:
32 А если из стада овец захочет он принести жертву за грех, пусть принесет женского пола, без порока,
33 И возложит руку свою на голову жертвы за грех, и заколет ее в жертву за грех на том месте, где заколают жертву всесожжения;
34 И возьмет священник перстом своим крови от сей жертвы за грех и возложит на рога жертвенника всесожжения, а остальную кровь ее выльет к подножию жертвенника;
35 И весь тук ее отделит, как отделяется тук овцы из жертвы мирной, и сожжет сие священник на жертвеннике в жертву Господу; и так очистит его священник от греха, которым он согрешил, и прощено будет ему (Лев.4:32-35).
Здесь со всеми подробностями описан акт жертвоприношений. Если мы рассмотрим всю 4 главу Левит, то здесь описаны жертвоприношения разных животных. Начинается с принесения в жертву бычка, это если согрешит помазанный священник (3 стих). Если согрешит все общество, тоже в жертву следует принести бычка (14 стих). Если согрешит начальник, в жертву следует принести козла (24 стих). Если кто-либо из народа согрешит, следовало принести в жертву козу (28 стих). А вот если кто из народа не в состоянии принести козу в жертву за грех, он может принести молодую овцу (32 стих).
В Писании молодая овца или барашек – это агнец (древнеславянское слово) или на современном языке это ягненок. Ягненок – это самая дешевая жертва. Ягненок дешевле бычка, дешевле козла, дешевле козы, и по этой причине ожидалось, что бедняк принесет в жертву ягненка. Поэтому ягненок считался приношением бедняка. Примечательно, что о Христе неоднократно говорится как об Ягненке (Агнце) Божьем. Он – жертва бедняка. Положение в этой шкале в отношении ценности предписанных жертвоприношений отражает как справедливость, так и милосердие Бога. Во-первых, ценность приносимой жертвы определялась степенью ответственности грешника, а во-вторых, его способностью принести жертву.
Но во всех жертвах центральным элементом была кровь, ее пролитие и кропление. Конечно, это неприятно, так не должно было быть, но мы столкнулись с самой ужасной проблемой во Вселенной – с грехом. Какую роль играла кровь, и почему ею нужно было мазать рога жертвенника? Израильтяне понимали значение крови. Мы читаем:
11 Потому что душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает (Лев.17:11).
Следовательно, кровь была ключевым элементом во всем процессе искупления, средством, с помощью которого мы, грешники, можем быть оправданы перед Святым Богом. Итак, мы видим, что жертвы являлись прообразом смерти Христа и Его служения ради нас.
Как проходил сам процесс жертвоприношения? Текст Лев.4:33 проясняет смысл ритуала. Мы читаем:
33 И возложит руку свою на голову жертвы за грех».
Возложением руки на жертву подразумевалась исповедь, а подлинная исповедь всегда конкретна. Стих Лев.5:5 в своем описании жертвы за грех указывает на это: «Если он виновен в чем-нибудь из сих, и исповедается, в чем он согрешил». Символически грех человека переходит с него самого на животное. Теперь животное должно умереть вместо человека, потому что «возмездие за грех – смерть» (Рим.6:23). Почему? Что плохого сделало животное? Абсолютно ничего. Но здесь содержится центральная весть святилища. Когда мы исповедуем свои грехи, они фактически переносятся на Иисуса, Ягненка Божьего. Кто убивал жертву? Раскаявшийся грешник, переложивший свой грех на заместителя. Мы так и читаем:
33 И заколет ее в жертву за грех на том месте, где закалают жертву всесожжения (Лев.4:33).
Относительно Христа Писание утверждает:
24 В Своем теле Он Сам вознес все наши грехи на деревянное сооружение, чтобы и мы умерли для греха и жили праведной жизнью. Его ранами и вы были исцелены (1Петр.2:24 ПС).
Подобно тому, как кающийся грешник приносил заместительную жертву, которая умирала вместо него, так каждый раскаивающийся человек может прийти к Голгофе и, взирая на распятого Сына Божьего, жить «верой в…возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал.2:20).
Благодать Христа – это незаслуженная, незаработанная милость. Иисус умер мучительной смертью, которой умрут нераскаявшиеся грешники. Он испытал всю полноту гнева Отца и возмездия за грех. Он умер той смертью, которую заслужили мы, чтобы мы могли жить Его жизнью. Он носил терновый венец, чтобы мы могли носить венец славы. Спаситель был пригвожден ко кресту, терпя жестокие боли, чтобы мы вместе с искупленными всех веков могли царствовать на троне, одетые в царственные одежды. Иисус не отверг нас, покрытых стыдом и виной, но с любовью протянул руку и принял нас. Умирающий ягненок представляет собой израненное, избитое, окровавленное тело нашего Спасителя. Это свидетельствует о такой чудесной, такой удивительной, такой Божественной любви, что она скорее возьмет на себя осуждение, вину и наказание за грех, чем допустит вечную гибель хотя бы одного из Божьих детей.
III «Образ» покоя
Прочитаем текст Писания:
1 Божье обещание войти в Его покой все еще остается в силе, поэтому вы опасайтесь даже думать о том, что уже слишком поздно, чтобы войти в него.
2 Ведь и нам, точно так, как и тем древним, была провозглашена Добрая Весть; но услышанная ими весть не принесла им пользы, потому что, услышав ее, они проявили к ней недоверие.
3 Но мы, поверившие, входим в тот Его покой, о котором Он сказал проявившим недоверие: «Поклялся Я во гневе Моем: “Не войдут они в покой Мой”». Однако сказано это было вопреки тому, что Его планы относительно этого мира были определены еще в самом начале, когда Он закончил сотворение мира, включая Его покой,
4 Ведь сказано же было в Писании о том времени: «В седьмой день Бог пребывал в покое от всех дел Своих».
5 А вот здесь в этом же Писании говорится: «Не войдут они в покой Мой».
6 Но это относится не ко всем, лишь к тем, кто воспротивился Божьему призыву и из-за недоверия к нему не вошел в покой. Остальным же доступ к покою остается открытым,
7 Потому что много лет спустя Бог назначил еще день милости – это «сегодня», когда провозгласил Он через Давида, – я уже упоминал об этом – сказав: «Если сегодня вы услышите голос Бога, то не упрямьтесь».
8 Если бы Иисус Навин, введя народ в обетованную землю, предоставил им покой, тогда Бог не стал бы говорить после этого о другом дне.
9 Следовательно, для народа Божьего еще остается возможность войти в Его покой.
10 Ведь тот, кто вошел в Его покой, и сам предался покою от дел своих так же, как и Бог – от Своих.
11 Поэтому будем делать все возможное со своей стороны, чтобы войти в тот покой; и чтобы никто, последовав тому же примеру непослушания, не оказался лишенным его. (Евр.4:1-11 ПС).
В таком сложном отрывке апостольского повествования, как этот, лучше сначала попытаться уловить общее направление мысли автора, прежде чем рассматривать отдельные его аспекты. Автором послания Евреям был Павел, у которого вообще, во всех посланиях, мысли очень глубокие, и он нанизывает одну мысль на другую, и надо до самого конца контекста держать все нюансы его высказываний в голове, чтобы не прервать ниточку потока его замысла. Петр, этот рыбак с «тремя классами образования», читая замысловатые послания Павла, грамотного богослова и философа, высказал свое мнение о Павловских посланиях.
16 Он пишет об этом во всех своих посланиях, хотя есть в них много такого, что не так-то уж и легко понять; и вот, непросвещенные и неутвержденные в своих убеждениях люди извращают как эти, так и многие другие места Писания, и этим самым навлекают они на себя погибель (2Петр.3:19 ПС).
Сегодня тоже не все мыслят так глубоко, как Павел, поэтому нам следует очень внимательно разобрать концепцию его высказываний, чтобы и нам не извратить то, что он писал. Я сам был свидетелем, как один видный, подкованный адвентист (я был еще юнцом и вместе с ним ходил на беседу к инаковерующим), на поставленный ему вопрос: «А где в Новом завете говорится о том, чтобы мы праздновали субботу»? Ответил текстом Павла: «Посему для народа Божьего остается еще субботство». Правильно он ответил или нет? О еженедельной ли субботе идет здесь речь? Этот ответ идентичен тому, как одна женщина на вопрос мужа: «А где в Библии написано, что курить нельзя»? — ответила словами Писания: «Курение отвратительно для Меня» (Ис.1:13). А через Иеремию Бог сказал, что курение – это грех перед Богом (смотрите Иер.44:23).
Говоря о субботстве (Синодальный перевод), что же в самом деле имел в виду апостол Павел? Во-первых, суббота и субботство – это два разных понятия. Суббота на греческом – σάββατον сАвватон, а субботство – σαββατισμός савватисмОс. Корень у этих слов один, а вот значение имеют они чуть-чуть разные. Хотя значение у обоих слов – «покой», но субботствование имеет более широкое значение, чем покой. Если бы на русском языке было такое слово, то оно было бы «покойствование», но такого слова нет. Слово «субботство» есть еще только в одном месте Священного Писания. Вот оно:
21 Доколе, во исполнение слова Господня, сказанного устами Иеремии, земля не отпраздновала суббот своих. Во все дни запустения она субботствовала до исполнения семидесяти лет (2 Паралипоменон 36:21).
Видите, здесь речь идет уже о более продолжительном покое, о покое в 70 лет. Вот это субботствование. Ап. Павел писал евреям, у них проблемы с празднованием субботнего дня не было, поэтому он не мог им писать о том, что им, как народу Божьему, остается возможность принять субботу. Но что же такое субботство, тот покой, о котором пишет Павел? Давайте посмотрим. Начиная раскрывать эту мысль, он прибегает к другому греческому слову, означающему «покой». Эти два слова синонимичны. Мы читали первый стих этой главы:
1 Божье обещание войти в Его покой все еще остается в силе, поэтому вы опасайтесь даже думать о том, что уже слишком поздно, чтобы войти в него.
Автор послания Евреям употребляет здесь слово покой — κατάπαυσις катАпаусис. Это слово тоже имеет более широкое значение, чем быть в покое в день субботний, хотя оно не лишает и этого значения.
Это – спокойствие, безмятежность, уверенность в Боге. Это величайшее счастье – приобщиться к спокойствию Божьему, Его безмятежности во все дни жизни, не только в день субботний. Для Израильтян земля обетованная была тем местом, где они должны были найти покой в Боге. Но получили ли они его, придя в эту землю? Не говоря уже о тех, кто умер в пустыне, вошедшие в Ханаан, полностью не доверились Богу: они не уничтожили все идолопоклоннические народы, и сами подпали под их влияние. У них не было мира с Богом.
На какое-то определенное время народ Божий приобрел мир, это было во дни Соломона. Но этот мир был не тем миром, который Бог им обещал; этот мир был миром земного благополучия, но не духовного. Этом мир Соломон достиг путем браков с языческими принцессами, которые развратили как его самого, так и народ израильский. Его мир и его земная ежегодная прибыль в шестьсот шестьдесят шесть талантов золота станет символом зверя, который мир на земле обеспечит, но путем антибожественным и антихристовым.
Какой мир имел в виду Бог, обещая израильскому народу землю обетованную? В плане Божьем было, чтобы этот, избранный Им народ, был светом всему миру, чтобы все люди обратились к Нему, истинному Богу, и все народы чтобы приходили в Иерусалим для поклонения Живому Богу. Этот мир они достигли? Нет. Поэтому Бог предусмотрел другую схему евангелизации мира, Он избирает новый «Костяк», строит новое здание, «Тело Христа», в котором Сам Христос является Краеугольным камнем и Главой этого тела; и возможность войти в этот покой, в это «домостроительство тайны Божьей» открыто всем, как евреям, так и другим народам. Христос сам приглашает прийти к Нему. Для чего? Он говорит:
28 Придите ко Мне, измученные под тяжким бременем изнурительного труда и переживаний, и Я дам мир душам вашим (Матф.11:28 ПС).
Вот он истинный мир, вот оно царство мира, это Божье царство благодати, куда ап. Павел звал евреев, приглашая их войти в покой Божий, куда доступ еще открыт. Видите, что означает выражение: «Для народа Божьего остается субботство».
Вот еще один аргумент в пользу того, что народ израильский под руководством Иисуса Навина вошел в землю обетованную, но обещанный покой они в этой земле не обрели. Мы читаем:
7 Ибо Он есть Бог наш, и мы — народ паствы Его и овцы руки Его. О, если бы вы ныне послушали гласа Его:
8 «Не ожесточите сердца вашего, как в Мериве, как в день искушения в пустыне,
9 Где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дело Мое.
10 Сорок лет Я был раздражаем родом сим, и сказал: это народ, заблуждающийся сердцем; они не познали путей Моих,
11 И потому Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой (Пс.94:7-11).
Мы видим, что царь Давид слышит голос Божий, обращенный к людям, что, если они не ожесточат сердец своих, то они смогут войти в Его покой. Другими словами, через сотни лет после того, как Иисус Навин ввел народ свой в покой земли обетованной, Бог все еще взывает к ним, приглашая их войти в Его покой. Этот покой есть нечто намного большее, чем просто вступление в землю обетованную.
И вот приходит последний призыв. Бог взывает к людям не ожесточать сердец их и войти в Его покой. Божье «ныне» все еще длится, и обетование все еще актуально; но это «ныне» не будет длиться вечно: жизнь человеческая имеет конец; обетование может быть упущено.
Интересно обратить внимание на возможные значения и толкования 4,1. В Синодальном переводе этот стих звучит так: «Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим». Другими словами, «Берегись, чтобы своим непослушанием и безверием вы сами не закрыли себе путь к покою и миру, которые предлагает вам Бог».
Но греческий контекст предлагает так перевести этот текст:
1 Божье обещание войти в Его покой все еще остается в силе, поэтому вы опасайтесь даже думать о том, что уже слишком поздно, чтобы войти в него.
Такой перевод звучит как предупреждение нам. Легко подумать, что великие дни веры ушли в прошлое. Рассказывают, что один ребенок, послушав некоторые из известных историй Ветхого Завета, задумчиво сказал: «Тогда Бог был намного интереснее». У некоторых христиан существует тенденция оглядываться назад в убеждении, что сила Божья ослабла, и что золотые времена веры ушли в прошлое. Но автор Послания евреям трубит другой сигнал. Он хочет сказать: «Никогда не думайте, что вы опоздали родиться; никогда не думайте, будто времена великих обетовании и больших свершений ушли в прошлое». Мы все еще живем в эпоху, которую Бог назвал «ныне». И нам уготовано такое же великое блаженство, которое вкусили святые. Бог «ныне» — сегодня так же велик, каким Он был всегда.
Итак, «субботство» не аннулирует «субботу». Покой, предложенный людям Христом, не ставит соблюдение субботнего еженедельного дня в статус ненужного для соблюдения. «Субботство» лишь расширяет понятие о «еженедельной субботе». Поскольку первоначальная цель Бога для этого мира – Его «покой» – остается неизменной, седьмой день, суббота, день «покоя», который Он установил, как памятник творения и как напоминание о Его цели в творении мира, – также остается неизменным. Поэтому соблюдение седьмого дня, субботы, свидетельствует о вере в Его силу преобразовать жизнь и подготовить людей для входа в вечный «покой», который Он изначально имел в виду для жителей этой Земли.
Божественный покой – богатая концепция. Послание евреям существенно расширяет ее. По мнению автора послания, Божественный покой включает в себя доверительные отношения с Иисусом, ведущие к покою в нашем Создателе, потому что мы знаем, что Он никогда не оставит и не покинет нас. Покой во Христе – это упование на Его благодать, дарованную для нашего спасения; но покой, изображенный в Евреям 4 главе, включает гораздо большее. Цель Христа для Израиля состояла в том, чтобы привести их в землю обетованную. Он не хотел, чтобы они скитались по пустыне 40 лет. Их сердца всегда будут беспокойными, пока они благополучно не пребудут на свою родину. Когда обещание завета будет выполнено, они обретут устойчивый мир и небесный покой. С какими бы трудностями мы ни сталкивались на этой Земле, предлагаемый Христом покой – не временный. Субботний покой предвещает тот вечный покой, который Иисус желает нам дать на Небе и в обновленной Земле обетованной. Тогда и только тогда наши сердца будут в полном и постоянном мире и покое. Наш сегодняшний покой во Христе предваряет тот славный день, когда мы обретем покой с Ним в вечном Царстве.
Заключение
Итак, слово, каким бы важным оно ни было, не приносит никакой пользы, если оно не станет неотъемлемым достоянием человека, услышавшего его. Люди могут слышать по-разному. Одни слушают безразлично, другие – беспристрастно; одни – критически, другие – скептически; иные – цинически. Слушать же всегда нужно заинтересованно и добросовестно, веря услышанному и поступая соответствующим образом. Обетования Господни – это не просто прекрасные произведения искусства, это обетования, ради которых нужно пожертвовать свою жизнь и в соответствии с которыми нужно поступать.
Желаю вам, мои дорогие слушатели и читатели, Божьего благословения. Давайте войдем в Его покой, и Он даст мир душам нашим.
Пастор Александр Серков