Уроки субботней школы из Германии. III квартал 2021. Урок №12 «Беспокойный пророк»

14-09-2021, Комментариев нет

Уроки субботней школы из Германии. III квартал 2021. Урок №12 "Беспокойный пророк"Приветствую я вас, мои дорогие сестры и братья, на уроке субботней школы. Этот урок базируется на рассказе об Ионе. Это один из интереснейших рассказов в Писании. Однако он не только интересный, но и поучительный.

Ну, что ж, давайте поговорим об этой истории более подробно и постараемся извлечь из нее для себя как поучение, так и предостережение.

I Бегство

Прочитаем текст Писания:

1 И сказал Господь Ионе, сыну Амафиину:

2 «Отправляйся в Ниневию, город великий, и пророчествуй о нем, потому что не могу Я больше смотреть на злые дела жителей его».

3 И собрался Иона в путь, чтобы бежать от Господа в Фарсис. Добравшись до Иоппии, он нашел корабль, отправлявшийся в Фарсис, заплатил за провоз, вошел в него, чтобы бежать как можно дальше от взора Господа (Иона 1:1-3 ПС).

Кто такой Иона? Вы встречали в Писании уже эту личность? В книге Царств мы читаем о нем следующее:

25 Он восстановил пределы Израиля, от входа в Емаф до моря пустыни, по слову Господа Бога Израилева, которое Он изрек чрез раба Своего Иону, сына Амафиина, пророка из Гафхефера (4 Цар.14:25).

Этот текст свидетельствует, что Иона был уже пророком Божьим, и делал он все, что Бог велел ему. Но вот с проповедью в Ниневии дело обстояло совсем иначе. Сломя голову, Иона пытался бежать совершенно в противоположную сторону. С помощью бегства он хотел найти собственный покой. Удалось ли ему это сделать? Нет. В чем заключалась причина того, что Иона не захотел идти с проповедью в этот город? Чтобы понять это, надо иметь хотя бы малейшее представление о нем.

Город Ниневия находился на восточном берегу реки Тигр, в девятистах примерно километрах на северо-восток от Самарии, столицы Северного царства. Для того, чтобы покрыть такое расстояние, требовалось более месяца пути, если исходить из того, что в день Иона проходил бы 25-30 километров. Этот город уступал по размерам лишь Вавилону. Ниневия находилась против современного иракского города Мосула. Построил Ниневию Нимрод (Быт. 10:11). Уже после смерти Ионы этот город стал столицей Ассирийской империи — при царе Сеннахерибе (705-681 гг. до Р. Х.), преемнике Саргона II (722-705 гг.до Р. Х.), который разрушил Северное Израильское царство.

Причиной, почему Бог послал в Ниневию с проповедью Своего пророка, были злодеяния, творившиеся в этом городе, который по прошествии еще 100-150 лет другой пророк, Софония, назовет «городом, живущим беспечно» и действующим лишь в своих интересах (Соф. 2:15). О преступлениях, которые совершались в Ниневии, кровопролитиях, половых извращениях, читаем мы в книге пророка Наума (3:1,4). На всем Ближнем Востоке Ассирия была известна своей крайней жестокостью, особенно по отношению к пленникам, взятым на войне. Поклонялись ассирийцы, в их числе и жители Ниневии, многим языческим божествам: Набу, Ассуру и Ададу, а также Иштар, как богине любви и войны.

И вот в этот город, прославившийся своей жестокостью и аморальностью, своим поклонением идолам, Бог послал Иону с проповедью. Это вам не к своему народу идти с какой-либо вестью, а к народу языческому. Моисея Бог посылал с миссией вывести народ израильский из Египта, и он пытался мирным, дипломатическим путем уговорить Бога освободить его от этой миссии. Спустя столетия Иеремия также вел с Богом диалог, выражая сомнение в своей пригодности для той миссии, которую Бог ему поручал, ссылаясь на свою молодость и неопытность (Иер.1:6). А Иона молча, не споря с Богом, не предавая Ему этот вопрос на рассмотрение, пытался просто убежать подальше от Него. Может он думал, что в компетенцию Бога входит только земля Израиля, а в Фарсисе Его нет?! Во всяком случае, это единственный пророк, который проявил прямое неповиновение Богу.

Протест Ионы был вызван его нежеланием спасать жителей Ниневии от гнева Господа. Чувствуется, что характером он обладал пылким, а потому причины своего неповиновения не скрывал. «Я знал, что Ты — Бог добрый и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый, — скажет он, увидев, что Ниневия не погибла (4:2), — потому я и убежал, потому что я предвидел, что, если жители Ниневии раскаются, Ты пощадишь их». Странные, казалось бы, мысли и чувства, недостойные посланника Божьего, проявил Иона.

Но для правильного разрешения возникающего недоумения важно понять, что и «святые Божии люди», действия которых описаны на страницах Библии, не были людьми безгрешными, от начала и до конца как бы запечатленными в своей высокой духовности: высот ее они, находясь под влиянием времени и обстоятельств, достигали не сразу, и часто ценой борьбы и страданий. Что касается ветхозаветных пророков, Ионы в том числе, то, вникая в их психологию, не следует забывать о том, что они, как и все их современники-евреи, искренне думали о язычниках, как о врагах Бога на все времена, которые заслуживают от Него лишь мщения и наказания. Отчасти сам закон воспитывал в них отвращение от всего языческого, хотя Бог пытался привить им чувство неприязни к делам язычников, а не к самим людям. Поэтому даже лучшим из народа Божьего требовались немалые усилия, чтобы отказаться от привычной жизненной установки в пользу иного воззрения, что Богу дороги не только они, избранные Им для особой миссии в мире, но и все, созданные Им, народы.

Поэтому, понимая весь тот менталитет народа израильского, и их пророков в том числе, не удивительно, что Иона просто, как страус, пытался засунуть голову поглубже в песок, в его случае, скрыться в городе, лежащем далеко от того, в который послал его Бог, и ему казалось, что Бог его теперь не видит и вообще потерял его из виду.

Итак, мы читаем, что Иона бежал от лица Божьего и отплыл на корабле в противоположном направлении из Иоппии. Иоппия была морской гаванью (это современная Яффа) на израильском побережье, и находилась эта гавань примерно в 50 км от Самарии и на таком же примерно расстоянии от Иерусалима. Фарсис, куда он направился на корабле, это бывшая финикийская колония, и находился этот город в южной Испании. От Иоппии до Фарсиса было около четырех тысяч километров.

Но так далеко убежать ему не было суждено. Читая дольше эту историю, мы узнаем, что его выбросили за борт, потому что на море начался сильный шторм. Как только Иона оказался в море, шторм утих.

II Молитва в животе животного

Прочитаем текст Писания:

1 По воле Господней проглотило Иону огромное морское китообразное животное; и пробыл Иона в животе этого животного три дня и три ночи.

2 И молился Иона Господу Богу из живота животного,

3 И говорил: «В скорби я к Тебе, Господи, воззвал, и Ты услышал меня и ответил мне; из живота преисподней я молил Тебя, и Ты услышал голос мой;

4 Потому что вверг Ты меня в пучину морскую, в самое сердце глубин, водоворот закружил меня, и волны Твои проходили надо мной».

5 И решил я тогда: «Хоть и пришлось мне покинуть Тебя, все же я буду молиться, мысленно направляя взор свой к храму Твоему святому.

6 Воды надо мной сомкнулись и подступили к горлу, лишив меня дыхания, я погрузился в глубины моря, и морские водоросли обвили голову мою.

7 Находясь на дне, у самого основания подводных скал, мне казалось, что навек заключен я в темницу; но Ты, Господи, Боже мой, живым освободил меня из могилы.

8 Когда жизнь во мне уже угасала, всякая надежда на спасение исчезла, вспомнил я о Тебе, Господи, и молитва моя дошла до Тебя, Ты услышал молитву мою в храме Твоем святом.

9 Чтущие идолов ничтожных, лишились милости Божьей,

10 А я хвалебными песнями принесу Тебе жертву; и все, что обещал, я исполню. Ведь спасение в руках Твоих, Господи!»

11 И повелел Бог морскому животному, и извергло оно Иону на сушу (Иона 2 глава ПС).

Иона, вероятно, не осознавал всей глубины своей враждебности к жителям Ниневии. Свое бегство от Бога он закончил в животе огромного морского животного, и у него было три дня, чтобы размышлять о своих отношениях с Богом. В полном отчаянии воззвал пророк к Богу. Когда, по повелению Всевышнего, морское животное извергло его на сушу, сопротивляющийся беглец стал послушным миссионером. В то время, когда Иона был на пути в Фарсис, Господь был на пути к Ионе. Когда пророк убегал от Божьего призыва, Бог обращался к пророку. У Бога Свой метод. В данном случае Он послал на море шторм, да такой сильный, что он грозил разломать корабль на части.

Некоторые считают, что история слишком фантастическая, чтобы быть правдой. Они думают, что это никак не историческое повествование, а всего лишь миф, аллегория, чтобы преподать народу какое-то поучение. Однако свидетельства Писания, истории и археологии противоречат этой точке зрения. Среди других аргументов, в пользу реальности этого события имеется свидетельство: согласно 4 Цар. 14:25, Иона – историческая личность. Евреи считали книгу Иона исторической. Археологические находки в Ниневии подтверждают размер города, описанный в Библии. Сам Иисус упоминает Ниневию и историю Ионы.

Конечно, эта история не обошлась без проявления чуда со стороны Бога. Не все моменты в этой истории можно объяснить естественным природным явлением. Как-то вдруг внезапно начался шторм на море. Внезапно он может начаться, это нормально. Но вот именно в то самое время, когда Иона убегал от Бога. Как только Иона оказался за бортом, шторм вдруг прекратился. Вот это «вдруг» — уже рука Божья.

Вопрос с «большим китом», как читаем мы в синодальном переводе, частью связан с естественным природным явлением, но и здесь не обошлось без Божьего вмешательства. Что это за большой кит, о котором здесь говорится? Давайте раскроем значение этого выражения насколько это нам предоставляется возможным. Что это было: большая рыба, кит или другое какое морское животное? Как Иона остался жив в животе этого гиганта? Конечно, можно и здесь все отнести к чуду со стороны Бога. Когда одной пожилой верующей женщине задали вопрос люди грамотные: «Как могло так случиться, что Иону проглотил кит, и он остался жив?» Она ответила: «Раз об этом написано в Библии, значит так и было; если бы было написано, что Иона проглотил кита, я поверила бы и этому».

Давайте подойдем к этому вопросу с научной точки зрения, но прежде обратимся к оригиналу этого текста. Да, на древнееврейском стоит слово דָּג – даг, что переводится буквально «рыба». В сочетании с предыдущим словом это «большая рыба». Многие переводчики Библии так это слово и перевели:

«Иону проглотила огромная рыба» — новый русский перевод.

«Господь послал большую рыбу проглотить Иону» — современный перевод РБО.

«Огромная рыба проглотила Иону» — перевод Кулаковых.

Если опираться на древнееврейский текст, то такой перевод является суперточным. Слово «даг» имеет одно значение «рыба». Да, те древние писатели многие вещи описывали так, как они понимали в то время. Им казалось, что солнце вращается вокруг земли; и что земля плоская, и у нее есть где-то край. И они так и писали: «до края земли». Они понимали, что над землей повесил Бог какой-то твердый купол – твердь. Но сегодня, когда умножились ведения (знания), Бог через науку открыл нам гораздо большее.

Когда семьдесят толковников переводили Писание на греческий язык, они не могли согласиться с тем, что Иона был в животе рыбы. Они уже понимали, что не все, что плавает в воде, относится к рыбам, и кит в том числе. И они перевели это слово на греческий: κήτους – кЭтос, что означает: морское животное, морское чудовище, китообразное или кит.

Изучая Священное Писание, мы можем наблюдать такое в проявлении Божьего промысла. Все, что возможно использовать естественным образом, Бог использует, и лишь то, что невозможно, там Бог применяет сверхъестественное чудо. Например, при воскрешении Лазаря, Христос мог бы и камень от гроба отвалить чудом, но Он так не поступил, Он попросил, чтобы отвалили камень от входа, зачем применил чудо и воскресил Лазаря. Так и здесь, Бог не взял Иону и просто так телепортировал в Ниневию. Нет, Он использовал морское животное. Почему это не был синий огромный кит? У кита пластинчатая ротовая полость естественным способом не пропустит ни большую рыбу, ни человека. А вот кашалот, это один из видов китообразных, мог бы проглотить Иону. У него ротовая часть и глотка довольно-таки большая; и захваченная им рыба попадает не сразу в желудок, а в первичную камеру, из которой, по мере надобности, частями попадает в желудок для переваривания. Так как это не рыба, а морское животное, которое дышит воздухом, и очень долго может находиться под водой, то можно предположить, что в этой первичной камере был и запас воздуха.

Я не хочу этот вопрос доводить до крайности и заявить, что все было естественным. Я просто проанализировал все возможные варианты, а как было на самом деле, не знаю, создал ли Бог специально рыбу и использовал ее, или это была не рыба, а рыбообразное животное, то есть, какой-то из китообразных видов, во всяком случае, без чуда здесь не обошлось. Животное оказалось вовремя на месте, где Иону выбросили за борт, ему вдруг приспичило проглотить Иону и направиться по намеченному маршруту и в нужном месте выплюнуть Иону на берег. Без Божьего вмешательства здесь конечно не обошлось.

Но главное в этой истории с Ионой не в том, кто и как его поглотил и доставил в Ниневию, главное, что в животе животного он молился.

III Миссия выполнена

Прочитаем текст Писания:

4 И прошел Иона вглубь города на расстояние одного дня пути, провозглашая: «Через сорок дней Ниневия будет разрушена!»

5 Жители города поверили Богу и объявили пост. Все – от большого до малого – надели на себя траурные одежды.

6 Эта весть разнеслась по всему городу и дошла до царя. И встал царь с трона своего, снял с себя царские одежды, надел траурные и сел на пепел;

7 И повелел провозгласить по всей Ниневии: «От имени царя и вельмож повелеваем, чтобы все люди и животные – крупнорогатый или мелкий скот – ничего не ели, воды не пили, и скот чтобы на пастбище не выпускали,

8 И чтобы покрыты были грубой тканью люди и скот; и пусть каждый изо всех сил призывает Бога; пусть каждый человек изменит свой образ жизни и перестанет грешить против ближнего своего.

9 Кто знает? Может быть, еще смилуется Бог и отвратит ярость гнева Своего, и мы не погибнем!»

10 И увидел Бог, что отвратились они от злого пути своего, и не навел Он на них обещанное бедствие (Иона 3:4-10 ПС).

Как видите, проповедь была краткой, но конкретной: «Через сорок дней Ниневия будет разрушена!» В то время, когда Иона проповедовал, повторяя одни и те же слова, Дух Святой трудился над сердцами жителей Ниневии.

Те, кто не считает Книгу Пророка Ионы исторически достоверной, все, рассказанное в стихах 5-9 представляют невероятным. Все, включая раскаяние целого города от проповеди не известного жителям чужеземного пророка, массовый их пост и облачение в траурные одежды. Является для них невероятной и реакция на проповедь Ионы самого царя, который был в Ассирии и верховным жрецом, и, следовательно, руководил религиозной жизнью своих подданных.

Неправдоподобной деталью, как это может показаться странным, является привлечение к посту даже домашних животных (стихи 7-8). Но факт остается фактом, так все и было.

Возникает еще один вопрос, насколько искренним было покаяние жителей Ниневии? Приняв его как искреннее, нелегко будет объяснить тот факт, что нравственная природа ассирийцев, склонных к жестокости и насилию, не изменилась, и что в скором времени они разрушили Северное (Израильское) царство, откуда приходил к ним пророк Иона. Но это можно объяснить так: поскольку Иона призывал ассирийцев покаяться во зле, чтобы избежать конкретного, угрожавшего им в ближайшее время суда, то они, восприняв его слова всерьез, последовали им в тот момент, не пережив при этом сколько-нибудь глубокого изменения своих сердец. Другими словами, они поверили в факт угрозы, исходившей от Бога, но как к единственному истинному Богу Яхве они не обратились. Мы можем допустить такую мысль, что часть жителей Ниневии могла быть охвачена искренним и глубоким покаянием, но в массе своей они, скорее всего, подчинились повелению своего царя, так что раскаяние их, не быв продолжительным, не имело и серьезных последствий. Услышав страшные пророческие слова Ионы, их охватило чувство страха. И все-таки: воздействие на них еврейского пророка было несомненным.

IV Раздраженный и беспокойный миссионер

Прочитаем текст Писания:

1 Иона был сильно огорчен этим, и недовольству его не было предела.

2 И сказал он Господу в молитве своей: «О Господи, не это ли говорил я, когда был еще в стране моей? Вот поэтому-то я и хотел убежать в Фарсис, ведь знал я, что Ты Бог любви и милосердия, терпения у Тебя предостаточно, и доброта Твоя не имеет границ, Ты готов тут же отменить бедствие и не станешь наказывать, если народ перестает грешить.

3 Поэтому забери мою жизнь, Господи! Для меня лучше умереть, чем продолжать жить!»

4 И спросил тогда Господь его: «Неужели это так сильно тебя раздосадовало?» (Иона 4:1- 4 ПС).

После того, как Бог, сжалившись над Ионой, над его головой вырастил тыквенную лозу, которая избавила его в жару от удручающего его состояния, и после того, как он обрадовался этой спасительной тени, Бог неожиданно допустил, чтобы червь подточил это растение, это удручило Иону еще сильней. Мы читаем конец этой истории:

8 Изнемогая от жары, он просил себе смерти, заявив: «Ох, лучше уж мне умереть, чем жить!»

9 И сказал тогда Бог Ионе: «Неужели так сильно раздосадован ты из-за этой тыквенной лозы?» «Очень досадно мне, — сказал Иона, — я огорчен до смерти».

10 И сказал ему Господь: «Ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которое не растил, которое в одну ночь выросло и в одну ночь пропало;

11 А мне ли не пожалеть великого города Ниневии, в котором более ста двадцати тысяч человек, которые не могут отличить правую руку от левой, да и скота у них немало?!» (Иона 4: 8-11 ПС).

Мы видим, что Иона сильно огорчился и был раздражен тем, что Бог не навел бедствия на Ниневию. Он, вероятно, оставался в городе все сорок дней и мог убедиться, что ничего плохого с ним не произошло.

Охватившей его горечи Иона не скрывает и даже ропщет на Бога в молитве, оправдывая свою попытку убежать от Него. То есть, в конце книги он предстает перед читателем таким же, каким был в начале, как будто посланное Богом знамение для него самого прошло без следа, и он сожалеет о своем послушании Богу.

Иона демонстрирует здесь еврейский религиозный национализм, узость которого не мог преодолеть и Израиль в целом, но чем искреннее в своих чувствах был пророк, тем большим укором должны были прозвучать слова его в ушах Израиля, не способного понять пути Господни и оценить милость Его по отношению к каждому из народов.

Вероятно, чувства Ионы можно было бы понять с точки зрения человеческой логики: ведь он мог знать от Амоса и Осии, что ассирийцы принесут гибель Израилю. Почему же, рассуждал он, Господь и этим ужасным людям являет Свое милосердие и долготерпение? Разве это справедливо?

И спросил тогда Господь его: «Неужели это так сильно тебя раздосадовало?» Другими словами, «неужели ты так сильно желаешь гибели язычникам?» Ты, Иона-израильтянин, ведь ты избранный Мною, чтобы послужить спасению их. Невольно вспоминаются слова бессмертного пушкинского стихотворения «Пророк»: «Восстань, пророк, исполнись волею Моей». Подобный призыв был обращен к пророку Ионе, и значил он: сделай себя служителем не твоих земных и человеческих соображений, чувств, настроений, желаний и планов, а Моего, Божьего, замысла, Моей, Божьей, воли! Как удивительно все это относилось к Ионе, которому трудно было преодолеть свою предвзятость и возвыситься до направленного к нему призыва.

Выйдя из города, он сделал себе шалаш и сел в тени его, чтоб увидеть, что будет с городом. Он, возможно, все еще надеялся, что Бог исполнит его желание и так или иначе рассчитается с ассирийским городом, воздаст по справедливости тем, кто этого заслужил. Бог дал ему и на этот вопрос исчерпывающий ответ. Растение, которое Бог произрастил над шалашом Ионы, понадобилось Ему в педагогических целях. Оно –частица жизни и потому нуждается не только в милосердии Божием, но и в человеческой жалости. И Бог пробуждает в пророке, который обрадовался внезапному появлению растения, это чувство жалости к нему, когда оно засыхает. Огорчение Ионы (стих 9) дает повод Богу продолжить вразумление пророка, который возмутился милосердием Божьим к жителям Ниневии.

Бог хотел сказать: «Давай-ка, Иона, разберемся в твоем огорчении. Тебя расстроило, что растение, полюбившееся тебе, засохло. Но что оно в сущности значило для тебя? Глубокой симпатией к нему ты проникнуться не мог, потому что оно всего-то день пробыло с тобою. Значит, все огорчение твое продиктовано не любовью к растению, в тени которого ты сидел, а эгоизмом. Ведь ты не был садовником, взрастившим его. И если, тем не менее, ты так расстроен, то каково, по-твоему, было бы садовнику, который ухаживал за ним и с любовью наблюдал за его ростом только для того, чтобы увидеть, как оно в одночасье засохло? Постарайся представить себе его чувства. Так вот, именно такие, и даже гораздо более горькие чувства, испытываю Я в отношении Ниневии, в которой такое множество людей и скота. Ведь это Я сотворил их и лелеял на протяжении многих лет. Ниневия требует от Меня бесконечных усилий, она для Меня – целый мир. Так что твоя боль — ничто, по сравнению с той, с какой Я наблюдал бы гибель этого города».

Заключение

Заметим в заключение, что автор книги Иона заканчивает свою книгу риторическим вопросом:

11 А мне ли не пожалеть великого города Ниневии, в котором более ста двадцати тысяч человек, которые не могут отличить правую руку от левой, да и скота у них немало?!» (Иона 4:11 ПС).

Вопрос, звучащий в Книге Пророка Ионы, оставляет в читателе как бы некоторое недоумение, словно от внезапного падения занавеса над сценой, где только что кипела жизнь. Ответил ли Иона Богу? Если и ответил, то в книге ответ его не приводится. Как понять молчание пророка?

Вместо ответа на этот вопрос, можно предположить, что если бы Иона всем существом своим не воспринял того, что хотел донести до него Господь, то и книги этой не написал бы. Скорее всего, именно, осознав свою неправоту перед Богом, он оставил в назидание своим соплеменникам это историко-биографическое повествование.

Желаю вам, мои дорогие читатели и слушатели, осознать волю Божью по отношению к вам, ведь Бог всем нам дает какое-то поручение. Не будем отказываться от порученного нам дела, чтобы многие в этом мире, подобно жителям Ниневии, могли покаяться в своих злых делах.

Пастор Александр Серков


Рубрика: Библейские исследования, Видеоматериалы, Субботняя школа

RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитата) - выделите курсором текст в окне комментария и нажмите одну из кнопок форматирования [B, I, Quote].
Если вы желаете исправить свой комментарий или удалить его, напишите нам в редакцию.
Ознакомьтесь с нашими правилами публикации комментариев.

© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2022
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH.
Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)

Интернет-газета "ПУТЬ"