Уроки субботней школы из Германии. IV квартал 2021. Урок №1 «Введение во Второзаконие»
Приветствую я вас, мои дорогие читатели и слушатели, теперь уже в новом квартале на уроке субботней школы. После двух тематических квартальных уроков: «ЗАВЕТ» и «ПОКОЙ ВО ХРИСТЕ», нам предложили изучить целую книгу, а именно «ВТОРОЗАКОНИЕ». В 22 году мы также начнем изучение Библии не по темам, а по книгам. В первом квартале предстоит рассмотреть книгу из Нового Завета «ЕВРЕЯМ», и во втором квартале обратимся снова к первой книге Библии – «БЫТИЕ». Это так прекрасно.
Итак, перед нами книга «Второзаконие». Это – пятая и последняя книга Пятикнижия. На иврите эту книгу называют по первым двум словам книги: אֵ֣לֶּה הַדְּבָרִ֗ים Эль-ле дэварим – «Эти слова». На русском эта книга называется «Второзаконие», как стоит в греческом переводе LXX. Название книги «Второзаконие» потому, что по отношению к книге Исход, которую иногда называют «Первым законодательством», в этой книге Моисей повторяет народу израильскому Закон.
Когда эта книга была написана? К первому дню одиннадцатого месяца сорокового года от исхода Израиль расположился лагерем в Ситтиме, напротив Иерихона, на равнинах Моава к востоку от Иордана. В течение двух месяцев они оставались там. Были сделаны приготовления к заселению Ханаана, и, возможно, самое важное из всего, Моисей произнес серию речей, которые составляют основную часть книги Второзаконие.
Эта книга носит исторический, законодательный и поучительный характер. Она состоит в основном из четырех речей. Первая речь начинается с исторического обзора и заканчивается призывом соблюдать Закон. Вторая речь рассматривает Декалог как основу для Завета между Богом и Израилем и призывает Израиль повиноваться; основная часть выступления состоит из изложения требований гражданского, социального и религиозного законодательств. Третья речь посвящена ритуалу благословения и проклятия. Здесь Моисей поднимается на непревзойденные в литературе высоты ораторского обличения. И наконец, последняя, четвертая речь – заключительный призыв читать и соблюдать Закон, за которым следует песнь Моисея – его слова благословения и прощания с народом перед своей смертью.
В проповеди книги Второзакония Моисей призывает свой народ упорядочить свою жизнь в соответствии с открытой волей Бога. Послушание означает жизнь; непослушание – смерть. Моисей использует исторические факты в качестве основы своего призыва и подкрепляет свое наставление, взывая к любви и благодарности Израиля Богу, и их достоинству как избранного Богом народа. Сознавая опасность идолопоклонства и подмены основного духа религии формой, Моисей подчеркивает верховенство Яхве и Его Закона, духовную природу Его поклонения и служения, и Его верность в соблюдении завета с Израилем и со всеми народами.
Уникальный цикл красноречия, записанный в книге «Второзаконие» – это прощальная речь человека, который так глубоко любил свой народ, что умолял вычеркнуть его из книги жизни, если их грехи не могут быть прощены (Исх. 32:32).
Для чего мы обращаемся к этой книге? Какая истина содержится в ней для настоящего времени? Влияние книги «Второзаконие» и ее место в религиозной жизни евреев — и всего христианского мира — огромны. Повторное открытие «Книги Закона» во времена царя Иосии привело к одной из величайших религиозных реформ в истории. Книга «Второзаконие» стала краеугольным камнем еврейской религиозной преданности; каждый истинный еврей ежедневно читал одну из ее глав. Иисус встретил искушения лукавого тремя цитатами из Второзакония (Матфея 4:1-11; см. Втор. 8:3; 6:16; 6:13), и, отвечая на вопрос законника, дал в качестве первой и великой заповеди центральное предложение Второзакония (Мф. 22:35-38; см. Втор. 6:5; 10:12; 30:6). Павел использовал фразеологию Второзакония (гл. 30:11-14), чтобы проиллюстрировать идею праведности по вере (Рим. 10:6-8).
Я уверяю вас, изучение этой книги не разочарует вас, вы не пожалеете, что изучали ее. В ней действительно содержится истина для настоящего времени.
После этого ВВЕДЕНИЯ давайте приступим к самому уроку, который сам по себе тоже является более обширным «ВВЕДЕНИЕМ ВО ВТОРОЗАКОНИЕ».
I Любить и быть любимым
Прочитаем текст Писания:
7 Возлюбленные! Давайте любить друг друга, потому что чистая любовь исходит от Бога. Тот, кто любит, возрожден свыше, и о Боге знает он не понаслышке.
8 А кто не любит, тот не знает Бога, потому что Бог – Он Сам и есть Любовь (1Иоан.4:7-8 ПС).
Бог является Богом любви. Почему этот текст взят к введению к книге Второзаконие? Бог, Который Сам является Любовью, Он таким стал только в Новом Завете, или Он таковым был и прежде, во дни, когда Израиль стоял на границе с Ханааном? Это важный вопрос, потому что многие заявляют, что Бог Ветхого Завета был жестоким, а Бог Нового Завета – добрый. Почему у людей складывается такое впечатление? Действительно, в те древние времена Бог очень часто делал зачистку среди жителей земли. А чем плох хирург, что он ампутирует части тела? Он разве жестокий? Да, нет, он любящий, потому что спасает весь организм от смерти. Если бы Бог не зачищал человечество от неизлечимых «раковых опухолей», люди сами себя давно бы уже уничтожили, и не осталось бы верных Богу, ради которых Христу надо было бы приходить и умирать. Поэтому, давайте объективно смотреть на все вещи, и на характер Божий – тоже. Бог, как был, Он так и есть – сама суть любви, и Он таковым останется на всю вечность.
Можем ли мы своей испорченной природой до конца проникнуть в идею того, насколько любовь Бога глубока и обширна? Но, тем не менее, любовь – это Сущность Личности Бога. Бог любит нас, Его любовь, возможно, пронизывает космос даже более, чем гравитация. Зная Бога, можем ли мы не полюбить Его взаимно? Иисус Христос сказал как-то одному книжнику, который обратился к Нему с каверзным вопросом:
30 И “возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душей твоей, и всем разумением твоим, и всей мощью твоей” (Марк.12:30 ПС).
Он ответил законнику словами из Ветхого Завета, а именно, цитируя слово в слово текст Второзаконие 6:5. О чем это говорит? Что Бог еще в те древние времена призывал к взаимной любви израильский народ. Книжники времен Христа читали эти слова, но не придавали им особого значения. Христос напомнил ему, что это актуально и сегодня: Бог любит нас, и нам следует взаимно любить Его.
Но чтобы любовь была настоящей, не эгоистичной, Бог к любви не принуждает. Он дал нам все предпосылки для взаимной любви, Его любовь к нам раскрыта во всех аспектах, мы обязаны Ему как в творческом плане, так и в искупительном аспекте. Творя разумные существа, и человека в том числе, Бог рисковал, потому что сотворенные Им разумные существа способны любить, но им дана свобода воли.
Падшие ангелы во главе с Люцифером были созданы Богом совершенными, но в них нашлось беззаконие, они восстали против Бога. Следствие всего этого нам известно, потому, что восстал против Бога также и человек, и мы сегодня пожинаем плоды этого восстания.
Кто-то скажет: «Почему Бог не сотворил существа без возможности согрешения с их стороны?» Ну, это было бы уж слишком! Вы хотели бы иметь такого друга или подругу? Тогда идите и купите себе робота, которого вы сможете запрограммировать на преданность вам, и посмотрите, понравится вам такой суперпреданный друг или нет. Бог не хотел населять мир роботами, Ему гораздо ценней, если мы, имея возможность оставить Его, остаемся Ему верными.
Одна женщина решила проверить своего мужа на верность ей. Она договорилась с подругой, что та соблазнит ее мужа и назначит ему встречу в укромном месте. Все шло по плану, соблазненный мужчина пришел на назначенное место встречи, но пришла туда не подруга, а его собственная жена, которую в темноте он не узнал, потому что она старалась скрыть свою личность. Она получила хороший за это подарок от него. На следующий день она показала своему мужу этот подарок, и все раскрылось.
Это негативный пример. А как приятно было бы жене узнать, что соблазнен ее муж не был, и остался ей верным. Хотя физически он не был с ее подругой, но в мыслях, предаваясь любви со своей женой, он, фактически, изменял ей, ощущая, что он ласкает ее подругу.
Каждый человек имеет право любить, и ему приятно самому любить, и хочет он также взаимно быть любимым. Любовь взаимная – это так прекрасно. И Бог ждет от нас взаимной любви, это гораздо приятней, чем окружить себя роботами, послушными, преданными и верными.
II Эдем, потоп и вавилонская башня
Где началось грехопадение во Вселенной? Люцифер на небе злоупотребил свободой, дарованной ему Богом. Он нарушил взаимоотношения с Богом, которые были основаны на любви Божьей, и это привело осеняющего херувима к падению. Закономерность здесь заключается в том, что происходит цепная реакция, когда одному хочется, чтобы было больше его сторонников, и он распространяет свою «заразу» как можно большему количеству созданных Богом существ. Дьявол увлек за собой треть ангелов, на этом он не остановился, он протянул свои «грязные руки» к чистому, святому и праведному человеку, сотворенному по образу Божьему, чтобы и его совлечь в ту же пропасть греха, в которой оказался он сам. И что с этого вышло? Удалось ли ему осуществить свой план? Первые стихи третьей главы Бытие повествуют, как ловко у него все получилось. Я не буду зачитывать текст Писания, он вам вполне знаком, позвольте прочитать это событие в стихотворной форме, которое мне когда-то пришлось написать:
Грех Эдема
(Библия, Бытие 3:1-6)
Эдемский сад прохладой дышит,
Гирлянды роз повисли вкось.
Адам супругу всюду ищет:
– Как можно быть так долго врозь?!
Краса-красот в то время плавно
И грациозно вдаль «плывет».
Одна в саду…А что? – Забавно:
Супруг немного подождет.
– О, Златовласка, Среброгрудка!
Тебе подобной в мире нет.
Цветочек нежный — Незабудка.
Твой стройный стан – лучины свет.
– Откуда голос этот милый?
Из уст – елейный ручеек.
А он всё льется суперльстивый:
– Взгляни сюда, я – змей-змеёк.
Застыла вмиг царица сада,-
Не может быть – змей говорит?!
Кто знал, что сам начальник ада
Чрез змея чудеса творит.
Висят плоды, но вот неясно:
Что делает здесь этот змей?
Продумал всё он не напрасно,
Втянуть бы Еву в грех скорей:
– Сказал ли подлинно Создатель:
Не ешь от всех дерев в саду?
– Зачем такая мысль, приятель?
Ну, ладно, хватит, я пойду.
Постой, красотка, разве не был
Какой-то вам в саду запрет?
А это древо вместо хлеба?…
– Нет, нет! Ни это только, нет!
Сказал Создатель: «Плод не трогай,
Не ешь его, а то умрешь»!
– Ревнив ваш Бог, уж больно строгий.
Поешь плоды – сама поймешь.
Ты разве, Рыбонька, не знаешь,
Что с дерева плоды я ел?
Где речь обрел? – ты всё гадаешь.
Сама подумай…заболел?
Как видишь: Ни болел, ни помер, –
Дар вашей речи приобрел.
А хочешь ли, коронный номер
Чтоб я сейчас с тобой провел?
Войдешь в такие ты экстазы!
Познаешь всё, что в мире есть,
И даже богом станешь сразу, –
Лишь стоит плод тебе поесть.
Берем мы плод, срываем с древа,
Как видишь, смерти вовсе нет.
Взглянула Ева вправо, влево…
Какой же тут сокрыт секрет?
– Теперь вкуси хотя б немного!
Вот, Ева, плод, скорей. Держи.
Трясутся в страхе губы, ноги.
Рука протянута…Дрожит…
Вот-вот…чуть-чуть…во рту плод тает,
Блестят глаза, сверкает взгляд…
Еще красавица не знает:
Вкусив плоды, ее наряд
Померкнет. Стыд, позор и ужас
Охватят с головы до ног.
Но, то потом. Сейчас бы к мужу
Скорей навстречу… – Муженек!
Послушай, я совсем забыла,
Тебя как прежде я люблю,
Мой славный Зайчик, Котик милый,
Послушай, что я говорю:
– Добро и зло теперь я знаю.
– Да, что ты, Ева, говоришь?
Какая это сила злая?
Ответь, жена, ты что молчишь?
– Там…змей плоды мне дал, я ела,
И вот тебе их принесла.
– Да, как же это ты посмела?
Зачем одна гулять пошла?
– Поешь, мой Барсик, кушай, милый,
От них совсем не будет зла.
Я ела и какой-то силой…
– Молчи, сгоришь теперь дотла.
Адам всё понял: То был дьявол.
Супруги участь – смерть навек.
Схватив плоды, без всяких правил
Всё съел…И что же?! Человек
Решил с супругой Евой вместе
Влачить всю участь — смерть за грех.
Блажен тот муж, жена та в чести,
Кто с Богом, – ждет того успех.
А суть греха – не плод запретный,
Не то, что: съел, как яд – И крах.
Грех в том, что глас Творца заветный
Разменян и повержен в прах.
8 ноября 2002 года
Александр Серков
И вы думаете, что на этом реакция «атомной грехобомбы» закончилась? Да, нет уж. После грехопадения дела пошли еще хуже, человечество неуклонно деградировало, вплоть до того, что пришлось Богу констатировать: «Все их мысли были устремлены лишь ко злу» (Быт.6:5 ПС). И если их мысли были устремлены ко злу, значит и действия их были такими же. Люди настолько развратились, что Господь уничтожил весь мир потопом, в определенном смысле давая человечеству шанс начать все сначала.
Однако, как показывает история о вавилонской башне, человечество по-прежнему намеревалось бросить вызов Богу. Они фактически заявили: «Господи, обмануть Тебе нас больше не удастся, мы не верим, что Ты мир больше не уничтожишь водами потопа. Ты хочешь нас вновь застать врасплох? Но мы теперь будем хитрее, мы построим башню и спасемся в ней. Мы сами достигнем Твоего престола своими собственными силами».
Как все это перекликается со словами обольщения змея в Эдеме: «Нет, не умрете, вы будете как боги». Видите ли, без Бога они сами защитят себя, ведь они возомнили о себе, что они сами уже боги.
III Призвание Аврама
Прочитаем текст Писания:
1 И сказал тогда Господь Авраму: «Оставь свою страну, свой народ, отцовский дом и иди в землю, которую Я укажу тебе;
2 Я благословлю тебя и произведу от тебя народ великий; и имя твое будет известно во всем мире, ты же будь благословением для них.
3 И благословлю Я благословляющих тебя, и прокляну проклинающих тебя, и будут благословенны в тебе все народы земли» (Быт.12:1-3 ПС).
Начало очень хорошее и стратегически правильное. Бог призывает Аврама, чтобы от него произвести совершенно новый народ, как при Потопе Бог избрал семью Ноя, чтобы этот народ стал хранителем и распространителем вести о живом Боге. В плане Господа было евангелизировать всех жителей земли и привести их к живому Богу, оторвав их от идолов, которые богами не являются вообще.
Начало хорошее, но результат был достигнут или нет? Нельзя, конечно сказать, что народ израильский не светил в мире, но, честно говоря, они больше коптили, чем светили. И ко дням, когда Бог призвал Моисея вывести этот огромный народ из Египта, там уже было столько копоти от этого народа, что все они полегли в пустыне, кроме двух.
IV Завет на Синае
Прочитаем текст Писания:
4 Вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас как бы на орлиных крыльях, и принес вас к Себе;
5 Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля,
6 А вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым.
7 И пришел Моисей и созвал старейшин народа и предложил им все сии слова, которые заповедал ему Господь.
8 И весь народ отвечал единогласно, говоря: все, что сказал Господь, исполним. И донес Моисей слова народа Господу (Исх.19:4-8).
Этот текст отвечает на вопрос: Почему Господь призвал народ выйти из Египта. Это тот народ, на который Бог давно возлагал Свои надежды. Это потомки Авраама, Исаака и Иакова, с которыми Бог заключал Свой завет, обещая дать им землю обетованную. И вот этот момент настал – момент освобождения народа из-под ига рабства, где Бог позволил им размножиться, и теперь намерен был сопроводить их в обещанную им землю. Вот с этими потомками заключил Бог Свой завет, они станут Его уделом, в некотором смысле – сокровищем. Этот народ стал уникальным. За какие заслуги? И что включало в себя эта уникальность? Уникальность израильтян не истекала из чего-то святого или праведного с их стороны, присущего им лично. Она возникла благодаря дарованной им Божьей благодати и ниспосланных чудесных истин. Эти истины они должны были впитать в себя, сохранять и распространять миру, они должны были стать «царством священников».
На каких условиях был заключен завет на Синае? Бог изложил им все условия завета, в основе которого лежал Декалог, состоящий из десяти пунктов. Окропив построенный жертвенник кровью жертв, Моисей взял «Книгу Завета и прочитал вслух народу». И заявил народ, что он будет повиноваться всему, что Бог им повелевает.
Бог всеми силами пытался завоевать доверие народа, поэтому Он обращает внимание на прошлые свидетельства Своей любви, прежде чем открыть Свой Закон. То есть, Он раскрыл перед ними все, что Он для них сделал, чтобы вызвать взаимную симпатию и любовь, которую они подтвердят исполнением десяти заповедей. Бог пытался их заверить в том, что точно так, как, начиная с Авраама и до того времени, как Он вывел их из Египта, благополучно провел через воды Красного моря, дал им манну, – все это будет гарантией того, что Он еще больше сделает им, если они останутся верны Ему. Без этой уверенности едва ли можно было бы вынести ужасы Синая.
Применив пример орла, который выбрасывает орленка из гнезда и учит летать, защищая его собственным телом, Он рисует картину, что так точно и Я, ваш Господь, изволил вас из Египта, где вы были фактически в плену, и, ведя в ханаанскую землю, образно говоря, поднимал Свои «крылья» и защищал вас от опасности. Подобно тому, как слабый и беспомощный орленок, боясь опасности, верил в силу и защиту своего родителя, так и Израиль, слабый, беспомощный и боящийся того, что может произойти впереди, мог иметь веру в Божественную силу.
Вместо того, чтобы повелеть евреям соблюдать Его завет, как это было бы суверенным Его правом, Бог милостиво пригласил Свой народ сделать то, что было бы для их собственного блага. Единственный путь, по которому человечество можем идти с Богом, — это путь послушания. Ни на каких других условиях, кроме послушания, Бог не мог согласиться быть чьим-либо Богом или иметь кого-либо Своим избранным народом.
Благодать Иисуса Христа, которая приносит спасение всем людям, не освобождает от обязанности повиноваться Божественному Закону. Павел пишет: «Итак, мы уничтожаем Закон верою? Никак; но Закон утверждаем» (Рим.3:31). По благодати кающемуся грешнику прощаются его прошлые грехи и дается ему, также по благодати, сила жить дальше в согласии с Законом Божьим. Вера в искупающего Христа неразрывно связана с силой пребывающего в нем Христа, которая позволяет человеку соблюдать десять заповедей. Смотрите, как красиво и правильно описывает этот нюанс ап. Павел:
1 Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу,
2 Потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.
3 Как закон, ослабленный плотью, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти,
4 Чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу (Рим.8:1-4).
Бог позволил Израилю попытаться соблюдать закон, чтобы они могли осознать свою неспособность сделать то, что они ошибочно считали способным сделать. Таким образом, они перейдут от веры в себя к вере в Бога, от уверенности в своих собственных усилиях к вере в Божественное свершение. Тогда Закон стал бы средством, приводящим их ко Христу как к их единственному Спасителю от греха (Гал. 3:23-26). Таким образом, был подготовлен путь для отношений Нового Завета, Евангелия Божественной благодати, Закона, соблюдаемого во Христе и через Него. Как заявляет Павел, эти отношения Нового Завета не «делают недействительным Закон через веру» (Рим. 3:31). Закон остается стандартом долга, нормой священной практики. Новый Завет устанавливает Закон как вечный кодекс праведности, без которого не может быть праведного поведения.
V Отступничество и наказание
Прочитаем текст Писания:
15 И утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего.
16 Богами чуждыми они раздражили Его и мерзостями разгневали Его:
17 Приносили жертвы бесам, а не Богу, богам, которых они не знали, новым, которые пришли от соседей и о которых не помышляли отцы ваши.
18 А Заступника, родившего тебя, ты забыл, и не помнил Бога, создавшего тебя (Втор. 32:15-18).
Вы помните их спонтанный крик: «Все, что сказал Господь, мы сделаем»? Без сомнения, это было поверхностной демонстрацией религиозного энтузиазма, мгновенной реакцией на славную и возвышенную истину. Им не хватало духа глубокого, истинного обращения, чтобы делать то, чего желал и ожидал от них Бог. Еще там, у горы Синай, когда Моисей отправился на гору и говорил с Богом о пакте, который Он заключил с народом, Израиль сделал себе золотого тельца и поклонялся ему. Чтобы нам это было понятней, это как невеста, готовящаяся к свадьбе, в последнюю ночь перед свадьбой отдаст себя в полное распоряжение соседу. Или наоборот, если точно так поступит жених. Вы можете представить себе терпение Божье, как Он смотрел на явную и наглую измену израильского народа?
Из-за отказа поверить Господу и войти в Обетованную землю, свое наказание они получили. Мы читаем:
28 Скажи им: живу Я, говорит Господь: как говорили вы вслух Мне, так и сделаю вам;
29 В пустыне сей падут тела ваши, и все вы исчисленные, сколько вас числом, от двадцати лет и выше, которые роптали на Меня,
30 Не войдете в землю, на которой Я, подъемля руку Мою, клялся поселить вас, кроме Халева, сына Иефонниина, и Иисуса, сына Навина;
31 Детей ваших, о которых вы говорили, что они достанутся в добычу врагам, Я введу туда, и они узнают землю, которую вы презрели,
32 А ваши трупы падут в пустыне сей;
33 А сыны ваши будут кочевать в пустыне сорок лет, и будут нести наказание за блудодейство ваше, доколе не погибнут все тела ваши в пустыне;
34 По числу сорока дней, в которые вы осматривали землю, вы понесете наказание за грехи ваши сорок лет, год за день, дабы вы познали, что значит быть оставленным Мною.
35 Я, Господь, говорю, и так и сделаю со всем сим злым обществом, восставшим против Меня: в пустыне сей все они погибнут и перемрут (Числ.14:28-35).
Печальная история, не так ли? А мы как думали, что Бог, Который является Сам Любовью, пойдет на поводу у бунтующего народа и позволит им делать, что они хотят, как непутевая невеста перед свадьбой?
Стоит здесь немного оторваться от израильтян, которые и во время путешествия по пустыне гневили Бога своим вероломным поведением, и войдя уже в Обетованную землю, отдавали себя служению идолам, тем самым изменяя Богу. Оторвавши взор от них, давайте поставим себя на их место, или, другими словами, представим, что наше сегодняшнее странствование по земной пустыне подходит к концу, мы на границах Небесного Ханаана. И как насчет наших идолов? Нет, сегодня мы более цивилизованные, мы не кланяемся ни каменным, ни деревянным идолам, но, нет ли у нас более изощренных современных идолов? Я не буду здесь зацикливаться на конкретике, давайте каждый заглянем в свое сердце, нет ли у нас того, чему мы отдаем более предпочтительное место, чем Богу?
Тогда, как и теперь, непослушание часто проистекает не только из открытого восстания, но также из отказа доверять Божьим словам. Грех непослушания Израиля был особенно отвратительным, потому что, как сказал Сам Бог, все эти люди «видели славу Мою и знамения Мои, сделанные Мною в Египте и в пустыне, и искушали Меня уже десять раз (Числ.14:22).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Что ж, очень печально, что этот урок заканчивается на столь траурной ноте. Нам стоит лишь из этой истории израильского народа извлечь для себя предостережение. В книге Второзаконие описаны события, которые происходили у границы с Обетованной землей. Мы с вами также у границ небесного Ханаана. Неужели мы повторим ошибки Израиля? Вот это была бы печаль уже наша личная. Говорят, что умный учится на своих ошибках. Это хорошо. Но еще лучше делает мудрый, он учится на ошибках других. Но глупый не учится ни на своих, ни на чужих ошибках. В каком числе желаем оказаться мы в момент Пришествия Христа?
Желаю вам мудрости свыше, мои дорогие читатели и слушатели, пусть Божье благословение пребудет с вами. Давайте не будем идти против воли Божьей, чтобы в тот день, в день Его пришествия, не оказаться нам в стороне от народа Божьего.
Пастор Александр Серков.