Уроки субботней школы из Германии. IV квартал 2021. Урок №3 «Вечный завет»
Благодаря милости Божьей мы приступаем к третьему уроку в этом квартале. Нам предстоит рассмотреть принцип завета между Богом и Его народом. Тема этого урока раскрывает этот завет как вечный завет. В чем заключается его вечная актуальность? Какую связь завет имеет с Евангелием? Это интересные вопросы, и ответ на них – еще интересней. Таким образом, в этом уроке нам предстоит исследовать идею завета, выраженную в книге Второзаконие, и все вопросы, связанные с ним.
К этому уроку имеем мы эпиграф. Я процитирую его:
7 Мой завет, который Я поставлю с тобой, не потеряет силы своей между Мной и твоими потомками в каждом поколении; это завет Мой вечный: Я Бог твой и буду Богом потомков твоих после тебя (Быт.17:7 ПС).
Условия и преимущества этого завета касаются не только Авраама как личности, но и всех его потомком, как буквальных, так и духовных. Обещание, данное здесь Аврааму, относится ко Христу, и через Него все христиане имеют преимущество принадлежать к этому завету. Правильное понимание условий этого завета значительно поможет поддерживать правильные отношения между Богом и верующими сегодня.
Слово «вечный», в оригинале на евр. это עוֹלָם олáм. И вот его значения:
- долгое время, долго;
- вечность, вечно, вовек;
На греческом: αἰώνιος аиóниос имеет значения: вечный (без начала и без конца), постоянный, непрерывный.
Видите, это слово, переведенное на русский язык как «вечный», может означать и «продолжающееся всю вечность»; но не всегда оно указывает на промежуток времени, который не имеет ни начала, ни конца. Термин «вечный», используемый в Библии, обычно обозначает обстоятельства или условия, которые должны сохраняться до тех пор, пока объект, к которому они применяются, может, в силу присущей ему природы, подвергаться их воздействию. Это ясно из таких выражений, как «пусть царь живет вечно» (3Цар.1:31; Неем.2:3), которым просто выражают пожелание, чтобы царь мог наслаждаться долгой жизнью. Или такой текст: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Матф.25:46). Здесь стоит то же самое слово, как в первом, так и во втором случае: и праведные будут жить олам – вечно, и нечестивые будут мучиться олам – пока не сгорят.
Поскольку все последователи Христа – духовного семени Авраама – являются наследниками славных обетований завета (Гал.3:7, 27-29), «вечный завет» должен оставаться в силе до тех пор, пока действует план спасения. Таким образом, положения Божьего завета с Авраамом доступны для всех поколений. К этой мысли мы еще вернемся в этом уроке. А теперь давайте разберем урок во всех его нюансах.
I Завет и Евангелие
Чем они связаны между собой, завет и Евангелие? И в чем они имеют различие, ведь это же не синонимы? Давайте разберем их значение по отдельности, и тогда станет ясна и их функция, и их взаимосвязь.
Слово «завет» на еврейском בְּרִית берѝт. Его значение: завет, договор, союз.
Слово Евангелие – это уже греческое слово εὐαγγέλιον – еуаггѐлион. Значение этого слова: Евангелие, благая (радостная) весть, благовествование.
Видите, завет – это заключение какого-либо договора, союза; а Евангелие – это весть, которую возвещают либо об этом союзе, либо о чем-то другом.
Заветы в Библии были заключены с разными людьми, например, завет с Ноем, завет с Авраамом. Завет с Авраамом – самый яркий пример, поэтому апостол Павел приводит его наиболее часто. Наш эпиграфический текст к этому уроку – классический пример сочетания завета и Евангелия. Давайте повторим его и рассмотрим именно с этой стороны:
7 Мой завет, который Я поставлю с тобой, не потеряет силы своей между Мной и твоими потомками в каждом поколении; это завет Мой вечный: Я Бог твой и буду Богом потомков твоих после тебя (Быт.17:7 ПС).
Бог заключил завет с Авраамом и его потомками, и в нем же мы видим Евангелие, радостную, благую весть в том, что Бог обещает:
1 «Этот завет не потеряет силы между Мной и твоими потомками»;
2 «Этот завет вечный»;
3 «Я Бог твой и буду Богом потомков твоих после тебя».
Вот так тесно связан союз или завет с Евангелием, с доброй, радостной вестью. Это обещание охватывает все благословения спасения и является ясным свидетельством духовного характера завета Авраама. Бог дарует все необходимое тому, кто вступает с Ним в отношения завета, Он дарует ему все привилегии, радость и славную надежду. Тот, кто таким образом становится сыном или дочерью Бога, не может желать ничего большего, чем быть счастливым как в этой жизни, так и в надежде на жизнь грядущую. Это, как если бы Бог сказал Аврааму: «Кем бы Я ни был, чем бы ни обладал, или что бы Я ни мог сделать, Я буду и буду делать для тебя и для твоего семени. Все Мои безграничные ресурсы будут использованы для вашей защиты, вашего утешения и вашего спасения» Ап. Павел очень четко описывает любовь Божью. Он пишет:
32 Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? (Рим.8:32).
Согласно условиям вечного завета, Бог и верующий каждый безоговорочно отдают себя другому, Бог – человеку, а человек – Богу.
Теперь посмотрим, как апостол Павел описывает обетование завета, которое было дано Аврааму. И как в этом обетовании завета раскрывается Евангелие, и какое отношение ко всему этому имеет вера, играет ли она какую-либо роль? Прочитаем текст Писания:
1 Что же, скажем, Авраам, отец наш, приобрел по плоти?
2 Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом.
3 Ибо что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность.
4 Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу.
5 А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность (Рим.4:1-5).
Павел пишет римлянам, у которых остро стоял вопрос в соблюдении обрядового закона, особенно выпячивался вопрос обрезания, и он им объясняет, что если план праведности по вере исключает всякое хвастовство и не делает различия между евреем и язычником, что тогда мы скажем об Аврааме? Несомненно, евреи могли бы утверждать, что отец избранного народа был принят перед Богом из-за его великих заслуг. Теперь Павел продолжает объяснять, опираясь на авторитет Священных Писаний, что даже Авраам был оправдан на том же основании, на котором оправдание предлагается язычникам. Более того, Авраам наслаждался этим переживанием до того, как был обрезан. Таким образом, вряд ли можно было бы обвинить Павла в том, что он продвигал какую-либо странную новую доктрину, утверждая, что оправдание все еще приходит по вере. И он мог с полным правом утверждать, что строго придерживался духа религии Ветхого Завета, уча, что языческий мир, хотя и необрезанный, также может быть оправдан верой.
Если бы Авраам был оправдан в награду за свои дела послушания, ему действительно было бы чем гордиться. Но на самом деле Аврааму нечем было похвастаться перед Богом. Истина в том, что Авраам получил свое оправдание вовсе не в награду за дела, а скорее таким же образом, как и все остальные верующие.
Юридические последствия признания веры Авраама праведностью были источником серьезных дебатов многих изучающих Библию. Но здесь, возможно, будет полезно заметить, что план праведности по вере можно обсуждать в таких юридических терминах, что он вообще перестает быть праведностью по вере. Евреи получили принципы праведности верой на горе Синай, но из-за своего законнического отношения к этому плану их восстановления они вскоре превратили его в праведность делами.
Именно вера Авраама в Бога считалась праведностью. Такая вера – это отношение, расположение человека к Богу. Это подразумевает готовность с радостью принимать все, что Бог может открыть, и делать с радостью все, что Бог велит. Авраам любил Бога, доверял Ему и повиновался Ему, потому что он знал Его и был Его другом (Иакова 2:21-23). Его вера была подлинными отношениями любви, доверия и подчинения. Более того, Авраам знал Евангелие спасения, он знал, что его оправдание зависит от искупительной жертвы Грядущего (Гал. 3:8). Во время заключения завета план искупления был открыт ему в смерти Христа, великой жертве и Его пришествии во славе. Авраам верил в обетование Мессии, и его вера была направлена на грядущего Искупителя. Именно благодарное и уверенное принятие Авраамом искупления и праведности Христа вместо его собственной неправедности было приписано ему за праведность. Это тот же самый опыт оправдания верой, которым наслаждается каждый верующий христианин.
II Завет и Израиль
Прочитаем текст Писания:
5 Не за праведность твою и не за правоту сердца твоего идешь ты наследовать землю их, но за нечестие народов сих Господь, Бог твой, изгоняет их от лица твоего, и дабы исполнить слово, которым клялся Господь отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову (Втор. 9:5).
Читая этот текст Писания, мы видим, что здесь также явлен завет благодати: Бог трудился ради израильтян, несмотря на их постоянные грехи. Но нужно учесть, что всему приходит конец. Бог терпел аморреев и давал время другим языческим народам покаяться в своих грехах. Но эти народы утратили свое право на обладание землей ханаанской в связи с их злыми путями. Бог предупреждал и израильтян, что и они будут изгнаны из пределов этой земли, если будут подрожать этим языческим народам. В конце концов так и произошло.
Бог инициировал завет со Своим народом не по причине того, кем были они, не по причине их значимости, а по причине того, Кем является Он. Вот почему завет основан прежде всего на Божьих делах спасения ради Своего народа. Это завет благодати. Бог спас Израиль не по причине их свершений – они были недостойным и непокорным народом, – но по Своей благодати.
Да и поселение в обетованной земле не было заслугой этого народа. Когда Моисей говорил с народом, которому были даны обетования завета, он часто ссылался на обетования завета, данные патриархам. Однако они не могли вечно существовать заслугами патриархов, Бог ждал от них их личное послушание воле Божьей. Напомнив народу о минувших событиях в пустыне, Моисей продолжает наглядно показывать, что в их интересах следовать за Господом и оставаться верными условиям завета с Ним «сегодня». Для этой цели Моисей использует два аргумента. Во-первых, народ должен оставаться верным по причине того, кем Бог является «сегодня», – Он Бог жизни. Во-вторых, народ должен оставаться преданным Ему по причине того, кем сегодня они являются, – Его избранным народом и, следовательно, Его святым народом.
III Книга Завета
Прочитаем текст Писания:
1 И созвал Моисей весь Израиль и сказал им: слушай, Израиль, постановления и законы, которые я изреку сегодня в уши ваши, и выучите их и старайтесь исполнять их.
2 Господь, Бог наш, поставил с нами завет на Хориве;
3 Не с отцами нашими поставил Господь завет сей, но с нами, которые здесь сегодня все живы.
4 Лицом к лицу говорил Господь с вами на горе из среды огня;
5 Я же стоял между Господом и между вами в то время, дабы пересказывать вам слово Господа, ибо вы боялись огня и не восходили на гору (Втор.5:1-5).
И далее (6-21 стихи) повторяет Моисей слова Декалога (Закона, состоящего из десяти заповедей). Соглашения между Богом и «отцами» – он имел в виду здесь Авраама, Исаака, Иакова и двенадцать патриархов – носили личный характер. На Синае же, впервые в истории, Бог заключил соглашение с целым народом. Он должен был стать их Господом, а они – Его народом. Это соглашение было заключено фактически вскоре после выхода из Египта, и заключено оно было на условии, со стороны народа, на соблюдении Декалога. После сорокалетнего скитания по пустыне, непосредственно перед вступлением в Обетованную землю, которая была главной частью обетования завета, Господь через Моисея снова дает им десять заповедей. Это не были другие заповеди, которые Бог написал собственной рукой на двух каменных плитах, нет, это – тот самый Закон, но его нужно было повторить, как свидетельство того, насколько важно было для народа возобновить свои обязательства завета.
Торжественно прозвучавшее выражение: «Слушай, Израиль» свидетельствует, что предваряемые ею постановления и законы не является чем-то случайным: это условие, абсолютно необходимое для выживания Израиля как народа. Говоря, что Господь, Бог наш, поставил с нами завет на Хориве, а не с отцами нашими, Моисей тем самым доносил до сознания народа, что этот завет предназначен был руководить живыми, а не мертвыми. Моисей имел право сказать это, потому что был посредником завета. На горе Синай Господь говорил с Израилем не лицом к лицу, но говорил Он через Моисея.
Дважды провозглашенный Закон свидетельствует о его важности, а именно в связи с заветом. Моисей описывает идолопоклонство как процесс, берущий начало в нас самих, ведь поклонение идолам – это поклонение изделию своих рук и фактически себе. Вот почему первая заповедь, это заповедь, проистекающая из подтверждения Божьего акта спасения, эта заповедь, которая предписывает единобожие, за которой следует заповедь, запрещающая идолопоклонство. Вот почему в том же контексте заповедь, призывающая соблюдать субботу, обосновывается Божьим актом спасения, и по этой же причине повторение десяти заповедей сопровождаются призывом любить Бога, да и друг друга Божественной любовью.
IV Его особый народ
Прочитаем текст Писания:
16 В день сей Господь Бог твой завещает тебе исполнять постановления сии и законы: соблюдай и исполняй их от всего сердца твоего и от всей души твоей.
17 Господу сказал ты ныне, что Он будет твоим Богом, и что ты будешь ходить путями Его и хранить постановления Его и заповеди Его и законы Его, и слушать гласа Его;
18 И Господь обещал тебе ныне, что ты будешь собственным Его народом, как Он говорил тебе, если ты будешь хранить все заповеди Его,
19 И что Он поставит тебя выше всех народов, которых Он сотворил, в чести, славе и великолепии, что ты будешь святым народом у Господа Бога твоего, как Он говорил (Втор.26:16-19).
В избрании Богом особого народа нам надо увидеть основную Его цель. Это не самоцель – избрать Себе любимчиков, Бог имел гораздо более необходимую цель, избирая особый народ.
Когда мир погряз в грехе и его необходимо было уничтожить, Бог избрал Ноя, чтобы населить от него новый народ. Но народ, произошедший от Ноя, ничуть не отличался от допотопного мира. Бог обещал тогда Ною, что всемирного уничтожения больше не будет (Бог не имел в виду всеобщее уничтожение после закрытия благодатного времени). Бог избрал теперь Авраама, чтобы через него и его потомков нести Евангелие языческим народам. Сколько надежды было возложено на народ, который являлся потомственным народом от Авраама, который расплодился, и в своей многочисленности мог бы неимоверное количество миссионеров рассылать по всему миру с проповедью о живом Боге и призывными проповедями об оставлении поклонения идолам. Но увы! Все получилось наоборот, народ языческий импонировал народу Божьему своим идолослужением. Но, тем не менее, Бог оставался верным Своему обещанию, и этот народ до какого-то определенного времени оставался Его избранным особым народом.
Обратите внимание на то, что Моисей начинает приведенные четыре стиха словами «в день сей», то есть прямо сейчас или снова сейчас Бог повелевает вам делать это. Он как бы говорит, что они должны взять на себя обязательство прямо сейчас, снова быть верным, святым и особым народом, что фактически является главной причиной их существования как народа завета. Они были единственным народом, который знал истинного Бога и Его волю относительно того, как они должны жить. В подлинном смысле они не только имели «истину для настоящего времени», но и должны были по-своему воплощать эту истину до тех пор, пока не придет Иисус, Сама «Истина».
Этими же четырьмя стихами и завершается пояснение Моисеем Закона. В этих стихах содержится призыв к полной преданности Господу и к безоговорочному повиновению Его заповедям, а также содержится в них утверждение о Божьей преданности Израилю, как избранному народу. Этот раздел можно рассматривать и как формальную ратификацию Завета между Господом и Израилем, хотя самого слова «завет» в данном тексте нет. Однако Израиль принял и подтвердил свои обязанности в рамках завета, а Господь подтвердил Свое обещание поставить послушного Израиля выше всех народов земли.
V Его святой народ
Прочитаем текст Писания:
6 Ибо ты народ святой у Господа, Бога твоего: тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле (Втор.7:6).
Обратим особое внимание на слово «святой», которым назван народ Божий. Какое значение имеет это слово в Библейском понимании? Евр. קָדוֹשׂ кадóш – святой, посвященный.
Когда мы слышим о ком-то, что он святой, нам больше хочется воспринимать это как «святоша», мол, он, как ангелок безгрешный. Но это слово лучше воспринимать как «посвященный» или «отделенный», так будет более понятно и правильно. Бог желал, чтобы этот народ, который Он избрал, был уникальным, совершенно отличным от остальных народов по своему характеру и служению, как Богу, истинному и единственному, достойному поклонения, так и людям, открывая им характер истинного Бога словом и своей жизнью. Бог надеялся, что Израиль откликнется на Его любовь и предпочтет Его всем другим богам.
Призывая Свой народ быть кадóш, святым, Бог призывает Израиль быть Его народом, отделенным от других народов для особых взаимоотношений с Ним. Следовательно, быть святым – важный элемент в завете. Быть святым не является чем-то, что мы унаследовали от прошлого благодаря нашим праотцам или пионерам адвентизма. Быть святым – это требование, которое касается настоящего, нас, живущих сегодня.
Данная истина для настоящего времени повторяется снова и снова в книге Второзаконие именно потому, что мы призваны быть «ныне» Его народом. Этот завет всегда является «истиной для настоящего времени», поэтому нам нужно сделать его настоящим, действенным, всегда помнить его и постоянно говорить о нем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, вывод из этого урока: Господь заключил Свой завет с Израилем не из-за них и того, кем они были, а из-за Себя и того, Кем является Он. А является Он Богом любви и жизни. По причине верности Бога их отцам Господь избрал Израиль в качестве Своего народа завета. Призванные Богом жизни и любви быть народом завета, израильтяне также должны быть святым народом.
Эти слова как-то касаются нас? Хотим мы быть святым народом Божьим? Со стороны Бога проблем нет, чтобы мы были Его святым, отделенным народом. Дело за нами отдаться в полное Его распоряжение. Желаю вам, мои дорогие читатели и слушатели, всего самого наилучшего в вашем пребывании под Божьим попечительством.
Пастор Александр Серков.