В чем состояло отступничество адресатов Послания евреям? И кто эти адресаты?
Есть точка зрения, что это отступление состояло в том, что адресаты этого письма колебались в вере, а именно – возвращались к участию в храмовых обрядах.
Я не вижу, чтобы кто-то из ранних христиан удерживался от иудейского образа жизни хотя бы в чем-то.
Иисус родился, жил и умер как 100%ный иудей. Как Иисус, так и Павел имели привычку по субботам ходить в синагогу. С Храмом то же самое — Павел обрезал Тимофея, соблюдал храмовые праздники, посещал Храм, участвовал в обрядах, там молился, поддерживал чужое участие — оплатил чужие расходы обряда назорейства. В Храме ему явился в видении Иисус и велел удалиться из Иерусалима.
Никакой своей культуры у раннего иудео-христианства не существовало. В чем же состояла проблема отпадения адресатов этого письма от веры? Не в возвращении к храмовым обрядам — им никакой альтернативы до разрушения Храма возникнуть не могло. К тому же иудейское большинство ранней церкви не ожидало какого-то конфликта с родной, подчеркнем, для них культурой.
Для них мессианство Иисуса было логичным развитием иудаизма, который они исповедовали, а не реформой и уж тем более не разрывом с традицией.
И Евангелия, и Деяния показывают широкую дискуссию в иудейской среде и популярность у рядовых верующих как Иоанна Крестителя, так Иисуса и апостолов и их учеников.
А противились им лидеры Израиля. И именно отказ иудейской элиты признать Иисуса решил дело. Новый завет обвиняет иудейскую верхушку в конфликте Церкви и Израиля.
Так вот проблемой было то, что иудейская элита решила давить на христиан и отлучать их от своей среды. В итоге иудео-христиане боялись оказаться «нигде», ведь весь круг жизни иудея был связан с единоверцами. С язычниками он не мог ни бизнес всерьез вести, ни в одном доме с ними проживать, не говоря уже о совместном питании и браке.
А ранняя церковь казалась слишком мелким течением среди многих похожих мессианских движений. Ведь очень многие пытались бунтовать против Рима, в частности, под религиозными знамёнами.
В то же время иудаизм имел официальный статус в империи, свободу не поклоняться императору как богу, синагоги по «всем» (Деян.15:21) городам Средиземноморья, систему коммуникаций, благотворительности, образования, поиска брачных партнёров, и т.д.
Послание евреям очень толерантно и доброжелательно к иудеям и их мышлению и культуре. Например, там завет с Израилем назван не «ветхим», а просто «первым». А вот как автор этого письма понимает проблему веры в Небесный Храм и его отношений с Иерусалимским Храмом:
Евр 9:8: «Сим Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния.»
То есть автор готов к тому, что только разрушение земного Храма поставит вопрос о замене земного — небесным. Пока же он закладывает основу ответа церкви на главный признак новозаветной эры. И этот признак — не Голгофа, чье место никто сегодня не укажет точно, а миллионы скептиков даже в историчности человека Иисуса публично сомневаются. Этот признак — разрушение земного Храма, которое (существование и разрушение в 70 году н.э. войсками Тита) отрицают разве что невменяемые.
Ведь пророки понятие нового завета связывают с переносом Божьего слова с каменных скрижалей во Святом святых в сердце верующего:
Иер 31:31-34: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более.»
Автор Послания евреям пересказывает большую часть этой цитаты в Евр.8:8-12.
Иисус также отмеряет мессианскую эру от разрушения Иерусалима и Храма:
Лук 21:20-27: «Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его: тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него, потому что это дни отмщения, да исполнится все написанное. Горе же беременным и питающим сосцами в те дни; ибо великое будет бедствие на земле и гнев на народ сей: и падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников. И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится; люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются, и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою.»
Вот две хронологические точки мессианской эры: старт – разрушение Храма – и финиш – Второе пришествие.
Итак, отпадение иудео-христиан состояло не в участии в храмовых обрядах, а в отрицании мессианства Иисуса. Всё равно при целом земном Храме отучить от обрядов там было нереалистично.
Поэтому автор Послания сосредоточен на обосновании не мессианства даже, а божественности Иисуса, Чья жертва и является ответом на кризис будущей невозможности приносить кровные жертвы.
Когда Храм был разрушен, было несколько попыток его восстановить. А когда они оказались безуспешными, то стало ясно, что нужны ответы. Иудаизм предложил концепцию молитв как замены жертв и ожидания Третьего Храма. Христианство оказалось более подготовленным, потому что у него были пророчества Иисуса о разрушении Храма, поддержка в диаспоре, бОльшая толерантность к язычникам, ускоренная процедура их обращения, более простой повседневный ритуал, отсутствие географической, этнической, политической привязки «Израиль-Храм-обучение-обрезание-жертвы-паломничества».
Вопрос второй: «Послание написано не к иудеям-христианам, а просто к этническим евреям? То есть к тем, которые не были религиозными иудеями и в основном гордились тем, что происходят по роду Авраама. Сам Авраам назван в Быт.14:13 евреем, но при этом он не был иудеем».
Мой ответ: это маловероятно. Если еврей терял веру в Бога Авраама, он ассимилировался в языческую среду и свою особость терял, как десять израильских племен в ассирийском плену.
Как кажется, адресаты письма верили в Иисуса и посещали именно христианские собрания.
Евр 2:1,3-4: «Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть. … то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него, при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святого по Его воле?»
Итак, адресаты Послания ранее верили.
Евр 2:11,14-18: «Ибо и освящающий и освящаемые, все — от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря: … А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству. Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово. Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа. Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь.»
А затем адресаты стали стыдиться и не исповедовали свою веру открыто.
Евр 3:1,6,12,14,19: «Итак, братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа, … а Христос — как Сын в доме Его; дом же Его — мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца. … Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого. … Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца, … Итак видим, что они не могли войти за неверие.»
Они члены христианского братства.
Евр 4:14,16: «Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего. … Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи.»
Евр 5:7-8,12: «Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение; хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию, … Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища.»
Им нужно бороться и быть готовыми страдать за свою веру. Иисус жив и готов помочь.
Евр 6:1-6,10: «Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога, учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном. И это сделаем, если Бог позволит. Ибо невозможно — однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему. … Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым.»
Все эти термины апостолы относят только к христианам.
Евр 7:25: «посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них.»
Евр 8:13: «Говоря «новый», показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению.»
Видимо, письмо написано в преддверии Иудейской войны и осады Иерусалима.
Евр 10:19-33,39: «Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою, и имея великого Священника над домом Божиим, да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою, будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший. Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам. Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного. Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет? Мы знаем Того, Кто сказал: «у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь». И еще: «Господь будет судить народ Свой». Страшно впасть в руки Бога живого! Вспомните прежние дни ваши, когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий, то сами среди поношений и скорбей служа зрелищем для других, то принимая участие в других, находившихся в таком же состоянии; … Мы же не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере к спасению души.»
«Зная истину, произвольно грешим», не сообразуя свою жизнь с учением Мессии.
Евр 13:20-21: «Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса (Христа), да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.»
Авраам не мог быть иудеем, потому что Иуда — это его дальний потомок. Считается, что еврей — это либо иври, т.е. «пришедший (в Ханаан) из-за реки» (Евфрат), либо потомок Эвера.
Еврей — это кочующий с Авраамом либо его потомок. Израильтянин — это потомок Иакова, часть его народа. Это уже государственное измерение. Иудей — это часть одного из израильских племен, которое после вавилонского плена фактически стало представителем всего Израиля как всемирного иудейства / иудаизма.
Поэтому Послание адресовано не этническим евреям (физических потомков Авраама масса, но, к примеру, те же идумеи (потомки Исава) рано забыли о Боге Авраама и стали махровыми язычниками). Оно адресовано иудео-христианам, испытывающим трудности в своем духовном пути и задумывающимся о возвращении в иудаизм без веры в мессианство Иисуса.
Максим Балаклицкий
Комментарии (1):
По делу
| Ссылка на комментарий
1 Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога,
2 учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном.
3 И это сделаем, если Бог позволит.