Свобода по-адвентистски

18-01-2022, Комментариев нет

Продолжаем цикл «Адвентисты и общество». Предыдущие темы называются «Вакцинация и адвентисты» и «Гомосексуалы и церковь».

Идея свободы многим кажется несовместимой с верой. Если веришь, доверяешь, то свободным быть не можешь.

Веришь Богу – обязан Ему чем-то

С людьми то же самое.

У многих наших современников представление о церкви, христианстве, вере противоречиво. Его можно описать тремя пунктами:

А) верю (или не верю), как все;

Б) церковь должна быть идеальной;

В) верить легко.

Первый пункт описывает почти единственную задачу, которую многие сейчас ставят перед религией.

Религия – это способ называть себя

Кто ты? Такой-то. Почему? Потому что родился в такой семье. Либо потому что другой способ называть себя больше не работает. Чего-то еще хотеть от веры не очень реально. Остальные мои задачи я решаю по-другому, в других местах и другими методами. Я верю, как все (или не верю, как все), чтобы не выделяться, чувствовать поддержку, понимать, что я нормальный.

Считает себя человек православным, атеистом либо чем-то средним, как президент соседней страны – к жизни верующих у него обычно неравнодушное отношение. Верит человек в Бога или нет, но ему принято нервничать, если верующие вдруг оказываются не такими совершенными, как он ожидал.

Общество придирчиво наблюдает за христианами

Кого-то раздражают постящиеся монахи, кого-то сытые батюшки на мерседесах. Православные молитвы – скучно, харизматические – слишком весело.

И третий пункт – верить должно быть легко. Я уже православный, буддист или мусульманин. Других планов на религию у меня нет. К примеру, на работу я хожу, чтобы зарабатывать. В университет, чтобы карьеру сделать. Детьми занимаюсь, чтобы они людьми выросли, а не сорняками. В спортзал, чтобы нормально выглядеть и чувствовать себя. Везде нужны мозги и усилия. А в религии за нас решили. Либо я давно решил, и вопрос положил на полочку.

Если я не верю, как все, откуда взяться церкви? Если все хотят верить легко, как церкви состоять из ангелов во плоти? Могут ли эти три пункта стоять в ряд? По идее нет. Но – стоят.

А что в Библии, например?

В Библии нет верующего большинства

Только меньшинство.

Сначала верит один Авраам. Потом его семья. Затем маленький союз племен. Потом небольшое государство, которое сметают с лица земли тогдашние сверхдержавы.

И к этим группкам верующих в городах Средиземноморья приходят проповедники и убеждают, что распятый в Иерусалиме плотник – это и есть Божий избавитель. И всё.

Для такого меньшинства вопрос свободы будет очень важен. Ему важно сохранить себя. Не стать, как все. Свобода в Библии – это свобода Израиля от египетского рабства и свобода Церкви от греховного рабства.

Исх.20:2 Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; 3 да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.

Вот два вида свободы. Свобода от и для. Свобода внешняя и внутренняя. Они взаимосвязаны. Если Израиль не захочет или не сможет отвергнуть ложных богов, то потеряет и свою видимую свободу. Снова попадет в рабство к иностранным захватчикам.

Гал.5:13 К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к [угождению] плоти, но любовью служите друг другу.

Свобода во Христе тоже имеет два измерения. Свобода от греха и для добрых дел. Свобода внешняя – право верующего жить по заповедям Бога, а не века сего. Это право обеспечивается свободой совести.

Свобода внутренняя – делать добро ближним

Ее у настоящего верующего никто не может отнять.

Как стать причастным к исходу Израиля из Египта? Осознать, что «Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники [вечной жизни]» (Гал.3:29). Иисус усыновляет нас в народе завета. У нас появляется вторая национальность. Не генетическая по паспорту, а духовная. И вторая родина. Не на Ближнем Востоке, а в золотом Новом Иерусалиме (Откр.21).

Чтобы оценить христианскую свободу, надо в заповеди вникнуть. И увидеть себя не глазами «верующих всех», а глазами Бога. Судящего наши черные сердца и жаждущего очистить их от всякой скверны.

Но это 2000 лет назад. А позже разве не было времени, когда «верили все»?

Ищет такой верующий в истории «золотой век»

И находит. Средневековое христианство. В виде империи. Западная (или Римская) империя породила католицизм.

Восточная (или Византийская) империя породила православие. Там же вроде было хорошо? Не очень, говорят историки. Многое из того времени является пугалом в руках атеистов. Мол, не христианство это, а карикатура.

Когда верят «все», то всё решают за тебя. И там уже шагаешь строем. Либо на костер.

А есть другой путь. Он возник в XVI веке в среде поздней (или радикальной) Реформации. Были в Европе такие верующие, анабаптисты. Они не смогли получить поддержку государственной власти. И решили так: будем меньшинством. Зато всё будем решать за себя. А чтобы те «все» не растоптали нас, будем защищать свободу совести и веры. Свободы для всех.

Стало важно различать, кто верующий, а кто нет. Вспомнили, что по Библии младенцев не крестят. И стали требовать, чтобы каждый верующий лично изъявил желание к их церкви принадлежать. Слово «церковь» у них стало значить не территорию (империю или царство), этнос (племя или народ), язык или культуру, а религиозное сообщество. Людей, пришедших именно верить.

Таким сообществам стало жизненно важно убеждать других присоединиться к ним. Проповедь Евангелия превратилась в главную задачу этих церквей.

К этому крылу Реформации принадлежат и адвентисты седьмого дня

Нигде в мире они не превышают пятую часть населения. Притеснения и двойные стандарты по отношению к адвентистам – привычное дело. Поэтому они защищают права человека.

«Будучи законопослушными гражданами, адвентисты считают, что имеют право на свободу вероисповедания при условии предоставления таких же прав другим людям. (…) Мы будем продолжать сотрудничать и контактировать с другими церквами и организациями с целью защиты религиозной свободы всех людей, в том числе и тех, с мнением которых мы не согласны».[1]

Проповедь кому-то нравится, а кому-то нет

Поэтому адвентисты призывают к правдивости и открытости. В проповеди нельзя допускать непроверенных утверждений или высмеивать другие религиозные традиции, говорят документы Генеральной Конференции (ГК). Приход к вере не следует связывать с материальными стимулами. Благотворительность не должна спекулировать на положении незащищенных членов общества, подталкивая их изменить свои религиозные взгляды.

Препятствия христианской проповеди может ставить государство.

«Адвентисты седьмого дня верят в необходимость следования законам своих стран в той мере, в какой эти законы не противоречат законам Божьим. Мы, однако, выступаем против любых законов, политики или действий, которые направлены на дискриминацию в отношении религиозных меньшинств».[2]

Война с терроризмом в XXI веке чаще всего дает повод ограничивать религиозную деятельность. В любой религиозной организации могут возникнуть группы, которые исповедуют крайние взгляды и прибегают к насильственным действиям. В этом случае адвентисты призывают не переносить такие оценки на всю организацию. Они заявляют, что свобода веры ограничивается в случаях, когда агрессивное или насильственное поведение нарушает права других людей.

Еще один пункт в документах Генеральной Конференции касается академической свободы.

Что делать, если пастор приходит к новым выводам по какому-то аспекту учения церкви? Такой служитель должен иметь богословское образование и право представлять церковь и ее учение.

«Свобода адвентистского пастора… основывается на богословской предпосылке о том, что Бог ценит свободу, без которой немыслимы любовь, истина и справедливость. любовь предполагает проявление привязанности и верности без принуждения; признание истины требует добровольного рассмотрения и принятия фактов и аргументов; справедливость требует уважения к правам и свободе личности. Присутствие этих элементов внутри Церкви питает тот дух единства, о котором молился наш Господь (Ин. 17:21–23; Пс. 132)».[3]

Церковь признаёт право каждого служителя проверить Библией свое вероучение

Однако выводы отдельного пастора требуют коррекции со стороны церковного сообщества.

«…работники и члены Церкви призываются к согласию по существенным, важным вопросам, чтобы в теле Христовом «не было… разделений» (1 Кор. 1:10). Свобода отдельного христианина является результатом его принадлежности к сообществу верующих во Христа. Согласно Библии, человек не свободен, если он лишен связи с Богом и другими людьми. Поэтому богословская истина должна подтверждаться коллективными исследованиями и доказательствами. Отдельный человек может побудить других верующих исследовать тот или иной вопрос, но только народ Божий и Его Церковь могут решать, что в свете Священного Писания истинно, а что ложно. Никто из работников или членов Церкви не может считать себя непогрешимым толкователем истины для других людей».[4]

Адвентисты не считают, что свобода отдельного пастора позволяет ему распространять богословские взгляды, которые будут ставить под угрозу единство Церкви. Если служитель пришел к выводам, которые расходятся с церковным вероучением, он должен заявить об этом администрации церковного отделения, где работает. Администрация создает специальный комитет. Пастор в письменном виде представляет комитету результаты своих библейских исследований.

«Специальный комитет проводит свою работу серьезно, проявляя целеустремленность, безупречную честность и скрупулезную беспристрастность».[5]

И представляет подробный письменный отчет со своими рекомендациями. Если взгляды служителя совместимы с вероучением Церкви адвентистов седьмого дня, дальнейшие действия не нужны. Но если позиция пастора вероучению противоречит, комитет должен обсудить свои выводы с этим пастором и рекомендовать ему: 1) заново проанализировать свои взгляды; 2) воздерживаться от распространения соображений, которые противоречат учению Церкви.

Если же комитет соглашается с идеями служителя, его взгляды должен обсудить вышестоящий административный уровень. Далее с соответствующими рекомендациями эти документы должны быть переданы в Институт изучения Библии при ГК для окончательного решения.

Подведем итоги. Свобода по-адвентистски – это свобода совести для всех. Это свобода от греха и для добрых дел. Свобода отвечать за свою земную жизнь. Свобода удостоиться жизни вечной.

Максим Балаклицкий

Иллюстрация в начале: скульптурная группа «Божественный Слуга». Скульптор Макс Грейнер. 1990 г. Питсбург, Техас, США. Источник

[1] Официальные заявления, рекомендации и другие документы Церкви адвентистов седьмого дня, 2010, с. 124.

[2] Официальные заявления, рекомендации и другие документы Церкви адвентистов седьмого дня, 2010, с. 128.

[3] Официальные заявления, рекомендации и другие документы Церкви адвентистов седьмого дня, 2010, с. 155.

[4] Официальные заявления, рекомендации и другие документы Церкви адвентистов седьмого дня, 2010, с. 156.

[5] Официальные заявления, рекомендации и другие документы Церкви адвентистов седьмого дня, 2010, с. 161.


Рубрика: Библейские исследования

RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитата) - выделите курсором текст в окне комментария и нажмите одну из кнопок форматирования [B, I, Quote].
Если вы желаете исправить свой комментарий или удалить его, напишите нам в редакцию.
Ознакомьтесь с нашими правилами публикации комментариев.

© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2022
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH.
Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)

Интернет-газета "ПУТЬ"