Уроки субботней школы из Германии. I квартал 2022. Урок №5 «Иисус — источник покоя»
Мы приступаем к пятому уроку, который озаглавлен: «Иисус – источник покоя». И я приветствую вас, дорогие мои братья и сестры, на этом уроке. Если сопоставить первые две главы с третьей и четвертой главами, то перед нами раскрывается замысел Павла, с которым он обращается к еврейскому народу. С первых же слов он сосредоточивает внимание на воцарении Иисуса. Он – правитель, Он – освободитель народа. В третьей и четвертой главах автор представляет Иисуса как Того, в Ком мы находим душевный мир. При грехопадении мир был нарушен. Каин уже совершил убийство, и с тех пор кровопролития на земле не прекращаются. Мы имеем обетование на будущее, когда мир на земле будет полностью восстановлен. Суббота связывает мир на земле в Едеме до грехопадения с миром, который будет полностью восстановлен после уничтожения нераскаявшихся грешников и самого греха. Поэтому истинное соблюдение субботы помогает нам окунуться как в воспоминания сотворенного безгрешного мира, так и предвкушение обещанного Богом будущего безгрешного мира. Итак, давайте об этом поговорим более обстоятельно.
I Ханаан – земля обетованная
Прочитаем текст Писания:
13 И услышал Аврам голос, обращенный к нему: «Знай же, потомки твои будет пришельцами в земле, которая им не принадлежит; и поработят их там, и будут они под этим рабским гнетом четыреста лет;
14 Но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после чего выйдут они оттуда с большим имуществом.
15 Ты же сам доживешь до глубокой старости, и похоронят тебя, и спокойно отойдешь к отцам твоим.
16 А потомки твои вернутся сюда в четвертом поколении, потому что вина амореев, населяющих эту землю, еще не достигла своей полной меры» (Быт.15:13-16 пер. Сер.).
Авраам и раньше уже имел заверение от Бога, что он получит эту землю. Теперь Бог дает ему дополнительную информацию, чтобы он мог понять, что немедленного овладения Ханааном не произойдет. Авраам, возможно, неоднократно задавался вопросом, как долго ему придется оставаться чужаком в земле обетованной. И вот услышал он голос, обращенный к нему: «Знай же…». Это откровение не оставляло сомнений в том, что он останется странником до конца своей жизни. И это еще не всё: ни его еще не рожденный сын, ни его внук, а даже ни его правнуки хозяевами этой земли не будут, и больше того, его правнуки и их потомки будут четыреста лет в порабощении. Потом они выйдут из страны рабства, еще сорок лет будут блуждать по пустыне, и вот наконец-то только тогда заселят эту обетованную землю.
Вы бы хотели такое услышать о вашей судьбе и судьбе ваших потомков за несколько столетий наперед? Потомки Авраама не только в Египте были рабами. Иаков, его внук, стал слугой Лавана на двадцать лет; Иосиф, его правнук, был продан в рабство, а позже заключен в тюрьму. Наконец, все потомки Израиля были обращены в рабство в Египте. В общем-то, ничего утешительного нет во время этих лет странствования.
Сколько пришлось пострадать Аврааму, переселяясь с одного места на другое, а сколько пришлось перенести ему в связи с жертвоприношением любимого сына, которого он так долго ждал? А Исааку со своими языческими снохами, женами Исава, разве мало пришлось пережить? Иаков с самой юности остался без родительского дома и вынужден был служить Лавану и постоянно переживал, что вот-вот найдет его Исав и отомстит за причиненную ему обиду. И так шли годы…. Сыновья Иакова вырезали целый народ за свою сестру. Если бы не милость Божья, другие народы и их уничтожили бы в отместку. И все эти переживания легли на плечи патриарха. А там и Иосифа, любимого сына от любимой жены растерзал дикий зверь (во всяком случае, по информации сыновей, он так и считал).
И где та обетованная земля? Где тот обещанный Богом покой от врагов и внутренний душевный покой? Сплошные переживания, страхи и никакого мира. Почему осуществление плана у Бога так растянуто на долгие годы, десятилетия и даже столетия? А ведь нам-то подавай сразу и сейчас. Мы видим все в одном аспекте, в выгодном для нас, а Бог смотрит на все гораздо шире и объемистей. А ведь у нас бывает как? Если тяжело в жизни, если мы страдаем, тогда мы взываем к Богу: «Господи, приходи скорей, я так уже устал на этой земле»! Но только чуть-чуть стало лучше, мы уже заявляем: «Хоть бы Христос еще не так скоро пришел»! Молодые девушки мечтают: «Я молодая, красивая, мне успеть бы еще выйти замуж». А потом мечтаем построить дом, обзавестись хозяйством, богатством. А там уже хочется видеть внуков, достигших хороших успехов в этой жизни. А время идет, и Христос всё еще не пришел.
Ева, родив сына, считала, что это уже и есть обещанный Избавитель. Но прошло еще четыре тысячи лет, и только тогда Он пришел. Ученики мечтали, что Христос вот-вот установит царство Божье на земле, но у Него был совершенно другой план. Когда Он после воскресения ушел на небо, обещав скоро вернуться, христиане первого столетия ждали Его уже в свои дни. Но вот христиане пережили уже и средневековые гонения, реформацию и еще одно великое разочарование в связи с Пришествием Христа в 1844 году. Остатки ожидающих Пришествие объединились в церковь АСД. И вот если бы, например, Джеймса Уайта, одного из пионеров адвентизма, спросили: «Джеймс, как ты считаешь, как скоро придет Христос?» Он непременно ответил бы: «Я думаю, в течение пяти лет, ну, само больше – через десять». Да, в нашем детстве нам наши родители отвечали также: «Через пять, от силы – через десять». Мы и сегодня говорим: «Ну, теперь-то уж, год-два и Он точно придет, посмотрите, что творится в мире».
То, что мы ждем Христа уже в наши дни, это хорошо, это окрыляет нашу веру. А многие устали верить вообще в скорое пришествие Христа. Когда им говоришь, что признаки пришествия явно налицо, они говорят: «Да уж! Когда мы были маленькими, наши родители точно так говорили». А в общем-то к Пришествию Христа надо быть готовыми каждый день. Наша жизнь может неожиданно прерваться в любой момент. Вот вам и пришествие, и в каком состоянии нас оно застигнет? Но Аврааму, заметьте, гораздо трудней было доверять Богу, когда он знал, что до обетованной земли, где, наконец-то можно обрести покой, пройдет несколько сотен лет. Но он все же доверял Богу.
В Своем широком спектре планов на будущее, Бог дал еще почти пятьсот лет благодати аммореям и другим народам, заселявшим Ханаан. Это была одна из фундаментальных причин задержки исполнения обетования. Божья любовь и справедливость требовали для ханаанских народов продления благодати, чтобы ни они, ни другие народы, да и сам дьявол не обвинили Бога в несправедливости и пристрастии, когда настанет время уничтожить их и завладеть их страной. Вторая причина – Авраам и его потомство должны размножиться до такой степени, чтобы захватить власть в стране. Короче, евреи не готовы были завладеть землей, а народ ханаанский не переполнил чашу беззакония, чтобы лишить их собственности. Вот и растянулось время на долгие столетия.
Почему Бог избрал именно эту землю для Своего народа? Вот тут-то сокрыта самая главная цель Бога. После всех этих странствований и страданий патриархов, после тяжелого рабства в Египте, Бог, наконец-то, дал избранному народу обетованную землю. Для какой цели? Просто, чтобы они там ели мед и припивали молоком? Нет, это не основная цель. Бог желал, чтобы эта земля обетованная была центром распространения вести о живом Боге всем языческим народам. А Палестина как раз и является стратегическим центром. Все коммерческие пути проходят через Палестину. Это узловая страна, связывающая как Египет на юге, так и Ассирию, да и Вавилон на северо-востоке. Все морские пути из Азии, Греции и Рима вели к Палестине и здесь по суше простирались дальше. Помните, купцы мадиамские со своими караванами шли в Египет через землю жительства Иакова и его сыновей. Вот первый случай, когда иноплеменники могли бы получить свидетельство о живом Боге от сыновей Иакова. Но какой пример они оставили этим языческим народам, продав им своего младшего брата? Хорошее свидетельство! Уж куда там! Лучше не придумаешь!
II Не вошли в покой за неверие
Прочитаем текст Писания:
15 Не забывайте, что сказано: «Сегодня, если вы услышите голос Его, не упорствуйте в сердцах своих, чтобы у вас не случилось как у тех, которые, воспротивившись Богу, роптали, проявляя свое недовольство».
16 О ком это было сказано? Кто они, эти услышавшие голос Божий и воспротивившиеся Ему? Не те ли это, которых Моисей вывел из Египта?
17 На кого Он негодовал все сорок лет? Не на согрешивших ли, кости которых остались в пустыне?
18 И кому Он поклялся, что не войдут они в Его покой, как не тем, кто был непокорным?
19 Итак, мы видим, что из-за своего недоверия Богу они не смогли войти в Его покой (Евр.3:15-19 пер. Сер.).
Автор послания евреям ставит здесь шесть риторических вопросов, чтобы констатировать, кто и за что не вошел в покой обетованной земли. На первый риторический вопрос: «О ком это было сказано?» – частично отвечает второй риторический вопрос: «Кто они, эти услышавшие голос Божий и воспротивившиеся Ему?» Вопрос подразумевает, что все, кто вышел из Египта, восстали, за некоторым, конечно, исключением. Следующие риторические вопросы нанизывает Павел один на другой, раскрывая до конца, кто именно восстал и выявляет, что практически восстали все. Эту констатацию видим мы особо в 17 стихе: «На кого Он негодовал все сорок лет? Не на согрешивших ли, кости которых остались в пустыне?»
Поколению израильтян, чье восстание достигло кульминации в Кадес-Варне, не было позволено войти в Землю Обетованную из-за фундаментального и фатального недостатка, а не из-за произвола со стороны Бога или из-за того, что Моисей не смог обеспечить сильное и умелое руководство. Моисей был «верен во всем своем доме» – читаем мы (стихи 2, 5), и поэтому его нельзя было обвинить в ответственности за их неудачу. Их неверие, продемонстрированное их непослушанием, сделало невозможным для них войти в обещанную землю.
В главах 13 и 14 из книги Чисел мы читаем, что израильские разведчики распустили худую молву о земле, которую они осматривали. Подтвердив, что земля хорошая, они заявили, что жители той земли сильны, города укреплены и завоевать их невозможно. Вот оно неверие в силу Божью. Лишь Иисус Навин и Халев заверили, что с Израилем Бог и Он поможет им завладеть этой землей. Они помнили слова Господа, Который сказал Моисею:
1 Пойди, иди отсюда ты и народ, который ты вывел из земли Египетской, в землю, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: потомству твоему дам ее;
2 И пошлю пред тобою Ангела, и прогоню Хананеев, Аморреев, Хеттеев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев,
3 И введет он вас в землю, где течет молоко и мед (Исх.33:1-3).
Но народ не хотел верить в эти обетования, и это, не считая всего того, какие чудеса были явлены им, как в Египте, при выходе из него, так и в пустыне. Объясняя это неверие, Павел говорит: «Ведь и нам, точно так, как и тем древним, было провозглашено Евангелие; но услышанная ими весть не принесла им пользы, потому что, услышав ее, они проявили к ней недоверие» (Евр.4:2).
В этих словах есть предостережение и для нас. Павел пишет: «Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией» (Евр.12:15).
III «Если сегодня вы услышите голос Бога»
Прочитаем текст Писания:
4 Ведь сказано же было в Писании о том времени: «В седьмой день Бог пребывал в покое от всех дел Своих».
5 А вот здесь в этом же Писании говорится: «Не войдут они в покой Мой».
6 Но это относится не ко всем, лишь к тем, кто воспротивился Божьему призыву и из-за недоверия к нему не вошел в покой. Остальным же доступ к покою остается открытым,
7 Потому что много лет спустя Бог назначил еще день милости – это «сегодня», когда провозгласил Он через Давида, – я уже упоминал об этом – сказав: «Если сегодня вы услышите голос Бога, то не упрямьтесь».
8 Если бы Иисус Навин, введя народ в обетованную землю, предоставил им покой, тогда Бог не стал бы говорить после этого о другом дне (Евр.4:4-8 пер. Сер.).
Павел, начиная эту мысль, акцентирует внимание на творении – включая материальный мир, законы, которые им управляют, человека и Божью цель для него и для мира — как завершенном акте, не подлежащим последующему пересмотру. Таким образом, акцент здесь делается на прекращении Богом дальнейшей творческой деятельности и Его покое в седьмой день.
Суббота недели творения также была первым полным днем жизни Адама. Его переживания в тот день были предвкушением вечного «покоя», который ожидал его, если он останется верным Богу. Наше соблюдение седьмого дня недели, как субботы, свидетельствует о нашей вере в истинного Бога, как Творца всего сущего, и является видимым выражением этой веры. Это также свидетельствует о нашем желании жить в гармонии с Его великой вечной целью для этого мира —подразумеваемой в создании этого мира и человека, чтобы жить в нем, — и с Его целью для нас как личностей. Поскольку изначальная цель Бога для этого мира — Его «покой» — остается неизменной, суббота седьмого дня, день «покоя», который Он установил, чтобы быть памятником творения и, следовательно, напоминанием о Его цели в сотворении мира, также остается неизменной. Таким образом, соблюдение субботы седьмого дня свидетельствует не только о вере в Бога как Творца всего сущего, но и о вере в Его силу преобразовать жизнь и подготовить нас к вступлению в тот вечный «покой», который Он изначально предназначал для жителей этой земли. Таким образом, суббота свидетельствует как о созидательной, так и об освящающей силе Бога, и ее соблюдение является признанием веры в Его силу создавать и воссоздавать или освящать индивидуальные жизни.
В стихе 6 говорится о выводе, который следует сделать из аргумента стихов 3-5. Обещание войти в Божий «покой» остается в силе даже после того, как оно было изъято из древнего Израиля. Несмотря на порочность тех, кто «не мог войти из-за неверия» (гл. 3:19), первоначальный план Бога о том, чтобы земля была населена расой праведных, счастливых существ, в конечном счете увенчается успехом. Но те, кто делает это, должны сначала верой войти в Его духовный «покой», покой души от греха и от его собственных усилий по спасению. Это «покой» души, для приобретения которого Иисус призывал прийти к Нему. Мы читаем эти слова Христа:
28 Придите ко Мне, измученные под тяжким бременем изнурительного труда и переживаний, и Я дам мир душам вашим (Матф.11:28 пер. Сер.).
Заметьте, мысль Павла концентрируется на буквальном покое в земле обетованной и на духовном покое. Поколение израильтян, покинувших Египет, не вошло в буквальную землю Обетованную, и те, кто действительно вошел в буквальный Ханаан, никогда, как нация, не входили в духовный «покой», предназначенный для них Богом. И все это из-за неверия.
Божье обещание войти в Его духовный «покой», первоначально распространенное на Израиль, когда они вышли из Египта, оставалось в силе спустя столетия после того, как оно было впервые дано. Хотя с тех пор последовательные поколения пренебрегали им или отвергали его, оно все еще оставалось в силе во времена Давида. Кроме того, Божье приглашение народу Израиля во дни Давида доказывает, что Иисус Навин не привел Израиль в духовный «покой», который Бог предназначил для них как нации.
Бог приглашает и нас «сегодня» войти в Его покой. Какой смысл несет это слово «сегодня» (в синодальной Библии стоит слово «ныне», ушедшее уже в русском языке в архаизм). Это выражение «сегодня» имеет очень долгий период. Это «сегодня» началось, когда Адам пал, и закончится с окончанием испытательного срока для людей. Меняется день за днем и каждый день звучит приглашение Бога: «Сегодня, грешник, приди ко Мне и Я дам тебе прощение твоих грехов, и получишь мир душевный у ног Христа». Бог милостив, долготерпелив и обилен благодатью. Он не желает, чтобы кто-либо погиб, но чтобы все пришли к покаянию. И великая слава Ему за это. А для нас «сегодня» – это время принятия решений, время возможностей, а также время опасности, как всегда было для народа Божьего.
IV Входя в Его покой
Прочитаем текст Писания:
9 В таком случае для народа Божьего еще остается возможность войти в Его покой,
10 Ведь тот, кто вошел в Его покой, и сам предался покою от дел своих так же, как и Бог – от Своих.
11 Поэтому будем делать все возможное со своей стороны, чтобы войти в тот покой; и чтобы никто, последовав тому же примеру непослушания, не оказался лишенным его (Евр.4:9-11 пер. Сер.).
Давайте начнем с определения слова «покой», какое оно имеет значение? На греческом оно звучит σαββατισμός саббатисмос. Вот его значение: Значение: субботство:
- отдых, покой;
- соблюдение субботы.
В Септуагинте, греческом переводе Ветхого Завета, это слово является переводом еврейского существительного שַׂבָּת «шабат» и связанного с ним глагола «шабат». Это слово встречается в Ветхом Завете, где оно обычно означает «суббота» – седьмой день недели, оно встречается также в связи с другими видами отдыха со значением просто отдохнуть, то есть, прекратить всякую деятельность; оно означает и субботние годы, когда земля должна быть под парами, отдыхать, и ветхозаветные праздники, все это были субботы, «шабат» или «саббатисмос».
Но нам надо уяснить, какое же именно значение имеет это слово в Евр.4:9? Куда приглашается войти народ Божий? Может надо начать соблюдать еженедельную субботу? Так мы ее и так соблюдаем. Еще в молодости ходил я с нашим проповедником на беседу к баптистам. И вот наш друг задал вопрос: «А где в Новом Завете сказано, что надо соблюдать субботу?» Проповедник привел ему этот стих: «Для народа Божьего еще остается субботство» (Синодальный перевод текста). Но об этом ли писал Павел? А может нам просто надо оставить работу и отдыхать оставшиеся дни жизни? Может это вложено в смысл слов, сказанных с текстом Евр.4:9? А может поехать на жительство в Палестину и там наслаждаться покоем? Таким образом, лингвистическое изучение слова саббатисмос в Евр. 4:9 остается неясным, имеется ли здесь в виду еженедельный субботний отдых или просто отдых, или прекращение какой-либо деятельности в общем смысле. Только контекст может решить этот вопрос. Вот это нам и следует выяснить.
Идет ли речь здесь о соблюдении дня субботнего? Нет. Объявить евреям, что народу Божьему остается время начать праздновать еженедельный день субботний, значит объявить, что Иисус Навин не смог привести Израиль к еженедельной субботе. Да и вообще призывать евреев, смотрите, мол, еще сегодня есть возможность начать праздновать день субботний, не нонсенс ли это? Что ответили бы Павлу евреи? Они вполне поняли, о чем говорил Павел, а понимаем ли мы, что это означает: «Остается возможность войти в Его покой?» Или как в Синодальном переводе стоит: «Посему для народа Божия еще остается субботство».
Рассматривая в совокупности 3-4 главы послания евреям, стоит заметить, что автор начинает мысль с приглашения, впрочем, давайте прочитаем этот первый стих:
1 Поэтому, братья мои, святые и откликнувшиеся вместе со мной на приглашение Свыше: размышляйте об Иисусе, Которого мы исповедуем как Божьего Посланника и Первосвященника (Евр.3:1 пер. Сер.).
И заканчивается эта мысль последним стихом 4 главы. Мы читаем:
16 Поэтому давайте с твердой уверенностью предстанем перед престолом благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для своевременной помощи (Евр.4:16 пер. Сер.).
Автор начинает с призыва размышлять об Иисусе, нашем Первосвященнике, и заканчивает просьбой с твердой уверенностью предстать перед Ним, чтобы получить милость и обрести благодать для своевременной помощи; и в середине этой мысли в 9 стихе 4 главы дает утешительные слова надежды: «В таком случае для народа Божьего еще остается возможность войти в Его покой». Эта возможность войти в Его покой была во все времена благодати. В древности народ Божий мысленно входил к престолу благодати через жертвоприношения, сегодня мы входим туда благодаря пролитой крови Христа. Евреи в жертвоприношениях жертву Христа не рассмотрели, они Его отвергли и убили. Если в древности все народы приходить к Богу могли через Израиль, принятием иудаизма, то сегодня Христос Своей смертью разрушил преграду, и все народы напрямую могут смело приходить к престолу благодати и получить покой, успокоение от прощения грехов. К этому покою призывал Павел евреев. Эта возможность войти в Его покой и сегодня открыта, и до самого закрытия благодати каждый день будет «ныне», «сегодня».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Итак, покой, о котором здесь говорится, есть покой благодати. Это истинный покой веры. Мы входим в Божий покой, когда взираем на Христа, слушаем Его голос, когда проявляем веру в Него и доверяем Ему свою жизнь, когда оставляем попытки обрести спасение своими собственными силами, когда твердо держимся исповедания нашего и когда приближаемся к престолу благодати.
Божьего вам благословения, мои дорогие читатели и слушатели. Пока есть возможность входить в покой Божьей благодати, будем пользоваться этой возможностью.
Пастор Александр Серков