Уроки субботней школы из Германии. I квартал 2022. Урок №6 «Первосвященник по чину Мелхиседека»
Мы приступаем к шестому уроку в этом квартале. И я приветствую вас, мои дорогие братья и сестры, на этом уроке. В теме этого урока речь пойдет об Иисусе – как Первосвященнике. И Он не просто Первосвященник, но Первосвященник по чину Мелхиседека. О том, что значит «по чину Мелхиседека», и о том, какие шаги предпринял Бог, чтобы преодолеть образовавшуюся пропасть между Им и человечеством, мы раскроем в этом уроке. Опираться мы будем в основном на главы 5 и 7 послания евреям.
I Священник от имени людей
Прочитаем текст Писания:
1 Каждый первосвященник избирается из людей, и его функция заключается в том, чтобы представлять дела людей перед Богом: он должен приносить дары и жертвы за их грехи.
2 Поскольку он сам слабый человек, он может сострадать невежественным и заблуждающимся.
3 Вот почему он должен приносить жертвы не только за грехи людей, но и за свои собственные грехи.
4 И никто не может стать первосвященником просто потому, что ему оказана такая честь. Он должен быть призван Богом для этой работы, как это произошло с Аароном (Евр.5:1-4 пер. Сер.).
Чтобы знать функцию Христа в роли первосвященника, надо изучить служение земного первосвященника. Многие заявляют: «Зачем над изучать Тору или Танах (книги Ветхого Завета), мы живем в Новом Завете, и нам новозаветных книг вполне достаточно. Лев Николаевич Толстой, например, хотя и был глубоко верующим человеком, он прямо заявил, что ветхозаветные книги он даже не читает; и привел такой пример: зачем знать, из чего состоит свечка, главное, чтобы она горела. Да, но если бы не было самой свечи, то и огня не было бы, все-таки огонь-то исходит из нее.
Людям сегодня совершенно не понятно служение Христа в небесном святилище. Почему? потому что они не прониклись служением первосвященника в земном святилище. Людям не понятна книга Откровение, потому что она пронизана аллюзиями на Ветхий Завет, особенно на служение во святилище.
В прообразном служении кровь жертвы за грех проливалась во дворе, а затем священник входил во святилище с кровью, чтобы предстать перед Господом. В земном святилище служил не только один Первосвященник, но также и простые священники, потому что невозможно было одному человеку совершать всю эту работу, в ней принимали участие все священники. Работа одного года рассматривалась как прообраз всей работы нашего Небесного Первосвященника. В течение года, священники — как первосвященник, так и обыкновенные священники – всегда входили в первое отделение святилища, совершая там служение. Это служение в первом отделении совершалось в течение целого года, кроме одного дня, в этот особый день служение изменялось. Во второе отделение скинии входил только один Первосвященник, и входил он с кровью, которую вносил как за свои непреднамеренные грехи, так и непреднамеренные грехи народа (см. Евр. 9:6-7.) Это священнодействие служило «образу и тени небесного».
Церемония посвящения священников на их работу производила сильное впечатление. Аарон одевался в одежду, которая была сделана для него по указанию Бога. Происходило заклание нескольких жертв и кровью ягненка посвящения мазали правое ухо Аарона, большой палец правой руки его, и большой палец правой ноги его. Что это означало? Что уши, руки и ноги были посвящены |на служение Богу. Пресный хлеб обозначал «чистоту и святость, то есть, истину (см.1 Кор. 5:8). Правое плечо жертвы посвящения клали на руки Аарона и на руки его сынов. Священники были прообразом Того, о Ком Исаия сказал: «Владычество на раменах Его». (Ис.9:6). Священники должны были нести бремена народа. Елей и кровь, которыми мазали Аарона и его сыновей, изображали кровь Христа и Дух Святой, Который мог вполне усовершенствовать их для святого служения.
Священство непрестанно происходило только из семьи Аарона до тех пор, когда по причине грехов Илия и его сыновей необходимо было произвести перемену и Самуил временно исполнял обязанности ведущего священника в Израиле.
В этих четырех стихах (Евр.5:1-4) перечислены двенадцать требований к первосвященникам. Пять первых относятся к должности, а остальные – к личным качествам священника, четыре из которых являются самими основными. Я перечислю их:
- Он должен быть в единстве с людьми.
- Он должен был сдерживать свои эмоции.
- Он не должен был забывать, что он обычный человек и подвержен слабостям, как и все люди.
- Он должен был помнить, что призван к священническому служению, а это служение – огромная ответственность.
Что все это означало? Идеальный первосвященник должен был быть человеком не слишком суровым, но и не безразличным ко греху. Земной первосвященник разделял общие для всех священников и левитов обязанности в течение года, но единолично приносил жертвы в День искупления. Он носил урим и туммим. Совершая всю эту работу, он должен был постоянно сдерживать свои эмоции, особенно, когда испытывал досаду и внутреннее возмущение из-за грехов, совершаемых его народом.
Вспомните первосвященника Илия, когда он ошибочно обвинил Анну в том, что она пьяна (см. 1Цар.1:13-14). Это в то время, когда он не замечал разгульную жизнь своих сыновей; и, возможно, по их поведению судил остальных людей, поэтому и Анну обвинил в пьянстве. Он должен был всегда помнить о том, что он сам слаб, поэтому со снисходительностью относиться к грешникам. Но снисходительность – не значит безразличие к явному и постоянному греху в отличии от случайного греха. И не должен он делать поспешных выводов и тем более обвинять кого-либо, не разобравшись в сложившейся ситуации.
Таким образом, первосвященник был един со своим народом, сдерживал свои эмоции, сознавал свою слабость и вступал в должность только по призыву Бога.
II По чину Мелхиседека
Вам интересно знать: кто такой Мелхиседек и почему он был прообразом Иисуса? Впервые о нем упоминается в 14 главе Бытие. Мы читаем:
18 И Мелхиседек, царь Салима, придя на встречу с Аврамом, принес хлеб и вино. Будучи также священником Бога Всевышнего,
19 Он благословил Аврама, сказав ему: «Благословен ты, Аврам, у Бога Всевышнего, сотворившего небо и землю!
20 И хвала Всевышнему Богу за то, что Он дал тебе победу над врагами!» И дал Аврам Мелхиседеку десятую часть всей добычи (Быт.14:18-20 пер. Сер.).
О Мелхиседеке среди богословов бытуют самые различные мнения. Я не буду их перечислять. Прослушивая этот шестой урок от разных комментаторов, вы сами это увидите и в этом убедитесь. Конечно, люди по-разному относятся к комментирующим и к их комментариям. Большинство в первую очередь смотрят не на логику и аргументы комментирующего, а на его авторитет. Так уж устроен человек и ничего тут не поделаешь.
Я больше, чем уверен, что те комментаторы, для которых Эллен Уайт потеряла всякий авторитет, не найдя решения загадочности этой личности Мелхиседека, скажут, что это был сам Христос, хотя в книге «Избранные вести, т.1, с.409» она написала: «Именно Христос говорил через Мелхиседека, священника Бога Всевышнего. Мелхиседек не был Христом, но он был гласом Божьим в мире, представителем Отца. Христос обращался ко всем поколениям прошлого; Христос вел Свой народ и был светом миру» (Конец цитаты).
Но они эти слова проигнорируют, вот увидите. Но эта информация не исчерпывающая, она лишь сопутствующая логике размышления на эту тему. Мысль о том, что Мелхиседек и есть Христос до Своего воплощения, по ряду других признаков никак не вписывается в реальность. Слова, что Мелхиседек «подобен» Иисусу (Евр.7:3), свидетельствуют, что он отличался от Иисуса, Иисус не мог быть Сам Себе подобен. Это сущий нонсенс.
О Мелхиседеке мы читаем, что он одновременно был и царем, и священником. А Христос сказал:
«Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда» (Иоан.18:36).
Христос ни после воплощения не учреждал на земле Своего царства, ни во времена Авраама не был ни царем Салима, ни священником Бога Всевышнего. Мелхиседек – это обычный человек. Но эта личность была очень авторитетной во дни, когда жил Авраам. Однако мы имеем интересную и весьма загадочную информацию об этой личности. Ап. Павел говорит, что у Мелхиседека не было ни отца, ни матери, ни родословия, ни даты рождения, ни смерти.
Вы может быть услышите еще, что Мелхиседек – это некое небесное существо. И что? это только потому, что у него не было ни отца, ни матери? У меня тоже нет ни отца, ни матери, и что теперь? Павел не говорит же, что у него никогда не было ни отца, ни матери. На момент встречи с Авраамом у него не было уже ни отца, ни матери.
Раз уж мы начали тему о том, как написано в Писании и как надо все это понимать, я приведу для примера такое место Писания, к которому также примитивно подходят некоторые толкователи. Я цитирую его:
«Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом» (1 Петр. 4:6).
«Вот видите, – заявляют некоторые, – мертвым было благовествуемо, значит мертвые слышат и даже оживают духом, а значит душа бессмертна. Вот она богословская примитивизация. Я надеюсь, вы понимаете, что они именно сейчас мертвые, но проповедуемо им было, когда они были еще живы. Или как говорят: «Мой покойный батюшка говорил мне…». Ну, не покойник же говорил ему. Да, он сейчас покойный, но говорил-то он, когда был еще жив. Так дело обстоит и с Мелхиседеком. У него не было ни отца, ни матери. Значит ли это, что это был некто, кто никогда не имел родителей? И что ли из этого надо делать вывод, что это был Христос или кто-то из мира неземного; и вот, это неземное существо тут на земле был царем и священником. Логика есть? Если для кого-то есть, пусть так и считает, а я далек от того.
Да, но Мелхиседек имеет еще ряд загадочных характеристик, которые заставляют нас задуматься. Давайте рассмотрим и их.
По моим подсчетам встреча Аврама с Мелхиседеком случилась, когда Авраму было между 75-ю годами – это время смерти Фарры, и тут же вскоре он вышел из Харрана – и между рождением Агарью Измаила, когда Авраму было 86 лет. А 86 лет ему было в 2087 году от сотворения мира. Значит встреча Авраама с Мелхиседеком состоялась в промежутке с 2076 – 2087 гг. Допустим, это было в середине этого отрезка (это среднеарифметическое округление), когда Авраму было 80 лет. И это был 2081-й год. (В конце я вставлю схему родословной патриархов).
Кем мог быть этот Мелхиседек? Кто к этому 2081 году был в живых из патриархов, ведь быстрей всего Мелхиседеком мог быть кто-то из них?
Рассматривая схему, мы видим, что ни Фарры, ни Нахора, ни Серуха, ни Рагава, ни Фалека, ни Ноя к этому времени уже не было. Остались в живых к этому 2081 году, когда Аврам дал десятую часть Меохиседеку, четверо: Сим, Арфаксад, Сала и Евер.
Мог быть кто-то из них тем Мелхиседеком? Вполне. Текст Быт.14:18-20 дает о нем двустороннюю характеристику. Это был:
1) Царь (салимский).
2) Священник (Бога Всевышнего).
Мелхиседек благословляет Аврама как некто не из низших, а высший по чину. Ап. Павел пишет: «Меньший благословляется большим» (Евр.7:7). Аврам дал ему десятую часть, как низший по чину, по положению, да и по возрасту. Но эти критерии могли бы подойти ко всем четырем патриархам: и к Симу, и к Арфаксаду, и к Сале, и к Еверу.
Однако ап. Павел в послании евреям расширяет биографический очерк Мелхиседека до семи (см. Евр.7:1-10). Вот все семь его характеристик:
1) Царь правды.
2) Царь Салима (царь мира). Это не значит, что он был царем всего мира. Он был царем Салима, но само название «Салим» означает «мир».
3) Без отца, без матери.
4) Без родословия.
5) Не имеющий ни начала дней,
6) Ни конца жизни.
7) Уподобляясь Сыну Божьему, пребывает священником навсегда.
Евер, Сала и Арфаксад сразу же отпадают, так как у них были живы еще отцы. Лишь у Сима к тому времени не было уже отца, так как Ной, его отец, к тому времени лежал уже в могиле 80 лет, ведь он умер в год рождения Аврама на рубеже двух тысячелетий, в 2001 году.
Так не Сим ли – тот самый Мелхиседек? А почему бы и нет?! А кто еще, как не Сим?!
Ко дням Авраама Сим был дивом общества, «не имеющим ни начала дней, ни конца жизни». Арфаксад, Сала, Фалек, Рагав, Серух, Нахор, Фарра – семь его потомков – родились при его жизни и к середине жизни Авраама ушли на покой. А Симу, казалось, нет ни начала дней – где-то там в допотопном мире он родился. Ни конца жизни – все умирают, а он живет и живет, и после встречи с Аврамом Сим прожил еще 74 года. Недаром текст Быт.10:21 говорит о нем:
«Были дети и у Сима, отца всех сынов Еверовых…».
Потомки Сима названы сынами Евера или евреями. Да, Евер пережил не только Фалека, Рагава, Серуха, Нахора, Фарру, но даже и Авраама. Он умер спустя 7 лет после смерти Авраама. Но Сим, тем не менее, назван отцом всех сынов Еверовых. Фигура Сима в то время вырисовывалась как самая почтенная и авторитетная среди всех людей; поэтому вероятней всего Сим и был тем Мелхиседеком, которому Аврам дал десятину.
Ап. Павел, по всей видимости, изучая родословную хронологию, пришел к правильному выводу, что при жизни Авраама Сим продолжал еще жить. Ной, его отец, умер в одно время с рождением Авраама. По всей видимости, и матери его уже не было в живых; и теперь он остался без отца и без матери, и практически без родословия. Родословная цепь его фактически прервалась.
Не удивительно, если Аврам стал Авраамом, Иаков – Израилем, то почему бы и Симу не иметь его послепотопное имя Мелхиседек?! Ап. Павел берет Сима – Мелхиседека в прообраз Христа.
III Совершенный Священник
Прочитаем текст Писания:
11 Итак, если бы священство Левия, на котором был основан закон, могло достичь совершенства, зачем Богу нужно было устанавливать другое священство со священником по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона?
12 Потому что с переменой священства необходимо поменять и закон;
13 Ведь Тот, о Ком идет речь, принадлежит к другому колену, из которого никто никогда не служил у жертвенника в качестве священника.
14 Я имею в виду, что наш Господь происходил из колена Иуды, а Моисей никогда не упоминал что-либо о священниках, происходящих из этого колена.
15 И это изменение стало очевидным с тех пор, как появился другой Священник, Который, подобно Мелхиседеку, не из колена Левия.
16 Он стал Священником не по заповеди, которая требовала принадлежности к определенному колену, но в соответствии с силой, которая присуща Его вечной жизни (Евр.7:11-17 пер. Сер.).
Да, очень актуально это место Писания. Здесь вновь фигурирует имя «Мелхиседек». Эта личность явно – не Христос. Христос здесь не преображается из Мелхиседека, земного царя и священника в Небесного Царя и Священника. Павел видит в Мелхиседеке аллюзию на Христа, но не самого Христа. Он видит другое священство со Священником по чину Мелхиседека.
Он видит, что во Христе пришло к исполнению, как все левитское священство, так и сам церемониальный закон, потому что все это указывало вперед на работу, которую должен был исполнить Христос. Совершенство пришло не посредством закона, но через Христа, на Которого он указывал. Лишь во Христе и в Нем одном – спасение. Если бы левитская система могла обеспечить спасение независимо от работы Христа, тогда не было бы никакой нужды для служения Христа. И если бы Священником-Мелхиседеком был Сам Христос, то почему священство этого Мелхиседека-Христа не обеспечило спасение, или Христос эволюционировал – воплотившись сначала в Мелхиседека, Он не обеспечил спасение, а потом стал более Совершенным, когда еще раз воплотился в Иисуса? Я иронизирую и не зря, не хочу, чтобы среди верующих распространялись эти необдуманные умозаключения.
Христос – совершенный Священник. И если Он взялся за это дело, то Он и доведет Свой народ до совершенства.
IV Вечный и безгрешный Священник
Прочитаем текст Писания:
26 Он именно такой Первосвященник, какой нам нужен, потому что Он свят и непорочен, не запятнан грехом, Он был отделен от грешников и удостоен самого почетного места на небесах (Евр. 7:26 пер. Сер.).
Это наш памятный стих, и размышлением о нем мы закончим этот урок.
Павел в этом тексте раскрывает пять характеристик Христа – Первосвященника.
Первая характеристика. Иисус «свят». Это означает, что он безгрешный перед Богом (см. Евр.4:15). Это слово «святой» קָדוֹשׂ кадош, на древнееврейском имеет значение: посвященный. На древнегреческом это слово: ὅσιος хасиас имеет значение: благочестивый, богоугодный, набожный, чистый, святой, священный; как сущ. святыня.
Вторая характеристика. Иисус «непорочен». Слово תָּמִים тамим на древнееврейском имеет значение: 1 полный, целый; 2 совершенный, непорочный; 3 искренний, чистосердечный. На древнегреческом это слово: ἄκακος акакос имеет значение: незлобивый, невиновный, простодушный. Христос оставался чистым и нетронутым злом, хотя был искушен «во всем, кроме греха» (см. Евр.4:15). Совершенная безгрешность и непорочность Иисуса – важная часть Его служения в качестве Первосвященника. Ветхозаветная система жертвоприношений предусматривала, что жертвенные приношения должны быть «без порока», чтобы быть угодными Богу. (см. Лев.1:3,10). Совершенное послушание и непорочная жизнь Иисуса во время Его земной жизни позволило Ему принести Себя, как «непорочного Богу» (см. Евр.9:14).
Третья характеристика. Иисус «не запятнан грехом». На древнегреческом это слово: ἀμίαντος амиантос имеет значение: непорочный, незапятнанный, чистый.
Четвертая характеристика. Иисус был «отделен от грешников». На древнегреческом это выражение звучит так: χωρίζω ἀπό ὁ ἁμαρτωλός хоридзо апо хо амартолас, и имеет оно значение: отделяться, разделяться, разводиться, удаляться, разлучаться, отлучаться от грешников. Некоторые полагают, что это относится к способности Христа общаться с грешниками и все же быть отделенным от них во время воплощения. Я не сказал бы, что Он был отделен от грешников. Да, Он был святым, непорочным, незапятнанным, практически отделенным от греха, но только не от грешников. Прочитайте теперь этот текст снова, и вы увидите, что речь идет, в общем-то, не о земной жизни Христа, а о Его Первосвященническом служении на небе; и поэтому эту фразу: «отдален от грешников» – следует интерпретировать во свете следующей фразы, которая относится к удалению Христа из этого мира и, следовательно, к буквальному контакту с грешниками, чтобы быть в самом присутствии Бога. Я процитирую этот текст снова, ведь не даром он дан как памятный к этому уроку:
26 Он именно такой Первосвященник, какой нам нужен, потому что Он свят и непорочен, не запятнан грехом, Он был отделен от грешников и удостоен самого почетного места на небесах (Евр. 7:26 пер. Сер.).
Пятая характеристика. Вот теперь можем мы обратить внимание на последнюю мысль этого стиха: «удостоен самого почетного места на небесах». Это выражение на древнегреческом состоит из нескольких слов. Буквально на греческом написано так: ὑψηλός хупсилос – высокий, возвышенный, вознесенный
ὁ οὐρανός хо оуронос – небо, небеса
γίνομαι гиномай – быть, становиться, происходить, приходить.
Таким образом – Тот, Кто на небесах, стал высоким, возвышенным.
Вот такого Первосвященника – Совершенного, Вечного, Безгрешного и по чину Мелхиседека – имеем мы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Итак, поскольку Иисус, как и мы, был полностью Человеком, Он также является нашим примером. Он показывает нам, как надо жить. Христос – пример, Которому мы должны следовать. Какая это драгоценная истина!
Читаю заключительный текст:
22 Таким образом, Иисус стал гарантом лучшего завета (Евр.7:22 пер. Сер.).
Какая удивительная истина сокрыта в Иисусе Христе! Желаю вам, мои дорогие читатели и слушатели, Божьего благословения. Давайте во всем будем идти по следам нашего Спасителя и Первосвященника.
Пастор Александр Серков.
Комментарии (1):
Александр Федорович Серков
| Ссылка на комментарий
Предупреждаю вас, братья и сестры. Будьте осторожны к проповедям Александра Болотникова. Чем большим авторитетом пользуется тот или иной проповедующий, тем опасней его влияние на народ. В его проведении урока №6 в этом 1 квартале 2022 года он, говоря о Мелхиседеке, сказал, что это Христос. Я скопировал из комментариев один вопрос, который был ему задан, и его ответ.
Виктор Кучин
1 день назад
Вы говорите что Салима небыло, а Е . У. пишет «Салим место избранное Давидом для столицы в котором жил Мелхиседек.» 1ИВ 409.3. Следующая притензия. Вы говорите что Мелхиседек это Христос, а Е.У. пишет что Мелхиседек небыл Христом. П П 703.1.Я что-то не понимаю.
Александр Болотников
13 часов назад
То, что написано в книгах Уайт я знаю. А вот Павел «почему-то» не знает, что Салим — это будущий Иерусалим. Павел пишет, что «царь Салима, то есть царь мира»(Евр. 7:1) То есть, согласно Павлу Салим — это не место, которое Давид выбрал давид для своес столицы, а мир. Неужели вы считаете, что Павлу открыт о меньше чем Е. Уайт? (Конец цитаты. Вот вопрос пастору и ответ пастора.
Я от себя скажу: Текст Евр. 7:1 Александр исказил, добавив свое: «то есть царь мира». Павел это «то есть» — не пишет. И не надо влагать в слова Павла свою искаженную концепцию, что согласно Павлу Салим – это не место, которое Давид выбрал для своей столицы, а мир. И потом сталкивать лбами Павла с Е. Уайт, выставив ее на посмешище. Это нечестная игра антивайтников. Павел пишет вот что. Я не буду брать ни синодальный перевод, ни какой-либо другой, я слово в слово приведу, что мы имеем в оригинале:
οὗτος хутос – наречие «этот»
γάρ гар – эта союзная частица служит для логического подчеркивания, для усиления наречия (для обоснования, для пояснения, для подтверждения). И можно это слово перевести: «ведь».
Μελχισέδεκ Мел(ь)хиседе́к (др.-евр. מַלְכִּי-צֶדֶק; Малкице́дек; царь справедливости; от малки — «мой царь», цедек — «справедливость»).
βασιλεύς василеус — царь, государь, властелин, император.
Σαλήμ Салэм
Таким образом этот фрагмент переводится буквально: «Ведь этот Мелхиседек, царь Салима…».
В отношении царя Салима. Мелхиседек не был царем мира, он был царем Салима, который означает «мир». Вот, например, столица Казахстана имела название когда-то «Акмола». Что означает это название? По-казахски ак — «белый», мола — «могила»). Было бы неразумным выразиться: «Назарбаев был президентом белой могилы». Нет, он жил в городе, который сделал столицей Казахстана, и этот город когда-то имел название Акмола, что переводится Белая могила. Так и с Мелхиседеком. Он не был царем мира, он был царем Салима, города, который переводится «мир».
Аргументируя свою версию, Александр берет текст, указывающий на Христа: «Ибо младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Исаия 9:6). Одно выражение «Князь мира» совпадает с городом «Салим» — значение которого «мир». И что, надо приходить к выводу, что это Христос благословил Аврама, и Аврам Христу дал десятину?! Это далеко от здравого вывода. Это псевдоэкзегеза. Я понимаю, люди, слушая того или иного комментатора, отдают предпочтение не здравому смыслу, а предпочитают слушать без обсуждения дипломированных богословов, даже тех, которые ни во что ставят труды Е. Уайт, потому что они богословы высшей категории, а она с тремя классами. В таком случае, если Е. Уайт – не авторитетная личность для кого-то, я приведу выдержку из Комментария АСД в отношении того, кем был Мелхиседек, над чем он царствовал:
18. Мелхиседек. Царь-священник Салима присоединяется к царю Содома, приветствуя Аврама. Во времена Аврама Иерусалим был известен как Салим, или Шалем, “мир” или “безопасность” (см. Пс. 76:2). Город Иерусалим впервые засвидетельствован в египетских записях 19 века до н. э., а затем им правили аморейские цари. Иерусалим означает “город мира”, а Мелхиседек — “мой царь праведен” или “Царь праведности”, как истолковано это имя в Евр. 7:2. В то время как царь Содома пришел на встречу с Аврамом с целью добиться освобождения своих подданных (Быт. 14:21), Мелхиседек пришел, чтобы благословить победоносного полководца. (КАСД на Быт.14:18).
А вот что пишет Иосиф Флавий, один из руководителей еврейского восстания 67-73 гг. н. э. и автор нескольких исторических трудов, в своей книге Иудейская война сообщил об истории Иерусалима следующее: «Первым основателем города был ханаанский владетель, имя которого на туземном языке означает ”Праведный царь”, каким он и был на самом деле. Поэтому он был первым жрецом Бога, который основал святилище, причём город, называвшийся прежде Салима, был им же переименован в Иерусалим. Позже иудейский царь Давид изгнал хананеев из города и населил его своими соплеменниками» (Иудейская война.VI, 10).
Мой вам совет: «Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так» (Деян.17:11).
Проверяйте, анализируйте, и, если оно не соответствует истине – отвергайте.