Субботняя школа. 15.04-21.04 2023 года. Урок №4 «Убойтесь Бога и воздайте Ему славу». Ведущий: Александр Серков
Мир вам, мои дорогие сестры и братья! Начиная с этого урока, мы вплотную коснемся трехангельских вестей. А точней, перед нашим взором предстанет первая весть. Я процитирую ее:
6 И увидел я другого ангела, летящего по середине неба, имеющего вечное Евангелие, чтобы провозгласить живущим на земле: всякому народу, колену, языку и племени.
7 Его весть была громогласна. Он возвещал: «Убойтесь Бога и воздайте Ему славу, потому что пришел час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небеса и землю, море и источники вод» (Откр.14:6-7 ПС).
В этом уроке мы коснемся, в основном, таких слов из этой вести, как: «Убойтесь Бога и воздайте Ему славу».
Насущная ли эта тема сегодня? Безусловно. Причина важности этой темы заключается в том, что эти два действия: «убойтесь» и «воздайте» очень тесно связаны с праведностью по вере, а праведность по вере – правая рука трехангельской вести. Однако в последние годы многие адвентисты, особенно молодежь, слыша призыв к праведности по вере, пришли к выводу, что праведность по вере каким-то образом исключает устаревшие церковные учения, основанные на Библии. «Да, лишь бы верить в Иисуса», «лишь бы Христос был у меня в сердце», – стали они напрямую высказывать свои мнения. Вся эта либеральность привела к тому, что грань доступности ко греху стерлась, и молодежь позволяет себе что угодно, то, что в прежние времена считалось большим грехом.
Более опытные старые братья восстали против таких понятий и сказали: «Обождите, для спасения нужно нечто большее, чем только ощущение Христа в сердце. Христос сказал: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Иоан.14:5).
И, как результат, развился церковный синдром, при котором Христос находится на одной стороне, а учения и взгляды церкви, десятилетиями выработанные на основе Библии – на другой. Что может примирить эти два крайне антагонистичных понятия среди адвентистов? Весть трех ангелов из 14 главы Откровения.
Если взять в целом все три вести, и исходя из традиционного толкования, мы можем кратко изложить смысл этих трех вестей следующим образом:
1 весть: Предостережение относительно часа суда.
2 весть: Призыв выйти из Вавилона (из ложных церквей).
3 весть: Предостережение против поклонения зверю.
В общем, все именно так и представляют концепцию трех вестей. Однако давайте внимательно и более глубоко вникнем в содержание этих вестей, и мы увидим нечто бо́льшее. Давайте, в рамках этого урока, сосредоточим внимание на первой ангельской вести и поставим перед собой вопрос: «Какова концепция (главная идея), (основная мысль) первой ангельской вести»? Многие говорят: «Наступление часа суда». Неужели это стержень этой вести?
Давайте начнем фрагментарно читать содержание этой вести.
«И увидел я ангела, летящего посредине неба». В книге Откровение упоминается много ангелов. Это не нечто новое. Однако, чем же отличается этот ангел? Читаем дальше:
«который имел вечное Евангелие».
Вы заметили, какое Евангелие? – Вечное! Давайте обратим внимание еще на один факт: для кого предназначалась эта весть? Весть этого ангела предназначена всякому колену, языку и народу, то есть всем, всем людям, включая мусульман, буддистов, атеистов и т.д. Что мы должны предоставить мусульманам, буддистам и всем людям? Предостеречь и пугать им судом? Сегодня и без нас весь мир уже напуган. Может призывать в первую очередь выйти из ложных церквей, в которых они находятся? Или предостеречь от поклонения зверю? А они скажут: «Какой там суд? Это ваше учение. И в честь чего мы должны выходить из своей религии, и вообще, что вы нам рассказываете какие-то сказки о каком-то звере? Неужели эта главная идея вестей трех ангелов? Но эти вести предназначены для народов этого мира. Так в чем же заключается стержневая мысль этих вестей? ВЕЧНОЕ ЕВАНГЕЛИЕ!!!
Вы заметили, что должно стоять во главе угла при возвещении трехангельской вести? ВЕЧНОЕ ЕВАНГЕЛИЕ!!! А почему не начало суда на небе? Скажите: в отличие от Евангелия, когда начался суд? В 1844 году. А когда-нибудь он закончится? Да. Это явление не вечное. А Евангелие? Оно вечно! В чем же заключается его вечность? На этом уроке мы еще об этом поговорим, а сейчас скажите: кого означает ангел, летящий посреди неба, который возвещает вечное Евангелие? Это буквальный ангел? Нет. Он олицетворяет тех из людей, последователей Божьих, кто несет это Евангелие и олицетворяет быстроту и действенность.
Давайте возьмем для иллюстрации церковь начала восемнадцатого века. Это начало возвещения трехангельской вести. Представьте себе средства передвижения того времени: некоторые из изысканных экипажей, отделанные бахрамой, продавались за 49 долларов; сеялка, например, стоила 6 долларов, обои – по 3 цента за рулон.
Меня это наводит на мысль – сравнить эти старинные предметы с проповедью Евангелия. Я не говорю о посвященности и рвении первых миссионеров, а о том, как им приходилось доносить эту весть всем племенам и народам. Заметьте, Иоанн в видении не видел фургон с миссионерами, увязшим среди песков со знаменем на нем: «ВЕЧНОЕ ЕВАНГЕЛИЕ». Или руководителя ВСАСДа из Москвы, которому понадобился почти год для того, чтобы объехать дальние сибирские просторы, посещая разрозненные церквушки, чтобы ободрить их, преподать вечерю и совершить перевыборы. А представьте парусник, стоящий в гавани со слабо натянутыми парусами в ожидании ветра и возможности плыть по водным просторам, чтобы аборигены дальних стран и островов могли получить вечное Евангелие, медленно пересекающее моря и океаны.
Это ли видел Иоанн? Соответствует ли это все ангелу, летящему посреди неба? Почему мир должен был идти своим курсом почти 6000 лет, вспахивая землю сохой и занимая огонь у своих соседей? Почему? Может люди были тупые? Нет. Обычный человек на улицах Афин имел коэффициент умственного развития, соответствующий умственному развитию профессора университета сегодня. По всей видимости, Бог удерживал современные открытия вплоть до наших дней. Почему? Он имел цель: возвестить вечное Евангелие всему миру с особой силой в последнем поколении. Но, несмотря на отсталость в технике, первые адвентисты донесли весть в основные страны мира. Вот нам бы сегодня с нашей техникой их посвященность.
Итак, давайте теперь посмотрим, что из себя представляет вечное Евангелие:
7 Его весть была громогласна. Он возвещал: «Бойтесь Бога и воздайте Ему славу, потому что пришел час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небеса и землю, море и источники вод» (Откр. 14:7 ПС).
Что в этой вести самое главное? Мы уже сделали некоторую экзегезу и пришли к выводу, что главная суть первой ангельской вести заключается не в суде. Суд – это хоть и значительная, но все же часть этой вести, это придаточная часть предложения. А главная концепция (суть) этой вести – вечное Евангелие, которое наконец-то должно в полном объеме быть возвещено всем народам.
Вы заметили, перед возвещением о наступлении часа суда стоит слово «ибо» или «потому что». О чем это говорит? Мысль здесь напрашивается такая:
«Ну, примите же наконец вечное Евангелие, убойтесь Бога и воздайте Ему славу, потому что времени уже нет, ведь наступил последний этап благодати, ибо уже наступил час суда Его».
Главная идея здесь не в том, что суд начался, а в том, что в виду того, что суд уже начался, как у израильтян начинались судные дни в конце года, в виду этого особо важного последнего события, наконец-то предпримите что-то. И вот, эта основная идея первой вести, которая обостряется в виду начала суда на небе, она состоит из трех частей, из трех призывов, которые и составляют суть вечного Евангелия.
Первая часть: «УБОЙТЕСЬ БОГА»
Где здесь подлежащее? Его нет. Его надо подразумевать: люди…я…вы… Затем сказуемое или глагол, призывающий к действию: «УБОЙТЕСЬ»; и дополнение «БОГА».
Вторая часть: «ВОЗДАЙТЕ ЕМУ СЛАВУ»
Где здесь подлежащее? Оно снова подразумевается. Это вы и я. Сказуемое – «ВОЗДАЙТЕ». Дополнение – «СЛАВУ». И «ЕМУ», – это предложная фраза.
В третьей составной части этой вести вы и я – подразумевающееся подлежащее. «ПОКЛОНИТЕСЬ» – сказуемое. «СОТВОРИВШЕМУ НЕБО И ЗЕМЛЮ» – дополнение.
Итак, вот она эта первая ангельская весть:
(Я и вы) убойтесь Бога.
(Я и вы) воздайте Ему славу.
(Я и вы) поклонитесь Сотворившему небо и землю.
Вот это и есть «ВЕЧНОЕ ЕВАНГЕЛИЕ»!
Было ли время, когда Бога не надо было почитать? Нет, Он достоин почтения во все времена.
Было ли время, когда не надо было воздавать Ему славу? А настанет ли такое время когда-нибудь? А было ли время, когда люди не воздавали Богу славу, а воздавали славу кому угодно, чему угодно, но только не Богу? Во все времена была к этому склонность тщеславного человечества. Приведу лишь два примера. Один пример Библейский, а другой более свежий.
23 Но вдруг Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер (Деян. 12:23).
Речь в этом тексте идет об Ироде. Второй пример более свежий: Почти семьдесят лет мелькали перед нами плакаты, на холмах рядом с крупными междугородними трассами из камней выкладывали надписи: «СЛАВА КПСС». Кому слава? Богу? Да, нет. И что случилось с КПСС? Эта партия утратила в одночасье свою былую славу. Вам привести еще более свежие примеры? Участь всех, себя прославляющих, – одна.
Эта тенденция с самопрославления началась с французской революции. И как раз в это время зазвучала первая ангельская весть: Убойтесь Бога и воздайте Ему славу»! Не вечно Богу быть пренебрегаемым – Ему и только Ему принадлежит слава! Вот это – вечное Евангелие, и о нем следует проповедовать во всеуслышание.
А настанет ли время, когда не надо будет уже поклоняться Сотворившему небо и землю? Нет, такого никогда не будет и не настанет момента, когда почитать, поклоняться и воздавать славу Богу уже не будет надобности. Вот оно вечное Евангелие!
А почему же тогда звучит этот тройственный призыв? Да потому, что человек совершенно утратил страх Божий. Славу он воздает себе и поклоняется кому угодно, чему угодно, но только не Богу. Первая ангельская весть состоит из призыва к правильному Богопоклонению и приглашения к более глубокой, осмысленной жизни веры и доверия Богу, особенно во время суда. При всем этом, весьма интересно отметить некоторые глубокие подчеркивания на эту тему вестницы Господней. Я желаю привести некоторые выдержки:
«Есть лишь немногие, даже из претендующих, что они верят этой вести, которые правильно понимают третью ангельскую весть, и все же эта весть для настоящего времени» (Рукопись, 15. 1888 год).
«Даже не все служители, которые провозглашают трехангельскую всеть, в действительности понимают, что значит эта весть» (Св. для церкви 5. 715 стр.).
«Мы говорим о первой ангельской вести и второй ангельской вести и полагаем, что мы в некоторой степени разбираемся и в третьей ангельской вести. Но до тех пор, пока мы будем довольствоваться ограниченным познанием – мы не сможем получить более ясного понятия об истине (Служителям Евангелия 251 стр.).
«Третья ангельская весть должна быть представлена как единственная надежда для спасения погибающего мира. Воистину, тема, заключающаяся в трехангельской вести, – эта тема величайшей важности – она включает в себя вести первого и второго ангелов» (Евангелизм. 196 стр.).
В конце позапрошлого столетия была группа людей, которые весьма интересовались темой об Иисусе и Его праведности, полагая свою веру и надежду только на Него. Но некоторые забеспокоились и начали писать письма. Они писали Эллен Уайт и спрашивали: «Как все это понять? Заострение внимания на Иисусе и праведности – это всякий знает, и мы знаем это. Но разве можно заняться только этим вопросом и пренебречь нашей реальной вестью миру, заключающейся в субботе, состоянии мертвых, в пророчестве о 2300 днях и о Втором Пришествии?
Очевидно, писем было слишком много, потому что ответ был дан в одном нашем журнале «Ревью энд Геральд» от 1 апр. 1890 года, в котором Эллен Уайт дала следующий ответ:
«Некоторые письменно спрашивают меня: является ли весть об оправдании верой вестью третьего ангела? И я отвечаю: воистину, это весть третьего ангела».
Да, именно в этом, оказывается, она и заключается. Затем я читаю в книге «Христос – наша праведность», цитированную из «Ревью энд Геральд» от 3 сент. 1889 года, ошеломляющую мысль:
«Нет ни одного из ста человек, который понимал бы для себя лично библейскую истину об оправдании верой, которая столь необходима для нашего настоящего и вечного благополучия».
Теперь давайте сравним эти высказывания, приведя их совместно. Если это истина, что концепция оправдания через веру содержится в вести третьего ангела и, если ни один из ста не понимает вести оправдания через веру, в таком случае ни один из ста не понимает и вести третьего ангела. Логично? «Да, но это ведь было в конце позапрошлого столетия, – скажут некоторые, – теперь мы понимаем эту весть в совершенстве». Но так ли это? А может мы до сих пор недопонимаем эту истину и вдвойне препятствуем ее распространению? Вот поэтому-то эта весть включена в наши пособия, и мы целых три месяца будем изучать эту истину, чтобы вполне утвердиться в ней.
Что представляет из себя весть об оправдании верой? Одним из величайших определений является высказывание в Свидетельстве для проповедников стр.456. Я цитирую:
«Оправдание через веру – это работа Божья, повергающая славу человеческую в прах и совершающая вместо человека то, что он не в состоянии сделать для себя».
А Христос заявляет:
«Без Меня вы не можете делать ничего» (Иоан.15:5).
В таком случае, лишь что мы сможем сделать для себя в плане спасения? Пребыть со Христом. Это все, что мы можем сделать. Это исчерпывающее значение – пребывать со Христом. И в этом вся суть праведности через веру. «Но каким же образом такое понятие соответствует вести трех ангелов?» – спросите вы. Давайте обратим еще раз наше пристальное внимание на три части первой ангельской вести.
Первая часть: «УБОЙТЕСЬ БОГА»
Я не стану долго задерживаться на этом. Достаточно сказать, что это выражение включает в себя концепцию не панического раболепного страха, а боязнь оскорбить Бога. Бояться Бога – означает находиться в благоговении, уважении и почтении перед Ним.
Ответ на призыв Христа: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные» – будет означать, что у меня само собой отпадет желание грешить, потому что Христос во мне, а я во Христе. И мне не хочется жить иначе, как только находиться в благоговейном трепете перед Всевышним. И во свете этого благоговения, находясь во Христе, я совершаю все свои повседневные обязанности.
Вторая часть: «ВОЗДАЙТЕ ЕМУ СЛАВУ»
Кому надлежит воздать славу? Ему. Но если я не понял, что не могу спасти сам себя, и отдельно от Христа я пытаюсь своим путем достичь неба – через свой труд и поведение, через свои добрые дела и недостаток плохих дел; если я не раскрыл даже, что вся основа опыта праведности через веру является личным, ежедневным и постоянным общением с Богом, чтобы уделять время для личного исследования Его слова на коленях в тайной комнате; если я даже не раскрыл, что всё совершается посредством опыта, – опыта оправдания через веру, – в таком случае я пытаюсь спасти сам себя, независимо от того, как я назову свое состояние. И если допустить, что я буду спасен через свои дела – кому должна принадлежать слава? Справедливый ли это вопрос? Апостол Павел говорит:
«Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не перед Богом» (Рим.4:2).
Вместо этого он говорит:
«Не поколебался в обетовании Божьем неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу» (Рим.4:20).
Только личность, достигающая спасение верой, воздает славу Богу. Личность же, которая уповает на свои дела, как метод спасения, всегда воздает славу себе. Но вся слава принадлежит Богу, Который послал Сына Своего Иисуса Христа в наш мир, чтобы даровать нам спасение. Вы согласны с этим? А что происходит со славой человека? Разве это не цель и вершина всех действий очень многих людей, как во дни Иисуса, так и в наши дни? Но слава человека повержена во прах в глазах Божьих. Вот почему многие не любили Иисуса! Они трубили перед собой в молитвах о своих делах, они где только могли, заявляли об этом. Они лицемерно стояли в синагогах и на углах улиц на коленях и подолгу молились. Не важно, о чем они молились, но их цель была, чтобы как можно больше людей увидели их якобы набожность.
Они не сознавали и не допускали мысли, что слава уже оставила храм. И прошло уже порядочно времени, как она оставила его. Когда ушла слава, они могли лишь удивляться: «Куда и почему ушла слава?» И они вынуждены были называть сыновей своих «Исхабот», – слава прошла. И там, где отсутствует слава Божья, слава человеческая поднимается до самых вершин. И наоборот – где слава Божья поднимается до своей должной высоты, – там слава человеческая повергается в прах.
А как, Боже, насчет хотя бы маленькой славы? Будь добр, даруй мне хотя бы маленькой славы. Вникните глубже в такие наши выражения, которые мы часто употребляем:
«Мы совершим это с Божьей помощью».
«Мы увеличим численность членства в нашей церкви вдвое с Божьей помощью».
«В этом селе мы организуем церковь с Божьей помощью».
Красиво звучит? Ведь с Божьей помощью. А Писание как говорит?
6 Вы хоть осознали, что ваше хвастовство при такой обстановке совершенно не уместно? Неужели вы не понимаете, что этот грех подобен небольшому количеству закваски, которая заквасит все тесто? (1Кор.5:6 ПС)
Один человек похвалился: «Я на прошлой неделе закончил чтение Библии второй раз в этом году, – слава Богу за это!» Мне кажется, лучше было бы, если бы он целый год читал один стих из Библии: 1Кор.5:6 «Ваше хвастовство при такой обстановке совершенно не уместно».
Другой брат все время в субботу во время перерыва подходил то к одно, то к другому и спрашивал: «Ну-ка расскажи сегодняшний Утренний Страж; а я вот помню Утренние Чтения за всю неделю».
Даже, казалось бы, заявляя: «Господь благословил меня», – мы в действительности рекламируем наш собственный успех и достижения. Одним словом, мы прославляем себя. «Нет, Господи, не надо нам даже малой славы!»
В послании Галатам апостол Павел эту мысль выразил весьма ясно:
14 Что касается меня, то я ничем не стану хвалиться, кроме креста Господа нашего Иисуса Христа, поскольку Он умер на кресте. Мир для меня также был распят на кресте, а я распят для мира (Гал.6:14 ПС).
Один из величайших миссионеров однажды сказал: «Мы живем в такое время, когда столетия спрессовались в немногих кратких годах. Имена великих людей появлялись на горизонте, блеснув в течение одного момента и затем скрылись навсегда в море забвения. Но есть одно имя, которое увеличивается в яркости с каждым проходящим днем, это имя – Иисус!»
Итак, во второй части первой ангельской вести вы видите также концепцию оправдания по вере? Да, это ее неотъемлемая часть.
Почему в этой вести звучит также призыв: «Поклонитесь сотворившему небо и землю?» Разве кроме Бога мы можем поклоняться еще кому-нибудь? «Ну, дьяволу-то мы не поклоняемся», – заявим мы. Иконам, истуканам – тоже нет, у нас же нет их в наших домах. Возможно это и так, но остается еще нечто, чему мы с удовольствием поклоняемся. Это наше «я». И мы совершаем это поклонение тонкими, едва уловимыми путями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, трехангельская весть – это Божественное послание, целью которого является подготовка мира ко Второму пришествию Иисуса. Бог дал нам это послание, чтобы оно имело практическое влияние на нашу жизнь. Эти три вести раскрывают замысел Иисуса относительно жизни в последнее время. Весть трех ангелов – это гораздо больше, чем теория, доктрины, которые мало влияют на нашу жизнь. Хотя они несут торжественное и важное предупреждение всем необращенным, их главная цель – приблизить нас к Иисусу.
Божьего вам благословения, мои дорогие читатели и слушатели. До следующего урока субботней школы.
Александр Серков