Субботняя школа. 22-28 апреля 2023 года. Урок №5. «Благая весть о суде». Ведущий: пастор Александр Серков
Мир вам, дорогие мои сестры и братья! Приветствую вас на очередном уроке субботней школы. Мы продолжаем говорить о благой вести; в этом уроке благая весть о суде. На прошлом уроке мы говорили, что, в связи с тем, что начался суд на небе, точно так, как у народа израильского в конце года был судный день, народ XXI-века должен серьезно отнестись к этому весьма важному событию: его отношение к Богу должно быть с благоговейным страхом, то есть, нам следует бояться огорчить Бога своим недостойным поведением, и воздавать славу мы должны лишь Ему, а не себе или кому-либо другому, кроме Бога.
В этом уроке мы коснемся темы суда в связи с великой борьбой, происходящей во Вселенной. Также мы уделим особое внимание тому, что произойдет, когда с неизбежным будущим судом столкнутся верные Богу люди. Ведь вы же знаете, что суд начался с рассмотрения дел мертвых, но он вот-вот перейдет к рассмотрению дел живых. О дате начала суда на этом уроке мы говорить не будем, это особая тема, ей отведено место в следующем шестом уроке.
Эпиграфом к этому уроку является текст Писания, который гласит так:
«…ибо наступил час суда Его…» (Откр.14:7; 2 часть).
В контексте речь идет о суде Божьем. Сразу же поставлю вопрос, на базе которого и будет построен весь этот урок.
I Божий суд – это что? Бог руководит этим судом или Он Сам является на этом суде подсудимым?
Это интересный вопрос. Я скажу вам сразу: и то, и другое подразумевается в этом высказывании. И Бог руководит судом, и в связи с тем, что рассматриваются дела праведников, происходит так называемая теодицея. Эти два элемента суда тесно связаны между собой. Во-первых, давайте уясним, что такое «ТЕОДИЦЕЯ»? Этот термин был введен в богословие выдающимся немецким философом Готфридом Лейбницем в 1710 году. Это слово образовано от древнегреческих слов ὁ θεός (theos) – Бог, и ἡ δίκη (dikē) – суд, право, справедливость, судебное решение. Таким образом теодицея – это «Богооправдание» или даже точней – «суд над Богом».
Кстати, книга Иова – это и есть настоящая теодицея. С одной стороны, она показывает, что никакой суд над Богом невозможен и нелеп хотя бы в силу несоизмеримости судящего и Того, Кого пытаются оправдать. С другой стороны, она никак не отрицает, и напротив, даже подчеркивает и обостряет проблему существования зла и страданий в мире.
А почему в мире существуют зло и страдание, хотя он сотворен всемогущим и всеблагим Богом? Почему праведники страдают, а отъявленные грешники и негодяи живут в довольстве и радости? Предельно упрощая, спрошу: почему в жизни плохим людям хорошо, а хорошим людям плохо, ну, в общей бытовой обстановке?
Эти и подобные, волнующие нас, вопросы всегда в той или иной форме стояли перед людьми, и религиозные, и философские поиски в истории культуры в немалой степени определялись «проблемой существования зла». Ведь если Бог Всеведущ, то Он, во-первых, знает, как сильно страдают и мучаются сотворенные Им существа. Во-вторых, как Всемогущий, почему Он не делает так, чтобы страданий и зла в мире не было. Если же Он этого не делает, то Он либо не Всемогущ, либо не Благ и не Справедлив? Вот с такой проблемой сталкивается мир, особенно когда вокруг него, и на него, летят градом взрывающиеся снаряды, когда стихийные бедствия обрушиваются то на один, то на другой город, и тысячи, сотни тысяч людей остаются в районе бедствий и умирают под завалами многоэтажных домов.
Современный мир не знает покоя. Люди всюду ищут решения своих проблем: личных, общественных, государственных и международных. А корнем всего этого является стремление познать действительное значение жизни и судьбу, к которой она приводит. Давайте прежде всего рассмотрим Бога, Которому мы поклоняемся, в нескольких аспектах:
Однажды маленький мальчик с тревогой наблюдал, как кошка играла с мышкой, наконец убила ее и затем съела. Наученный своими родителями о том, что все создал Бог, после этого случая мальчик собрался побольше расспросить о жизни. И в подходящий момент он спросил отца:
– Пап, все создал Бог?
– Да, сынишка, все сотворил Бог!
– Он сотворил и птиц, и пчел?
– Конечно, сынок.
– И маленькую мышку Он сотворил?
– Безусловно, мой мальчик.
После довольно продолжительного молчания мальчик воскликнул, удивленно подняв брови: «Хорошо, а зачем же тогда Бог создал кошку?»
Многие люди считают невозможным верить в Бога даже из-за проблем, подобных кошке и мышке, не говоря уже о человеке и современной войне.
Но вопрос, который у нас возникает со всей серьезностью, таков: какому Богу может поклоняться умный современный человек? Человек создан с глубоко укорененным инстинктом поклоняться какой-то разумной силе, превосходящей его самого и всех людей. Кому же он будет поклоняться? В трудах ученого Пьера Леконте Дью Нуи находится следующее:
«Человек признал бы самую суровую дисциплину, если бы он был убежден, что между наукой и религией нет противоречия, и, если бы его мысли и разум не вступали в противоречие с чувствами и интуицией» («Тайм», 24 февраля 1947 г.).
Это показывает, что разумный человек стремится к Богу или к чему-то определенному, во что можно верить и что можно осуществить. Мы не можем вполне разделить уверенность нашего французского друга в том, что человек повиновался бы Богу, если бы не было противоречия между верой в Него и некоторыми научными доктринами. Мы знаем, что всегда были миллионы верующих, но не исполняющих воли Божьей. «И бесы веруют и трепещут» (Иак. 2:19). Они не соглашаются с дисциплиной поведения. Нельзя отвергать ту простую истину, что большая часть современного христианского мира ищет религиозного опыта в экстазе и чувствах, которые оторваны от требований дисциплины и подчинения законам Бога. Как говорит ученый Дью Нуи, сегодня разумный человек требует опыта с доказательствами. Поистине, и мы так полагаем. Тем не менее необходимо, чтобы вера была вдвойне уверенной, потому что сейчас много так называемых вер, не имеющих обоснования, что вызывает повсюду много смущения. Для тех, кто искренне ищет истину, написаны следующие слова: «Чтобы научить тебя точным словам истины» (Притч. 22:21).
Говоря о Боге, я приведу несколько текстов Писания, и мы увидим, какому Богу мы поклоняемся.
Он Бог Всемогущий:
«Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога» (Пс. 61:12).
Он Бог Премудрости
О Соломоне сказано: «Он был мудрее всех людей» (ЗЦар. 4:31). Он изучал жизнь растений, птиц, рыб, насекомых, – всего, что он видел и о чем думал. Когда царица Савская пришла к нему, она воскликнула: «Мне и в половину не сказано» (3Цар. 10:7). Соломон написал 3000 притч, мудрых выразительных поговорок. Если кто-либо считает, что пословицы легко писать, пусть попробует написать хотя бы одну, которую люди цитировали бы в течение предстоящих 3000 лет. А потом пусть напишет остальные 2999.
Откуда приходит мудрость? «Бог дал Соломону мудрость» (ЗЦар. 4:29). Премудрость Божья видна повсюду в самых простейших вещах. Тыквы не растут на деревьях. Слоны не имеют крыльев, и вы не услышите шума воздуха, рассекаемого крыльями слонов, садящихся на крышу вашего дома.
Юккский мотылек откладывает свои яйца в кожуру семян растений юкки. Оплодотворение растения пыльцой совершается действиями мотылька. Когда личинка выводится из яйца, она питается семенем растения. Таким образом, продолжение существования каждого типа зависит от другого. Мотылек умирает еще до того, как его личинка выведется из яйца, поэтому он никогда не в состоянии познать свой же опыт. Откуда же тогда у него мудрость? Бог спросил Иова: «Твоею ли мудростью летает ястреб и направляет крылья свои на полдень?» (Иов. 39:26.)
Человек ограничен. Мудрость же Бога безгранична. Поклоняющийся Богу неизбежно будет поклоняться Богу премудрости —премудрости, видимой повсюду.
Он Бог Закона
На карнизе окна 20-го этажа высотной гостиницы стояла женщина. Пока уличные зеваки в оцепенении смотрели на нее, она камнем бросилась вниз, чтобы умереть.
Почему тело падает вниз? Почему не вверх? Или почему оно не могло бы спускаться более медленно? Ответ в том, что есть сила, которая притягивает массу тела вниз. И это является законом, который управляет скоростью падающего тела. Этот же самый закон управляет всей Вселенной, начиная от падающего тела и до планет и планетных систем; от солнца и солнечных систем до еще и еще более огромных изолированных солнечных систем и их спутников.
«Поднимите глаза ваши на высоту небес и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счетом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силы у Него ничто не выбывает» (Ис. 40:26).
Бог является также автором морального закона.
Он Бог Любви
Если разумный современный человек будет поклоняться Богу, он почувствует Его как Бога силы, мудрости и Бога закона. Дела, которые он видит и знает, приведут его к этому сознанию. И все же этих нескольких свойств – всемогущества, премудрости и закона – недостаточно. Сильный человеческий правитель может иметь в руках безграничную власть, обладать проницательным умом и держать строжайшую дисциплину закона, и все-таки не сможет привлечь к себе любовь и добровольное послушание своего народа. Если же в дополнение к этим, рассмотренным нами качествам, в его сердце живет великая, постоянная святая любовь к своим подданным, тогда царство его может быть счастливым при условии, что Его последователи искренни.
Несмотря на проклятие греха, лежащего на нашей земле, в этом мире также имеется и любовь. Приведу пример: Вот в конце улицы загорелся дом. Быстро собралась толпа. Слышится рев сирены, и вскоре пожарные машины устремляют мощные струи воды на горящий дом. Вдруг подбегает женщина, вся в слезах, пробивает себе дорогу через толпу. «Пропустите меня, – кричит она, – в доме мой ребенок!» Вырвавшись из рук пожарных, она бросается к двери, в дым и жар, копоть и пламень. Выхватив из колыбели своего ребенка, она с трудом выносит его в безопасное место. Какой ценой? Ценой ожогов и рубцов, навсегда лишивших ее физической красоты.
На земле есть много ненависти, но также есть и много любви. Любовь родителей и детей. Любовь братьев и сестер. Всевозможные виды родственной и расовой любви. Любовь к отечеству, любовь к Родине, любовь из добрых побуждений и любовь Божья.
«Любовь от Бога» (1Иоан. 4:7).
«Бог есть любовь» (1Иоан. 4:8).
II Дилемма
Направим свой взор на события, которые происходили с Иовом. Нападки сатаны на Иова в действительности были атакой на характер Бога. Этот конфликт лежит в самой основе великой борьбы. Решение конфликта, связанного с Божьим характером, должно включать познание Бога. При этом необходимо учитывать то, что Сам Бог открыл о Себе, а не то, каким Его представил сатана.
Обычно наше представление о Боге формируется на основе понимания общего (природного) и специального откровений. Обе формы откровения представлены в книге Иова. У каждого человека есть возможность узнать о Боге через природу (Рим.1:18-20). Знание о Боге, а также признание Его существования вовсе не означают, что мы знаем Его лично. Но природа указывает нам на Него как на Творца. Павел в послании римлянам рассуждает об основных моральных принципах, которые Бог вложил в сердце человека и которые прослеживаются в природном порядке (Рим.2:14-15). Однако греховный мир и греховная природа человека затмили общее знание о Боге и об основных моральных принципах. Поэтому возникла нужда в специальном откровении. Бог открыл Себя в Своем Слове. Самое полное откровение Бога даровано во Христе — воплощенном «Логосе» (Слове) Бога. Оба эти откровения, общее и специальное, представлены в книге Иова. Хотя общее откровение указывает на Бога (см. Иов 12:7-10), оно не в состоянии удовлетворительно ответить на вопросы Иова. Только Божье специальное откровение в конце книги – прямое обращение Бога к Иову – дает истинные ответы (см. Иов 38-41).
В чем неудача всех этих людей?
В словах, сказанных четырьмя друзьями, была как правда, так и неправда. Друзья Иова ошибались, когда настаивали на том, что его болезнь послана ему как наказание за его личное беззаконие, и что благополучие является признаком праведности. Болезнь может быть результатом чьего-либо собственного греха или может не быть результатом именно греха. Иов ошибался, обвиняя Бога в несправедливости. И вероятно также ошибался, переоценивая свои собственные заслуги. Он ведь не знал всего, также и не понимал полностью всех отдельных явлений. Он не видел далеко вперед и не имел всеобщего представления обо всем происходящем.
Но все эти люди, искатели правды, сделали еще большую ошибку. В своем практическом значении она во много больше, нежели их богословские ошибки и различия во взглядах. В конце концов, они были хорошими, высоконравственными личностями, как говорят люди, утверждающими то, что сами считают истиной.
В чем же была их действительная ошибка? Они более были готовы выражать свои мнения о Боге, нежели позволить Богу высказать Свое мнение о них. В своем усердии переговорить друг друга, не давая другому высказаться, они не предоставили слово Богу.
Все соперники в конце концов истощили свой запас аргументов в споре, и самый красноречивый оратор потерпел крах. Но вот настало время послушать Бога. Вот так произошло с этими людьми, которые обсуждали действия Бога и человеческие страдания. В конце концов они дали возможность Богу высказать Его соображения об упомянутых выше аргументах, жалобах, страданиях и горечи.
Отвечая Иову, Господь сказал:
«Кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла? Препояшь ныне чресла твои как муж: Я буду спрашивать тебя, а ты объясняй Мне» (Иов. 38:2-3).
Затем Господь говорил о творении, о земле, воздухе и небесах, дне и ночи, о снеге, граде, свете, громе, молнии, дожде, льде, морозе. О звездах и облаках, о львах, диких козах, ланях, о конях, рвущихся в бой, о павлинах, ястребах, орлах, китах, слонах и т. д., в отношении которых ученики средней школы сегодня знают больше, чем Бог тогда открыл Иову.
Тем не менее, когда Бог позволил Иову отвечать, этот больной, истощенный и ожесточенный человек сказал:
«Руку мою полагаю на уста мои» (Иов. 39:34).
Были забыты все его веские оправдания и все заранее приготовленные слова. Задолго до того, как Иисус сказал: «Кто имеет уши слышать, да слышит» (Мф. 11:15), Иов раскрыл свои уши и стал слушать голос Божий.
И когда, наконец, Господь закончил следующими словами: «Он царь над всеми сынами гордости» (Иов. 41:26), тогда Иов отвечал: «Знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено… Поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов. 42:2,6).
Первое, что нужно нам запомнить, это то, что, когда Иов прекратил оправдания и сетования вслух или в своей душе и послушался голоса Божьего, даже как Он открыт в природе, он снова нашел своего Бога.
Во-вторых, следует запомнить, что, согласно Писанию, Бог не объяснил Иову, послана ли ему болезнь в наказание за грех, а Иов ничего об этом и не спрашивал. Иов закрыл свои уста в молчании, открыл свое сердце небесам и нашел своего личного Господа. Этот Господь Сам стал личным ответом на беспокоящие его личные проблемы. Другого подходящего решения нет. Единство с Богом, познание Господа – вот и все учение о Боге! Мы читаем:
«Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога и посланного Тобою Иисуса Христа» (Иоан. 17:3).
III Теодицея в истории
Прочитаем текст Писания:
1 Итак, какое преимущество быть Иудеем, или какая польза от обрезания?
2 Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божие.
3 Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию?
4 Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем (Рим.3:1-4).
Тема оправдания Самого Бога звучит в разных местах Писания. Богословы называют ее теодицеей, и речь идет о понимании благости Бога пред лицом зла. Фактически вся великая борьба сама по себе является теодицеей. Несмотря на царящее в мире зло, людям, ангелам и всей Вселенной будет явлена благость Бога.
Теодицея имеет дело с фундаментальным вопросом: почему добрый Бог позволяет существовать злу? Этот вопрос озадачивал исследователей Библии во все времена. Мы говорим о теодицее Августина, Иринея, Оригена и других религиозных мыслителей, которые пытались оправдать Бога с помощью человеческой философии и рационалистического подхода. Но, возможно, Бог не нуждается в наших попытках оправдать Его? Ведь Его откровений в книге Иова и в других книгах Священного Писания достаточно, чтобы указать на любящего Бога.
Как бы трудно ни было для нас сегодня осознавать это в мире греха и страданий (Иову было значительно труднее), когда все закончится, мы сможем увидеть благость, справедливость, любовь и святость Бога в Его обращении с человечеством, сатаной и грехом. Это не означает, что все происходящее в мире заслуживает нашего одобрения. Это лишь означает, что в сложившихся обстоятельствах Бог действует наилучшим образом. Когда ужасная история греха закончится, мы сможем воскликнуть: «Велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! Праведны и истинны пути Твои, Царь святых!» (Откр.15:3).
IV Основание нашего оправдания
Прочитаем текст Писания:
7 Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою.
8 Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа
9 И найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере» (Фил 3:7-9).
В этом высказывании Павел желает подчеркнуть контраст между его предыдущим положением и состоянием, которое он занял теперь, когда стал христианином. Прежде он пользовался определенным преимуществом. Между тем, любой из людей, смущавших своим учением святых в Филиппах, желал бы «украсить» свою репутацию тем, чем мог бы похвастаться Павел. С человеческой точки зрения у него в вопросах религиозной жизни были все основания для самоуверенности. Однако все перечисленное им в стихах 5-6 Павел ради Христа почел тщетою (стих 7). Несомненно, решающим моментом в своей жизни он считал то, когда на пути в Дамаск отказался от «надежды на плоть» и целиком доверился Христу.
Павел никогда не преуменьшал ценности своего прошлого, но скорее возвеличивался в нем и почитал его как преимущество или выгоду, просто исходя из человеческой точки зрения. Но он настолько был увлечен религией Христа, что почел все свои естественные «преимущества» как ничего не стоящие. Прежние его «преимущества» (стих 7) сделались сором в его глазах – ради того, чтобы приобрести ему Христа как своего Спасителя. Все другое потеряло для него значение, начиная с того, чем он так гордился в иудаизме. В некоторой степени все христиане призваны проявлять подобное отречение. Они будут счастливы, если смогут поступать также охотно и искренно, как поступал Павел!
Что значит для нас «приобрести Христа»? Это значит найтись в Нем (стих 9) и в Нем находиться. И Павел хотел, чтобы вся его жизнь отражала эту истину. Будучи во Христе, он уже не пытался угодить Богу собственной своею праведностью, основанной на делах закона, сознавая, что в глазах Божьих такая праведность и не праведность вовсе, а нечто подобное «запачканной одежде» (Ис. 64:6). Спасающая праведность, на которую полагался Павел, – это праведность чрез веру во Христа, и исходит она только от Бога, а дается по вере. Когда грешник, принявший Христа, верою отвечает на действие Святого Духа в своем сердце, то облекается в «одежды» Христовой праведности (Рим 3:24-26) и становится тогда «облагодатствованным в Возлюбленном» (Еф. 1:6). Облеченный в эти одежды, верующий, хоть и грешник, но он утверждается во Христе.
Книга Откровение посвящена кульминации в многовековой борьбе между добром и злом. Люцифер, мятежный ангел, бросил вызов справедливости и мудрости Бога. Мятежник утверждал, что Бог несправедливо управляет Вселенной. И центральное место в этом конфликте по поводу Божьего характера занимает последний суд, о котором мы читаем в вести первого ангела.
Этот суд оправдает также каждого, доверившего свою жизнь в руки Бога и исповедавшего свой грех перед Ним. Вечное Евангелие и суд – тесно переплетены друг с другом. Если бы не вечное Евангелие, у нас не было бы надежды на суде. Фактически, вечное Евангелие – это наша единственная надежда на положительное решение суда. Поэтому – весть о суде – это часть вечного Евангелия.
Во время последнего суда непавшие миры увидят, что Бог совершил все возможное для спасения каждого человека. Этот суд раскроет справедливость и милость Господа, засвидетельствует о Его любви к нам и закону, о Его спасительной благодати и силе.
Суд является частью окончательного Божьего решения проблемы греха. В великой борьбе между добром и злом Господь уже ответил на обвинения сатаны, умерев на кресте, но на суде Он откроет, что сделал все возможное, чтобы нас спасти и привести к распятому Иисусу.
Многие сегодня заявляют: «А для чего нужен суд, разве Бог и так не знает, кто что творил? Это слишком примитивный вопрос. Да, небесные книги раскроются, необычайно точно показывая нашу жизнь в мельчайших подробностях. Так было показано Даниилу (7:10). Хотя это тоже надо понимать без учета деталей, таких, как «книги, в которых записаны дела гусиными перьями». Главное – Бог на суде перед всей Вселенной покажет (может в какой-то панораме) дела каждого, и все засвидетельствуют, что Бог и справедлив, и милостив. Вся Вселенная будет размышлять о нашем выборе в свете влияния Святого Духа и искупления, столь щедро дарованного Христом на Голгофском кресте.
Заключение:
Итак, мы видим, что в основе великой борьбы лежит вопрос относительно Божьего характера. Этот же вопрос встает при обсуждении проблемы человеческих страданий. В истории нашей планеты и в нашей личной жизни наступит решающий момент, когда Бог будет прославлен за Свою безграничную любовь, даже если мы не получим ответов на все наши вопросы здесь, на Земле. А главное, в конечном счете Бог будет прославлен, сатана разоблачен полностью, а праведники искуплены. Понимание Божьего суда из книги Откровение дает нам уверенность в том, что однажды вся Вселенная преклонится перед Создателем, Искупителем и торжествующим Царем всей Вселенной.
Дорогие мои слушатели и читатели, желаю вам Божьего благословения и уверенности в суде, на котором будет оправдан и Бог, и благодаря Его милости и мы с вами. До следующего урока субботней школы.
Александр Серков