Стыдная традиция в АСД
Речь идет о множественных сборах пожертвований в общинах АСД.
О проблеме
В бытность свою, будучи неокрепшим христианином, автор стыдился посещать богослужения АСД в связи с тем, что ему нечего было положить в корзинку. Один сбор еще я мог пережить, но два было выше моих тогдашних сил.
А три, или четыре не желаете? Бывало частенько.
Теоретически пожертвования добровольные, однако, хотим мы этого или нет, но «неокрепшие умы» будут испытывать неудобство в подобных ситуациях. Что там «неокрепшие умы»? Даже «окрепшие»… Подобный случай описан в книге Джона Паулина «Библейская истина в современном мире»:
«Кроме того, секулярные люди проявляют острую антипатию к всевозможным манипуляциям. Они, например, боятся, что их «надуют», поставив перед необходимостью внести пожертвование, тогда как они предпочли бы этого не делать. Для них характерно следующее представление относительно церкви: «Единственное, чего от меня хотят, — это мои деньги». Но не успеют они оглянуться, как чаша для пожертвований проплывет мимо, и тогда им кажется, что глаза всех присутствующих устремлены на них. Недавно я спросил свою жену — адвентистку с почти 20-летним стажем, — почему она неизменно кладет в чашу для пожертвований один доллар из своих карманных денег, несмотря на то, что мы своевременно возвращаем десятину, предусмотренную в качестве отдельной статьи нашего семейного бюджета, и т. д. «Боюсь осрамиться в глазах окружающих, — ответила она, — ведь люди заметят, что я ничего не положила в чашу!» Если даже жена пастора с таким стажем чувствует себя столь несвободно, то какое же глубокое воздействие должен произвести ритуал сбора пожертвований на тех, кто не привык к церковной жизни!»
В связи с этим возникает вопросы: Какая насущная необходимость заставляет церковь АСД сохранять эту традицию? Нельзя ли сделать всё более рационально?
Начало традиции
Автор поискал информации по этой теме и ничего не нашел, кроме следующей истории из уст одного пастора церкви.
Однажды, «во времена Е. Уайт» церковь задумала купить миссионерский пароход. Однако средств, как всегда не хватало, поэтому был учрежден временный дополнительный «пароходный сбор». Так удалось собрать необходимую сумму, и пароход был куплен. Но сбор решили оставить, как нецелевой.
Какое бы ни было начало у этой традиции, но на сегодня рациональных причин сохранять два или три испытания для верующих и неверующих – нет. Члены церкви в целом в большинстве своем уже планируют свои пожертвования, поэтому простым увеличением количества «стрижек овец» ничего не добиться.
Что предлагается?
Установить только один сбор, во время которого собирать и пожертвования и десятины.
А лучше всего сбор пожертвований осуществлять с помощью сокровищницы (у входа в зал).
В случае, если будет оставлен один сбор, то свободные средства делить по принятому Конференцией соотношению.
Соотношение 20/80 было бы, наверное, неплохим решением вместо нынешних 60/40. При этом нужен запрет на дополнительные систематические целевые пожертвования в местную общину кроме экстренных нужд (для предотвращения попыток обойти общий порядок).
Возможные возражения (из опыта)
Возражение 1: Поскольку во время второго сбора свободные средства направляются в местный бюджет, то появятся возражения, что сломается соотношение конференционных средств и местного бюджета. Сегодня из обоих сборов средства идут в местный бюджет, только в разных пропорциях – это дублирование не представляется разумным (не забываем, что количество «стрижек» не увеличивает количество «шерсти»). Такая схема позволяет легально сместить отношение 40/60 в сторону местного бюджета. Если это так, то почему бы не принять такие цифры, которые устроили бы всех, и сделать систему более рациональной?
Возражение 2: «Второй сбор посвящён именно десятинам и является отдельным служением».
Ответ. Настоящее служение десятинами и пожертвованиями совершается в момент их отделения от ЗП, когда решается, сколько жалко отделить от своего, а сколько не жалко.
Можно ли увеличить служение церкви простым дроблением служений на более мелкие? Если бы мы писали человеческий отчет о проделанной работе, то список совершённых «служений» оказался бы длиннее. Но разве мы пишем отчет человеку?
Возражение 3: «Упадут сборы».
Нужно вспомнить, что церковь – неприбыльная организация, поэтому данный аргумент не может быть главным (это вообще не аргумент, на самом деле).
И он высвечивает наличие проблемы: часть членов церкви служит вынужденно – средства жертвуются, чтобы «не позориться» перед другими. В некотором смысле это сродни хромым жертвам древнего Израиля, когда отдать нужно, но жалко, и поэтому изыскиваются варианты… То есть такие пожертвования никогда не попали бы в сокровищницу Бога, если бы не коллективный эффект.
Что сделает церковь, зная эту проблему? Будет поддерживать существование немощи?
Преимущества реформы для «немощных в вере».
Полная отмена сборов и введение сокровищницы подействует положительно на тех, кто действовал импульсивно, выбирая из имеющихся в кармане на данный момент средств: теперь им нет необходимости казаться перед людьми. Они либо прекратят жертвовать вообще, либо приведут в порядок эту часть личного опыта, жертвуя всю сумму сразу.
В момент планирования одноразового взноса для таких людей открывается хорошая возможность посмотреть на соотношение пожертвований к десятинам (если развивать идею о «второй десятине»), что может быть действенным стимулированием жертвенности, и таким образом служение станет более «разумным» (Рим.12:1).
При падении «доходов» возрастает роль «учителей народа» в объяснении христианского долга, порицании скупости. Нельзя поручить стадному эффекту роль служителя Бога, которая есть – призыв к жертвенности.
Возражение 4: «Несколько сборов не являются «вымогательством денег», а помощью людям пожертвовать».
Настоящей помощью желающим пожертвовать была бы установка сокровищницы… А то рука неожиданно (!) поднимается внести, а корзинки рядом нет, и приходится опять себе присваивать… Так получается?
Возражение 5: «В общине есть те, кто не желает оставаться на вторую часть служения, и для них следует сохранить сбор на СШ».
Оказалось, что в этой общине члены церкви разбегаются, лишь бы не слышать проповедование старых заслуженных, однако закоснелых собратьев.
Если община желает сохранять такое положение вещей, то сокровищница будет лучшим выходом из положения.
Пошаговая инструкция, как провести реформу в общине.
Чтобы убедить осторожных или нерешительных членов совета в том, что финансы общины не рухнут можно (и было сделано автором) провести анонимное анкетирование на членском собрании. Исследовался вопрос, планируют ли члены церкви свои пожертвования, или действуют импульсивно? Оказалось, что все участвовавшие в опросе, планируют.
Затем совет может решить провести эксперимент, например на 1-2-3 мес., по итогам которого примется решение оставить перемены, или вернуться к дополнительным «стрижкам».
Нужно будет сделать сокровищницу с замком, и разместить рядом призывающий библейский текст с обетованием.
Что делать, если два сбора вплетены в сложную литургию богослужения?
Предлагается проводить единственный сбор перед проповедью после чтения комментариев к пожертвованиям. Некоторую проблему составляет призыв жертвовать на указанное в вестях направление, если введена система, когда Конференция отправляет средства на нужды всемирной церкви по некоему плану из общих поступлений, а не отправляет именно ваш сбор. Говорить, что упомянутый сбор пойдет именно в то место – будет неправдой.
Поэтому придется приготовить объяснение наподобие такого: «Наши средства также участвуют в данном проекте, поэтому мы можем присоединиться к пожертвованиям на нужды Конференции».
В случае, если община решит отменить сборы совсем, традиционные молитвы о собранных средствах можно заменить одной молитвой во время отчета казначея общины на членском.
Тут нужно понимать, что лучше сделать хорошее дело человеческими руками, чем стоять и вопиять в Небо о вмешательстве в наше несовершенство (Исх.14:15 «И сказал Господь Моисею: что ты вопиешь ко Мне? скажи сынам Израилевым, чтоб они шли…»).
Если же есть опасение, что Бог не благословит эту одну молитву веры так, как благословит многочисленные молитвы каждую субботу, то придется молиться о собранных средствах в сокровищнице после чтения комментариев. Придумать, как это сформулировать.
Игорь Мамутов