Вопрос служителю: За что бог “поразил” Озу?
Вопрос: За что бог “поразил” Озу? За то, что тот хотел позаботиться о ковчеге? Разве в этом есть милость и любовь?
Ответ: Здравствуйте! История с Озой вызывает много вопросов и сегодня. Если в Библии Бог представлен как любящий наш отец, то эта история говорит о Его жестокости по отношению к человеку, который хотел лишь помочь Господу!
Однако предлагаю посмотреть на данный отрывок, с другой стороны.
Числа 1:48-51 – Написано, что ковчег и скинию должны носить только левиты. Это повеление было выполнено, так как мы знаем, что Оза был сыном Амминадава (2 Царств 6:3) – потомка Аарона.
Далее в книге Числа 3:29-31 мы видим картину, что в колене Левия были роды и каждому роду было поручено отвечать за отдельные части Святилища. Осознание уже этих двоих повелений наталкивает нас на мысль, что та, что святое, особенно Божье, должно относиться очень серьёзно. При исследовании Писания мы видим, что Оза был потомком того, кто мог носить ковчег Завета, а это означает, что два первых пункта было выполнено.
Далее следующее повеление Господа. Числа 4:4-6 из данного отрывка мы ясно видим, что ковчег носить можно, но нельзя прикасаться и более того в 6 тексте написано предостережение: «не погубите сынов Левиев.» Это значит, что, не смотря, что левит был священником Божьим для него, также действовали серьёзные, привила, касательно Божьей святости. Обратите внимание на тот факт, что ковчег нужно было носить (Исход 25:13-15). И это строгое повеление. Возвращаясь к истории с Озой мы помним, что они решили везти Ковчег. То есть прямое нарушение слова Торы. Попытаемся ответить на следующий вопрос: если бы Ковчег действительно несли на шестах, то он бы наклонился? Очевидно, что нет. Кроме того, волы бы не повлияли на исход истории. Отсюда вытекает еще один принцип, касательно Божьих повелений – все заповеди даны для блага человеку и их несоблюдение влечет за собой беду.
Обратим наше внимание на следующий вопрос: откуда телега? 1 Царств 6:7-12 мы видим картину, что язычники так сделали и именно они стали примером, который определил поступок Израиля. После того, как ковчег был возвращён к Израильтянам он находился в доме Озы 70 лет. Оза, который вырос со святынею в доме не должен ли был знать правила ухода за ней? Кроме того, он был из священного колена, которые знали Тору на память. Этот факт лишь свидетельствует, что Оза решил проявить свою праведность и свою инициативу, в противовес Божьим повелениям. От такой дерзости воспылал гнев Господень.
Кроме того, остается очень интересным фактом это описание дороги по которой везли ковчег в тот момент, когда Бог поразил Озу. Автор описывает её как «гумно» (2 Царств 6:6). Гумно – это ровная площадка на которой молотили зерно. Оно имело искусственно выравненную площадь, которая приближалась к идеально ровной. И более того, когда мы посмотрим на возы той эпохи мы увидим, что они имели очень высокие борты. Волы — это кастрированные быки, которые по своей новой сути есть очень спокойные. И от сюда постает факт: даже если и волы смогли, как-то, наклонить ковчег то точно не так, чтобы он упал с воза с огромными бортами на ровной дороге и не было необходимости подпирать его руками.
С уважением!
Бакалаврант теологии
Игорь Чечин